Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Митяханова Светлана Викторовна

Активизировать, уточнить, закрепить словарь по теме «Транспорт».

Уточнить и закрепить правильное произношение звука [Р] изолированно и в  словах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Сказка»

обособленное подразделение

«Центр развития ребёнка – детский сад «Росинка»

     

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт».

                                           

                                                               

                                                                 Подготовила: учитель – логопед    

                                                                 Митяханова С.В

Ковылкино 2021 г.

Цель: автоматизация звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Активизировать, уточнить, закрепить словарь по теме «Транспорт».

Уточнить и закрепить правильное произношение звука [Р] изолированно и в  словах.

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематическое восприятие; зрительное слуховое внимание, ориентацию в пространстве, мышление.

 Совершенствование умения подбирать слова-антонимы.

Упражнять в умении согласовывать существительные с числительными.

Совершенствовать, мелкую и общую моторику, мышцы артикуляционного аппарата.

Учить координировать речь с движениями.

Коррекционно-воспитательные:

Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности на занятии.

Воспитывать у детей культуру речи: не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать друг друга.

Формировать навыки учебной деятельности (умения слушать, слышать и понимать инструкции, контролировать собственную речь).

Оборудование: предметные картинки с изображением транспорта, предметные картинки со звуком [р]; доска, магниты, игрушка- грузовик, мяч, камешки Марблс, буква Р, картинка «Светофор», кружки-символы (красный, жёлтый, зелёный).

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Логопед. Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие на Остров красивой речи. Но, чтобы туда попасть, необходимо правильно и четко произносить звук [Р] и выполнить сложные задания.

-На чем люди могут передвигаться во время путешествия?

Дети. На машинах, самолетах, поезде и т.п.

Давайте с вами вспомним, какие вы знаете виды наземного транспорта? (Автобус, автомобиль, поезд).

А что относится к подземному транспорту? (Метро).

 Какой водный транспорт вы знаете? (Корабль, яхта, катер, лодка).

 К какому виду транспорта относятся самолёт, вертолёт? (К воздушному транспорту)

Логопед. Верно,  тогда я приглашаю вас в путешествие, а на чем мы поедем, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

Дети: Автобус

Логопед: Правильно.

Автобус готов к поездке, подготовимся и мы. Чтобы набрать скорость и правильно произносить звук [Р], сделаем гимнастику для языка и губ.

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка» - (под счет до 5-3 раза)

«Бегемот» - (под счет до 5-3 раза)

«Лопаточка» - (под счет до 5-3 раза)

«Чашечка» - (под счет до 5-3 раза)

«Маляры» - (под счет до 5-3 раза)

Логопед. Автобус  стал готовиться в путь .

-Помогите Автобусу  собрать вещи в дорогу. С собой надо взять только те предметы, в которых слышится звук [Р].

(Дети выбирают предметы со звуком [Р] и называют их.)

Логопед. Почему вы не взяли шапку, ласты, плащ, стул?

Дети. В этих предметах нет звука [Р]

Логопед. Молодцы.

-Вещи упакованы в чемоданы. Вы бодры и веселы, можем отправиться в путешествие.  Автобус приглашает нас занять места.

 Игра «Скажи наоборот»

Логопед: Чтобы ехать на автобусе, нужно заплатить за проезд,  а для этого нужно назвать слова - наоборот.

Логопед: Наш автобус маленький или…

Дети: Большой

Логопед: Наш автобус медленный или…

Дети: Быстрый

Логопед: Наш автобус короткий или…

Дети: Длинный

Логопед: Наш автобус узкий или…

Дети: Широкий

Логопед: Наш автобус грязный или…

Дети: Чистый

Логопед: Ну вот, мы можем отправляться. Кто вы теперь?

Дети: Пассажиры.

Логопед. Поехали. Завели мотор: р-р-р.

Логопед встает вперед «держит руль», дети встают за ним по одному.

2. Мимические упражнения. Упражнения на ориентировку в пространстве.

Посмотрите вправо. Солнышко ярко светит. Зажмурьте крепко глазки. Посмотрите влево, там нам улыбаются прохожие — улыбнитесь и вы им.

Логопед: Приехали! Выходите из автобуса. Вот и первая остановка.

Логопед. Автобус  научился правильно произносить слова со звуком [Р], но не знает, как пишется буква Р, которая обозначает этот звук. Помогите Автобусу, выложите букву Р из камешков.

(Дети конструируют букву)

Логопед. На что похожа буква Р

Дети. На парус, на флажок.

Логопед. Едем дальше.

Вот вторая остановка.

Автоматизация звука [р] в словах

Игра «Назови картинки».

Логопед. Я покажу вам виды транспорта, в названиях которых есть звук [Р]. Давай назовем их, не забывай четко произносить звук [Р].

Картинный материал: кран, троллейбус, трамвай, трактор, паровоз, корабль, вертолет, грузовик, катер.

Вы хорошо справились с заданием, что же, поехали. Возьмите  руль в руки, заведите мотор: РРРР.

Остановка «Светофор»

Логопед. «Профессия водителя очень трудна. Надо постоянно следить за дорогой, знаками – это очень сложно. Машин на наших улицах много, и мы с вами должны быть внимательными и соблюдать правила дорожного движения.

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный

Горит и день, и ночь –

Зеленый, желтый, красный.

-Что помогает нам перейти дорогу?

Дети. Светофор.

Логопед. На какой сигнал светофора мы можем переходить дорогу?

Дети. На зеленый.

Логопед. А на какой сигнал нельзя?

Дети. На красный.

(Предъявляется предметная картинка с изображением светофора).

Давайте немного отдохнем, а то мы засиделись в автобусе.

Физкультминутка.

Игра «Зеленый, желтый, красный»

Логопед. «Я буду светофором, а вы пешеходами. Если я подниму зеленый сигнал – вы будете идти на месте, если желтый – стоять, если красный – нужно присесть». (предъявляются кружки – символы для светофора: зеленый, желтый, красный)

А теперь садимся в автобус и едем дальше. Завели мотор поехали Р- Р- Р.

Следующая остановка

Логопед: Ребята, у остановки стоит грузовик, а в кузове мячик для нас. Какой он необычный, надпись на нём. Что написано? Прочитаем: «Один – много». Сейчас мы поиграем в такую игру. Я бросаю мяч и называю один предмет, а вы ловите мяч и говорите слово, если этих предметов стало много.

 Игра «Один - много». Логопед, бросая мяч ребёнку, называет слово в ед. ч., а ребёнок, возвращая мяч, называет его во мн. ч.: самолёт – много самолётов.

Слова для игры: автобус, грузовик, яхта, корабль, вездеход, поезд, машина, троллейбус, лодка, электричка, телега.

Логопед: Смотрите, наш мячик куда-то покатился. Он показывает дорогу к следующей остановке, где нас ждёт следующее задание.

 «Игра 4-ый лишний»

Логопед. Теперь я хочу проверить, насколько внимательно вы умеете слушать. Я буду произносить названия транспорта, а вы- определять, какое из них лишнее.

Троллейбус, катер, пароход, паром.

Вертолет, паровоз, ракета.

Троллейбус, грузовик, такси, автобус.(Грузовой и пассажирский транспорт)

Следующее задание.

Упражнение «Два и пять».

Логопед. Возьмите каждый по одной карточке, на которой изображены транспортные средства, и скажите, что у вас нарисовано. Посчитаем транспортные средства со словом два, пять.

1-ребенок: Две ракеты, пять ракет

2-ребенок: Два экскаватора, пять экскаваторов.

3-ребенок: Два трамвая, пять трамваев.

4-ребенок: Два корабля, пять кораблей.

5-ребенок: Два вертолета, пять вертолетов.

6-ребенок: Два грузовика, пять грузовиков.

Логопед. Вот мы и прибыли на Остров красивой речи. Вы большие умницы, красиво научились произносить звук [Р].

Итог:

Логопед. Какие задания вы сегодня выполняли?

-На каком транспорте мы сегодня путешествовали?

Логопед. С каким звуком мы работали на занятии?

Логопед. Понравилось вам путешествовать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р на материале лексической темы "Птицы"

Цели занятия : Автоматизация звука (Р) как в отраженной, так и в самостоятельной речи, развитие мышления, слухового  внимания и памяти, зрительного внимания.- Словообразование: продолж...

Конспект индивидуальной НОД по автоматизации звука [р] на материале лексической темы "Одежда"

Автоматизция звука [р] на материале лексической темы "Одежда". Индивидуальная работа....

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Л. Лексическая тема "Деревья"

Паспорт урокаУчитель-логопед Санькова Елена Николаевна№Разделы паспортаСодержание разделов 1Номинация конкурса Урок с детьми с ОВЗ в однородной по составу группе. 2Возраст детей (класс)...

Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности «Автоматизация звука Р на материале лексической темы «Весна» в группе комбинированной направленности для детей 6-7 лет с нарушениями речи.

План-конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения на материале лексической темы....

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Профессии» и грамматической темы «Согласование существительных и глаголов в числе».

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Профессии» и грамматической темы «Согласование существительных и глаголов в числе».Цель...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] на материале лексической темы «Транспорт» и грамматической темы «Родительный падеж множественного числа существительных».

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] на материале лексической темы «Транспорт» и грамматической темы «Родительный падеж множественного числа существительных&raqu...