«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»
методическая разработка по теме

Яковлева Оксана Владимировна

Для педагогов. Курсы повышения квалификации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx45.93 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа на тему:

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

время обучения: 1 сессия: 08.04.2013г. – 12.04.2013г.

                                2 сессия: 22.04.2013г. – 26.04.2013 г.

Выполнила

 Яковлева Оксана Владимировна

 воспитатель

 МБДОУ №400

Самара 2013г.

I. Моделирование системы деятельности педагога,  направленное на решение профессиональной проблемы.

Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Дошкольное детство – важнейший период в социально-нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.

Проблема воспитания культуры поведения волновала педагогов еще с давних времен. Сократ (469-399 г. г. до н. э), считал, что целью нравственного воспитания, является, не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.

Аристотель (384 – 322 г. г. до н. э.), в области нравственного воспитания  придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков и разум – таковы три источника нравственного воспитания.

В дальнейшем развитием проблемы нравственного воспитания занимались такие педагоги-ученые как  Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др.

А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен  уделяли нравственному воспитанию большое внимание. Они, рассматривали его как необходимое условие для развития гармоничной личности.

В советское время под руководством Н. К. Крупской была разработана Концепция воспитания, которая основана на развитии гуманных чувств и отношений, коллективизма, трудолюбия, любви к Родине.

Вопросами  нравственного воспитания занимались современные педагоги и психологи: С. Н. Николаева, И. Н. Курочкина, В. И. Петрова и др.

Проблемой воспитания культуры поведения занимались такие педагоги как: Петерина С.В., Яковенко Т., Теплюк С., Островская, Ерофеева, Юдина, и др.

Учёные, занимающиеся проблемой формирования и воспитания культуры поведения, утверждают, что этому вопросу уделяют недостаточное внимание. Причина видится в том, что взрослые ещё сами не до конца осознали значимость самого понятия «культура поведения» особенно сейчас, в переходный период, когда основные составляющие нравственного воспитания претерпевают  изменения.

С введением ФГТ происходят изменения в процессе становления социальной личности ребенка дошкольного возраста. По запросу государства, родителей, общества ребенок, сегодня – это успешная личность.

Важнейшей задачей воспитания такой успешной личности ребенка дошкольника – является формирование духовно-нравственного развития, культуры поведения, толерантности, этикета, уважения к старшим и т.д.

Формирование у дошкольника культурыповедения – это значит воспитывать у него умение содержатьв порядкеместо, где он занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам, окружающему миру.

Культура поведения – это качества, которые являются показателем положительного отношения ребенка к своему делу, людям, обществу.Все этиосновы закладываются в детстве.

В настоящие время, очень актуальна проблема воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.У детей часто проявляется неуважительное отношение к окружающим, старшим, сверстникам. Они могут грубостью отвечать на просьбы сверстников, не умеют договариваться друг с другом. Со старшими – переговариваются.

Недостатки в результатах:

  • Дети не знают моральных норм и правил поведения со сверстниками, со старшими, в обществе.
  • Часто у детей отсутствует положительный пример родителей.
  • Довольно часто нет эмоционально-положительного климата в семьях воспитанников.

Недостатки в процессе:

  • Недостаточно эмоциональных и духовных контактов, обмена мыслями и чувствами, потребности в общении друг с другом.
  • Мало внимания уделяется культурным «привычкам» в общении ребенка со взрослыми и сверстниками.
  • Необходимость научится использовать новые средства и методы для формирования культурного поведения.

Недостатки в условиях:

  • Недостаточно нового методического и информационного материала, способствующих  правильному формированию культуры поведения у старших дошкольников.
  • Недостаточно грамотно разработанных дидактических пособий, игр для формирования культурного поведения.
  • Нет необходимого количества мультимедийных пособий по воспитанию культуры поведения у детей.

Для достижения лучшего результата в формировании культурны поведения у детей, недостаточно давать только знания и умения, необходимо привлекать детей к практической деятельности, где они смогут успешно применять полученные знания и умения. Обучая детейстаршего дошкольного возраста правилам культурного поведения, взрослые помогают социализации детей в окружающем мире.

Таким образом, на основе проведенного анализа можно увидеть следующие противоречия:

  • необходимостью в современном обществе воспитыватьв личностидуховность, вежливость, чуткость, трудолюбие, скромность, толерантность, деликатность и недостаточностью сформированности  правил культуры поведения у детей дошкольников;
  • необходимостью социально-нравственного воспитания с раннего детства и недостаточной разработкой педагогических условий для формирования культуры поведения детей.

Профессиональная проблема.

Изучив противоречия, выявляется проблема о необходимости формирования у дошкольников культуры поведения в деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми.

Когда педагог создаст наилучшие условия для воспитания и формирования культурны поведения у дошкольников, тогда дети начнут осознанно делать правильные поступки.

Новый образовательный результат:

Результат дошкольного образования заключаются в формировании интегративных качеств у детей:

  • эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей.
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником,  в зависимости от ситуации;
  • способный,  управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
  • способный управлять своим поведением, соблюдать общепринятые нормы и правила поведения в общении со взрослыми и сверстниками;
  • имеющий, первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Для результата воспитания и формирования культурны поведения у детей необходимо:

  • Положительный настрой детей на соблюдение этикета и доброжелательное общение педагога и детей.
  • Большую роль повоспитанию и формированию культурны поведения, играет пример взрослых, окружающих ребенка, и прежде всего это сам воспитатель.
  • Тесная связь с семьей как необходимое условие для воспитания и формирования культурны поведения у детейсо взрослыми и сверстниками. Общая цель семьи и детского сада – это хорошо воспитанный, культурный и образованный человек, которого мы вместе формируем, являясь сотрудниками в этом важнейшем деле.

Родители и воспитатели обязаны помочь «маленькому человеку» вписаться в социум, познать тайны человеческих взаимоотношений, приобрести поведенческие ориентиры, без которых нельзя чувствовать себя в обществе уверенно.

Воспитание детей шестого года жизнинаправлено, на развитие уметь понимать окружающих им людей, проявлять к ним толерантность, дружелюбие, стремление к общению и взаимодействию. Педагог у детей формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на их отношения с родителями и сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми.Необходимо учить детейкультуре поведения так, чтобы они легко и с интересом воспринимали эти правила и понимали их необходимость. Педагогу необходима любовь к детям, фантазия и творчество в работе. Ребенок дошкольник уже много знает: он наблюдает за окружающим миром, пробует сам совершать те или иные поведенческие действия и наглядно осознает их успешность или неудачу. И тогда задача воспитателя и родителей – расширить и скорректировать детское знание о культурном поведении, привести это знание в систему, выработанную обществом.

Воспитателю необходимо выработать порядок поведения в детском коллективе, основными правилами должны являются: сопереживание, проявление дружеского участия, терпение, доброжелательный настрой на других. Важно, чтобы ребенок, знакомясь с тем или иным поведенческим требованием, чувствовал и понимал, что хорошо и что плохо.

Когда педагог, приучает детей к соблюдению культурных правил поведения, то он должен не только их показать, но и контролировать их точное и непременное выполнение.

Воспитатель, организует интересные проблемные ситуации, занятия, настольные, сюжетно-ролевые и дидактические игры, которые способствуют проявлению добрых чувств, поступков в взаимоотношениях  детей. В педагогическом процессе необходимо сводить к минимуму приобретениеотрицательных привычек поведения и негативных переживанийу детей.

Характеристика изменений в образовательном процессе.

Новейшие методы воспитания культуры поведения должны быть направлены на то, чтобы поставить ребёнка в такие условия, при которых его поступок, соответствующий моральной норме, становился бы для него личностно значимым. Должны произойти следующие изменения в образовательном процессе:

В содержании:

  • в календарно-тематическое планирование вводятся тематические недели;
  • итоговые мероприятия на темы: «Как мы выполняем правила поведения», «День этикета»;
  • реализация игровой деятельности через  сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры,  в которых отражаются социально-нравственные отношениях между людьми:«Цветок красивых слов», «Вежливая поездка»;
  • организация развивающих практических и игровых ситуаций в совместной деятельности детей и педагога, для обогащения личного опыта в культуре поведения в паре или подгруппе: «Тебя  пригласили  в гости», «Как без сор решить спор», «Волшебные слова — наши верные друзья».

В средствах обучения и воспитания:

Использование:

  • Художественная  литература: ОсееваВ. Волшебное слово,-М.: Детская литература, 2012 ; КатаевВ. Цветик – Семицветик, -М.: Дрофа, 2008;Васильева-ГангнусЛ. Азбука вежливости, -М.: Педагогика, 1984; Остер Г. Вредные советы, -М.: АСТ, 2008;Чуковский К.И. Мойдодыр. Стихи и сказки, -М.:Эксмо,2010; Толстой А. Золотой ключик, или приключения Буратино, -М.: Мир искателя, 2001 и др.;
  • Мультфильм: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Бобик в гостях у Барбоса», «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»;
  • Дидактический материал: наглядное пособие «Незнайка учит правила поведения», «Ожившие игрушки»;
  • Мультимедийные презентации: «Мы путешествуем по стране этикета», «Мама обрадовалась, что я… », «Мы за столом», «Мы идём в театр».

В контроле:

  • викторинына тему: «Чему нас учат герои книг?», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Вечер пословиц и поговорок о дружбе и товариществе»;
  • дидактические игры: «Если добрый ты», «Узнай какое у меня настроение (по выражению лица)», «Письма вежливого сказочника»;
  • наблюдение за детьми и их взаимоотношениями за столом, во время прогулок, на занятиях, во время совместных игр.

Промежуточный результат освоения программы раскрывает динамику формирования интегративных качеств по формированию культуры поведения  у воспитанников старшей группы:

  • Достижения ребёнка вызывает озабоченность и требует совместных усилий отвоспитателей  и родителей;
  • Ребёнок сохраняет жизнерадостное, дружелюбное настроение. Поведение ребёнка и его общение с окружающими – не устойчиво.
  • Имеет представление о правилах культуры поведения. В привычной для него обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения с воспитателем (здоровается, прощается, обращается на «Вы»).
  • Ребёнок, проявляет излишнюю скованность при общенииили наоборот, может проявлятьагрессивность, нежелания следовать правилам или требованиям взрослых.
  • Откликается на эмоции близких и друзей. Сопереживает героям сказок, персонажам рассказов. Стремится к общению и взаимодействию в игре. Делится игрушками и вступает в ролевой диалог. Без внешнего побуждения по своей инициативе не реагирует на эмоциональные состояния взрослых и сверстников.
  • Общаясь со сверстниками, проявляет желание понять их замыслы. По примеру воспитателя может проявлять сочувствие. Адекватно реагирует на отрицательную оценку действий ребенкавзрослым. И старается в дальнейшем их больше не повторять. Ребенок делает попытки оценивать действия и поступки других с позиции известных ему правил. Невнимателен, рассеян к словам взрослого, и может, повторяет неподходящие действия, несмотряоценку на и указания взрослого.
  • Проявляет любовь к родителям, интересуется событиями, которые происходят в его семье. Понимает иможет словесновыразить некоторые свои эмоции, рассказать о том, что умеет уже делать самостоятельно, положительно оценивает свои возможности.

В ходе диагностики, использовался метод наблюдения. Основная цель диагностики, определить уровень сформированности культуры поведения детей в старшей группе № 6.

Тема наблюдения «Культура поведения детей дошкольного возраста»

Фамилия, имя ребенка

Культурно – гигиенические навыки

Культура общения

Культура деятельности

Культура взаимоотношений

Уровень

Со взрослыми

Со сверстниками

Со взрослыми

Со сверстниками

1. Ваня Ч.

3

1

1

1

1

3

средний

2. Соня Н.

5

5

4

3

5

4

высокий

3. Влад Е.

2

3

3

2

3

3

средний

4.Тихон В.

4

4

3

3

4

4

средний

5. Милана Р.

1

2

1

1

1

2

низкий

Результаты формирования культуры поведения у ребёнка выражаются в количестве баллов: низкий уровень – 1-10 баллов, средний – 11-20 баллов, высокий – 21-30 баллов.

После проведения диагностики получились следующие результаты:

У 40 % детей старшей групп МБДОУ №400 низкий уровень сформированности культуры поведения, у 55 % средний уровень и только у 5 % уровень культуры высокий.

Характеристика изменения в условиях, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов.

 В любомиз моментовобразовательной деятельности детей воспитатель использует все возможности для обогащения социально-нравственными представлениями,культурой общенияи гуманными чувствами каждого ребёнка. В связи с этим произошли изменения в условиях образовательного процесса, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов:

В кадровых:

  • курсы повышения квалификации педагогов в СИПКРО;
  • педагогические советы на тему: «Культура поведения детей нашей группы». Доклады сообщений  педагогов для обмена опытом и рекомендаций;
  • методические объединения на тему: «Настоящая дружеская помощь», «Мы культурные ребята».

 От педагогического мастерства воспитателя, его культуры поведения и любви к детям зависит степень приобретениядетьмикультуры поведения.

В научно-методических:

  • методическое пособие для работы с детьми на тему: «Расту культурным»;
  • методическое пособие для родителейна тему: «Вежливость воспитывается вежливостью»;
  • сценарии мероприятий на тему: «Секреты нашей дружбы»; «Путешествие в страну вежливости».

В материально-технических:

  • приобретение мультимедийной и интерактивной техники в ДОУ;
  • наглядное сопровождение по теме: «Мы весёлые друзья и поссорить нас нельзя»,«Мы дома и в гостях», «Вежливая поездка».
  • мультфильмы, иллюстрации, изображения на ситуации по теме: «Культура поведения взаимоотношений детей и взрослых».

Информационные:

  • подключение Интернета в каждую возрастнуюгруппу;
  • подборка журналовна тему: «Воспитание социально-нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста»;
  • покупка литературы на тему: «Обучение речевому этикету», «Беседы о чувствах».

В организационных:

  • использование различных видов детской деятельности, которые направленнына социально-нравственное развитие детей дошкольников;
  • совместная деятельность воспитателя и детей через игру-имитацию, сюжетно-ролевую на тему: «Театральные секреты», «Домашние поручения»;
  • мероприятия родительское собраниена тему:«Мы – вежливые ребята»;
  • выставки рисунков на тему: «Моя семья»,«Что такое хорошо, и что такое плохо», «Я и мой друг».

В нормативно-правовых:

  • календарно-тематическое планирование.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»

Презентация: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...

Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»

Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...

Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся

Данная работа раскрывает значимость федеральных государственных требований в процессе дошкольного образования...

Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся

Итоговая работа на тему:«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»по курсу повышения квалификации по ИОЧ«Основные направления региона...

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся» по курсу повышения квалификации по ИОЧ

Итоговая работа на тему: «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...