Главные вкладки

    Опыт работы на тему: «Играя в оригами развиваем связную речь детей с общим недоразвитием речи»
    учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме


    Данный опыт работы показывает, как при помощи техники "оригами" можно развивать не только мелкую моторику рук, но и связную речь детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Опыт работы на тему: «Играя в оригами развиваем связную речь детей с общим недоразвитием речи»

    Добрый день уважаемые коллеги!

    Слайд 2

    Речь не является врожденной способностью человека, она складывается у ребенка постепенно с его развитием. Именно в дошкольном возрасте начинается целенаправленная работа по развитию всех компонентов связной речи, совершенствованию умений при помощи речи выражать свои мысли, строить диалог.  По словам В.А. Сухомлинского, дети понимают идею лишь тогда, когда она выражена в ярких образах. А создать эти яркие образы героев поможет древнее японское искусство оригами. Оно сочетает в себе все необходимые средства для развития образного мышления и воображения, что впоследствии окажет благотворное влияние на развитие речи ребенка.

    Слайд 3

    Использование оригами в образовательном процессе в первую очередь, конечно же, связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. А также обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. А у старших дошкольников тренировка пальцев рук позволяет им подготовить руку к письму.

    Слайд 4

    В настоящее время мы работаем с группой детей 5-6 лет компенсирующей направленности, имеющих такие речевые нарушения, как общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, из них 11 с диагнозом ОВЗ. И нам приходится отбирать такие формы, методы и приемы работы с детьми, которые наилучшим образом помогают формировать у них правильную речь. Образование таких детей предусматривает создание психологически комфортной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах ФГОС ДО, условий для самореализации через включение в разные виды творческой и проектной деятельности.

    Слайд 5

     Поэтому появление проекта по развитию связной речи детей старшего возраста с речевыми нарушениями «Бумажные превращения» обусловлено желанием развивать у них речевую активность, любознательность в процессе приобщения детей к технике «оригами», а самое главное развивать чистую, связную речь. Участниками проекта являются дети, родители и воспитатели группы. Срок реализации проекта 2 года.  Проект реализуется в рамках кружковой деятельности.  

    Слайд  6

    Цель проекта: развитие связной речи детей, имеющих речевые нарушения средствами оригами.

    Задачи:

    Обучающие:

    - Продолжать учить детей складывать бумагу в разных направлениях.

    - Учить детей вести диалог между ребенком и сверстником, между ребенком и воспитателем по поводу изготовления поделки.

    Развивающие:

    - Развивать умение сочинять короткие рассказы о своей поделке.

    - Способствовать развитию координации тонких движений пальцев рук.

    Воспитательные:

    - Воспитывать культуру речевого общения.

    - Воспитывать самостоятельность, аккуратность, доброжелательность.  

    На первом этапе реализации проекта изучили научную и методическую литературу по развитию связной речи у детей с ОНР и технике «оригами». В Интернет-ресурсах познакомились с опытом педагогов-новаторов.

    Слайд7 Разработали перспективный план работы с детьми. В группе создали насыщенную развивающую предметно-пространственную среду, оснащенную разнообразными играми, материалами и оборудованием для экспериментальной, конструктивной и речевой деятельности по оригами.

    Слайд 8

    На основном этапе проводили с детьми занятия, беседы, игровую и театрализованную деятельность, чтение, рассказывание, разучивание сказок, стихотворений.

    Постарались вызвать интерес детей к исследовательской работе с разной бумагой, конструированию из нее. Слайд 9,10 Обучение складыванию базовых форм проводим индивидуально, подгруппами, фронтально. Слайд 11, 12 Во время обучения используем следующие методы и приемы: показ с проговариванием действий, устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения поделки.

    Слайд 13,14 При обучении детей оперируем терминами: угол, сторона, линия, вершина, диагональ. Слайд15  Для запоминания и активизации в речи базовых форм, специальной терминологии используем с детьми следующие игры и упражнения: «Преврати квадрат в другую форму», «Угадай, во что превратился квадрат?», «Где чья тень?», «Назови правильную форму», «Определи базовую форму» и др.

    Слайд 16

    Вместе с детьми используем фигуры, сложенные из бумаги, в разыгрывании настольного театра «Курочка ряба», «Репка», «Заюшкина избушка», в режиссерских играх «Зоопарк», «Животные Африки», при составлении пересказов и рассказов знакомых детям произведений, для собственного сочинительства. Фигурки оригами используем для оформления поздравительных открыток для именинников группы, мам и пап на «День рождения», «Новый год», «8 Марта», «23 февраля», а также подготовки поздравительной речи, в которой дети передают свои эмоции, пожелания к близким.

    Организуя театрализованную деятельность, дети нашей группы научились вести диалог, сочинять истории о своих моделях, составляли рифмы, последовательные рассказы, когда один ребенок сочиняет предложение, а другой продолжает повествование. Такая речевая деятельность помогла нам в игровой форме провести коррекционную работу по развитию психических процессов – воображению, мышлению, саморегуляции.

    Слайд 17

    Работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями. На родительском собрании познакомили их с проектом, его целью и задачами, с техникой оригами, ее возможностями применения в речевой деятельности. Провели мастер-класс на тему: «Учимся вместе», представили цикл консультаций по темам «Влияние оригами на развитие речи ребенка», «Чем занять ребенка дома. Техника оригами», «Значение оригами для развития мелкой моторики рук ребенка». Родители активно участвовали в обогащении уголка оригами в группе, его пополнении литературой, схемами, играми, стали активными участниками совместных мероприятий «Презентация игрушки», показ настольного театра «Теремок», выставки творческих работ «В осеннем лесу», «Подводный мир», «Бумажное царство» и другие.

    Слайд 18

    На заключительном этапе проведена повторная диагностика. Было выявлено, что дети освоили простые, средние и сложные базовые формы техники оригами; отработали навыки самостоятельного чтения и выполнения работ по схемам; научились составлять коллективные работы; придумывать описательные и творческие рассказы, придумывать и сочинять истории, давать название своим игрушкам; проводить инсценировки сказок и историй.

    Для себя отметили, что ребята стали более открытыми, самостоятельными, инициативными. Уже на ранних этапах развития сформировались творческие способности, их руки стали более гибкими и послушными. Бумажные поделки помогали нам создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе, устанавливать добрые отношения друг с другом, создавать атмосферу открытости и доверия. Игрушки получаются забавными и объемными, с ними дети играют.

    Слайд 19

    Проект по развитию связной речи детей старшего возраста с речевыми нарушениями средствами оригами «Бумажные превращения» был представлен на Всероссийский конкурс для педагогических работников «Профессиональная компетентность педагога», ОГБУ ДПО «ТОИПКРО» в декабре 2016 года и занял Диплом 1 степени.

    Таким образом, оригами является одним из компонентов всестороннего

    развития и успешной подготовки ребенка к обучению в школе, в том числе развитию грамотной, выразительной связной речи старших дошкольников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

    Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

    Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

    Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

    План по самообразованию Тема: «Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказок»

    Цель: Повышение своего профессионального уровня по данной теме, внедрение полученных знаний в практике с детьми и по обмену опытом с воспитателями.  Задачи: ·...

    Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи

    Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение,служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксическихзначений и категорий, а также...

    Тема: «Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.»

    В процессе овладения письменной речью, у ребёнка могут возникнуть трудности. Такие как: оптическая, фонематическая дисграфии....

    Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.

    Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....

    Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе детского сада

    В данной разработке представлены 2 конспета  НОД по лексическим темам: "Осень( овощи и фрукты)" и "Цветы".Они предназначены для учителей-логопедов ДОУ,работающих в группах ком...