Использование сказки как средства развития связной речи детей с общим недоразвитием речи.
статья по коррекционной педагогике

Ткачева  Алина  Александровна

Содержание данной статьи отражает суть использования сказки в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование сказки как средства развития связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах- диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Проблема развития связной речи детей дошкольного возраста имела большое значение в трудах отечественных и зарубежных педагогов. В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности. Связная речь по своей естественной форме трудно поддается обьективному анализу, поскольку зависит от условий общения, от отношений между участниками общения. К числу важнейших задач работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной  речи. Формирование связной речи, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития. Для высказываний детей с общим недоразвитием речи , характерными особенностями являются: недостатки в грамматическом оформлении предложений, неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм; нарушениями логической последовательности повествования; нарушение связности, пропуски смысловых звеньев; отчетливо выражены лексические затруднения, бедный словарный запас . У детей данной категории развитие речи не происходит спонтанно, по подражанию, без участия взрослого и именно поэтому с ними необходимо проводить коррекционную работу по развитию речи. Работа по развитию речи затрагивает все образовательные области. Но целенаправленная, систематическая, последовательная, поэтапная работа осуществляется в образовательной области «Коммуникация». В дошкольном возрасте происходит становление и развитие всех сторон речи. И именно поэтому, чем раньше начнется обучение ребенка родному языку, тем свободнее он будет пользоваться им в дальнейшем. В методике развития речи детей дошкольного возраста имеется не мало исследований посвященных использованию  сказки для развития речи  детей  достоинство и роль сказок в работе с детьми дошкольного возраста: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность.  Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Поэтому эффективным средством развития связной речи детей с общим недоразвитием речи является активное применение сказки в коррекционной работы. Организуя систематическую работу над сказкой надо учитывать поэтапность формирования основных операций порождения связного текста, а так же необходимо учитывать последовательность перехода от ситуативной к контекстной речи. В ходе проведения работы над сказкой с детьми с общим недоразвитием речи, необходимо отдельно отрабатывать не только содержательную сторону, но и языковое оформление – повествования и текста описания. Именно через сказку дети узнают, на сколько разнообразна, выразительно, эмоциональна может быть речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультфильм как средство развития речи у детей с общим недоразвитием речи. Планирование (старшая группа, I период обучения)

Здесь представлено планирование работы с мультфильмами в I периоде обучения в старшей группе у детей с ОНР. Планирование осуществляется в соответствии с тематическим планом работы на текущий учебный г...

Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья о использование пиктограмм или опорных схем для занятий с детьми имеющих тяжелое нарушение речи общее недоразвитие речи...

Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи.

Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи....

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....

Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе детского сада

В данной разработке представлены 2 конспета  НОД по лексическим темам: "Осень( овощи и фрукты)" и "Цветы".Они предназначены для учителей-логопедов ДОУ,работающих в группах ком...

Бояринова Е.А., Сомова Н.И. Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня в процессе познавательно – исследовательской деятельности программа

       Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. В процессе эксперимента развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойст...

Использование авторской сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Авторская сказка может стать эффективным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.при условии:- использования качественной авторской сказки, спосо...