Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р на материале лексической темы "Птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Дежнёва Елена Петровна

 

Цели занятия : Автоматизация звука (Р) как в отраженной, так и в самостоятельной речи, развитие мышления, слухового  внимания и памяти, зрительного внимания.

- Словообразование: продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные от заданного существительного.

- Закреплять умение определять наличие и место заданного звука в слове.

Все задания предлагаются детям в игровой форме. Главный девиз занятия: "Я действую сам!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizaciya_zvuka_r.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое занятие  в подготовительной группе

Тема: Автоматизация звука (Р) в  речи.

Цели: Коррекционные:

- Автоматизация звука (Р) как в отраженной, так и в самостоятельной речи.

- Развитие мышления, слухового  внимания и памяти, зрительного внимания.

- Словообразование: продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные от заданного существительного.

- Закреплять умение определять наличие и место заданного звука в слове.

Воспитательные:

- Продолжать воспитывать привычку отвечать по очереди, не выкрикивая; выслушивать товарища и дополнять его ответ.

Оборудование: демонстрационные картинки - воробей, снегирь, журавль, ворона, лебедь, грач, сорока, гусь.

Раздаточный материал:  каждому ребенку (4 человека) картинки в конверте – страус, ворона, сорока, снегирь, дятел, журавль, цапля; (воробей, орел, грач, аист, лебедь, синица, сова), схемы слов - домики – набор 3 шт,  фломастеры – синий, коричневый, черный, ксерокопия задания «Птицы. Накладные картинки» (см. в «Книжке-учишке» Киселевой, выпуск 1, стр 30).

1. Оргмомент: динамическое упражнение «Не хотим мы больше спать»

Мы проснулись рано утром,

Потянулись бодро шумно.

Чтобы сон ушёл – зевнули,

Головой слегка тряхнули.

Разбудил нас бег на месте.

К ванне побежали вместе.

Умывались и плескались,

Зубы вычистить пытались.

Причесались аккуратно,

Приоделись все опрятно.

Не хотим мы больше спать,

Будем вместе мы играть!

2. Упражнение на развитие слуховой памяти.

а)  Запомните слова, которые я произнесу  и разложите картинки в том же порядке: страус, сорока, снегирь, дятел, ворона.

б) Назови слова по порядку.

в) Контроль (проверьте у себя – под диктовку)

3. Отгадайте, о ком загадка:

И петь не поет,

И летать не летает,

За что же тогда

Его птицей считают? (Страус)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

Черный жилет,

Красный берет,

Нос, как топор,

Хвост, как упор. (Дятел)

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь).

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.  (Грач)

4. О ком были загадки? (Обобщающее слово)

5. Физминутка  «Хочу быть птичкой»

Я по улице гулял,

Галок и ворон считал.

Раз, два, три, четыре, пять.

Буду их считать опять.

Рот открыл, смотрю я в небо.

Влево, вправо. Я там не был.

Птичкой захотел я стать

И руками стал махать.

Крылья вверх и крылья вниз,

Только слышен ветра свист.

Я подпрыгнул, чтоб взлететь,

Но пришлось на землю сесть.

6. - Чем питались зимой птицы?(ответы)

(Стихотворение «Кормушка» (из сборника Н.Нищевой «Будем говорить правильно») - читает ребенок, разучивший индивидуально).

Рано утром на опушке

Мы повесили кормушку

Для щеглов и для синичек,

И для всех голодных птичек.

Не едите вы с ладошки

Зёрна, семечки и крошки.

Прилетайте на опушку,

Угощенье ждет в кормушке.

7.  Упр «Исправь мою ошибку» - скажи слово правильно: вообей, воона, синица, соока, баан, жуавль, цапля, оёл.

-Какое слово было лишнее? Почему?

8. Упр «Скажи чье?» крыло, лапка, глаз, перо (называю одно из слов и показываю на любую из птиц; в ответе дети образуют и согласовывают прилагательное с заданным существительным)

9. Физминутка «Зима прошла» (из сборника Н.Нищевой «Будем говорить правильно», проводит ребенок, разучивший физминутку индивидуально).

Воробей с березы на дорогу - прыг!

Больше нет мороза, чик-чирик!

Вот журчит в канаве быстрый ручеек,

И не зябнут ножки (лапки) – скок, скок, скок!

Высохнут овражки! Прыг, прыг, прыг!

Побегут букашки – чик-чирик!

10. Чем весной занимаются все птицы, особенно те, которые только что вернулись из теплых стран? (Строят гнезда). Для чего нужны гнезда? (Выводить детенышей) Какая птица никогда не строит гнезда?

-  Упр «Назови детеныша» - игра с мячом (по картинкам)

 У вороны - , у сороки ., у снегиря, у страуса,  у журавля, у воробья .,  у грача,  у орла, у аиста,  у курицы?

11. Работа с раздаточным материалом за столами,

- Раздели слова на части – определи – какая птица в каком домике живет? (картинки птиц, схемы слов - домики)

12 Звуковой анализ: - Определите в названии каких птиц звук Р слышно в конце слова? Найдите у себя картинки и принесите их на общее панно (выставляются возле схемы слова с обозначенным звуком)

- Определите в названии каких птиц звук Р слышно в середине слова?

13.  Повтори чистоговорки:

- Ул-ул-ул – легкий ветерок подул

- Ел-ел-ел – это кто к нам прилетел?

- Вли-вли-вли – летят в небе журавли.

- Олю-олю-олю - рвется любая птица на волю

- Ро-ро-ро – летит легкое перо.

- Ри-ри-ри – клюют рябину снегири.

- Ирь-ирь-ирь – сидит на веточке снегирь.

- Верь-верь-верь – ты в себя поверь.

14. Развитие зрительного внимания:

- Фотограф делал снимки птиц, но у него испортился фотоаппарат, и все картинки наложились друг на друга. Назовите, каких птиц снимал фотограф?

- Контур какой птицы можно обвести только черным цветом? (Ласточка).

- У какой птицы перья коричневого цвета? (Филин).

- Если контур лебедя обведем синим фломастером, какая птица останется не обведенной?

- Приступайте к выполнению работы.

15. Дополнительная игра на внимание «Он – она» (Агеева И.Д.)

Он воробей, она – воробьиха,

Он комар, она – комариха,

Он гусь, она - ….

Не гусиха, а гусыня,

Знайте это все отныне.

Он слон, она – слониха,

Он лось, она лосиха,

Он кот, она - …

Ну, конечно, это кошка!

Ну ошиблись вы немножко.

Так сыграем еще раз,

Обыграть хочу я вас!

Он морж, она – моржиха,

Он заяц, она – зайчиха,

Он бык, она - ….

Ну, конечно же, корова,

Поиграем, дети, снова!

Он тигр – она тигрица,

Он осел – она ослица,

Он козел – она ….

Ну, конечно же, коза,

За повтор игры все «за»?

Он лев – она львица,

Он волк – она волчица,

Он кенгуру – она ….

Ну, конечно, кенгуру,

Продолжаем мы игру!

Он еж – она ежиха,

Бобр он – она бобриха,

Конь он – она …

Ну, конечно же, лошадка,

Все у нас пока что гладко!

Он бегемот – она бегемотиха,

Он кашалот, она кашалотиха,

Он баран – она – ….

Ну, конечно же,  овца .

Доиграли до конца!

16. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект подгруппового занятия по автоматизации звуков [Р, РЬ] для детей 6-7 лет

Сюжетное занятие для детей 6-7 лет, на конец учебного года. Автоматизация звуков [Р, РЬ] изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.В конспект включены пальчиковая игра, физ. минутка. с...

Конспект индивидуальной НОД по автоматизации звука [р] на материале лексической темы "Одежда"

Автоматизция звука [р] на материале лексической темы "Одежда". Индивидуальная работа....

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Ш

Подгрупповое логопедическое занятие с детьми старшего возраста по автоматизации звука Ш....

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Л. Лексическая тема "Деревья"

Паспорт урокаУчитель-логопед Санькова Елена Николаевна№Разделы паспортаСодержание разделов 1Номинация конкурса Урок с детьми с ОВЗ в однородной по составу группе. 2Возраст детей (класс)...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт».

Активизировать, уточнить, закрепить словарь по теме «Транспорт».Уточнить и закрепить правильное произношение звука [Р] изолированно и в  словах....

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Профессии» и грамматической темы «Согласование существительных и глаголов в числе».

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Профессии» и грамматической темы «Согласование существительных и глаголов в числе».Цель...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] на материале лексической темы «Транспорт» и грамматической темы «Родительный падеж множественного числа существительных».

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] на материале лексической темы «Транспорт» и грамматической темы «Родительный падеж множественного числа существительных&raqu...