РИТМ- ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ
консультация по логопедии

Татаренцева Евгения Владимировна

Речь - это  неотъемлемая  часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. По определению М. Р. Львова: «Речь- это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, словосочетаний, предложений и прочее)». Различные нарушения могут привести к образованию речевых расстройств. Под нарушением речи следует понимать полную или частичную невозможность человека пользоваться письменной или устной обиходной речью, что ограничивает познавательную деятельность, нарушает духовный обмен и ухудшает эстетическое восприятие речи. Одним из серьезных расстройств речи является заикание. Им страдает около 2% младших школьников и 1,6% дошкольников. Заикание - одно из немногих речевых нарушений, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них разработать высокоэффективную методику его предупреждения и устранения.

В связи с этим заикание представляет собой сегодня одну из острейших проблем специальной (коррекционной) педагогики и психологии как в теоретическом, так и в практическом плане. Интерес к проблеме этиологии, патогенеза заикания, а также к организации коррекционно-педагогической и психотерапевтической работе растет, более того, начиная с 1994 года, в нашей стране и за рубежом регулярно организуются и проводятся международные симпозиумы, посвященные данной проблеме.

Благодаря проводимым в специальной педагогике (логопедии) фундаментальным исследованиям, Тарасовой К.В. (1988), Беляковой Л.И., Дьякова Е.А. (2001), оказалось возможным сделать серьезные шаги на пути предупреждения и коррекции заикания.

Опыт наблюдений в течении многих лет, за дошкольниками  страдающими тяжёлым нарушением речи –заиканием, показал что, у этих детей страдает темпо- ритмическая организация речи, что мешает не только работе логопеда,  но и другим специалистам. Несмотря на хороший уровень развития тонкой моторики пальцев рук, артикуляционной моторики, общей скоординированности у отдельных детей, для всех заикающихся характерно нарушение ритма и темпа. Поэтому важным компонентом коррекционной работы с заикающимися детьми, является объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальными занятиями и упражнениями.
Поэтому основой опыта по преодолению заикания у детей является коррекционно-развивающая  работа по формированию темпо-ритмической стороны речи. Ритмическая способность является категорией универсальной, рассматривается специалистами в качестве предпосылки и одновременно условия реализации различных видов деятельности –речевой, интеллектуальной и др. Каждое движение, осуществляясь в системе пространственных координат, развития зрительно моторной координации обеспечивается совокупной деятельностью зрительного и двигательного анализаторов.

Методика формирования чувства ритма базируется на методологической основе психофизиологии о ритме как о двигательно-модулирующей способности воспринимать и отражать ритмично протекающие процессы.

Многие отечественные исследователи, занимающиеся проблемой ритма, отмечают моторную природу чувства ритма и считают, что разнообразные мышечные сокращения языка, челюстей, пальцев ног, дыхательной мускулатуры являются непременным условием ритмического переживания. Уровень развития межанализаторной деятельности определяется степенью сформированности ритмической способности. В онтогенезе последовательное развитие  межанализаторного взаимодействия координации создаёт базу для сенсомоторных механизмов речи, определяет успешность формирования сложнейших речевых функций и языковых процессов,  составляющих основу звуковой стороны речи, функции письма и чтения и др. Таким образом, развитие ритмической способности должно являться важной составляющей коррекционно- развивающих логопедических занятий.

Ритм –это основа правильного формирования речи и её восприятия. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует адекватному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей.

Таким образом, ритмические движения можно использовать для создания оптимальных условий для восприятия и осуществления речи без заикания.

В настоящее время накоплено достаточное количество фактов, свидетельствующих о различии в состоянии двигательных функций при разных клинических формах заикания. Это касается состояния мышечного тонуса, общей и тонкой моторики, динамической и статической координации, орального праксиса, ритмических способностей и пр.

В связи с этим нормализация состояния моторных функций заикающихся включает решение следующих задач:

1.      Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.

2.      Развитие чувства ритма речевых и неречевых движений.

Учитывая разное состояние моторики при невротической и неврозоподобной формах заикания, длительность и интенсивность занятий являются дифференцированными.

Так, для заикающихся с невротической формой заикания независимо от возраста основное внимание уделяется воспитанию точности движений, умению переключать активное внимание на качество выполнения движений и главным образом на завершенность движений, т.е. на доведение движений до конца в соответствии с инструкцией.

Для заикающихся данной группы упражнения могут быть разнообразны по форме, ритму и темпу. Несмотря на хороший уровень развития тонкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики, для движений заикающихся этой группы характерны истощаемость, поэтому тренировочные упражнения не должны быть длительными по времени. Заикающиеся этой группы могут начинать тренировку движений под музыкальное сопровождение уже на первых этапах коррекционной работы.

При неврозоподобной форме заикания особое внимание в процессе работы над двигательной сферой обращается на следующие моменты:

  • двигательные упражнения должны быть разложены на их составляющие и выполняться по образцу;
  • тренировка координации и переключаемости движений должна быть длительной с постепенным усложнением заданий;
  • усвоению упражнений способствует сопровождающий их словесный комментарий логопеда;
  • сроки усвоения двигательных упражнений значительно увеличиваются по сравнению с заикающимися другой группы.

При неврозоподобной форме заикания особое внимание уделяется нормализации речевой артикуляции в связи с необходимостью развития у них звукопроизносительной стороны речи. Особое значение это имеет для детей дошкольного возраста.

Важным компонентом коррекционной работы с заикающимися является -ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальными упражнениями.

Ритмизация движений является необходимой составляющей в комплексной реабилитационной работе.

Особой задачей коррекционной работы с заикающимися является развитие чувства ритма. Ритмическая способность является средством пространственно-временной организации движений. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу. Онтогенез чувства ритма тесно связан с процессом становления у детей моторики, зрительно-моторной координации, а в дальнейшем с формированием речевого ритма. Речевой ритм выполняет важную функцию в формировании моторного стереотипа речи. В процессе развития речи ритм становится “скелетом” слова и играет важную роль в процессе ее усвоения лексем и опознания их при восприятии.

У заикающихся имеются нарушения речевых ритмов разных уровней: послогового, пословного и синтагматического. При обучении заикающихся ритмизации устной речи необходимо тщательно отбирать речевой материал.

На первых этапах работы при подборе стихотворных текстов необходимо учитывать, что стихи должны быть с устойчивой ритмикой, т.е. однообразным распределением ударных слогов в строфе; состоять из достаточно коротких фраз; они должны содержать простую лексику и не включать слова с сочетаниями согласных. Помимо тренировки ритма артикуляции на стихотворных текстах, с целью установления плавной речи применяются различные виды упражнений, направленные на выработку ритмических артикуляции в сочетании с движением руки.

Одним из видов таких упражнений является “по слоговый ритм”, или теппинг, татирование. Проговаривание каждого слога текста сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Каждый удар ладони приходится на гласную. Вначале тренировка послогового ритма проводится в замедленном темпе. По мере овладения навыком, темп речи ускоряется.

Навык послогового ритма на первом этапе вырабатывается на стихотворном тексте (хорей, ямб) и материале скороговорок.

В результате такой ритмизации слоги выравниваются по длительности звучания, т.е. снимается редукция гласных звуков (предударных и заударных), свойственная русскому языку. Есть опасность, что на фоне жесткого послогового ритма речь может приобретать монотонный “роботообразный” характер, что вызывает негативную реакцию заикающегося. Поэтому очень важно, чтобы обучение формированию ритмизированной речи проходило одновременно с активной работой по формированию интонационного оформления высказывания. Постепенно движения руки становятся ритмоводителем речевых артикуляций. Поэтому при обучении заикающихся татированию обращают внимание на то, чтобы движения руки во время речевой паузы не прекращались. Это позволяет заикающимся после паузы легко вступать в речь.

По мере усвоения слогоразмерной речи движения руки применяются все реже и, наконец, снимаются. Однако речь с нередуцированным произнесением гласных тренируется у заикающихся длительное время.Устная речь с нередуцированным произнесением безударных гласных называется полным стилем произнесения.

Полный стиль произнесения способствует выделению ритмической структуры слова в артикуляторной программе, выравнивает все слоги по времени произнесения, что в целом является основой для ритмизации речевого процесса и формирования плавной речи.Одним из видов упражнений, направленных на выработку ритмизации речевых артикуляций, является пословный ритм.

Главной характеристикой этого технического приема по установлению плавной речи является движение всей  руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе (по траектории восьмерки) непрерывно в процессе произнесения фразы. Особенно интенсивное движение руки осуществляется на ударный слог слова. Скорость и ритм движения руки подбирается индивидуально — от резкого в среднем темпе до плавного в замедленном темпе. При невротической форме заикания ритмизация речи быстро усваивается. Их ритмизированная речь под влиянием упражнений довольно быстро становится интонированной. Имеется опасность, что быстрое достижение положительного эффекта приводит к прекращению заикающимися этой группы тренировок в ритмизированной речи. В то же время речевая ритмизация, как и любой двигательный навык, особенно у взрослых, нуждается в длительной автоматизации. При неврозоподобной форме заикания усвоение ритма крайне затруднено. Вначале необходимо подобрать индивидуальный темпо-ритм, при котором заикающийся чувствовал бы себя достаточно комфортно. Затем необходима постепенная, индивидуальная тренировка ритмических движений руки. Следующим этапом тренинга является совместная тренировка ритмических движений руки и речи. В целом ряде методик по установлению плавной речи у заикающихся предлагаются различные приемы ритмизации речи (Л.И. Богомолова, 1977; Л.З. Андронова, 1990; В.М. Шкловский, 1994).В ряде методик первый этап установления ритмизированной речи сопровождается значительным замедлением ее темпа до одного слога в секунду (Л.З. Андронова, 1990.) Для того чтобы темпо-ритмическая организация речи заикающихся автоматизировалась и стала стабильной, ритм речи должен подбираться индивидуально, вызывая детей чувство комфорта. Только при этих условиях возможно продолжение самостоятельной работы заикающегося по автоматизации нового навыка речи.

 

Список литературы:

1. Пружан И.И. «О темпе речи при заикании».// Вопросы физиологии и патологии верхних дыхательных путей. – М., 1976 г.

2.Рахмилевич А.Г., Оганесян Е.В. «Особенности интонационной стороны речи и функционального состояния внутренних мышц гортани при фонации у заикающихся».//Дефектология. – 1987 г., №6.

3.Селиверстов В.И. «Заикание у детей». - М., 1979 г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zhenya.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Татаренцева Евгения Владимировна,

учитель-логопед, МБДОУ д/с 12, г. Белгород

Зайцева Жанна Владимировна

учитель-логопед, МБДОУ д/с 12, г. Белгород

Кузнецова Светлана Павловна,

воспитатель, МБДОУ д/с 12, г. Белгород

РИТМ- ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО   ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ

Речь - это  неотъемлемая  часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. По определению М. Р. Львова: «Речь- это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, словосочетаний, предложений и прочее)». Различные нарушения могут привести к образованию речевых расстройств. Под нарушением речи следует понимать полную или частичную невозможность человека пользоваться письменной или устной обиходной речью, что ограничивает познавательную деятельность, нарушает духовный обмен и ухудшает эстетическое восприятие речи. Одним из серьезных расстройств речи является заикание. Им страдает около 2% младших школьников и 1,6% дошкольников. Заикание - одно из немногих речевых нарушений, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них разработать высокоэффективную методику его предупреждения и устранения.

В связи с этим заикание представляет собой сегодня одну из острейших проблем специальной (коррекционной) педагогики и психологии как в теоретическом, так и в практическом плане. Интерес к проблеме этиологии, патогенеза заикания, а также к организации коррекционно-педагогической и психотерапевтической работе растет, более того, начиная с 1994 года, в нашей стране и за рубежом регулярно организуются и проводятся международные симпозиумы, посвященные данной проблеме.

Благодаря проводимым в специальной педагогике (логопедии) фундаментальным исследованиям, Тарасовой К.В. (1988), Беляковой Л.И., Дьякова Е.А. (2001), оказалось возможным сделать серьезные шаги на пути предупреждения и коррекции заикания.

Опыт наблюдений в течении многих лет, за дошкольниками  страдающими тяжёлым нарушением речи –заиканием, показал что, у этих детей страдает темпо- ритмическая организация речи, что мешает не только работе логопеда,  но и другим специалистам. Несмотря на хороший уровень развития тонкой моторики пальцев рук, артикуляционной моторики, общей скоординированности у отдельных детей, для всех заикающихся характерно нарушение ритма и темпа. Поэтому важным компонентом коррекционной работы с заикающимися детьми, является объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальными занятиями и упражнениями.
Поэтому основой опыта по преодолению заикания у детей является коррекционно-развивающая  работа по формированию темпо-ритмической стороны речи. Ритмическая способность является категорией универсальной, рассматривается специалистами в качестве предпосылки и одновременно условия реализации различных видов деятельности –речевой, интеллектуальной и др. Каждое движение, осуществляясь в системе пространственных координат, развития зрительно моторной координации обеспечивается совокупной деятельностью зрительного и двигательного анализаторов.

Методика формирования чувства ритма базируется на методологической основе психофизиологии о ритме как о двигательно-модулирующей способности воспринимать и отражать ритмично протекающие процессы.

Многие отечественные исследователи, занимающиеся проблемой ритма, отмечают моторную природу чувства ритма и считают, что разнообразные мышечные сокращения языка, челюстей, пальцев ног, дыхательной мускулатуры являются непременным условием ритмического переживания. Уровень развития межанализаторной деятельности определяется степенью сформированности ритмической способности. В онтогенезе последовательное развитие  межанализаторного взаимодействия координации создаёт базу для сенсомоторных механизмов речи, определяет успешность формирования сложнейших речевых функций и языковых процессов,  составляющих основу звуковой стороны речи, функции письма и чтения и др. Таким образом, развитие ритмической способности должно являться важной составляющей коррекционно- развивающих логопедических занятий.

Ритм –это основа правильного формирования речи и её восприятия. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует адекватному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей.

Таким образом, ритмические движения можно использовать для создания оптимальных условий для восприятия и осуществления речи без заикания.

В настоящее время накоплено достаточное количество фактов, свидетельствующих о различии в состоянии двигательных функций при разных клинических формах заикания. Это касается состояния мышечного тонуса, общей и тонкой моторики, динамической и статической координации, орального праксиса, ритмических способностей и пр.

В связи с этим нормализация состояния моторных функций заикающихся включает решение следующих задач:

1.        Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.

2.        Развитие чувства ритма речевых и неречевых движений.

Учитывая разное состояние моторики при невротической и неврозоподобной формах заикания, длительность и интенсивность занятий являются дифференцированными.

Так, для заикающихся с невротической формой заикания независимо от возраста основное внимание уделяется воспитанию точности движений, умению переключать активное внимание на качество выполнения движений и главным образом на завершенность движений, т.е. на доведение движений до конца в соответствии с инструкцией.

Для заикающихся данной группы упражнения могут быть разнообразны по форме, ритму и темпу. Несмотря на хороший уровень развития тонкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики, для движений заикающихся этой группы характерны истощаемость, поэтому тренировочные упражнения не должны быть длительными по времени. Заикающиеся этой группы могут начинать тренировку движений под музыкальное сопровождение уже на первых этапах коррекционной работы.

При неврозоподобной форме заикания особое внимание в процессе работы над двигательной сферой обращается на следующие моменты:

  • двигательные упражнения должны быть разложены на их составляющие и выполняться по образцу;
  • тренировка координации и переключаемости движений должна быть длительной с постепенным усложнением заданий;
  • усвоению упражнений способствует сопровождающий их словесный комментарий логопеда;
  • сроки усвоения двигательных упражнений значительно увеличиваются по сравнению с заикающимися другой группы.

При неврозоподобной форме заикания особое внимание уделяется нормализации речевой артикуляции в связи с необходимостью развития у них звукопроизносительной стороны речи. Особое значение это имеет для детей дошкольного возраста.

Важным компонентом коррекционной работы с заикающимися является -ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальными упражнениями.

Ритмизация движений является необходимой составляющей в комплексной реабилитационной работе.

Особой задачей коррекционной работы с заикающимися является развитие чувства ритма. Ритмическая способность является средством пространственно-временной организации движений. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу. Онтогенез чувства ритма тесно связан с процессом становления у детей моторики, зрительно-моторной координации, а в дальнейшем с формированием речевого ритма. Речевой ритм выполняет важную функцию в формировании моторного стереотипа речи. В процессе развития речи ритм становится “скелетом” слова и играет важную роль в процессе ее усвоения лексем и опознания их при восприятии.

У заикающихся имеются нарушения речевых ритмов разных уровней: послогового, пословного и синтагматического. При обучении заикающихся ритмизации устной речи необходимо тщательно отбирать речевой материал.

На первых этапах работы при подборе стихотворных текстов необходимо учитывать, что стихи должны быть с устойчивой ритмикой, т.е. однообразным распределением ударных слогов в строфе; состоять из достаточно коротких фраз; они должны содержать простую лексику и не включать слова с сочетаниями согласных. Помимо тренировки ритма артикуляции на стихотворных текстах, с целью установления плавной речи применяются различные виды упражнений, направленные на выработку ритмических артикуляции в сочетании с движением руки.

Одним из видов таких упражнений является “по слоговый ритм”, или теппинг, татирование. Проговаривание каждого слога текста сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Каждый удар ладони приходится на гласную. Вначале тренировка послогового ритма проводится в замедленном темпе. По мере овладения навыком, темп речи ускоряется.

Навык послогового ритма на первом этапе вырабатывается на стихотворном тексте (хорей, ямб) и материале скороговорок.

В результате такой ритмизации слоги выравниваются по длительности звучания, т.е. снимается редукция гласных звуков (предударных и заударных), свойственная русскому языку. Есть опасность, что на фоне жесткого послогового ритма речь может приобретать монотонный “роботообразный” характер, что вызывает негативную реакцию заикающегося. Поэтому очень важно, чтобы обучение формированию ритмизированной речи проходило одновременно с активной работой по формированию интонационного оформления высказывания. Постепенно движения руки становятся ритмоводителем речевых артикуляций. Поэтому при обучении заикающихся татированию обращают внимание на то, чтобы движения руки во время речевой паузы не прекращались. Это позволяет заикающимся после паузы легко вступать в речь.

По мере усвоения слогоразмерной речи движения руки применяются все реже и, наконец, снимаются. Однако речь с нередуцированным произнесением гласных тренируется у заикающихся длительное время.Устная речь с нередуцированным произнесением безударных гласных называется полным стилем произнесения.

Полный стиль произнесения способствует выделению ритмической структуры слова в артикуляторной программе, выравнивает все слоги по времени произнесения, что в целом является основой для ритмизации речевого процесса и формирования плавной речи.Одним из видов упражнений, направленных на выработку ритмизации речевых артикуляций, является пословный ритм.

Главной характеристикой этого технического приема по установлению плавной речи является движение всей  руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе (по траектории восьмерки) непрерывно в процессе произнесения фразы. Особенно интенсивное движение руки осуществляется на ударный слог слова. Скорость и ритм движения руки подбирается индивидуально — от резкого в среднем темпе до плавного в замедленном темпе. При невротической форме заикания ритмизация речи быстро усваивается. Их ритмизированная речь под влиянием упражнений довольно быстро становится интонированной. Имеется опасность, что быстрое достижение положительного эффекта приводит к прекращению заикающимися этой группы тренировок в ритмизированной речи. В то же время речевая ритмизация, как и любой двигательный навык, особенно у взрослых, нуждается в длительной автоматизации. При неврозоподобной форме заикания усвоение ритма крайне затруднено. Вначале необходимо подобрать индивидуальный темпо-ритм, при котором заикающийся чувствовал бы себя достаточно комфортно. Затем необходима постепенная, индивидуальная тренировка ритмических движений руки. Следующим этапом тренинга является совместная тренировка ритмических движений руки и речи. В целом ряде методик по установлению плавной речи у заикающихся предлагаются различные приемы ритмизации речи (Л.И. Богомолова, 1977; Л.З. Андронова, 1990; В.М. Шкловский, 1994).В ряде методик первый этап установления ритмизированной речи сопровождается значительным замедлением ее темпа до одного слога в секунду (Л.З. Андронова, 1990.) Для того чтобы темпо-ритмическая организация речи заикающихся автоматизировалась и стала стабильной, ритм речи должен подбираться индивидуально, вызывая детей чувство комфорта. Только при этих условиях возможно продолжение самостоятельной работы заикающегося по автоматизации нового навыка речи.

Список литературы:

1. Пружан И.И. «О темпе речи при заикании».// Вопросы физиологии и патологии верхних дыхательных путей. – М., 1976 г.

2.Рахмилевич А.Г., Оганесян Е.В. «Особенности интонационной стороны речи и функционального состояния внутренних мышц гортани при фонации у заикающихся».//Дефектология. – 1987 г., №6.

3.Селиверстов В.И. «Заикание у детей». - М., 1979 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям....

Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)

В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...

Развитие фонематического слуха- основа правильного формирования речи.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (зв...

Теоретические основы изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития

Данная статья посвящена характеристике связной речи и ее особенностям у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.  В статье представлены теоретические аспекты формиров...

РИТМ- ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ

РИТМ- ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ...

Методическая разработка «Использование игровой ситуации хоббихорсинга для закрепления навыка плавной речи у дошкольников с заиканием»

Методическая разработка «Использование игровой ситуации  хоббихорсинга для закрепления навыка плавной речи у дошкольников  с заиканием»...