Логопедический проект "От звука к букве"
проект по логопедии (подготовительная группа)

Локтионова Надежда Анатольевна

Использование инновационной технологии конструктора ТИКО в работе учителя - логопеда

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "От звука к букве" 564.54 КБ

Предварительный просмотр:

https://do.obrtech.ru/pluginfile.php/361/course/overviewfiles/1282.jpg

НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «МОРОШКА»

Логопедический проект

«От звука к букве»

С использованием инновационной технологии

конструктора ТИКО

Выполнил:

Учитель-логопед

Локтионова Надежда Анатольевна

Первая квалификационная

категория

п.Куть-Ях 2021

«Истоки способностей и дарований детей

– на кончиках их пальцев»

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Основной целью современной логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения детей с расстройствами речи. Эффективность коррекции речи зависит от многих факторов и в частности от возможности правильно диагностировать речевой дефект. В последнее десятилетние резко возросло число дошкольников с речевой патологией. Дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются неготовыми к началу школьного обучения. И прежде всего это отрицательно сказывается на овладении ими грамотой.

В соответствии с ФГОС ДО коррекционная работа с дошкольниками должна учитывать особенности развития и специфических образовательных потребностей детей с нарушениями речи. Поэтому развитие речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Все ученые подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей с нарушениями речи и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.

Одним из оптимальных вариантов проектного обучения, сочетающего в себе естественные науки с современными технологиями, является инновационная разработка ТИКО, которая соответствует требованиям ФГОС ДО. Конструктор ТИКО можно использовать для совместной деятельности с детьми с нарушениями речи.

Учитывая, что современные дети перенасыщены информацией, необходимо строить процесс обучения так, чтобы он был занимательным, развивающим, деятельным, работал на зону ближайшего развития ребенка. Уникальным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс развития речи у детей дошкольного возраста, а также, в силу своей вариативности, является технология ТИКО. Взаимодействуя с конструктором ТИКО, дети тренируют пальцы, развивая мелкую моторику. Это оказывает мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следственно и на развитие речи.

На сегодняшний день многие педагоги на базе своих образовательных учреждений самостоятельно ведут работу с детьми, используя конструктор ТИКО и обогащая тем самым общую палитру приёмов развития способностей детей дошкольного возраста.

Использование в работе учителя-логопеда конструктора ТИКО эффективно решает задачи по формированию произносительных возможностей и создает артикуляционную базу, которая обеспечивает наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.

Успешная коррекционная – логопедическая работа осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и неречевые процессы. Эффективность логопедической работы в значительной мере определяется соблюдением общепедагогических и специальных коррекционных условий.

К общепедагогическим условиям относятся:

  • Комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие;
  • Степень участия самого ребенка в коррекционном процессе, степень его инициативности;
  • Взаимосвязь в работе учителя-логопеда, музыкального работника, воспитателей группы, и родителей;
  • Систематичность проведения коррекционно – развивающей работы;
  • Подчиненность заданий теме и целям занятия;
  • Разнообразие организационных и методических приемов работы;
  • Дозирование речевых и интеллектуальных нагрузок с учетом психолого – педагогических особенностей ребенка.

Специальными коррекционными условиями являются:

  • Системность в работе по формированию фонематических операций, развитию мелодико-интонационной стороны речи, процессов дыхания, голосообразования, артикуляции;
  • Патогенетический обоснованный выбор коррекционных приемов;
  • Осуществление дифференцированного подхода в преодолении нарушений звукопроизношения при различных формах легкой степени дизартрии;
  • Опора на сохранные анализаторы при вызывании звуков;
  • Учет контекстуальных влияний при выборе лингвистического материала для закрепления навыков правильного произношения;
  • Коммуникативная направленность обучения;
  • Обязательная реализация следующих направлений коррекционно-логопедической работы на подготовительном этапе;
  • Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, коррекция речевого дыхания;
  • Нормализация мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, развитие произвольных движений мимической мускулатуры;
  • Формирование кинестетической и кинетической основы артикуляционных движений.

Мышление детей дошкольного возраста преимущественно наглядно-образное. Кроме того, по данным исследований Л.В.Лопатиной, у дошкольников со стертой формой дизартрии существование нечетких артикуляционных образов приводит к тому, что грани между слуховыми дифференциальными признаками звуков стираются, а отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствуют сохранению звукопроизносительных дефектов речи. Поэтому в коррекционной работе логопеда весьма актуально применение наглядных зрительных опор при формировании фонетической стороны речи. Наглядные средства, такие как набор конструктора ТИКО «Звуки», «Логопедический набор №2» - «Буквы», «Грамматика», позволяют сделать процесс обучения разнообразным и интересным, формируя в создании ребенка «Физиологический образ звука»

Важно, чтобы дети знали артикуляционный уклад при произношении звуков, умели рассказывать и показывать в каком положении находятся губы, зубы, кончик и боковые края языка, вибрируют или нет голосовые складки, какова сила и направленность выдыхаемого воздуха, характер выдыхаемой воздушной струи.

Использование рисунков – символов позволяет ребенку осознанно относиться к выработке различных артикуляционных укладов и «подстраивать» свою артикуляцию до получения нормированного звука. А личностная включенность ребенка в коррекционный процесс благодаря увлекательной конструкторской деятельности и степень осознанности выполняемых действий в значительной мере повышает эффективность логопедической работы.

Применение в логопедической работе конструктора ТИКО актуально при всех формах дислалии, а особенно – при стертой форме дизартрии. При дизартрии расстройства произношения звуков вызваны нарушениями фонетических (моторных) операций. Поэтому важнейшим направлением коррекционно – логопедической работы становится развитие артикуляционной моторики. Работу рекомендуется осуществлять по двум направлениям с максимальным подключение всех анализаторов:

  • Формирование кинестетической основы движения;
  • Формирование кинетической основы движения.

Новизна проекта «От звука к букве» заключается в разработке игровых заданий для устранения пробелов фонетического, фонематического, грамматического строя речи, подготовки детей к овладению навыком чтения и письма, повышению мотивации ребёнка к обучению с использованием конструктора ТИКО.

Использование игровых технологий помогает развитию у детей не только интереса к занятию, но и к формированию потребности изучать звуковую сторону речи, а также будущие первоклассники в совершенстве владеют звуковым анализом, с легкостью подбирают слова к звуковым схемам.

Игры, упражнения, применяемые учителем – логопедом на занятиях, помогают научить ребенка не только выделять звук в словах и определять его позицию, но и развивают речевое дыхание (пение звуковых дорожек). При использовании предметных картинок дети учатся определять звук и давать его характеристику, а к концу года способны не только собирать слоги и слова, но и читать их.

Таким образом, инновационная технология ТИКО помогает решать целевые ориентиры ФГОС ДО по образовательной области «речевое развитие».

Актуальность проекта «От звука к букве»: обеспечение развития детского творчества, психических процессов, познавательной активности, мелкой моторики, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Целью проекта является устранение недостатков устной речи и профилактике письменной речи дошкольников посредством конструктора ТИКО.

Нами были поставлены следующее задачи:

1.Разработать систему игр и упражнений с использованием конструктора ТИКО для коррекции речевых нарушений.

2. Сформировать у детей артикуляционную. Базу для правильного произношения.

3. Систематизировать игры и упражнения с применением конструктора ТИКО в зависимости от этапа коррекционной работы.

4. Разработать методические рекомендации, для воспитателей и родителей по применению конструктора ТИКО в коррекционном процессе с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, деятельность с ТИКО конструктором обеспечивает включение педагога и детей в увлекательную, творческую деятельность, что дает толчок развитию познавательной активности и позволяет решать задачи коррекционно-развивающей работы и ФГОС ДО.

Внедрение в практику новых приёмов работы с применением конструктора ТИКО привлекательно тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь, заинтересовывает ребёнка, концентрирует внимание и ненавязчиво осуществляются поставленные логопедом коррекционно-развивающие задачи.

Участники проекта: Дети, родители, учитель-логопед, воспитатели.

Возраст детей: 6-7 лет

Вид, тип проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный.

Срок реализации: 1 год.  

Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.

Предполагаемый результат:

  • Снижение количества детей с нарушениями речи.
  • Повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого развития ребёнка.
  • Разработка информационно - методического материала для родителей и педагогов.

По окончании проекта «От звука к букве» дети будут:

Знать:

  • все звуки и буквы русского языка;
  • понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • что в слове один слог – главный, ударный;
  • классификацию звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).

Уметь:

  • выделять слова в предложении, определять их место;
  • проводить звуковой анализ слов из 3-5-ти звуков на слух;
  • выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);
  • делить слова на слоги, считать слоги в слове;
  • составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
  • пересказывать небольшие тексты;
  • дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
  • правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами.

Владеть:

  • понятиями: звук, буква, слог, слово;
  • терминами: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие;
  • связной, грамматически и фонетически правильной речью.

Формы работы с конструктором ТИКО «Грамматика»

1. Характеристика звука.

Квадратик подбирается в соответствии с характеристикой звука:

- красный (гласный звук);

- синий (согласный твёрдый звук);

- зелёный (согласный мягкий звук).

2. Характеристика буквы.

Квадратик подбирается в соответствии с характеристикой буквы:

- красный (гласная буква);

- синий (согласная твёрдая буква);

- зелёный (согласная мягкая буква);

- белый (Ъ и Ь знаки).

3. Развитие фонематического слуха.

- Подобрать и показать соответствующий заданному педагогом звук;

- «превращение» мягкого звука в твёрдый и наоборот.

4. Формирование звуко-слоговой структуры слов.

- Послоговое составление слов (каждый слог в слове отделяем пробелом);

- составление слов заданной слоговой структуры (слово из 1-2-3 слогов);

- чтение слов по слогам.

5. Звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

- Деление слога на отдельные звуки;

- составление и проговаривание слогов с заданными звуками;

- деление слов на слоги и звуки с подробной характеристикой каждого звука;

- составление и проговаривание слов с заданным звуком, с заданным местом звука в слове (начало, середина, конец слова).

6. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах.

- Отраженное повторение за логопедом слогов, слов, наполненных автоматизируемым в речи звуком;

- составление и чтение слогов, слов с автоматизируемым звуком;

- самостоятельное использование «правильного» звука ребёнком во всех видах работ с конструктором.

7. Дифференциация смешиваемых звуков в слогах, словах.

- Различение акустически близких звуков путём проговаривания схожих по звучанию слогов, слов;

- составление и изменение слогов, слов со зрительной опорой.

8. Развитие мелкой моторики.

- Соединение деталей конструктора между собой различными способами;

- разъединение деталей после выполнения задания.

Этапы реализации проекта:

Этап

Мероприятия

Сроки

Подготови-тельный

  1. Изучение методической литературы по теме проекта.
  2. Разработка методического материала по проекту.
  3. Обследование уровня речевого развития детей.

Сентябрь

Основной

  1. Проведение подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми (в течение всего этапа) с использованием конструктора ТИКО.
  2. Пополнение картотеки игр и упражнений «От звука к Букве».
  3. Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений конструктора ТИКО.
  4. Индивидуальное консультирование родителей по теме (в течении всего этапа).

Октябрь-апрель

Заключи-

тельный

  1. Обследование уровня речевого развития детей (мониторинг выявление уровня речевого развития детей).
  2. Обработка данных, описание результатов деятельности.
  3. Оценка эффективности внедрения Проекта.

Май

Основные мероприятия проекта

№ п/п

Название мероприятия

Сроки

1

Анкетирование

Сентябрь

2

Консультирование по применению конструктора ТИКО в коррекционном процессе с детьми дошкольного возраста. (дистанционно «ZOOM»)

Октябрь

3

Индивидуальные консультации для родителей с использованием конструктора ТИКО в коррекционной работе учителя логопеда.

Ноябрь

4

Мастер-класс для педагогов по использованию конструктора ТИКО на развитие фонематического слуха.

Декабрь

5

Индивидуальные консультации для родителей «Использование конструктора ТИКО при автоматизации звуков»  

Январь

6

Квест – игра с использованием конструктора ТИКО

Февраль

7

Консультация для родителей «Дидактические игры на автоматизацию и дифференциацию звуков с использованием ТИКО» (дистанционно «ZOOM»)

Март

8

Индивидуальные консультации для родителей «Речевые игры и упражнения дома с использованием конструктора ТИКО»

Апрель

9

Анкетирование

Май

Вывод: работа с использованием инновационной технологии ТИКО в процессе коррекции нарушений речи дошкольников позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, сформировать осознанные представления детей о положении органов артикуляции при произнесении звуков, развивается речеслуховое внимание и память.

Литература

  1. Карпова Н.М. Тико-конструирование[Текст]: метод, рекомендации/ Н.М Карпова.
  2.  Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики.[Текст]/Е.Ю.Конина. – М:ООО «Издательство «Айрис – пресс», 2007.
  3. ТИКО-конструирование Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур  детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Коллектив авторов: Н.М. Карпова, И.В.Логинова, Т.Н. Николаева, М.Н.Кириллова, С.А.Андреева, В.С. Тармышова, С.В. Горцева, С.Г.Петрова;  2012г – 68с. ООО НПО «РАНТИС» Россия, Санкт- Петербург, ул.Зверинская, 42

  1. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)
  2.  Электронный ресурс: www. tico-rantis.ru
  3. http://www. tico-rantis.ru/games_and_activities/

Приложение

Игры и упражнения с конструктором ТИКО

«Раз ступенька, два ступенька»

Цель: Учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением(буквой).

Оборудование: Конструктор ТИКО «Азбука». Красные квадраты, обозначающие гласные звуки, синие – твердые согласные звуки, зеленые – мягкие согласные звуки. Предметные картинки.

Ход:1 вариант. Педагог предлагает детям картинку, которую они должны назвать. Затем это слово они делят на слоги, считают их и выкладывают первый слог или все слово.

2 вариант. Педагог выставляет картинку и предлагает детям выполнить звуковой анализ слова.

3 вариант. Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова, по предлагаемой картинке педагогом. Затем обозначают каждый звук буквой.

«Волшебный мешочек»

Цель: запоминать буквы, учиться придумывать слово на заданную букву.

Оборудование: буквы из конструктора ТИКО, непрозрачный мешочек.

Ход: В мешочек сложите квадраты с известными ребенку буквами. Предлагайте вынимать буквы по одной, придумывать слово, начинающееся на эту букву. Если ребенок, вынимая букву, ошибается в названии, исправьте его, а букву опустите обратно в мешочек. Когда ребенок снова достанет эту букву, он уже назовет ее правильно.

Можно положить в мешочек и новые для ребенка буквы, но их должно быть не более 1-3 за 1 игру.

После нескольких игр с волшебным мешочком для поддержания интереса к игре положите в мешочек несколько мелких предметов. Это могут быть: скрепка, колпачок от фломастера, пуговица, пробка от пластиковой бутылки, счетная палочка, цифра из набора, геометрическая фигурка и т. п.

Вариант:

Предложите ребенку придумывать слова, которые заканчиваются на букву из мешочка. Не используйте для этого задания буквы Б, Д, В, Г, Ж, 3, т. к. в конце слова они слышатся по другому (оглушаются). Можно придумывать слова, в которых есть выпавшая буква (независимо от ее места в слове).

«Магазин игрушек»

Цель: учиться определять первый звук в словах, находить соответствующую букву.

Оборудование: 5-10 игрушек, буквы, на которые начинаются названия этих игрушек (из конструктора ТИКО).

Ход: Организуйте магазин. Разложите "на прилавке" разные игрушки: мячик, куклу, пирамидку, машинку и т. п. Продавец - это вы. Покупатель - ваш ребенок. Главное условие состоит в том, что товар можно купить, только правильно назвав первый звук слова и "заплатив" продавцу соответствующей буквой.

Поменяйтесь ролями: теперь вы - покупатель, а ребенок - продавец. Когда будете "покупать" игрушки, специально выбирайте неправильную букву. Продавец должен будет отказать вам в покупке и объяснить, почему он не может продать эту игрушку за предложенные вами "деньги".

Обратите внимание! Не нужно использовать для игры предметы, начинающиеся на буквы Е, Ё, Я, Ю.

Варианты:

Все дети любят играть "в магазин", но чтобы эта игра не наскучила, а также для запоминания большего количества букв, можно менять "профиль" магазина. Сегодня - это продуктовый магазин, а завтра - спортивный магазин. Продавайте посуду, овощи и фрукты, одежду и обувь, учебные принадлежности.

Очень удобно для этой игры использовать набор картинок. С помощью картинок вы сможете "продавать" не только те предметы, которые на самом деле выкладываются "продавцом" на воображаемый прилавок, но и "товары" гораздо большего размера, например: транспорт, мебель, деревья, цветы. Такие картинки пригодятся вам и для других игр.

«Логические цепочки»

Цель: запоминать буквы, тренировать внимание, развивать логическое мышление, автоматизировать звуки.

Оборудование: конструктор ТИКО «Азбука».

Ход: Сидя рядом с ребенком, выложите цепочку из букв: А-Т-А-Т-А. Попросите угадать, какая буква должна быть следующей. Добавьте ее. Предложите снова внимательно посмотреть на цепочку букв и назвать, какая буква должна теперь быть следующей. Добавьте ее. Продолжайте так по порядку отгадывать 3-5 последующих букв.

Это задание представляет собой логическую закономерность - правило чередования. Можно предлагать и другие виды чередования букв, например:

А-А-П-П-А-А-П-П

А-Л-Л-А-Л-Л-А

А-Л-А-П-А-Л-А-П и т.д.

Подобные цепочки сначала лучше составлять из букв, очевидно отличающихся друг от друга, например: Д и В, Ж и Т, С и Г, 3 и  И. Позднее, когда ребенок научится видеть правила построения цепочек, можно составлять их из букв, близких по написанию и имеющих одинаковые элементы. Например: И и М, В и Ф, Ж и К, Е и Ш.

Если ребенок затрудняется в выполнении задания, помогите ему, произнеся вслух всю цепочку букв, утрированно произносите названия букв по-разному (тихо и громко, высоким и низким голосом).

Это упражнение полезно для развития аналитических навыков, умения находить закономерности, поэтому можете возвращаться к нему и на более поздних этапах обучения (когда ребенок читает слоги, слова, предложения).

«Дружилки»

Цель: запоминать буквы, учиться придумывать слова на буквы, развивать воображение, развивать речь.

Оборудование: картинки с изображением разных животных, буквы из конструктора ТИКО.

Ход: Разложите картинки с животными на одном столе, а буквы на другом столе. Играйте по очереди. Сначала сами возьмите любую картинку животного и подружите его с определенной буквой. Например Слон дружит с буквой С, Жираф с буквой Ж. Затем придумайте, с какой буквой еще хотело бы дружить животное, на ней изображенное. Например: СЛОН хотел бы дружить с буквой X, потому что у него есть хобот, а КОШКА с буквой М, потому что ловит мышек. Найдите соответствующую букву, расскажите, почему животное хочет дружить с этой буквой.

Дайте возможность ребенку выбрать картинку из разложенных на столе. Если ребенок не может придумать букву к этой картинке, помогите ему: задайте вопрос-подсказку. Например: ребенок выбрал картинку с КРОЛИКОМ, спросите ребенка, что любит есть кролик (морковку - выбирает букву М).

Игра не только помогает запоминать буквы, но и расширяет кругозор ребенка.

«Угадай слово»

Цель: развитие умения проводить звуко-буквенный анализ, различать гласные и согласные буквы.

Оборудование: конструктор ТИКО «Азбука».

Ход: Воспитатель ставит на наборное полотно согласные буквы и прочитывает их, например м-л-к- (молоко), с-п-г- (сапоги) и т.д., а дети отгадывают слово. Игра может идти индивидуально и по группам.

Для этой игры отбираются только слова, состоящие из двух-трех прямых открытых слогов. В конце игры воспитатель спрашивает, какие буквы (согласные или гласные) он выставил на наборное полотно и какие вставлены детьми.

«Живые буквы»

Цель: развитие умения определять последовательность звуков в слове, проводить звуко-буквенный анализ.

Оборудование: конструктор ТИКО «Азбука».

Ход: 1 вариант. Каждому ребенку по одной букве. Воспитатель называет слово. Дети строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в правой руке.

2 вариант. Воспитатель дает карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Дети одного ряда должны самостоятельно составить слово из букв, построившись в шеренгу.

«Волшебники»

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, умение соотносить фонетический облик слова с его значением; способность работать в команде.

Оборудование: конструктор ТИКО «Азбука».

Ход: Если детей несколько, нужно разделить их на команды. Каждая команда будет выполнять отдельное задание.

В начале игры взрослый говорит: «Давайте поиграем в волшебников. Сегодня мы будем заниматься превращением слов. Посмотрим, команда справится лучше».

1-е задание.  Превратите одно слово в другое, убрав квадрат с лишней буквой:

1-й вариант: муха, беда, двор, шарф, лампа;

2-й вариант: крот, волк, смех, борщ, риск.

2-е задание. Измените одну букву так, чтобы получилось новое слово:

1-й вариант: рука (мука или река), кожура (конура), май (чай), жук (лук), белка (булка);

2-й вариант: нож (нос), сын (сон), лед (мед), дочка (бочка), салют (салат).

3-е задание. Из слова убежали все гласные. Попробуйте угадать, что это за слова, расставив гласные правильно:

1-й вариант: ш_к_л_д (шоколад),  к_р_н_д_ш (карандаш);

2-й вариант: п_т_л_к  (потолок), т_л_в_з_р (телевизор).

4-е задание. Составить слова из первых слогов указанных слов:

1-й вариант: город – ложка – варенье (голова), атаман – курица – лава (акула);

2-й вариант: солнце – батон – карандаш (собака), коробка – локоть – колбаса (колокол).

За каждое правильно обработанное слово в каждом задании команде дается призовое очко. Дополнительные 2 очка начисляются той команде, которая первой справится с заданием.

«Составь слово из слогов»

 Цель: развивать навык звуко-буквенного анализа, фонематический слух.

Оборудование: Тико «Азбука»

Ход: Педагог предлагает ребенку 2 части конструктора Тико с буквами, одна часть обязательно должна обозначать гласный звук, другая согласный. Если берутся мягкие согласные, то к ним подбираются гласные буквы, обозначающие мягкость. (Я, Ю, И, Е, Ё). Задача ребенка собрать слог из двух букв и придумать на него слово. Например: АБрикос, МАйка, СОк, КИсель , РИсунок  и т.д.

«Превращение звука»

Цель: знакомить со звуками, развивать навык звуко-буквенного анализа, фонематический слух.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Педагог показывает и называет любой мягкий или твёрдый согласный. Дети в ответ подбирают, называют и показывают твёрдый (мягкий) вариант заданного звука.

«Найди свой домик»

Цель: знакомить с буквами, развивать навык звуко-буквенного анализа, фонематический слух.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Все дети получают по одной гласной букве, а два ребёнка берут фишки: один - синюю, второй – зелёную. Эти дети – ведущие. Дети – гласные буквы гуляют по кабинету, по сигналу логопеда они должны занять свое место в синем или зелёном домике (в синем домике буквы А, О, У,Ы, Э; в зеленом- Я,И,Ю,Е,Ё)

Каждый ведущий проверяет буквы и пропускает в свой домик только те из них, которые пишутся после его согласного звука.

«Кто внимательный?»

Цель: знакомить с буквами, развивать навык звуко-буквенного анализа, фонематический слух.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Дети должны положить перед собой две фишки, обозначающие твердый и мягкий согласные звуки. Затем нужно положить после синей фишки те гласные буквы, которые пишутся после твёрдых согласных, а под ними, за зелёной фишкой, - те гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных. Правильно выполненное задание выглядит так:

а, о, у, ы, э

я, ё, ю, и, е

Когда это задание выполнено, начинается игра. Дети закрывают глаза, а логопед в этот момент переставляет буквы из одного ряда в другой, меняет их местами, т.е. на место буквы «а» ставит «я» и т.д. Затем дети открывают глаза и должны угадать, что изменилось?

«Живые слоги»

Цель: работать со слогами, анализировать фонематический слух, автоматизировать звуки.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Дети совместно с логопедом «собирают» слоги, в состав которых входят автоматизируемые в речи звуки, например, ЛА – ЛО – ЛУ…

Затем логопед предлагает детям представить, что звуки в слогах «живые», т.е. легко могут меняться местами.

Задание: детям необходимо «собрать» новые слоги, поменяв при этом звуки местами, например, АЛ – ОЛ – УЛ. После составления необходимо прочитать получившиеся слоги.

«Составляй – ка»

Цель: работать со слогами, развивать фонематический слух, автоматизировать звуки.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Логопед предлагает детям придумать и составить слоги с заданным звуком. Ребёнок составляет слоги, а затем их прочитывает. В данном упражнении рекомендуем предлагать автоматизируемые звуки (они индивидуальны у каждого ребёнка), например, РА – РО - РУ- РЫ …

«Придумай слово по модели»

Цель: работать со словами, развивать словарный запас, фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Дети должны придумать слова в соответствии с заданной моделью, например, синяя фишка – красная – синяя (слова: мак, рак, сок и т.д).

«Цепочка слов»

Цель: работать со словами, развивать словарный запас, фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: У логопеда собрано трёхзвуковое слово. Логопед предлагает детям поменять только одну букву в этом слове, можно одну букву прибавить или убрать, но всегда только одну букву, чтобы получилось новое слово.

Дети собирают новые слова по очереди. Например, дом-ком-том и т.д.

«Превращение слова»

Цель: работать со словом, развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Дети собирают слово БУЛКА и получают задание превратить его в слово БЕЛКА. Что изменилось? Как изменилась звуковая модель? Почему?

«Отгадай ребусы»

Цель: работать со словом, развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Детям предлагают разгадать ребусы различной сложности. Ответ выложить из квадратов ТИКО конструктора.

 

«Составь кроссворд»

Цель: работать со словом, развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Логопед подбирает кроссворд любой сложности. Дети составляют слова-отгадки, затем собирают все слова в кроссворд.

«Один – много»

Цель: работать со словом, развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, автоматизация звука «р», развивать грамматический строй речи, навык чтения.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Логопед предлагает детям слова, например, РАК, РУКА, РЫБА… Детям необходимо образовать форму множественного числа существительных, составить новые слова из букв, например, РАКИ, РУКИ, РЫБЫ…

«Составь или напиши слово»

Цель: работать со словом, развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Каждому ребёнку логопед дает картинку. Ребёнок называет ее, а затем выкладывает (пишет) название буквами.

«Подели слова на звуки»

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Логопед предлагает детям слова на слух (можно и записать слова), например, РУКА. Детям необходимо составить звуковую схему данного слова (Р У К А), определить какой первый звук (Р), последний (А), назвать только гласные звуки (У, А), определить только согласные твёрдые звуки (Р, К), назвать ударный гласный звук (А), сосчитать количество слогов в слове (2).

«Собери слова из букв»

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Перед каждым ребёнком лежать буквы в разнобой, например, О Т С Л. Ребёнку необходимо собрать буквы так, чтобы получилось слово, например, СТОЛ.

Можно использовать опорную картинку, чтобы ребенок быстрей собрал слово.

«Найди все слова в цепочке»

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Перед детьми представлена длинная цепочка букв. Ребёнку нужно поделить эту цепочку на слова, выделяя каждое, например, СЫРОЗАЯЦИРКОТИР. Слова: СЫР, ЗАЯЦ, ЦИРК, КОТ, ТИР.

«Угадай слово»

Цель: развивать навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Логопед отстукивает ритмическую структуру слов, например, два раза, а ребёнок придумывает и выкладывает слово, состоящее из 2 слогов, например, МУХА.

«Придумай предложение»

Цель: учить составлять предложение с заданным словом, развивать навык чтения, автоматизировать звуки.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Логопед предлагает детям составить предложение с заданным словом, например, дети. Дошкольники придумывают и составляют из букв придуманное предложение, например, ДЕТИ ГУЛЯЮТ ВО ДВОРЕ.

«Расставь знаки в конце предложения»

Цель: развивать фонематический слух, различать интонацию, навык звуко-буквенного анализа, чтения.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Логопед читает предложения, интонационно их оформляя, ребёнок только подбирает и показывает знак (точку, вопросительный или восклицательный знак).

«Закончи предложение»

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Педагог начинает читать предложения, но не договаривает последнее слово. Детям необходимо дополнить предложение и составить (записать) недостающее слово, например, В ЛЕСУ РАСТУТ … Прочитать предложение.

«Перепутанное предложение»

Цель: развивать фонематический слух, навык чтения, автоматизировать звуки.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Логопед сообщает детям о том, что все слова в предложении перепутались. Детям необходимо расставить их на свои места.

Дым, идёт, трубы, из.

Любит, медвежонок, мёд.

Прочитать предложение.

«Умный кубик»

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: из деталей конструктора составлен кубик с буквами. Задача ребенка бросить кубик и придумать слово (существительное) на выпавшую букву. Затем задача усложняется – нужно придумать словосочетание из двух слов, чтобы оба эти слова были на выпавшую букву. Например: Мама Моет, Папа Пылесосит, Бабаушка Болеет, Кот Кусается и т.д.

Можно обговорить с ребенком условие называть слова-действия (глаголы) или слова-признаки (прилагательные): Машина Маленькая, Кубик Квадратный, Панда Пушистая и т.д.

«Собери слово»

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Перед ребенком рассыпаны слоги из конструктора Тико (КАР, НА, ТИ, ШИ, МА, НА). Задача ребенка собрать слова – картина, машина.

«Измени слово»

Цель: учиться определять первый

звук в словах, находить соответствующую букву.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: ребенку дается начальное слово, например:

дочка. Задача ребенка поменять первую букву,

чтобы получить новое слово.

«Прятки»

Цель: развивать зрительно-пространственное ориентирование на плоскости

Ход: логопед выкладывает перед ребенком лист с таблицей (3*3 квадрата). Задача ребенка по инструкции логопеда выкладывать детали конструктора в нужную клетку. Например: положи зелены квадратик в правый верхний угол, синий квадратик в левый верхний угол, красный в центр и т.д.

Постепенно можно усложнять задания, расширяя размер игрового поля или создавая определенный рисунок из выкладываемых деталей – например - букву А.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Месяц

Раздел, тема

Содержание

Методы обучения

Сентябрь

Диагностика

Выявление знаний детей в области обучения грамоты посредством дидактического материала на начало года.

Беседа.

Практическое занятие с наборами ТИКО фантазер и ТИКО грамматика

«Из чего строится наша речь?»

Формировать у детей представления об устной и письменной речи; познакомить с разновидностью предложений: простое, вопросительное, восклицательное; закреплять понятие о предложении делить предложение на слова, называя их по порядку; упражнять в составлении предложений, используя схему.

Упражнять в составлении предложений, используя схему; развивать речь детей, используя для её выразительности различную интонацию; развивать у детей творчество, мышление, память.

«Поющие гномики»

«Буква А»

Познакомить с буквойА, развивать зрительное, фонематическое, тактильное восприятие, мелкую моторику; учить соотносить звук и букву. Знакомство с графическим изображением буквы и её моделирование.

«Буква О»

Познакомить с буквойО, развивать зрительное, фонематическое, тактильное восприятие, мелкую моторику; учить соотносить звук и букву, знакомство с графическим изображением буквы и её моделирование.

Октябрь

«Буква И »

Познакомить с буквой И, развивать зрительное, восприятие, мелкую моторику, память; учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; умение выделять ударный гласный звук; упражнять в чтении буквенных сочетаний; продолжать учить определять место звука в слове.

Беседа.

Практическое занятие с наборами ТИКО фантазер и ТИКО грамматика

«Буква У»

Познакомить с буквойУ, упражнять  составлении звуковой схемы слов, в определении места звука в слове, закреплять умение определять количество слогов в словах, определять ударный, развивать мелкую моторику; соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ.

«Буква Ы»

Познакомить с буквой Ы, развивать зрительное, тактильное, фонематическое восприятие, соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ; в составлении предложений по опорным картинкам к заданной схеме, в чтении буквенных сочетаний; развивать память, внимание; пополнять словарный запас.

«Буква Э»

Познакомить с буквой Э, упражнять  составлении звуковой схемы слов, в определении места звука в слове, закреплять умение определять количество слогов в словах, определять ударный, развивать мелкую моторику; соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ.

Ноябрь

«Буква Н »

Познакомить с буквой Н, умение делить слова на слоги; продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов; пополнять словарный запас, развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление.

Беседа.

Практическое занятие с наборами ТИКО фантазер и ТИКО грамматика.

«Буква М »

Познакомить детей с буквой М, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; упражнять в подборе антонимов; учить понимать и правильно объяснять крылатые выражения; работать над предложением; развивать навык чтения слогов и слов, пополнять словарный запас, развивать зрительное, фонематическое, восприятие,  мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память.

«Буква Л»

Познакомить с буквой Л, упражнять в определении позиции звука в словах, в делении слов на слоги, в умении образовывать притяжательные прилагательные; в образовании формы прошедшего времени глагола; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов, пополнять словарный запас; развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, внимание.

«Буква Р »

Познакомить с буквой Р,продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ; формировать умение определять слог по счёту; закреплять навык чтения слогов и слов, звуко-слогового анализа слов, закреплять словообразование относительных прилагательных; пополнять словарный запас. развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез,  логическое мышление, мелкую моторику.

Декабрь

«Буква К »

Познакомить с буквой К, развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, память, логическое мышление, умение делить слова на слоги; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов; пополнять словарный запас.

Беседа.

Практическое занятие с наборами ТИКО фантазер и ТИКО грамматика.

«Буква С »

Познакомить с буквой С, развивать зрительное, тактильное, фонематическое восприятие, продолжать учить умению соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов; формировать умение составлять сложные слова, упражнять в образовании множественного числа в названиях детёнышей животных, в нахождении места звука в слове, развивать мелкую моторику, логическое мышление, внимание; пополнять словарный запас.

«Буква Т »

Познакомить с буквой Т, развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, логическое мышление; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас.

«Буква В »

Познакомить с буквой В, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; формировать умение различать твёрдые и мягкие звуки; упражнять в подборе слов противоположных по значению (антонимов), в составлении предложений из заданных слов; развивать навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас.

Январь

«Буква Г »

Познакомить с буквой Г, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в употреблении косвенных падежей существительных, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, фонематическое восприятие, внимание.

Беседа.

Практическое занятие с наборами ТИКО фантазер и ТИКО грамматика.

«Буква П »

Познакомить с буквой П, пополнять словарный запас; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов и слов; упражнять в изменении существительных по падежам (дательный падеж), развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, логическое мышление, фонематический анализ и синтез.

«Буква З »

Познакомить с буквой 3, закрепить навыки чёткого произношения и различении  звуков [з], [з'] в слогах, словах, фразах, упражнять в образовании формы множественного числа родительного падежа существительных, в употреблении предлогов за, из-за, в подборе однокоренных слов, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов, пополнять словарный запас; развивать зрительное, фонематическое, восприятие, мелкую моторику, внимание, фонематический анализ и синтез, память.

«Буква Б »

Познакомить с буквой Б; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в изменении существительных по падежам (винительный падеж), в выделении первого и второго слога в словах, развивать зрительное, фонематическое, восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, внимание.

февраль

«Буква Ч »

Познакомить с буквой Ч, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание.

Беседа.

Практическое занятие с наборами ТИКО фантазер и ТИКО грамматика.

 «Буква Ш »

Познакомить с буквой Ш, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в словообразовании существительных, обозначающих детенышей животных, в изменении существительных по падежам (родительный падеж), развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память.

«Буква Ж »

Познакомить с буквой Ж, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в словообразовании существительных, обозначающих детенышей животных, развивать зрительное, фонематическое, тактильное восприятие, мелкую моторику, оптико-пространственные представления, внимание, память.

«Буква Д »

Познакомить с буквой Д, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, изменении существительных по падежам (творительный падеж),развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, внимание.

март

«Буква и звук Й»

Познакомить с буквой Й, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в образовании формы единственного числа существительных от множественного,  развивать зрительное, фонематическое, восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память.

Беседа.

Практическое занятие с наборами ТИКО фантазер и ТИКО грамматика.

 «Буква Х»

Познакомить с буквой X, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; упражнять в звуковом анализе слов, в отгадывании ребусов, пополнять словарный запас, развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память.

«Буква Щ»

Познакомить с буквой Щ, развивать зрительное и тактильное восприятие, оптико-пространственные представления, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память, логическое мышление; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас; упражнять в образовании профессий с помощью суффикса-щик.

«Буква Ц »

Познакомить с буквой Ц, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык.

«Буква Ф»

Познакомить с буквой Ф, развивать зрительное, тактильное и фонематическое восприятие, оптико-пространственные представления, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память, логическое мышление; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас.

 Беседа

Практическое занятие с наборами ТИКО фантазер и ТИКО грамматика.

апрель

«Буквы Ь и Ъ»

Познакомить с разделительными мягким и твердым знаками, продолжать учить соотносить звуки букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас, развивать зрительное, фонематическое восприятие,  фонематический анализ и синтез, внимание.

«Буква Я »

Познакомить со смягчением согласных при помощи гласной Я, закреплять навык чтения слогов и слов; развивать зрительное и тактильное восприятие; сопоставлять букву и её графический образ; развивать фонематический анализ; развивать мелкую моторику, логическое мышление.

«Буква Ю»

Познакомить с буквой Ю, сформировать представление о том, что буква Ю в начале слова и после гласной обозначает два звука [й' у]; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ, закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас, развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, логическое мышление.

«Буква Е»

Познакомить с буквой Е, сформировать представление о том, что буква Е в начале слова и после гласной обозначает два звука [й' Э]; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ, закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас, развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, логическое мышление.

май

«Буква Ё»

Познакомить с буквой Ё, сформировать представление о том, что буква Ё в начале слова и после гласной обозначает два звука [й' О]; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ, закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас, развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, логическое мышление.

Беседа.

Практическое занятие с наборами ТИКО фантазер и ТИКО грамматика.

Диагностика

Выявление результата полученных знаний детей в области обучения грамоты посредством дидактического материала на конец года.

Консультация для педагогов и родителей по теме: «Применение конструктора  ТИКО в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателя »

Речь является уникальным даром. Ребёнок растёт, развивается физически – это заложено в нём природой, с этим он прекрасно справляется самостоятельно. А как быть с речью? Нужно ли помогать ребёнку её развивать? Безусловно да!

Дошкольное образование, являясь первой ступенью в развитии способностей детей, согласно федеральному образовательному стандарту дошкольного образования, охватывает и речевое развитие дошкольников, которое включает овладение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями, и в связи с этим актуальными становятся поиски новых подходов и методов для обучения. Одной из таких новых технологий является ТИКО конструирование.

Конструктор – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. Он способствует творческой активности, формированию мышления, развитию мелких мышц рук, а так -же выработке ловкости, умения управлять своими движениями, концентрации внимания.

Конструктор ТИКО «Логопедический сундучок» и «Грамматика»— это уникальный инструмент, помогающий постичь все «премудрости» азов русского языка, выучить азбуку, обогатить словарный запас, развить интерес к слову, к речи, расширить знания и кругозор, научить ребёнка правильно читать, что несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.

В коррекционно-логопедической работе мы привыкли конструирование слов (ЗАС) проводить с использованием разрезной азбуки, схем, но это было не всегда удобно. В настоящее время игровые упражнения с использованием конструктора ТИКО «Логопедический сундучок» и «Грамматика» позволяют на занятиях охарактеризовать звук, найти букву, составить слог, слово с использованием звуковой схемы. Ребята, с увлечением работают с конструктором, открывая законы языка. У детей без принуждения происходит автоматизация и закрепление звуков.

Конструктор помогает разнообразить игры и упражнения по обучению грамоте, дает возможность выучить буквы и научиться сливать их в слоги, перейти к слитному чтению, что несомненно повышает мотивацию к обучению.

Требования при подборе игр для детей с ОВЗ:

  1. Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
  2. Учет структуры дефекта;
  3. Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
  4. Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
  5. Соответствие коррекционной цели занятия;
  6. Учет принципа смены видов деятельности;
  7. Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
  8. Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

Я строю свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Содержание работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально- ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо- физического развития.

Предлагаю вашему вниманию примеры игр с ТИКО конструктором:

«Волшебный мешочек» 

Цель: запоминать буквы, учиться придумывать слово на заданную букву.
Оборудование: буквы из конструктора ТИКО, непрозрачный мешочек.
Возраст: с 4 лет.

Ход: В мешочек сложите квадраты с известными ребенку буквами. Предлагайте вынимать буквы по одной, придумывать слово, начинающееся на эту букву. Если ребенок, вынимая букву, ошибается в названии, исправьте его, а букву опустите обратно в мешочек. Когда ребенок снова достанет эту букву, он уже назовет ее правильно. Можно положить в мешочек и новые для ребенка буквы, но их должно быть не более 1-3 за 1 игру. После нескольких игр с волшебным мешочком для поддержания интереса к игре положите в мешочек несколько мелких предметов. Это могут быть: скрепка, колпачок от фломастера, пуговица, пробка от пластиковой бутылки, счетная палочка, цифра из набора, геометрическая фигурка и т. п.

Вариант:
Предложите ребенку придумывать слова, которые заканчиваются на букву из мешочка. Не используйте для этого задания буквы Б, Д, В, Г, Ж, 3, т. к. в конце слова они слышатся по другому (оглушаются). Можно придумывать слова, в которых есть выпавшая буква (независимо от ее места в слове).

«Придумай слово по модели»

Цель: работать со словами, развивать словарный запас, фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Дети должны придумать слова в соответствии с заданной моделью, например, синяя фишка – красная – синяя (слова: мак, рак, сок и т.д).

«Цепочка слов»

Цель: работать  со словами,  развивать словарный запас, фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход:  У логопеда собрано трёхзвуковое слово. Логопед предлагает детям поменять только одну букву в этом слове, можно одну букву прибавить или убрать, но всегда только одну букву, чтобы получилось новое слово.

Дети собирают новые слова по очереди. Например, дом-ком-том и т.д.

«Составь или напиши слово»

Цель: работать со словом, развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Каждому ребёнку логопед дает картинку. Ребёнок называет ее, а затем выкладывает (пишет) название буквами.

«Найди все слова в цепочке»

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения,  автоматизировать звуки.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Перед детьми представлена длинная цепочка букв. Ребёнку нужно поделить эту цепочку на слова, выделяя каждое, например, СЫРОЗАЯЦИРКОТИР. Слова: СЫР, ЗАЯЦ, ЦИРК, КОТ, ТИР.

 «Собери слово»

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Перед ребенком рассыпаны слоги из конструктора Тико (КАР, НА, ТИ, ШИ, МА, НА). Задача ребенка собрать слова – картина, машина. 

 

Для осуществления воспитателями правильной и качественной работы в группе с конструктором ТИКО «Логопедический сундучок» и «Грамматика» необходимо следующее:

Приобрести конструктор в группу.

Осуществлять работу можно как индивидуально, так и с подгруппой детей. Перед началом работы напомнить детям о цветовом обозначении гласных и согласных звуков и букв русского языка, о звонкости – глухости звуков, о твёрдости – мягкости звуков.

В процессе игры воспитатель должен следить за правильностью выполнения каждого задания, контролировать артикуляцию звуков, закреплять навык чтения.

За особые успехи поощрять детей.

За методическими разъяснениями обращаться к учителю – логопеду, а так же выполнять рекомендации, внедрять в деятельность новые виды заданий с конструктором, которые предлагает логопед по мере усвоения предыдущих.

 https://myslide.ru/documents_4/f43139e4d1d9382363e1d26cf24bd610/img45.jpg

Логопедический проект «От звука к букве» с использованием

инновационной технологии конструктора ТИКО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ЗВУК И БУКВА С»

На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С в словах, знакомятся с буквой С....

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Логопедическое занятие "Звук [ч], буква Ч"

Конспект подгруппового логопедического занятия из раздела «Обучение грамоте» построен с использованием сюрпризного момента и введения в занятие мультипликационного героя – Чебурашки, который учит дете...

Открытое логопедическое занятие "Звук и буква О"

Логопедическое занятие для детей с общим недоразвитием речи с использованием средств ИКТ...

Конспект логопедического занятия: Звук [а], буква А.

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:Звук [а], буква А. Задачи:Коррекционно – образовательные:  - уточнить произношение звука [...

конспект логопедического занятия звук и буква [Ш]

- закрепить навыки различения и четкого произношения звука [Ш]- определять позиции звука в словах;- формировать словообразования существительных с уменьшительно ласкательным суффиксом;- развивать фоне...