Бояринова Е.А., Сомова Н.И. Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня в процессе познавательно – исследовательской деятельности программа
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Сомова Наталья Ивановна

         Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. В процессе эксперимента развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления и объекты природы (номинативная функция речи). Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения и регулировать свою деятельность совместно с другими детьми и взрослыми (регулятивная функция речи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_odobrennaya.doc283.5 КБ
Файл otzyv_na_programmu.docx892.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа №90 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»

Дошкольный уровень образования.

г. Новосибирск, ул. Невельского, 15

телефон 3410912,  sch_90_nsk@nios.ru

ЛОГО90

                             Бояринова Е.А., Сомова Н.И.  

Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня в процессе познавательно – исследовательской деятельности

                                                     программа

 

Новосибирск

 2016

Содержание

  1. Целевой раздел ………………………………………………………….. .3
  1. Пояснительная записка ………………………………………………. 3
  2. Цель и задачи работы по развитию речи в процессе исследовательской деятельности у детей с ОНР……………….. …..5
  3. Принципы и подходы к формированию Программы……………….5
  4. Ожидаемые результаты……………………………………………….6
  1. Содержательный раздел ………………………………………………….6
  1. Диагностический блок ………………………………………………..6
  2. Содержание работы по развитию речи в процессе исследовательской деятельности у детей с ОНР…………………….7
  1. Организационный раздел ……………………………………………… 11
  1. Перспективное планирование познавательно-речевого развития …………………………………………………………………………14

Использованная литература ……………………………………………………14

Приложения……………………………………………………………………...16

 

  1. Целевой раздел.
  1.  Пояснительная записка

           На сегодняшний день происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования гласит: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, … способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания, умения, в различных видах деятельности».

Дети по природе своей исследователи. Но ребенку, у которого нарушена речь, очень трудно, а порой невозможно, самостоятельно организовать свою поисково-исследовательскую деятельность.  Нарушения при общем недоразвитии речи (ОНР) носят системный характер, так как отмечаются трудности в понимании лексических связей, развитии лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха и фонематического восприятия, в формировании связной речи. У детей еще нет умения и навыков связно излагать свои мысли. Поэтому для них характерны подмена связного высказывания односложными ответами на вопрос или различными нераспространенными предложениями, а также неоднократные повторения слов и отдельных предложений.

         Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева и др. Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, номинативную и регулятивную. Коммуникативная функция речи обогащается в непринужденной обстановке. Это позволяет учить детей способам диалогического взаимодействия в совместной деятельности, развивать умение высказываться в форме небольшого рассказа: повествования, описания, рассуждения.

         Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. В процессе эксперимента развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления и объекты природы (номинативная функция речи). Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения и регулировать свою деятельность совместно с другими детьми и взрослыми (регулятивная функция речи).

Характеристика речевых нарушений

        Общее недоразвитие речи  III уровня речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.

При таком нарушении характерно то, что несформированность звуковой стороны речи сочетается с пробелами в формировании лексико-грамматических средств языка. Это сказывается на формировании функции речи. У детей с ОНР III уровня речь носит ситуативный характер, форму диалога. Трудности при монологической речи сопровождаются поиском необходимых языковых средств, нет умений и навыков в изложении мысли.

Старшие дошкольники с ОНР III уровня речевого развития значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной монологической речи. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления.

    Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно- логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями. У детей с ОНР отмечается низкий уровень сформированности: памяти, внимания, наблюдательности, мышления, низкая способность к переключению, самоконтролю; неразвитая артикуляторная и пальцевая моторика.

1.2. Цель и задачи работы по развитию речи в процессе исследовательской деятельности у детей с ОНР:

Цель:  

Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня  в процессе  познавательно – исследовательской деятельности.

Задачи:

  • способствовать расширению словарного запаса и обогащению активного словаря;
  • способствовать формированию и совершенствованию грамматического оформления речи;
  • способствовать формированию навыков словообразования;
  • способствовать формированию коммуникативных умений;
  • создавать условия для обучения диалогической и монологической речи;
  • обеспечить развитие познавательных интересов, расширение кругозора, умение экспериментировать;
  • способствовать развитию умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы :

-принцип  систематичности  и  последовательности;  

-принцип  доступности;  

-принцип  индивидуального  подхода;  

-принцип  наглядности;

-принцип научности;

-принцип интеграции.

 1.4. Ожидаемый результат:

  • Ребенок усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
  • правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;
  • умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;
  • умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
  • умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использование подчинительных союзов;
  • составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;
  • ребенок адекватно владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);
  • ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
  1. Содержательный  раздел.

    2.1. Диагностический блок.

           Обследование развития речи детей старшего дошкольного возраста проводилось на основе методик  Г.А. Волковой  «Психолого-логопедическое обследование детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики» и В.П. Глухова «Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР» (см. Приложение №1). Обследование познавательного развития детей старшего дошкольного возраста основано на целевых ориентирах ФГОС (см. Приложение № 2). 

          Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР используются следующие методы:
- Обследование словарного запаса;
- Исследование связной речи с помощью серии заданий;
- Наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;
- Изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.); использование данных бесед с родителями, воспитателями и детьми.

2.2. Содержание работы по развитию речи в процессе исследовательской деятельности у детей с ОНР

        Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР проводится в соответствии с периодами обучения.

         В течение 1-ого периода обучения (октябрь-декабрь) дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям, с последующим составлением коротких рассказов; совершенствуются навыки ведения диалога; вводится обучение детей составлению простого описания предмета.

Основное содержание 1периода:

  1. Закреплять у детей навык составления простых предложений.
  2. Совершенствовать  навык ведения диалога.
  3. Формировать навык составления короткого рассказа с опорой на простую схему.
  4. Обучать составлению простого описательного рассказа по предмету.

          Во 2-м периоде (январь-апрель) обучение детей составлению коротких рассказов с опорой на сложные схемы опытов, рассказов-описаний, простых пересказов. Наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказов по теме. Главная задача этого периода - развитие самостоятельной связной речи детей. Особое внимание уделяется упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов с опорой на схему, сказок, сочинений на основе личного опыта экспериментирования.

Основное содержание 2периода:

  1. Обучать построению предложений с причинно - следственными связями (сложносочиненные и сложноподчиненные предложения).
  2. Закреплять умение составлять рассказы с опорой на сложную схему.
  3. Обучать детей рассказыванию на основе самостоятельной экспериментальной деятельности.

          При проведении занятий по обучению рассказыванию в процессе исследовательской деятельности перед логопедом стоят следующие задачи:

  • закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
  •  формирование навыков построения связных монологических высказываний;
  •  развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
  • целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.

          В ходе совместной образовательной деятельности взрослых и детей, направленной на ознакомление детей с ОНР с окружающей действительностью, они начинают понимать названия предметов, действий, признаков, с которыми встречаются в повседневной жизни, выполнять словесные инструкции, выраженные различными по сложности синтаксическими конструкциями.

       Формирование связной речи, ее основных функций (коммуникативной, регулирующей, познавательной) осуществляется в процессе рассказывания о предметах окружающего мира, по сюжетным картинкам, отражающим бытовой, предметно-практический, игровой, эмоциональный и познавательный опыт детей. При этом широко используются символические средства (схемы).

        Познавательно-исследовательская деятельность. Совершенствовать характер и содержание обобщенных способов исследования объектов с помощью специально созданной системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, осуществлять их оптимальный выбор в соответствии с познавательной задачей. Создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов и явлений с применением различных средств. Совершенствовать характер действий экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойств объектов. Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности. Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; ставить цель, составлять соответствующий собственный алгоритм; обнаруживать несоответствие результата и цели; корректировать свою деятельность. Учить детей самостоятельно составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.

        Когнитивное развитие. Развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сенсомоторные способности. Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности. Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств. Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки (музыкальные, природные и др.). Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету).

        Чтобы повысить интерес, педагогу предлагается ставить вопросы, побуждающие детей сравнивать свойства материалов или предметов (глина и пластилин), устанавливать причинно-следственные связи (снег и лед), выдвигать предположения, делать выводы; совместно обсуждать предположения, помогать обобщать полученные результаты.

Способы  мотивации детей к деятельности

  • Создание игровой проблемной ситуации.
  • Сюрпризные моменты.
  • Проблемные вопросы, коллизии.
  • Экспериментирование, опыты.
  • Обращение к опыту детей (актуализация знаний воспитанника).
  • Перевоплощение,  драматизация.
  • Введение  сказочных персонажей:

Знайка,  знакомит детей со свойствами и качествами различных материалов, рассказывает истории возникновения предметов ближайшего окружения;

Пилюлькин, помогает познакомить детей со свойствами и качествами воды в проекте «Волшебница вода»;

Ромашка, живет в уголке природы и рассказывает о растениях, вовлекает в решение проблемных ситуаций;

Пулька, рассказывает детям о природе в лесу, знакомит с правилами поведения в лесу;

Незнайка, приходит к детям за помощью решить тот или иной вопрос, спрашивает у детей советы.

  •         Использование электронных презентаций, созданных педагогами самостоятельно («Огород на окошке», «Поможем Незнайке», «Игры со Знайкой», «Истории предметов» и др.)

  1. Организационный раздел.

Формы образовательной деятельности:

  • Решение проблемных ситуаций через вопросы и ответы, рассуждения детей;
  • Экспериментирование;
  • Коллекционирование;
  • Моделирование;
  • Интеллектуальные игры (викторины, КВНы и др.)
  • Обсуждение, рассказывание;
  • Наблюдения, экскурсии.

Формы организации образовательной деятельности:

  • Кружковая
  • Индивидуальная
  • Квест  

Методы работы:

  • Наблюдение
  • Беседы
  • Экспериментирование
  • Рассматривание

Приемы формирования речевого развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности:

  • Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
  • Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательско-поисковая деятельность.
  • Словесные - рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

        Одним из главных условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация предметно – пространственной развивающей среды. ППС окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда

1. Уголок экспериментирования.

2. Картотека  опытов, экспериментов.

3. Картотека логических задач и ситуаций, проблемных вопросов.

4. Макеты, поделки из различных материалов.

5. Игры-путешествия.

6. Игры из серии «Почемучка».

7. «Чудесный мешочек».

8.  Игры – викторины, КВНы.

9. «Коробка загадок».

10.Электронные образовательные ресурсы (презентации, созданные педагогами).

11. Видеофильмы для детей познавательного характера.

12. Введение сказочных персонажей: Знайка, Ромашка, Пилюлькин, Пулька, Незнайка и другие персонажи по произведению Н.Носова «О Незнайке и его друзьях».

13. Книги, энциклопедии.

        В группе есть детская лаборатория, где дошкольники учатся формулировать четкие выводы и определения в ходе экспериментов. Учатся рассуждать, задавать вопросы и обращаться с просьбами: «Как это сделать? Давайте посмотрим, что будет, если…». Тем самым у детей развивается диалогическая, монологическая речь, речь – рассуждение. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Дети знакомятся с родственными, противоположными и близкими связями, передаваемые сравнительными оборотами, образными выражениями и обобщающими словами. Учатся осознанно включать в свою речь новые слова. В процессе знакомства со свойствами предметов и явлений развивается и обогащается словарь. 

    Очень ответственным является конечный этап опыта - эксперимента – анализ результатов и формирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами, поэтому зачастую не могут выразить словами то, что понимают.

    А детям, у которых нарушена речь, ещё сложнее сформулировать, описать предмет, рассказать и сделать выводы о причинах какого-либо явления. И в этом плане очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это прослеживается при постановке цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об  увиденном.

        Поэтому, многое на этом этапе зависит от педагога, который не устраивает фронтальный опрос, а стремится к тому, чтобы дети в непринуждённой форме поделились радостью открытия или решили какую-нибудь   экспериментальную  задачу, требующую анализа всего изученного материала.

      Диалогическая и монологическая речь, развивающаяся в поисково-исследовательской деятельности весьма значима для развития познавательной активности детей с нарушениями речи.

Перспективное планирование работы по развитию речи в процессе исследовательской деятельности у детей с ОНР (III уровня)

(см. приложение № 3).

Использованная литература:

  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998.    
  2. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др., Под  ред. проф. Л.В. Лопатиной. – СПб., 2014.
  3. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е Левиной. М.: Просвещение, 1968
  4.  «От рождения до школы». Примерная  общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 20014.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  6. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики:Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.  
  7. Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР//Дефектология, № 6, 1986.
  8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. -СПб.: Детство-Пресс, 2011.
  9. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / Сост.Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
  10. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / Сост.Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
  11.  Диагностика педагогического процесса в старшей группе (с 5 до 6 лет) дошкольной образовательной организации. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.
  12.  Диагностика педагогического процесса в подготовительной  группе (с 6 до 7 лет) дошкольной образовательной организации. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.
  13.  Султанова М. «Простые опыты с воздухом».  Серия «Для дошкольников»-М.: ООО «Хатбер-пресс», 2015.
  14.  Султанова М. «Простые опыты с водой».  Серия «Для дошкольников»-М.: ООО «Хатбер-пресс», 2015.
  15.  Султанова М.  «Простые опыты с бумагой».  Серия «Для дошкольников»-М.: ООО «Хатбер-пресс», 2015.
  16.    Время: Учеб. пособие. / Под ред. А.А. Агеева.- Волгоград: кооператив «Книга», Международный центр просвещения «Вайланд - Волгоград», 1996.
  17.    Колеса: Учеб. пособие. / Под ред. А.А. Агеева.- Волгоград: кооператив «Книга», Международный центр просвещения «Вайланд - Волгоград», 1996.
  18.   Электричество: Учеб. пособие. / Под ред. А.А. Агеева.- Волгоград: кооператив «Книга», Международный центр просвещения «Вайланд - Волгоград», 1996.
  19.   Инструктивное пособие  к опытам «Науки с Буки»: «Магнитные гонки».
  20.   Инструктивное пособие  к опытам «Науки с Буки»: «Физика».      ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Планирование работы по развитию речи в процессе познавательно – исследовательской деятельности

месяц

неделя

Тема

Речевое развитие

Познавательное развитие

октябрь

    1

«Разноцветные краски осени». «Листопад».  

Учить выделять названия предметов, действий, признаков.

Составление рассказа «Что я увидел под микроскопом». Учить способу словообразования путем сложения двух основ. Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам. Согласование имен  существительных с именами прилагательными, глаголами.

Продуктивно - исследовательская деятельность.

Изготовление микроскопа. Рассматривание листьев под микроскопом.

    2

  «Осень, мы тебя видим и слышим» (в парке).

 Развитие слухового и зрительного внимания.        

Учить детей различать на слух согласные звуки.  Закрепление изолированных звуков «С» и «Ш», их дифференциация.                

Поисково-экспериментальная деятельность.

Слушание звуков природы, работа с компасом. Определение направления по компасу.

    3

«Ходит капелька по кругу». Учить последовательности изложения рассказа - рассуждения.

Игра «Буря в стакане воды» (развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.)  Формировать навык составления короткого рассказа. С опорой на схему «Круговорот воды в природе».

Опытно - экспериментальная деятельность с водой.

Охлаждение, нагревание, испарение воды. Определение свойств воды.                  Составление схемы «Круговорот воды в природе».

    4

«Природное электричество».

 Развитие номинативной функции речи.                 Уточнение и активизация словаря по теме.              

Игра с мячом «Для чего это нужно?» (называние действий, совершаемых разными электроприборами).

Согласование имени существительного + согласованный глагол.

 Опытно - экспериментальная деятельность. Получение электроэнергии при помощи простых химических реакций.

ноябрь

    1

«Чтобы не было беды».

Опасные природные явления.  Наводнение.

 Расширение словарного запаса по теме (обучение использованию слов, обозначающих материал).

Рассказывание с опорой на схему.  Учить умению использовать слова – антонимы при составлении простых предложений.

Опытно-экспериментальная деятельность с водой.

Выявление способности предметов держаться на воде в зависимости от материалов, из которых они изготовлены.

 Опыт- игра «Наводнение».

Составление схемы опыта, классификация предметов по свойству «тонет - не тонет».

    2

Опасные природные явления.   Извержение вулкана.

Формирование произносительной стороны речи и словообразования.

Формирование четкого слухового образа звука. Игры на закрепление произнесения изолированного звука «Ш». Формирование понятий «громко-тихо».

Учить владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов.

Экспериментально – продуктивная деятельность.

Ознакомление детей с природным явлением извержением вулкана.

Изготовление макета вулкана, проведение опыта по смешиванию веществ (сода и лимонная кислота), вступающих в химическую реакцию и образующих эффект «извержения вулкана».

    3

«История книги».

Формирование умения четко выстраивать последовательную сюжетную линию рассказа.

Игра «Раз, два, три, картинку поверни и сказку расскажи». Развитие навыков составления рассказов по серии сюжетных картинок.

Поисково-исследовательская деятельность.

История образования книг.

Просмотр презентации «История книги».

    4

«Царство бумаги».  

Расширение словарного запаса по теме (обучение использованию слов, обозначающих материал). Развитие артикуляционной моторики. Развитие мелкой моторики.

Артикуляционные упражнения на развитие кинестетического и кинетического праксиса «Мостик», «Гармошка».

Обучение детей пониманию сравнительных логико-грамматических конструкций (толще-тоньше и т.д.).

Опытно-экспериментальная деятельность (ознакомление со свойствами и качествами бумаги). «Рекордный вес» (исследование бумаги на прочность)

декабрь

    1

«Волшебница зима и её краски».

«Откуда берется иней?» (на прогулке).

Расширять навык построения разных типов предложений. 

Игра на формирование сильной воздушной струи «Подуй на ладошки».    

Учить составлению короткого  рассказа на основе проведенного опыта «Превращение воды в иней».

 Опытно-экспериментальная деятельность.

Выяснение происхождения осадков.

    2

«Где лучики?» (на прогулке).

Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов. 

Игра на формирование сильной воздушной струи «Сдуй снежинку».    

 Учить составлению короткого  описательного рассказа  о снежинке.

Исследовательская деятельность.

Изучение формы снежинок в зависимости от погоды.

    3

«Замерзание жидкостей».

Расширение активного словаря с использованием синтаксических конструкций с подчинительным типом связи.

Игра с мячом «Замерзает - не замерзает» (развитие слухового внимания, логического мышления).

Учить детей навыкам употребления сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов: потому что, если, так как.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Выявление различия в процессах замерзания различных жидкостей.

    4

«Новогодний фейерверк». Формирование лексико-грамматических средств языка.

Игра «Скажи со словом «новогодний» (согласование существительных с прилагательным). Составление алгоритма проведения опыта и рассказывание по нему.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Смешивание жидкостей с разной плотностью в одной емкости.

январь

    1

«Человек. Здоровый образ жизни».

  1. «Правильное питание».

Расширение активного словаря с использованием синтаксических конструкций с подчинительным типом.  связи и лексико-грамматических средств языка.

Игры: «Объясните, почему…» (построение предложения с причинно-следственной связью),  «Чем угостишь друга?» (усвоение категории творительного падежа).

Опытно-экспериментальная деятельность.

Выявление того, что в состав чипсов входит крахмал, который в большом количестве вреден для здоровья.

    2

«Удивительный лимон».

Развитие мелкой моторики. Формирование речевого дыхания. Согласование речи с действиями при проведении опыта.

Нормализация мышечного тонуса мимической мускулатуры (игра «Надуй шарик»). Составление сложносочиненных предложений с союзами: и, а, но.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Смешивание различных веществ, наблюдение за химической реакцией.

февраль

    1

«Профессии. Как стать… (врачом, поваром…)

Профессия врача.  Пополнение словарного запаса по теме.

 

Составление простых распространенных предложений. Употребление в речи личных местоимений.

Исследовательская деятельность:

«Где спрятался пульс» - измеряем частоту пульса в покое и после нагрузки; слушаем свое дыхание с помощью фонендоскопа; измеряем температуру своего тела.

    2

Профессия повара.

Способствовать представлению детей о внешних и вкусовых качествах фруктов, о способах употребления их в пищу.

Составление рассказа о приготовлении фруктового салата с использованием схемы-модели.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Учить составлять схему-модель приготовления фруктового салата.

Д/и «Определи фрукт на вкус» - сравнить вкус и запах различных фруктов.

    3

Профессия инженер-конструктор космических ракет.

Пополнение словаря сложными словами по теме.

Образование сложных слов от слова «ходить» и употребление этих слов при построении предложений (вездеход, луноход).

Опытно-экспериментальная деятельность.

«Запускаем ракету в космос» с помощью лимона. Строим макет ракеты из бросового материала.

март

    1

«Я и мой дом. Что в доме моем?»

«Мамины помощники». Развивать глазомер и тактильное восприятие.

Расширение словарного запаса о материалах, из которых сделаны предметы обихода.

Закрепление и  понимание сравнительных  логико-грамматических конструкций (легче –тяжелее, длиннее – короче и т.д.).

Опытно-экспериментальная деятельность.

«Все измерим и взвесим в доме» - опыты-эксперименты с различными предметами разного веса с помощью различных измерительных мерок (весы, линейки, шнуровки и пр.).

    2

«Бабушкина сдоба».

Развитие мелкой моторики.

Знакомство со словом «превращается». Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был-будет», «был-стал (станет)». Активизация употребления в речи глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Опыты и эксперименты с продуктами питания (замешивание теста для булочек и печенья).

С помощью эксперимента доказать, что дрожжи поднимают тесто и влияют на качество выпекаемого изделия. Формирование действий превращения. Результат записываем в лист наблюдения.

    3

«Театр для мамы».

Игрушки для малышей.

Продолжать знакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.  

 Познакомить детей с понятиями «свет» и «тень».

«Создай свой театр теней» -  самостоятельно подобрать выразительные средства для составления сказки или рассказа.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Опыт с тенью. Цвет и свет. Рассказать детям как с помощью света и тени можно создать театр теней. Изготовление теневого театра и детских игрушек «Волчок», «Калейдоскоп».

    4

«Нарядное платье для мамы».

Установление причинно-следственных связей между свойствами и качествами материалов.

Расширение словарного запаса по теме.

Продолжать учить детей навыкам употребления сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов: что будет, если…, так как…

Опытно-экспериментальная деятельность.

Эксперимент с окрашиванием ткани.    Ознакомление с натуральными тканями (шерсть, шелк, ситец), с их свойствами и назначением.

апрель

    1

«Планета Земля. Космос».

 Уточнение названий планет Солнечной системы.

Формирование умения творческого рассказывания при проведении опыта.

Упражнять детей в употреблении простых распространенных и сложносочиненных предложений, согласовывая слова в роде, числе, падеже.

Опытно-экспериментальная деятельность.

«Космос в стакане» - моделирование процесса образования планет. 

Д/и «Космос».

    2

«Весна. Пробуждение природы. День равен ночи».

Формирование связной монологической речи.

Обучение связному последовательному рассказу по содержанию проведенного опыта.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Закрепить знания детей о смене дня и ночи. Установить зависимость смены частей суток и времен года от положения Солнца.

    3-4

«Сельскохозяйственные работы весной».

Формирование связной монологической речи.

Составление описательного рассказа о своей деятельности в «Огороде  на окошке».

Опытно-экспериментальная деятельность.

«Огород на окошке» - посадка и выращивание растений. Наблюдение за их ростом.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Обследование связной речи детей, предложенное  В.П. Глуховым.
 Цель - комплексное обследовании связной речи детей с ОНР.

Задание1. Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).
Материал: серия картинок следующего содержания:
•    Мальчик поливает цветы
•    Девочка ловит бабочку
•    Мальчик ловит рыбу
•    Девочка катается на санках
•    Девочка везет куклу в коляске.
При показе каждой картинки ребенку задается
вопрос-инструкция: "Скажи, что здесь нарисовано?". При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие ("Что делает мальчик/девочка?").
Оценка результатов: 3 балла - полный фразовый ответ; 2 балла - ответ с вспомогательным вопросом; 1балл - ребенок не смог самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы.

Задание 2. Выявление способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания.
Материал: Три картинки "девочка", "корзинка", "лес".
Инструкция: Назови картинки и составь предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах. Если ребенок составил предложение с учетом только одной-двух картинок (например, "Девочка гуляла в лесу"), задание повторяется с указанием на пропущенную картинку.
Оценка результатов: 3 балла - ребенок справился с заданием, используя фразы, адекватные предложенному заданию; 2 балла - справился с заданием с помощью педагога; 1 балл - не смог составить предложение.
Задания на составление фразовых высказываний по наглядной опоре позволяет выявить индивидуальные речевые возможности детей с ОНР.
Следующие задания предназначены для определения уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей.

Задание 3. Выявить возможности детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.
Материал: знакомые детям сказки: "Репка", "Теремок", "Курочка ряба".
Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа.
Инструкция: послушай и перескажи.
Оценка результатов: Особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.


Задание 4.Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.
Материал: Серия картинок по сюжету сказки "Лиса и Журавль".
Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть.
Инструкция: Рассмотри картинки и составь последовательный рассказ. (Составлению рассказа предшествует обзор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей. При затруднении, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь).
Оценка результатов: Кроме общих критериев оценки принимаются во внимание показатели: смысловое соответствие содержания рассказа, изображенному на картинках, соблюдение логической связи между 
картинками-эпизодами.

Задание 5.Составить рассказ на основе личного опыта - имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.
Инструкция: ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему (например, "На нашем участке", "Игры на детской площадке") и дается план рассказа: - что находится на площадке; чем занимаются там дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и запомнить; вспомнить, какие игры зимой, а какие летом.
Оценка результатов: Обращается внимание на особенности фразовой речи, употребляемой детьми при составлении сообщения без наглядной текстовой опоры. Учитывается степень информативности рассказа, определяемая количеством значимых элементов, которые несут смысловую нагрузку. Установление количества информативных элементов и их характера (простое называние предмета или действия их развернутое описание) позволять, насколько полно отражена ребенком тема сообщения.

Задание 6. Составить описательный рассказ.
Материал: детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов.
Инструкция: Ребенку предлагается в течение несколько минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается следующая инструкция-указание: "Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове" и т.п.
Оценка результатов: Обращается внимание на полноту и точность отражения в нем основных свойств предмета, наличие (отсутствие) логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики. В случае, когда ребенок оказывается не способным составить даже короткий описательный рассказ, ему предлагается для пересказа образец описания, данный логопедом.

Установление сформированности грамматического строя языка – один из ведущих моментов логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи. Выявляется правильность употребления детьми категории рода, числа, падежа существительных, предложных конструкций, умение согласовывать существительное с прилагательным и числительным в роде, числе, падеже. Материалом обследования являются картинки, изображающие предметы и их признаки, действия. Для выявления умения пользоваться морфологическими формами слов проверяется образование множественного числа от существительных в единственном числе и, наоборот, образование уменьшительной формы существительного от данного слова, а также глаголов с оттенками действий. 

Основными приемами могут быть следующие:
а) закончить начатую фразу по наводящим вопросам;
б) составить предложения по картине или демонстрации действий;
в) вставить пропущенный предлог или слово в нужной падежной форме. 

При обследовании словарного запаса выявляется умение ребенка соотносить слово (как звуковой комплекс) с обозначаемым предметом, действием и правильно употреблять его в речи. 
Основными приемами могут быть следующие:

  • нахождение (показ) детьми предметов и действий, названных логопедом (Покажи: кто моет, а кто подметает и т.д.);
  •  выполнение названных действий (нарисуй дом – раскрась дом);
  • самостоятельное называние детьми показанных предметов, действий, явлений, признаков и качеств (Кто нарисован на картинке? Что делает мальчик? Из чего он лепит шарик?);
  •  называние детьми видовых понятий, входящих в какую-либо обобщающую тему (Скажи, какую ты знаешь летнюю одежду, зимнюю обувь);
  •  объединение предметов в обобщающую группу (Как можно одним словом назвать шубу, пальто, платье, юбку? и т.д.). 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Обследование познавательного развития детей.

         Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям «Речевое развитие» и «Познавательное развитие», соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года:

1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры.

            Таблица диагностики познавательного развития заполняется 2 раза в год – в начале и в конце учебного года разным цветом, для проведения сравнительного анализа. Баллы в каждой ячейке указанного параметра складываются (по строке) и делятся на количество параметров (округляется до десятых долей). Затем подсчитывается итоговый показатель по группе (все баллы сложить по столбцу) и разделить на количество параметров (округлить до десятых долей). Этот показатель необходим для ведения учета промежуточных результатов освоения АООП.

 п/п

Фамилия, имя ребенка

ребенок проявляет  любознательность,

задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы

Склонен наблюдать, экспериментировать

Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности

Ребенок  достаточно  хорошо  владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей

У ребенка развита мелкая моторика

Ребенок может соблюдать правила безопасного поведения

Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения

Итоговый показатель по каждому ребенку  (среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Диагностика познавательного развития детей дошкольного возраста 5-7 лет с ОНР (ФГОС.  Целевые ориентиры).

Выводы (сентябрь) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы (май) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Методика исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Исследование связной речи с помощью серии заданий

Обследование словарного запаса

Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки-действия»)

Составление предложения по трем картинкам, связанным тематически

Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа)

Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок

Сочинение рассказа на основе личного опыта

Составление рассказа-описания

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Выводы (сентябрь)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы (май)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

         

         Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста).



Предварительный просмотр:

G:\катя\сканирование0016.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современное состояние проблемы исследования особенностей развития памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня

В статье освещена тема памяти, как психического познавательного процесса, описано развитие речеслуховой памяти в онтогенезе, а также нарушение развития речеслуховой памяти у детей старшего дошкол...

Обучение пересказу в работе по формированию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития

Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. Пересказ - осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в у...

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....

Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе детского сада

В данной разработке представлены 2 конспета  НОД по лексическим темам: "Осень( овощи и фрукты)" и "Цветы".Они предназначены для учителей-логопедов ДОУ,работающих в группах ком...

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития...

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития...

Использование сказки как средства развития связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Содержание данной статьи отражает суть использования сказки в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи....