В помощь родителям. Материалы по лексической теме "Зимующие птицы".
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Лексический материал по теме "Зимующие птицы" размещен в блоге для родителей.
- Лексическая тема на занятиях логопеда меняется каждую неделю.
- В помощь родителям в блоге размещаются материалы по текущей теме.
- Лексические материалы размещаются по пяти направлениям:
- Словарь,
- Лексико – грамматические категории (дидактические игры и упражнения),
- Фразовая речь,
- Артикуляционная гимнастика,
- Пальчиковая гимнастика.
- Все задания сопровождаются картинным материалом, пояснениями, дидактическими играми и примерами выполнения заданий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 305.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексический материал по теме "Зимующие птицы" размещен в блоге для родителей.
- Лексическая тема на занятиях логопеда меняется каждую неделю.
- В помощь родителям в блоге размещаются материалы по текущей теме.
- Лексические материалы размещаются по пяти направлениям:
- Словарь,
- Лексико – грамматические категории (дидактические игры и упражнения),
- Фразовая речь,
- Артикуляционная гимнастика,
- Пальчиковая гимнастика.
- Все задания сопровождаются картинным материалом, пояснениями, дидактическими играми и примерами выполнения заданий.
СЛОВАРЬ
Зимующие птицы.
- Рассмотреть с ребенком картинки. Назвать птиц (воробей, синица, сорока, дятел, ворона, голубь).
- Закрепить обобщающее понятие «зимующие птицы». Объяснить ребенку, почему эти птицы называются зимующие (потому, что они не улетают и остаются зимовать).
- Назвать и показать части тела птиц (туловище, голова, хвост, клюв, глаза, крылья, лапки).
- Тело птиц покрыто пухом и перьями.
ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
Дидактические игры и упражнения
- Упражнение «Назови одним словом»
У сороки белые бока, поэтому ее называют белобокая.
У сороки длинный хвост, поэтому ее называют……
У синицы грудка желтая, поэтому ее называют ......
У вороны черные крылья, поэтому ее называют ......
У дятла длинный клюв, поэтому его называют ....…
Словарь: длинноклювый, желтогрудая, длиннохвостая, чернокрылая.
- Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.
Словарь: большая, толстый, длинный, легкий.
- Упражнение «Подбери слова»: Закончи предложения.
Одни воробьи к кормушке (что делали?)...
Другие воробьи от кормушки (что делали?)...
Маленький бойкий воробышек кормушку вокруг (что сделал?)...
Шустрый воробышек в кормушку (что сделал?) ...
Воробышек зернышко схватил и с кормушки (что сделал?)…
Словарь: отлетали, улетел, подлетали, залетел, облетел.
- Упражнение «Чьи перья?»
Перья вороны (чьи?) — вороньи.
Перья воробья (чьи?) — ....
Перья голубя (чьи?) — ....
Перья сороки (чьи?) – ….
Словарь: сорочьи, голубиные, воробьиные.
ФРАЗОВАЯ РЕЧЬ
- Пересказ текста с опорой на серию картинок.
- Вместе с ребенком рассмотреть картинки.
- Прочитать ребенку рассказ:
Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замерзшего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробья на волю и повесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму.
- Попросить ребенка, чтобы он пересказал текст по картинкам.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
- Упражнения для щек
- «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, выдохнуть, потом надувать щеки поочередно.
- Упражнения для языка.
- «Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости, закрыть рот.
- «Часики». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт до 10. Подбородок не двигается!
- «Лягушка». Рот приоткрыть, удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук [и]. Передние верхние и нижние зубы обнажены. Удерживать под счет до 10.
- «Змейка».
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед изо рта, а затем убрать в глубь рта. Выполнять ритмично, 10 раз. - « Качели».
Рот открыт. Напряженным узким языком тянуться к носу, затем к подбородку. Выполнять медленно, ритмично, под счет до 10.
- Речевая зарядка.
«Осень» Подул ветер - «У-у-у!» (на выдохе, протяжно, тянуть, петь).).
Листья пожелтели, задрожали - «Ф-ф-ф!» (на выдохе, протяжно, а затем отрывисто).
Полетели на землю - «П-п-п!» (на выдохе, отрывисто).
Зашуршали - «Ш-ш, Ш-ш!» (на выдохе, протяжно, затем отрывисто).
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Упражнения для пальчиков
- Выполнить все упражнения правой рукой;
- Выполнить все упражнения левой рукой;
- Выполнить все упражнения двумя руками вместе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р на материале лексической темы "Птицы"
Цели занятия : Автоматизация звука (Р) как в отраженной, так и в самостоятельной речи, развитие мышления, слухового внимания и памяти, зрительного внимания.- Словообразование: продолж...

Картотека дидактических материалов по лексической теме "Зимующие птицы"
Учебно-методический материал: Картотека дидактических материалов по лексической теме "Зимующие птицы"...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.
В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой. Программа хорошо проработана, по н...

Материалы в помощь родителям для развития творчества у детей старшего дошкольного возраста с ТНР в домашних условиях (аппликации из бумажных полос по теме птицы.)
Составляя цельный аппликативный образ птицы, у детей формируются композиционные умения, развивается чувство цвета, возникает желание проявить свое творчество....

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ «ПТИЦЫ»
Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Птицы»...

Материалы по лексической теме "Домашние птицы и птенцы"
Эти материалы помогут родителям в закреплении знаний детей дома....







