Рисуя, автоматизируем соноры и развиваем связную речь!
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Серкунова Клара Рауфовна

Рисунок в коррекционной работе учителя-логопеда по автоматизации соноров,  формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи  (из опыта работы)

Предлагаю вашему вниманию фрагмент занятия по развитию связной речи с использованием рисунка. Целью является составление описательного рассказа, а так же автоматизация звуков Р, Л в связной речи (упражнение из книги Баскакиной, Лынской «День рождения Ромы (Милы)» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risuya_razvivaem_svyaznuyu_rech.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Рисунок в коррекционной работе учителя-логопеда по автоматизации соноров,  формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи  (из опыта работы)

     У детей с общим недоразвитием речи наравне с несформированностью речевой функциональной системы, страдают так же многие психические процессы: зрительное восприятие, слуховое внимание, память, воображение. Дети со сложными  речевыми нарушениями чаще всего имеют неуверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности в развитии мелкой моторики, что выражается в неумении держать карандаш, кисточку, обводить контуры, раскрашивать рисунки.

Значение рисования для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи трудно недооценивать. Сенсорно-перцептивные возможности изобразительной деятельности позволяют использовать ее в коррекционно-развивающей работе. Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.

     Что такое для ребенка рисование? Для детей это естественное состояние как говорить, дышать. Практически все дети дошкольного возраста любят рисовать и тянутся к изобразительным  материалам, чтобы выразить себя.

      Существуют различные методики развития речи детей.  Научно доказано, развитию речи  способствует развитие мелкой моторики.  Объединить развитие речи и развитие мелкой моторики в единое целое – задачи необходимые. Многие дети, поступая в логопедическую группу, не владеют правильным звукопроизношением, достаточным развитием фонематических процессов, лексико-грамматических категорий, связной речи и мелкой моторики пальцев рук. Рисование является одним из методических приемов по развитию устной речи детей с ОНР. Рисование является серьезным приемом при решении речевых задач, требующее большой сосредоточенности, терпения и хорошо сформированных  моторных навыков.

     На занятиях мы играем и рисуем. Через рисунок дети входят в этот мир. Речь это не только средство общения, которое всегда непосредственно связано с его практической деятельностью, но и одно из главных средств мыслительной деятельности. Игра и рисунок в развитии ребенка — это особые формы мышления, в которых через обозначение собственных представлений об окружающей действительности происходит многократное воспроизведение образов действительности, их обобщение и понимание.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент занятия по развитию связной речи с использованием рисунка. Целью является составление описательного рассказа, а так же автоматизация звуков Р, Л в связной речи (упражнение из книги Баскакиной, Лынской «День рождения Ромы (Милы)»

  1. Развитие связной речи. Составление описательного рассказа 

Детям предлагается внимательно послушать рассказ, вспомнить все слова со звуком Р (Л), проговорить слова без ошибок, сделать по рассказам  рисунки.  После этого необходимо самостоятельно составить рассказ-описание, опираясь на наглядное изображение. Рассказать о том, что нарисовал ребенок - особо важная составная часть работы с рисунком. Выслушивая ответы детей,  особое внимание уделяется  правильному произношению,  лексико-грамматическому строю речи, связной речи.

а)  «Это мальчик Рома. У Ромы рыжие волосы, серые глаза, розовые щёки и красный рот. Рома одет в черные шорты, красную рубашку с чёрным воротником, красивыми пуговицами. На ногах у Ромы серые кроссовки. Рома любит играть в шашки, кататься на велосипеде, читать книги» Вот такой забавный Рома получился у детей (см. рисунки)

б) «Это девочка Мила. У нее светлые волосы, серые глаза, черные брови, румяные щеки, алые губы. Мила носит красивое голубое платье с белыми ромашками на больших кармашках, полосатые колготки, шелковый платочек.  У Милы модная сумочка и туфельки. Мила любит играть в куклы» (см. рисунки)

Расспросите детей о рисунках, попросите их рассказать о мальчике Роме и девочке Миле без опоры на наглядность.  Повторяя рассказ, дети закрепят свои речевые возможности. Попросите детей по аналогии составить другие рассказы, используя при этом прием  рисование.

 Учитель-логопед Серкунова К.Р.

 Декабрь 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для воспитателей дошкольных групп «Развиваем связную речь»

Данная деловая игра проводится с педагогами дошкольных учреждений с целью повышения профессиональной компетентности по проблеме формирования у детей дошкольного возраста связной речи.  В ходе де...

Статья "Когда и как развивать связную речь дошкольника"

Развитие связной речи -необходимое условие подготовки ребенка к школьному обучению. Педагогами дошкольных учреждений ведется работа над развитием связной речи ребенка. Однако для некоторой части детей...

Шпаргалка для родителей. Развиваем связную речь

Информация представлена в форме буклета....

Опыт работы на тему: «Играя в оригами развиваем связную речь детей с общим недоразвитием речи»

Данный опыт работы показывает, как при помощи техники "оригами" можно развивать не только мелкую моторику рук, но и связную речь детей....

Конспект занятия для детей средней группы «Волшебная пуговица» Цель: Развивать связную речь детей; обогащать речь детей существительными и прилагательными.

Конспект занятия для детей средней группы«Волшебная пуговица»Цель: Развивать связную речь детей; обогащать речь детей существительными и прилагательными; развивать память, мышление, вниман...

Проект «Я рисую и сочиняю» по развитию связной речи детей дошкольного возраста с ТНР

    "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету" - писа...

Дидактическая игра. "Расскажи историю". Цель. Развивать умение понимать подтекст изображенного на картинке сюжета, выделять неочевидные, но определяющие ситуацию признаки изображений. Развивать связную речь.

Методическое сопровождение        Серии сюжетных картин являются одной из самых сложных последовательностей, особенно, если в них появляется скрытый подтекст. Дети с...