Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Михина Екатерина Александровна

Данная работа раскрывает значимость федеральных государственных требований в процессе дошкольного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
  2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
  3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
  4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
  5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

В апреле 2011 года В.В. Путин выступил с инициативой о необходимости модернизации системы общего образования по целому ряду направлений.

В соответствии с данным поручением каждый из субъектов Российской Федерации в 2011 году разработал собственный комплекс мер по модернизации региональной системы общего образования. Для многих регионов, в том числе и для нашей губернии, это стало логичным продолжением комплексных проектов по модернизации образования, реализованных в 2007-2009 годах.

В связи с этим глобальные изменения претерпело и дошкольное образование. 2 декабря 2011 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки Росии) от 20 июля №2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

В чем же заключается суть данного документа? Почему решили что-то поменять в образовательном процессе?

Если ранее к воспитанникам предъявлялись требования: на «выходе» из дошкольного учреждения ребенок должен иметь определенный запас знаний, умений, навыков (ЗУН), то в настоящее время в соответствии с федеральными государственными требованиями к развитию детей меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов предлагается формировать новые качества ребенка: физические, личностные, интеллектуальные, которые в дальнейшем обеспечат воспитаннику успешную социальную личность.

Раньше в большинстве случаев в программах существовали разделы, которые соответствовали определенным видам дисциплин. Теперь же вместо этого имеют место быть образовательные области: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопастность», «Труд», «Социализация», «Познание»,  «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Раньше была сетка занятий, которой мы должны были придерживаться. Сейчас же процесс образования построен на комплексно-тематическом принципе с учетом принципа интеграции образовательных областей.

Если ранее существовало такое понятие, как «занятия», то теперь вместо него существует совместная деятельность взрослого  и ребенка и самостоятельная деятельность детей.  Если мы раньше в виде занятий знакомили детей с программным материалом, то теперь все это следует доносить до воспитанников в игровой форме. Занятия, которые проводились ранее, были четко прописаны. Были «озвучены» действия педагога и воспитанника. Сейчас же, в соответствии с федеральными государственными требованиями мы можем на необходимую тему уделять столько внимания и времени, сколько посчитаем нужным, пока не поймем, что ребенок в полной мере ознакомился с полученной информацией, «прожив» её, «проиграв» и «прочувствовав» в различных ситуациях, касающихся  данной тематики.

 При организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение детей.

 1. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе..

 2. Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости.

 3. Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца.

 Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы (т. е. портрет выпускника дошкольного учреждения):

- физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

- любознательный, активный;

- эмоционально отзывчивый;

- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

- овладевший необходимыми умениями и навыками.

Таким образом, соблюдение ФГТ позволит в целом повысить качество российского дошкольного образования, обеспечить преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования.

Отказываясь  от учебной модели, педагог вынужден обратиться к новым формам работы с детьми. Ребенок должен на протяжении практически всего дня обучаться, даже не подозревая этого: в форме игры, во время общения со взрослыми и сверстниками.

Взять хотя бы такой аспект области «Социализация», как «Гендерное воспитание». Ранее наш детский сад, как и многие детские сады, работали по программе Васильевой, и данная проблема так четко не выделялась из всего программного материала. Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста.

  В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Таким образом, проблема воспитания ребенка с учетом половых различий, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы с детьми дошкольного возраста очень актуальна.

  1. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Актуальность гендерного воспитания в современном обществе огромна.  Обществу хочется, чтобы мужчины демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, но и проявляли заботу по отношению к людям, уважение к родным.  А женщины умели проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потеряли свою женственность.

 Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существованием ряда проблем:

 1. Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек.

 2. Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.

 3. Повышение неадекватности форм поведения среди молодёжи.

Я считаю, что работая по программе Васильевой, дети получали мало информации по соответствующей теме. Сейчас, в наше время, когда государство с самого детства видит и формирует в ребенке отдельную самостоятельную личность, я придерживаюсь мнения, что с раннего возраста следует формировать в детях четкое представление о половых различиях, чтобы на дальнейших этапах своего жизненного цикла им проще было определиться в своих жизненных позициях, значимости в обществе и, даже, выборе профессии.

Учитывая актуальность данной тематики, а так же реализуя одно из приоритетных направлений, а именно «полоролевая социализация старших дошкольников в игре», я поставила перед собой цель: 

- создание условиий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности.

 Для реализации цели необходимо решить ряд задач:

- активизировать представление детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно-ценных) посредством ролевых игр;

- развивать способы взаимодействий, характерных для мужского и женского типов поведения через знакомство детей с русским фольклором и русскими традициями в семейном воспитании;

- прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности;

- повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей.

  1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

В работе над данным проектом происходит:

—развитие ребенка: его умственных, творческих, интеллектуальных способностей;

—происходит ориентация в отношениях между людьми;

—уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения;

— коммуникативность, чувство собственного достоинства;

—навыки самоорганизации и здорового образа жизни;

—положительное отношение к себе, как представителю того или иного пола;

—открытый внешнему миру доброжелательный и отзывчивый.

Анализируя качества, которые развиваются в  ходе данной работы, с учетом гендерного подхода мы видим портрет дошкольника соответствующий  предложенному в ФГТ портрету дошкольника – выпускника. Именно в игре, возможно, осуществить главную задачу дошкольного воспитания: « Учить дошкольника так, чтобы он не заметил».

  1. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Для реализации данной проблемы я в первую очередь  определюсь и распланирую, какими способами, методами и приёмами буду пользоваться, чтобы добиться поставленной цели.

В течении всего учебного года с детьми будут проводиться различные виды деятельности по соответствующей тематике.

На начальном этапе всей работы следует провести диагностическое обследование по определению уровня сформированности полоролевой социализации детей. Затем составить план работы по гендерному воспитанию  на учебный год.

Распланировать  работу по взаимодействию с родителями, так как важным фактором в процессе формирования психического пола ребенка является семья, и в частности, пример поведения родителей, их взаимоотношений и трудового сотрудничества друг с другом и с детьми, а в особенности, мальчиков с отцами и дедушками, а девочек – с матерями и бабушками.

Далее проведу работу по подбору и анализу методической литературы на соответствующую тематику. Здесь можно ознакомиться со следующей литературой:

- Бабаева Т. И. Игра и дошкольник: Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. - Издательство: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2007. - 192 с.

 - Доронова Т. Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М. : Линка – Пресс, 2009. – 132 с.

 - Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб. : Питер, 2003. – 194 с.

 - Шелухина И. П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2008. - 96 с.

В ходе работы над данной тематикой стоит провести большую работу с родителями:

- анкетирование родителей для выявления их отношения к проблеме гендерного воспитания, «Какие они: мальчики и девочки?»

- ящик запросов и ответов: выявление запросов родителей и ответы на них;

- ряд родительских собраний на тему:  «Современная семья», «Какой вы родитель?»;

- круглый стол «Питание мальчиков и девочек»;

-консультации для формирования у родителей гендерной компетентности "Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?», «Я и моя семья».

Реализация работы с детьми над данным проектом реализовывается через:

  1. совместную деятельность:

 - чтение художественной литературы – по интересам, обсуждение литературы, например: девочки рассказывают женские поступки в рассказе, а мальчики мужские поступки;

 - беседы: например: «Профессии моих родственников» - девочки рассказывают про профессии мам, а мальчики рассказывают про профессии своих пап. «Мама дома, мама на работе, мама в свободное время» - например - девочкам предлагается рассказать о своих мамах, о домашних обязанностях, а мальчикам – как мама проводит свободное время, куда ходит в театр, в кино, тренажерный зал и т.д.;

 - сюжетно – ролевые игры:  «Почта», «Гараж»,  «Показ моделей», «Дочки-матери», «У нас гости», «Салон красоты», «Лесная школа», «Магазин», «Строительство», «Больница»;

 - дидактические игры: «Наши прически», «Лото для девочек», «Ателье», «Дорожные знаки», «Наше здоровье», «Профессии», «Кем я хочу стать? Кем буду работать? », «Кто что делает? »;

 - развлечения – «День Матери», некоторые развлечения проводились совместно с музыкальными руководителями и инструктором по физическому воспитанию: «Я люблю свой детский сад, и мальчишек, и девчат», «23 февраля», «8 марта»;

-  викторина « Мужчина и женщина, – какие они?»;

- день открытых дверей: «День мужества» (утренняя гимнастика для мальчиков;

-  беседа на тему «Мальчик - будущий мужчина,  девочка - будущая женщина»;

- выставка рисунков на тему «Какие они: настоящие рыцари и маленькие принцессы?»;

- физкультурное развлечение «Путешествие в Олимпию»;

-проведение праздника «Богатырские забавы»;

- народный фольклор о мальчиках, девочках (пословицы, поговорки и т.д.)

- литературная викторина «Добры молодцы и Красны девицы»;

- проведение праздника-конкурса « Кто дарит нам красоту!»;

- семейная гостиная: «Когда мы маме помогаем»;

- организация выставки «Красота своими руками»;

- проведение мероприятия «Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина»;

- панно «Мамочка и папочка – найди меня: ладошки наших деток»;

- создание фотоальбомов на тему: « Мужские и женские профессии»;

- организация уголков труда с учетом гендерных особенностей

« Мастера и Мастерицы»;

- зарисовка эмблем для мальчиков и девочек;

  1. индивидуальную работу:

- рисуночный тест «Кем я хочу стать»;

  1. режимные моменты:

-  утренняя гимнастика;

-  одевание: мальчики одеваются медленнее, поэтому они одеваются

 первые, а потом помогают девочкам;

-  дежурство: девочки раздают вилки, а мальчики ложки;

  1. прогулку:

- наблюдение за трудом взрослых;

- совместные игры: «Поездка в магазин» - девочки - пассажиры, мальчики – шоферы, «Отправляемся в путешествие» - сумки несут мальчики, девочки накрывают на стол. Организация игр с учетом гендерного воспитания;

- экскурсия в столярную мастерскую;

- экскурсия в парикмахерскую.

  1. самостоятельную деятельность:

- рассматривание энциклопедий для мальчиков и девочек – по интересам;

- раскраски по интересам – для девочек и мальчиков;

- игры в лото, домино.

  1. непосредственную образовательную деятельность:

 - дежурство: перед непосредственной образовательной деятельностью организуется дежурство: мальчики – расставляют столы и стулья, а девочки раскладывают раздаточный материал;

 - во время проведения НОД использую различные инструкции, например: посчитать девочкам количество предметов, а мальчикам найти - соответствующую цифру; на речевом развитии – при пересказывании рассказов – первыми пересказывают девочки, т. к. они быстрее запоминают информацию, потом мальчики, т. к мальчикам требуется дополнительный речевой образец; девочки вырезают детали, т. к. они очень аккуратны, а мальчики намазывают клеем детали и приклеивают, но это касается только итоговых мероприятий когда навыки детей уже отработаны;

- работа по подгруппам: девочки делают снеговику шляпки, бусы, а мальчики галстук и шапку;

 - создание предметно-игровой среды в семье и детском саду с учетом предпочтений и интересов девочек и мальчиков.

Итогом всей работы станет проведение диагностики по методике

 Н. Е. Татаринцевой «Мир мальчика и девочки» и организация круглого стола для детей и родителей «Мальчики и девочки».

  1. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Для того, чтобы создать соответствующую среду для достижения планируемых результатов, необходимы определенные условия, которые так же прописаны в федеральных требованиях к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Требования к кадровому обеспечению:

  1. Повышение квалификации по вопросам гендерного воспитания;
  2. Проведение мастер-классов по данному направлению;
  3. Проведение семинаров;
  4. Проведение районного методического объединения по теме «Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста»;
  5. Привлечение к проекту педагога-психолога.

Требования к научно-методическому обеспечению:

  1. Подборка необходимой методической литературы.

Требования к материально-техническому обеспечению:

  1. Приобретение ноутбука;
  2. Приобретение мультимедийного проектора и интерактивной доски;
  3. Приобретение игрушек с учетом  полового различия детей.

Требования к нормативно-правовому обеспечению:

  1. Положения о проведении конкурсов;
  2. Приказ о проведении экскурсий в общественные места.

Требования к информационному обеспечению:

  1. Подборка наглядных пособий;
  2. Подборка соответствующих произведений для ознакомления с данной тематикой;
  3. Подборка слайдов;
  4. Подборка электронных дидактических игр;
  5. Подборка дидактических игр;
  6. Подборка сюжетных картинок.

Требования к организационному обеспечению:

  1. Проведение родительского собрания по данной тематике;
  2. Проведение семинара-дискуссии для педагогов учреждения;
  3. Проведение совместных с детьми и родителями мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»

Презентация: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...

Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»

Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...

Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся

Итоговая работа на тему:«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»по курсу повышения квалификации по ИОЧ«Основные направления региона...

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся» по курсу повышения квалификации по ИОЧ

Итоговая работа на тему: «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...


 

Комментарии

Идиятуллина Айслу Гилмутдиновна

Спасибо за материал. Примите мой голос. Мои работы тоже посмотрите пожалуйста.

Жирнова Елена Михайловна

Познавательно.Спасибо.удачи.

Фомина Татьяна Александровна

Голосую. Оцените мою работу, пройдите по ссылке http://nsportal.ru/node/651941

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020