Домашнее задание по лексической теме "Зима" для подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Квартина Альбина Владимировна

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

лексическая тема «ЗИМА»

«СНЕЖОК» 

1,2,3,4 (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили («лепят» меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе,

гладят одной ладонью другую)

И совсем – совсем не сладкий (грозят пальчиком)

Раз – подбросим, (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый

снежок)

Два – поймаем. (ловят снежок)

Три – уроним (снова бросают

И сломаем (хлопают)

Расширение словарного запаса детей:

названия: декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лед, иней, небо, звезды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озера, хлопья, забавы, холод;

признаки: морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная, легкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий;

действия: метет, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, воет, подмораживает, засыпает, рыщут, лепят, катаются, топят, зябнет, чистят, сгребают, скользят, скрипит, сверкает.

Материал для рассказа может быть следующим «Зима»

Зимние месяцы — декабрь, январь и февраль. Дни зимой еще короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. День за днем — снегопады. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарниках. Лес становится праздничным, похожим на белый резной терем.

Часто метут метели, кружат снежные вихри, вьюги.

Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узоры. Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон.

В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей. Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.

Много веселых забав у детворы зимой — катание на санках, лыжах и коньках. Ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из снега.

Лексико-грамматические упражнения

  1. «Найди ошибку»

Река замерзла, потому что дети взяли коньки. (Составь предложение правильно.)

  1. Игра «Назови ласково»

Снег — снежок,

мороз — морозец,

ветер — ветерок,

лед — ледок,

зима — зимушка,

метель — метелица,

санки — саночки,

холод — холодок,

дерево — деревце,

звезда — звездочка,

солнце — солнышко,

день — денек,

ночь — ночка.

  1. Игра «Один — много»

Снег — снегов, много снега,

лед — льдов, много льда,

звезда — звезд,

день — дней,

узор — узоров,

ночь — ночей,

снежинка — снежинок,

снеговик — снеговиков,

санки — санок,

буря — бурь,

вьюга — вьюг,

стужа — стуж,

холод — холодов,

забава — забав.

  1. Подбери родственные слова

Снег — снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, Снегурочка, подснежник, снегирь ... ;

зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые ...

мороз — морозец, морозить, морозилка, морозный, мороженое;


лед — ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.

  1. «Составь предложения по опорным словам»

Дети, снеговик, слепили.

Дети, санки, катаются.

Снежки, играют, мальчики.

Снежинки, падать, легкие, тихо.

  1. Игра «Каким бывает?»

Снег — белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий;

зима — холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная;

снежинки — белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные.

Что могут делать снежинки — летать, кружиться, виться, танцевать, порхать...

  1. Построение монолога «Чем похожи и не похожи?»

Лед и снег; лед и стекло; лед и зеркало; снег и вата.

  1. Игра «Скажи наоборот»

Зимой ночь длинная, а день короткий;

снег белый, а асфальт ... (черный);

зимой ветер холодный, северный, а летом ... (теплый, южный).

  1. Игра «Закончи предложение»

Зимой реки и озера покрываются гладким, прозрачным, блестящим ... (льдом).

Земля покрылась белым, пушистым ... (снегом).

Дети слепили большую снежную ... (бабу).

Зимой дети любят кататься на ... (санках, лыжах, коньках).

  1. Построение монолога «Расскажи о зиме по плану»
  1. как ты заметил (а) наступление зимы;
  2. ее первые приметы в природе;
  3. зимние месяцы;
  1. повадки зверей и птиц, которые проявляются зимой;
  2. зимние забавы и развлечения.

  1. Толкование пословиц и поговорок «Объясни, как ты понимаешь»

Пословица. Любишь кататься — люби и саночки возить. Поговорка. Береги нос в большой мороз.

  1. Ответь на вопросы:

Оттепели сменились морозами. Что было в начале, что потом? Чего больше – снегопадов или снежинок? Чего меньше – зим или зимних месяцев?

13. Игра «Сколько их?» 
Одна 
снежинка, две снежинки, пять снежинок.
(зима, Дед Мороз, снеговик, сосулька, сугроб, льдинка, снегопад, снежок, горка)

14. «Закончи предложение» (составление сложных предложений со значением противопоставления; 
предложение закончить и повторить его полностью)
Зимой бывает снегопад, а осенью... (
листопад).
Зимой бывает снег, а летом...
Зимой снег падает, а весной ...
Зимой катаются на санках, а летом ...
Зимой лес спит, а весной ...
Зимой катаются на коньках, а летом ..
Зимой бывает холодно, а летом ...
Зимой деревья белые, а осенью ...
Зимой растут сугробы, а летом растут ...
Зимой лепят снеговика, а летом ...
Зимой насекомые прячутся, а летом ...

15. Игра «А что вчера?» (употребление глаголов в прошедшем времени).
Сегодня снег блестит, а вчера...(
блестел)
Сегодня снег падает, а вчера ...
Сегодня снег сверкает, а вчера ...
Сегодня снег тает, а вчера ...
Сегодня снег хрустит, а вчера ...
Сегодня снег идет, а вчера ...
Сегодня снег ложится, а вчера ...
Сегодня снег кружится, а вчера ...

16. Загадки по теме «Зима»

Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнула перинки — над миром пушинки.
(зима)

Дел у меня немало — я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня …
(зима)

Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела.
(метель)

Рисует художник пейзаж на стекле,
но эта картина погибнет в тепле.
(мороз)

Гость гостил, мост мостил,
без пилы, без топора мост вымостил.

(мороз)

Не колючий, светло-синий
По кустам развешан …
(Иней)

Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
(Сосулька)

Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет.

(Иней)

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)

Снег катали и месили,
Человека мы слепили,
Вместо глаз — два уголька,
Там, где нос, — морковка,
А в руках — метелка,
Кто он, наш Егорка?
(Снеговик)

Выпала из белой тучки

И попала к нам на ручки.

Эта снежная пушинка,

Серебристая... (снежинка)

Кто все ночи напролет

Песни снежные поет?

Ветру — зимняя подруга,

Наметет сугробы... (вьюга)

В зимний день на пруд легло

Очень скользкое стекло.

Нас в хоккей играть зовет

Синий крепкий гладкий... (лед)

Пальцы в них не замерзают.

Как в чехольчиках, гуляют.

С холодом сыграем в прятки,

Спрячем ручки мы в... (перчатки)

 

Много снега во дворе —

Вот забава детворе!

Ходим по снегу. На ножки

Все надели мы... (сапожки)

Всякая здесь может птица

В зимний холод угоститься.

На сучке висит избушка,

Называется... (кормушка)

 

В зимний день по снежной корке

Он меня катает с горки.

С ветерком промчаться рад

Мой веселый... (снегокат)

 

По сугробам возле речки

Едут длинные дощечки,

Ищут горочки повыше.

Назови дощечки! (Лыжи)

 

Мы в морозный день с друзьями

Снег из шланга поливали.

Как появится ледок,

Значит, все — готов... (каток)

 

Два стальных блестящих братца

По катку кругами мчатся.

Лишь мелькают огоньки.

Что за братики? (Коньки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека заданий по лексическим темам в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Данные задания используются мной для развития высших психических функций у детей с ЗПР  и  расчитаны на детей от 5 до 7 лет. Те задания, с которыми ребенок не справился на индивидуальном зан...

Конспект занятия по лексической теме "Посуда" в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Конспект занятия, подготовленный на защиту высшей квалиыикационной категории. ДЛя подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР 1,2)...

Домашнее задание по лексической теме "Поздняя осень" для подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Домашнее задание по лексической теме "Поздняя осень" для подготовительной группы компенсирующей направленность для детей с ТНР....

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Составление рассказа - описания по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы"

Цель занятия: Развивать диалогическую и монологическую речь детей, подвести к самостоятельному составлению рассказа. Данный материал будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных гру...