Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся
методическая разработка по теме

Сёмочкина Марина Анатольевна

Итоговая работа на тему:

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota.docx42.6 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа на тему:

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

время обучения: 1 сессия: …27.05……. – …31.05…….2013г.

                              2 сессия: …03.06.…… – …07.06…...2013 г.

                                                                           

 Выполнила

Сёмочкина Марина Анатольевна

Должность - воспитатель

 Место работы  - ГБОУ ООШ №21 г. Новокуйбышевска Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Дружная семейка»»

Самара, 2013г.

               Моделирование системы деятельности педагога,

           направленное на решение профессиональной проблемы

1.Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной  деятельности.                                                                                            

Концепция модернизации российского образования подчеркивает: "Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе". В связи с этим проблема социально-личностного развития ребёнка становится особо актуальной на современном этапе. Однако прежняя система образования не позволяет достичь новых результатов.                                                                                                                                                    Возникают противоречия между желаемыми результатами  образовательного процесса и реальной ситуацией.   К сожалению, 70% детей второй младшей группы детского сада испытывают сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми. Незнание себя и непонимание других является следствием отсутствия опыта социального взаимодействия, низкий социально-ролевой статус тормозит проявление заботы и сострадания, что вызывает устойчивые негативные чувства и реализуется, как разрушительная активность. Дети грубо разговаривают с родителями; со взрослыми разговаривают на «ты»; не умеют играть друг с другом, часто ссорятся.  Группа сверстников для ребенка — источник многих позитивных эмоций. В ней корректируется самооценка ребенка, уровень притязания. Сравнение себя с другими детьми, оценка поведения сверстниками, обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Отношения ребенка с группой («детским обществом») опосредуются через социальные эмоции, которые являются одним из важнейших этапов социализации, определяя, таким образом, процесс вхождения личности в социум.

В результате анализа практической деятельности, основного процесса дошкольного образования выявлено ряд недостатков:

Недостатки в результатах:

- Дети недостаточно владеют навыками взаимоотношений друг с другом;

- у многих детей наблюдается задержка речевого развития, что сказывается на общении;

-слабость обратной связи между педагогами, узкими специалистами и родителями как заказчиков  образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования;

В связи с новыми требованиями изменилась система построения работы в детском саду, где главной задачей стало развитие детей.

К результатам деятельности воспитателя можно отнести:

-развитие у дошкольников системы общечеловеческих ценностей;

-создание условий для развития игровой деятельности детей;

- развитие монологической и диалогической речи ребёнка;

-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- формирование семейной принадлежности.

Недостатки в процессе:

- педагоги и родители не владеют методикой организации игровой деятельности;                                                                                                                              - нужны разработки более совершенных методов и средств, способствующих

социальному становлению личности дошкольника;                                                              

- отсутствие у воспитателя навыков организации и проведения совместной непосредственно образовательной деятельности направленной на приобщение к правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.                        При организации воспитания первоначальных представлений социального характера существуют следующие недостатки в условиях:

- не всегда соблюдается непрерывность воспитательного процесса;

- отсутствие единства требований воспитателей и семьи;

- нет положительного примера со стороны родителей;                                                                                                                                                  

- в ДОУ недостаточно наглядного материала, на основе которого у ребёнка формируются понятия о социально-нравственном поведении;                                              - несоответствие по нормативам рекомендуемых СанПиНом  групповых комнат по метражу, что затрудняет организацию деятельности детей.

2.Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.                                                                                                                                 На основе анализа недостатков можно увидеть и сформулировать проблему:                                                                                                                      - многие педагоги не обладают основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление психического и физического здоровья воспитанников в условиях ФГТ.

- не владеют информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно-образовательном процессе;                                                    - педагоги не всегда соблюдают  принцип интеграции образовательных областей согласно ФГТ;

- система методической помощи не удовлетворяет запросы педагогов;

- нет взаимодействия с социальными партнерами.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.                                                                                                                         В настоящее время в системе образования реализуются  новые Федеральные Государственные Требования. Социально - личностное развитие представлено как одно из ведущих направлений образовательного процесса, подчёркивается его неразрывная связь с освоением нравственных и эстетических ценностей и успешно, при условии его непрерывного осуществления, включается во все моменты образовательного процесса. Если посмотреть в ФГТ, то можно увидеть, что результат дошкольного образования заключается в формировании интегративных качеств у детей:                                                                                                            - эмоционально отзывчивый, откликается на эмоции близких и друзей;                            - овладевший способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;                          - способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.

Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время, (повышенная агрессивность, отчужденность и прочее), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает педагога к формированию социально-личностного развития  воспитанников посредством следующих мер:

- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

Анализируя качества, которые развиваются в  ходе данной работы, с учетом социально – личностного подхода, мы видим портрет дошкольника соответствующий  предложенному в ФГТ портрету дошкольника – выпускника.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).                                                                                            

Для реализации данной проблемы я в первую очередь  определюсь и распланирую, какими способами, методами и приёмами буду пользоваться, чтобы добиться поставленной цели. Если  раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». В течении всего учебного года с детьми будут проводиться различные виды деятельности по соответствующей тематике.

Поэтому можно предложить:

 В содержании:

- составление плана работы по развитию у детей навыков общения на год;

- планирование  работы по взаимодействию с родителями, так как важным фактором в процессе социально- личностного становления ребенка является семья, и в частности, пример поведения родителей, их взаимоотношений;

- подбор и анализ методической литературы на соответствующую тематику;

 -проектная деятельность («Моя семья», «Неделя добра»);                                                                                                                                                                    

– участие в международном конкурсе рисунков «Мир во всём мире»;                                                                                                                       - организация развивающих практических и игровых ситуаций совместной деятельности, обеспечивающих накопление личного опыта культуры взаимоотношений в паре или небольшой подгруппе: «В дружном деле всем хорошо», «Как без ссор решить спор».

При планировании тематической «Недели добра» каждый день был посвящен формированию у детей социально – личностных качеств, развитию навыков общения со сверстниками и взрослыми, положительного отношения к семье.

Цель: Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей; способствующих формированию культуры ребенка, всестороннему развитию свободной творческой личности воспитанника, его коммуникативных навыков.

День недели

Непосредственно –образовательная деятельность

Первая половина дня

Вторая половина дня

Понедельник

Коммуникация (развитие речи) Беседа «Что значит быть добрым?» 

Цель: формировать у детей умение вести диалог на нравственно-этическую тему.

Музыка

Проведение ситуативной игры «Машина» 

Выход из проблемной ситуации.

Ежик сказал: «Мы с тобою друзья.

Очень мила мне машина твоя.

Дай мне, пожалуйста с ней поиграть,

Её аккуратно я буду катать».

Котик ответил: «Конечно, бери.

Кнопку для старта скорее нажми!».

Разучивание мирилки: 

Мирись, мирись,

И больше не дерись.

А если будешь драться,

Я буду кусаться.

А кусаться нам нельзя,

Потому что мы друзья.

Вторник

Физическая культура

Упражнять в колонне по одному; парами – «как друзья». Игра «Узнай по голосу»

Познание (формирование целостной картины мира)

«Улыбнись, и друг с другом подружись»

Цель: Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым. Формировать умение договариваться, уступать друг другу. Воспитывать навыки культурного общения. Эмоционально реагировать на музыку и согласовывать движение с мимикой.

Чтение Г.Остер «Вредные советы»

Цель: прививать детям навыки поведения через художественные произведения.

Рассматривание сюжетных  картинок на тему «Добрые поступки».                            Цель: формирование представлений детей о хороших и плохих поступках и их последствиях; развить речь детей, умение высказывать суждение.

Среда

Познание (конструирование) «Диван для друга (подружки)»

Цель: развивать желание сделать что-то приятное другу (подружке)

Музыка

Дидактическая игра:

 «Что такое хорошо, что такое плохо?», прививать детям умение отличать хорошее поведение от плохого.

Упражнение «Помоги другу»

Цель: побуждать детей оказывать помощь друг другу во время одевания.

Просмотр мультфильма «Грибок – теремок», беседа о дружбе, взаимовыручке.

Четверг

Художественное творчество        (лепка )

«Испечём бублики для гостей»

Цель: формировать основные приемы лепки, создать условия для положительного отношения к окружающим (гостям).

Проведение ситуативной игры «Помощь бельчонку» 

Выход из проблемной ситуации.

«Бедный малыш, мы поможем тебе

И одного не оставим в беде.

Маму свою ты найдешь вместе с нами,

Будем теперь с тобою друзьями».

Дидактическая игра «Как я дома помогаю», побуждать оказывать помощь взрослым.

Пятница

Художественное творчество рисование)

«Портрет семьи»

Цель: формировать семейную принадлежность, доброе отношение к членам семьи.

«Книжкина больница» – организация работы по ремонту старых книг (в младшем дошкольном возрасте дети наблюдают за работой взрослого)

Дидактическая игра «Вежливые слова»    

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

В средствах обучения и воспитания:

-подборка литературных произведений: С. Я. Маршак «Друзья-товарищи»,              Г. Остер «Вредные советы», В. Осеева «Рыжий кот», «Добрые слова»,                          В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», ненецкая сказка «Айога», Е. Благинина «Подарок», «Как светлячок друга искал»;                       - проведение: ситуативных игр : «Машина», «Помощь Бельчонку»;                                             - разучивание мирилок;

-   музыкальная подборка по тематике («Улыбка», «Если добрый ты»  и т. д.)                                                                                                             - использование интерактивных средств (презентаций) на тему: «Маму обрадовало, что я… », «Мы за столом», «Как мы в детском саду играем».

  В контроле:                                                                                                                               

-Для того чтобы понять, насколько эффективным было изменение в работе воспитателя, необходимо проводить диагностику.  Чтобы обеспечить объективность и точность получаемых данных необходимо использовать различные методики (Н.В. Верещагина «Мониторинг детского развития», анкета «Усвоение социальной информации ребёнком дошкольником» Г.Степанова; «Комплексная диагностика уровней усвоения «Программы воспитания и обучения в детском саду»).                                                                                                                        

-Для диагностики навыков общения в семье проводится анкетирование родителей на заданную тему. Тогда мы может сделать выводы, основываясь

на своих наблюдениях и на мнении родителей.                                                                                                                        

- Хорошим итогом работы является создание портфолио (активное участие родителей, во взаимодействии с детьми).                                                              

- Наблюдение за детьми и их взаимоотношениями во время прогулок, во время совместных игр, за столом.

Промежуточный результат освоения программы раскрывает динамику формирования интегративных качеств воспитанников младшей группы:                              - Достижения ребёнка вызывает озабоченность и требует совместных усилий

педагогов и родителей.                                                                                                                          

- Ребёнок сохраняет жизнерадостное, дружелюбное настроение. Поведение ребёнка и его общение с окружающими – не устойчиво.                                                            - Имеет представление о некоторых правилах культуры поведения.                                  - В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «Вы»).                              - Ребёнок либо проявляет излишнюю скованность в общении, либо, наоборот, черты агрессивности, нежелания следовать правилам или требованиям взрослых.

- Откликается на эмоции близких людей и друзей, по примеру воспитателя проявляет сочувствие.

- Сопереживает персонажам сказок, историй рассказов.                                                                                      

- Стремится к общению и взаимодействию в игре.                                                        

- Делится игрушками, вступает в ролевой диалог.                                                              

- Невнимателен к словам взрослого, повторяет нежелательные действия, несмотря на указания и оценку взрослого.                                                                            

- Проявляет любовь к родителям, интересуется событиями в семье.                                      - Понимает и словесно выражает некоторые свои эмоции.                               Результаты формирования интегративных качеств у ребёнка выражаются в определённом количестве баллов: Критический -1-3 балла,  низкий -4-6 баллов ; средний -7-9 баллов; высокий -10-12 баллов .                                                                                      5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).                                                                                                                      В каждом образовательном моменте детской жизни воспитатель использует все возможности для обогащения социально-нравственными представлениями, гуманными чувствами и культурой общения каждого ребёнка. В связи с этим произошли изменения в условиях образовательного процесса, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов.              

Кадровые:                                                                                                                      Любое обновление педагогического процесса в образовательном учреждении требует обновления не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти стратегические направления должны развиваться параллельно. Поэтому повышение компетентности и профессионализма педагога – одно из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования.  На данном этапе работы по формированию социального становления личности дошкольника необходимо:  

 -привлечение к проекту педагога-психолога, логопеда.

- проведение мастер-классов по данному направлению;                                    

- курсы повышения квалификации педагогов в СИПКРО по теме: «Проблемы взаимоотношения между детьми», «Взаимоотношения между детьми и взрослыми»;                                                                                                                                 - педагогические советы на тему: «Социально-нравственные качества детей»;                                                    - методические объединения по данной теме.

- изучить информационные потребности педагогических кадров дошкольного учреждения (беседа, опрос, анкетирование, «почтовый ящик») с целью оказания методической помощи по организации воспитательно-образовательного процесса;                                                                                                          

- организация тренингов и семинаров для педагогов дошкольных образовательных учреждений, направленных на изменение стиля взаимодействия детей и педагогов, детей и родителей.

Научно-методические:                                                                                                                 - Информирование педагогических коллективов ДОУ о новых программах, технологиях, учебно-методических пособиях по социально-личностному развитию детей и ознакомление с ними по запросам;                                                                  - разработка методического  пособия для работы с воспитателями по теме: «Образовательная область. Социология»;

- приобретение литературы по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Беседы о чувствах»;                                                                                                                  

- методические пособия для работы с родителями.

 Материально-техническая часть   обеспечивается из разных источников:                                                                                              

- приобретение интерактивной техники;                                                                                        

- наглядного сопровождения по теме: «Мы весёлые друзья и поссорить нас нельзя», «Помоги Чебурашке подружиться с Шапокляк»;                                                             - подборка мультфильмов про дружбу, взаимовыручку («Грибок-теремок», «Про кота Леопольда, «Про Чебурашку и крокодила Гену»   и т.д.);                                                                                                                                       - картины, иллюстрации с изображением ситуаций по теме: «Взаимоотношение детей и взрослых»;                                                                                      

- должно быть соответствие по нормативам рекомендуемых СанПиНом : грамотно и методически верно оформлены групповые комнаты.

Информационные:     

-  создание информационного банка данных по обозначенной проблеме, включая опыт различных образовательных учреждений города (дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования);                                                                                                                      

- подключение Интернет в группу;                                                                                                    

- создание обучающих пособий;                                                                                            

- подборка номеров журналов по теме: «Социально-нравственное воспитание

у дошкольников».                                                                                                                          

Организационные:                                                                                                               

- использование разнообразия видов детской деятельности и их интеграция в целях повышения социально-нравственного развития;                                                                    

- совместная деятельность педагога и детей (игры-имитации, сюжетно-ролевые) по теме: «Эмоциональное состояние людей»;                                                 - проведение родительского собрания по данной тематике;

- проведение семинара-дискуссии для педагогов учреждения;

- проведение совместных с детьми и родителями мероприятий.

Нормативно-правовые:                                                                                                                 При развитии социально-нравственного воспитания дошкольников педагоги опираются на нормативно - правовые документы:  

   - «Конвенция о правах ребенка» принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.  

 – Конституция Российской Федерации.

-   Закон об образовании.

- Приказ № 2151  Министерства образования и науки  Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный №  22303  от 14 ноября 2011;                                                                                                                              

- Приказ министерства образования и науки Самарской области от 27.06.2012 №256-од "О внесении изменения в приказ министерства образования и науки

Самарской области от 09.06.2012 №238-од;

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное  Постановлением  Правительства  РФ  от 12.09.2008  № 666;

 - Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения.                                                                                                                        

Интернет ресурсы:                                                                                                                    

1.        http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ                      2.        http://samregion.edu.ru  - cайт Министерства образования и науки Самарской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»

Презентация: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...

Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»

Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...

Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся

Данная работа раскрывает значимость федеральных государственных требований в процессе дошкольного образования...

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся» по курсу повышения квалификации по ИОЧ

Итоговая работа на тему: «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...