Главные вкладки

    Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе детского сада
    методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

    Богатырева Елена Михайловна

    В данной разработке представлены 2 конспета  НОД по лексическим темам: "Осень( овощи и фрукты)" и "Цветы".Они предназначены для учителей-логопедов ДОУ,работающих в группах компенсирующего обучения для детей с общим недоразвитием речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka.docx36.89 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                 Методическая разработка.  

    Развитие связной речи  детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе детского сада.

    Конспекты составлены  с использованием элементов технологий : игровых, диалоговых, личностно-ориентированных,  здоровьесберегающих, ЭОР.

    Конспект  НОД  для детей группы компенсирующей направленности с ОНР (подготовительная группа)

                                                                   Тема: Собираем урожай

                                                                                         составила: учитель-логопед Е.М. Богатырёва

                                                                                           I квалификационная категория                                                                                          

    Цель: Закрепить знания детей об овощах о фруктах.

    Задачи:

    1.Коррекционные задачи:

    Коррекция памяти, внимания, мышления, речи, общей и артикуляционной  моторики. Продолжать формировать навыки грамматики и связной речи, закреплять глагольную лексику,стимулировать вызывание  изолированных звуков с правильным артикуляционным укладом.

    2.Образовательные задачи:

    Закрепить и обобщить знания детей об овощах и фруктах. Активизировать словарь в рамках данной лексической темы.

    3. Воспитательные задачи:

    Воспитывать познавательные интересы к живой природе, бережное отношение к себе, чувство юмора.

    Оборудование: магнитофон, флешка с записями музыки и песен : Регтайм из к/ф «Здравствуйте. Я ваша тётя», фоновая музыка для пантомимы «Репка», песня «Фруктовый сад» для игры – Я выбираю сок ; картинки с изображением овощей и фруктов, натуральные овощи и фрукты, две корзины, две кастрюли, два подноса, картонные игрушки (помидоры, апельсины по 12 штук), картуз и шапочка зайца для игр-шуток, пластмассовые стаканы (20 штук), картонные закладки  для них с изображением овощей и фруктов, яблоки для угощения, графический план для загадок-описаний.

                                                                                       Ход занятия

    1.Игра «Назови овощи и фрукты». Игровая технология
    Логопед предъявляет детям корзину с овощами и фруктами со словами:

    -Мы сами сажали весной огород,

    -Мы сами сажали, пололи и вот…

    -Расселся, разлёгся в большущей корзине

    -И красный, и жёлтый, и чёрный и синий,

    -Здоровый такой разноцветный народ!

    (помидор, редька, репа, баклажан)

    Дети, вынимая по одному, называют овощи и фрукты, лежащие в двух  разных корзинах.

    Логопед сообщает тему занятия-развлечения.

    2.Подвижная игра « Сад и огород» (закрепление глагольной лексики).

    Дети выбирают шапочки с изображением фруктов и овощей и становятся в круг, взявшись за руки. Водящий ребёнок в центре. Дети идут по кругу то в одну сторону, то в другую сторону со словами: «Мы пришли в огород, огурец здесь растёт». Водящий ребёнок в шапочке огурца даёт команду: «Приседай, приседай, с грядки огурец срывай!».

    Дети приседают, имитируют движение по заданию водящего. Водящий меняется, меняется и задание, например: «Морковку из земли выдёргивай!».

    -А теперь мы в сад пойдём,

    -Мы там яблочки нарвём!

    -На носочки вставай,

    -Прямо с дерева срывай!

    Здоровьесберегающая технология.ЭОР.

    3.Пантомима «Репка» (выполнение движений без слов: как выращивают репку). (Фоновая музыка)

    Личностно-ориентированная технология. ЭОР.

    4.Подвижная игра-эстафета «Поможем маме приготовить обед». (Регтайм)

    Играют две команды. В корзине натуральные овощи и фрукты: капуста, лук, чеснок, свекла, картошка, петрушка, яблоко, груша, банан, апельсин, мандарин.

    Логопед: « Мама пришла с рынка, в корзине у неё овощи и фрукты. Она решила приготовить борщ и компот. Необходимо её покупки разложить так, чтобы одни пригодились ей для борща, а другие- для компота.

    Диалоговая технология

    5.Сценки-шутки, подготовленные заранее.

    а)-Почему, ты, зайчик, грустный?

    -Потерял кочан капусты.

    -А какой?

    -Вот такоой… круглый, белый и большой!

    -Ну-ка, зайка-шалунишка, дай потрогать животишко!

    Он тугой, как барабан!

    -Значит съел его я свой кочан. И забыл! (пожимает плечами с грустью)

    б)-Где-же яблоко, Андрюша?

    -Яблоко давно я скушал.

    -Ты, не мыл его, похоже?

    -Я с него очистил кожу.

    -Молодец, ты, стал какой!

    -Я давно уже такой!

    -А куда очистки дел?

    -Я очистки тоже съел!

    6.Конкурс загадок.

    Вспомнить и загадать загадки об овощах и фруктах.

    Придумать загадки-описания с опорой на графический план.

    7.Звукоподражательная гимнастика.

    -Ребята, какие звуки мы можем услышать в саду и в огороде летом и вначале осени?

    Обсуждение с детьми: оса-з-з-з, дождик идёт (песенка водички)-с-с-с, змея шипит-ш-ш-ш, жук жужжит-ж-ж-ж, над садом пролетает самолёт(песенка самолётика)-л-л-л,на поле работает трактор (песенка моторчика, кто умеет)-тр-р-р.

    При имитации каждого звука проговаривается правильный артикуляционый уклад.

    Например: Песенка водички-язычок делает горочку , упирается в нижние зубы, губы улыбаются, дуем на кончик язычка (с-с-с).

    8.Подвижная игра «Собираем урожай». (Регтайм) ЭОР.

    Играют две команды. Первая  собирает помидоры (из картона), вторая собирает апельсины . Считают, кто сколько собрал.

    9.Игра «Выбираем сок». (песня-Фруктовый сад) .ЭОР.

    -Дети долго играли, дети очень устали,

    -В группу дети спешат, сока выпить хотят.

    Дети выбирают пластмассовые стаканчики, в которые вложены закладки с изображением фруктов и овощей, и называют, какой  сок они выбрали.

    Дети дают разные варианты ответов: «Я люблю яблочный сок, он сладкий», « Я выбрал морковный сок, он полезный», «Больше всего мне нравится грушевый сок».

    10.Подведение итогов. Сюрпризный момент.

    -Какую пользу приносят людям овощи и фрукты?

    -В них много витаминов.

    -Чем полезны витамины?

    -Они укрепляют здоровье. Кто ест много витаминов- болеет очень редко.

    -В какое время года созревают овощи и фрукты?

    -В конце лета, вначале  осени.

    -Ребятки, Осень посмотрела как весело мы с вами играем и прислала вам угощение.( Логопед выносит поднос с яблоками и угощает детей и гостей). Угощайтесь и здоровьем наполняйтесь!

    Конспект  НОД  для детей группы компенсирующей направленности с ОНР (подготовительная группа)

                                                                                Тема: Цветы

                                                                                         составила: учитель-логопед Е.М. Богатырёва

                                                                                           I квалификационная категория                                                                                          

    Цель: Закрепить, расширить и систематизировать представления детей о цветах.

    Задачи:

    Коррекционно-развивающие: развитие связной речи; развитие зрительно-двигательной координации; развитие зрительного и слухового внимания; развитие мелкой и общей моторики; развитие логического мышления; воспитывать интерес к чтению; продолжать формировать навыки фонематического анализа  и синтеза, грамматического строя речи.

    Образовательные: закрепить о обобщить знания детей о цветах, продолжать формировать конструктивные навыки.

    Воспитательные: стимулировать положительные эмоции детей; воспитывать познавательные интересы к занятиям; учить детей отвечать на вопросы по очереди; воспитывать познавательный интерес к живой природе, бережное отношение к цветам.

    Оборудование: листы с играми-заданиями, предметные картинки с изображением цветов, строения цветка, заготовки из картона для конструирования ромашек, клеящие карандаши, костюм «Лета» для сюрпризного момента, мольберт, магнитная доска, ягоды чёрной смородины для угощения.

    Занятие проводится на детской площадке ГБДОУ № 64. Здоровьесберегающая технология

                                                                                   Ход занятия:

    I.Разминка. Сообщение темы.  Здоровьесберегающая технология

     Давайте поиграем: (речь с движением)

    -Солнце красное проснулось!

    Позевало, потянулось

    Тянет тёплые лучи!

    Просыпаются ручьи!

    Цветочки просыпаются,

    Росою умываются!

    Вопросы:

    -Какое сейчас время года?

    -Какой месяц?

    -Что мы часто видим летом на лугах, клумбах, в садах?

    II.Основная часть занятия

    1.Я приготовила вам загадки о цветах. Посмотрим, сумеете ли вы их отгадать!

    Отгадывают загадки. Выставляют картинки с их изображением.

    2.-Ребята! Дети нашей группы выучили стихи о цветах. Давайте их послушаем!

    Читают стихи. Выставляют картинки с их изображением.

    3.-Молодцы,ребятки! А скажите, цветочки умеют спать?

    -А как они спят?

    -Вечером закрывают лепестки ,а утром они их открывают.

    -Давайте покажем, как они это делают!

    Физкультминутка (пальчиковая гимнастика):Здоровьесберегающая технология

    -На рассвете все цветы раскрывают лепестки!

    -Ветерок всё дышит, лепестки колышет!

    -На закате все цветы закрывают лепестки!

    -Головой кивают, тихо засыпают.

    -Молодцы! Играем дальше!

    Игровые технологии

    4.Игра «Распутай слово»

    5.Игра «Переставь слоги и узнай, какие слова спрятались?»

    6.Игра «Составь слово из первых слогов»

    (на доске выставляются листы с заданиями к пунктам 4,5,6)

    7.-Давайте вспомним, из каких частей состоит цветок? (выставляется схема на доске)

    Игры: «Назови ласково», «Прохлопаем и сосчитаем, сколько слогов в слове», «Сосчитай, сколько звуков в слове?» (слова-названия частей цветка)

    8.-Для чего нужны цветы? Личностно-ориентированная технология

    (украшают землю, приносят радость, их дарят по праздникам, возлагают к памятникам героев войны, очищают воздух , лечат болезни)

    -Как люди ухаживают за цветами?

    -Не надо рвать луговые цветы без надобности.

    -Какие вы знаете лекарственные растения? (называют несколько в том числе и ромашку)

    9.-Давайте сейчас каждый из вас сделает ромашку (раздаются заготовки для конструирования цветков и клеящие карандаши).Проводит воспитатель.

    Дети делают ромашки и выкладывают их на траву на детской площадки.

    III.Подведение итогов.

    -Ребятки вы меня сегодня очень порадовали! Вы столько знаете о цветах , умеете играть. И за это «Лето» приготовило вам сюрприз ! (входит ребенок  в костюме « Лета» и несёт корзиночку с ягодами).

    -В этой корзиночке что-то вкусное! Давайте посмотрим!

    «Лето» угощает детей ягодами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Зоопарк" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.

    НОД у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе с использованием игровых технологий....

    Специфика обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи в логопедической группе детского сада.

    В презентации кратко изложена коррекционная  и педагогическая помощь детям с общим недоразвитием речи....

    Опыт работы на тему: «Играя в оригами развиваем связную речь детей с общим недоразвитием речи»

    Данный опыт работы показывает, как при помощи техники "оригами" можно развивать не только мелкую моторику рук, но и связную речь детей....

    Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

    Статья о использование пиктограмм или опорных схем для занятий с детьми имеющих тяжелое нарушение речи общее недоразвитие речи...

    «Развитие звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе компенсирующей направленности».

          Одним из условий развития письменной речи является наличие навыка сознательного анализа и синтеза составляющих её звуков, без чего процессы письма и чтения оказываются нево...

    Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи»

    Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников с ОНР» реализовывался на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Олененок» № 291 города Казани с...

    Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.

    Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....