ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ НАШЕГО НАРОДА.
статья по логопедии (подготовительная группа)

 Турусова Ольга Валентиновна

 В статье рассматривается проект как  одна из форм работы с детьми дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ НАШЕГО НАРОДА.

Перед современным  педагогом стоит сложная задача - организовать повседневные  события жизни ребёнка, таким образом, чтобы они обеспечивали его эффективное  развитие. Дошкольное детство - самоценный этап в развитии личности, когда мир для ребёнка-это непосредственное открытие.  Известно, что, самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам.

         Проектный метод в организации познавательно - исследовательской деятельности  позволяет ребёнку совершать эти открытия. Познание объектов  живой и не живой природы, окружающего мира и частично того, который пока не известен ребёнку, в практической деятельности.  Положительно то, что   метод проектов позволяет педагогам активно включаться в совместную деятельность,  помогать им, развивать  творческие способности, побуждать любознательность, активность, инициативность.

В практике дошкольного образования имеют место  разные  виды и типы проектов, в основе которых  лежат разные виды детской деятельности,  рекомендуемые   приёмы  организации детской  деятельности, учёт проявлении индивидуальности в выражении мыслей, чувств.

         Во время реализации  проекта часто используется целевая развёрнутая проблемная ситуация, направляющая  детей на активный  поиск.  Педагог  поощряет  их инициативу, ставит  перед необходимостью самостоятельного   выбора решения. Помогает детям осознать то, что они узнали нового, какие чувства и эмоции у них возникли и как их  использовать в жизни. Создаёт ситуацию успеха  для каждого ребёнка,  поддерживает положительные действия и намерения; вовлекает детей в совместную деятельность,  оказывает помощь, организует  взаимную поддержку.

Теоретические вопросы определения проектной  деятельности разработаны многими учёными и  представляет собой особый тип взаимодействия ребёнка и взрослого .Несмотря на то, что проекты достаточно популярны ,   они меня интересуют с позиции самостоятельной активности, значимости деятельности  для ребенка,   реализации его замыслов.

 В организации проектной деятельности  придерживаюсь методическим советам Николая Евгеньевича Веракса, который предлагает следующую схему, выделяя определённые этапы:

  1. Желание услышать проблему, принять её и начать действовать.
  2. Формулирование проблемы совместно с детьми.
  3.  Предложение детям высказать свою идею и выбирать  самую оригинальную  и интересную.
  4. Проговаривание  значимости  каждой ситуации, во время взаимодействия. Педагог ведёт и направляет.
  5. Рефлексия педагогом  во время всего проекта педагогом, получения продукта  и  его оценивание.

           Я  разработала систему проектов, основанную на практической деятельности детей,    направленных на  познавательное развитие в аспекте расширения   представлений о социокультурных  ценностях нашего народа.

         Мои проекты основаны на интересах детей, тех видах деятельности,  которыми они увлечены в данный момент. Проекты вытекают из тем для разговоров, уровня развития детей, заинтересованности  родителей. Все они разрабатывались совместно с детьми, их родителями, специалистами детского сада

         Мой первый познавательно-исследовательский проект «Жила-была Масленица». Цель проекта: приобщение детей к традициям проведения народного праздника  «Масленица».

Задачи: обеспечение  условий для реализации творческих способностей в проведении праздников и развлечений; обобщение и закрепление знаний детей о празднике  « Масленица»; воспитание чувства патриотизма , основанного на русских традициях.

          В ходе проекта,  мотивировали детей беседами о празднике, народных промыслах, обычаях, традициях, разучивали народные игры, стихи, поговорки, заклички.В детской творческой мастерской реализовали идею и смастерили символ праздника  « Чучело - Масленицу»,  из соломы; конструировали маленькие «Куклы –скрутки»; из веток и ниток сделали «Дерево желаний», лепили блины из пластилина и солёного теста, совместно с родителями оформили газету «Масленица». По итогам проекта состоялся досуг  «Масленичные гуляния».

 Познавательный проект   «Пасха» Цель. Познакомить детей  русским народным календарно-обрядовым праздником Святой Пасхой.

Задачи: обеспечить условия для создания у детей положительных эмоций  и реализации творческих способностей в проведении праздников и развлечений ; развивать интерес к традициям, обычаям народа: красить яйца, печь куличи, с играми и развлечениями на Пасху; воспитывать гостеприимство, желание быть добрым, щедрым; воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Мотивационный этап

Организация  образовательной деятельности детей

Образовательная деятельность в режимные моменты

Совместная деятельность детей  и педагога с использованием ресурсов среды

Взаимодействие с родителями

 Беседа о добре

  « Что такое хорошо и что такое плохо»

Развивающая ситуация «Традиции, обычаи Святой Пасхи»

 (красить яйца, обмениваться ими,

петь песни, водить хороводы)

Чтение , стихов, закличек, поговорок, примет(  На пасху небо ясное- к хорошему урожаю. На Святой дождь -добрая рожь)

Разукрашивание раскрасок на данную тему.

  Слушание музыки:

, «Колокольный  перезвон»

 « Солнышко»

 « Как у наших у ворот»

  «Песня о доброте»

Чтение худ. литературы

«Два жадных медвежонка»

  «Снегурочка»

«Курочка ряба

Дидактическая игра

 « В русскую деревню пришла Пасха »(работа с плакатом «Русская деревня»

 Дидактическая игра «Скажи какое солнышко»,

« Кого солнце согревает, кому помагает?»

Дидакитическая игра

 « Составь рассказ по картинке, придумай название»

Театрализация сказки «Курочка ряба»

Поиск информации по теме проекта

Оформление выставки  книг   про  Святую Пасху

Проблемно  - деятельностный этап

Организация  деятельности детей

Образовательная деятельность в режимные моменты

Совместная деятельность детей и педагога  с использованием ресурсов среды

Взаимодействие с родителями

Досуг  «Весеннее настроение»

Логико-матеметические игры

«Колумбово яйцо»

Викторина «Поиграй со скоморохом»

 Аппликация  с элементами рисования «Два цыплёнка на полянке», с сочинением сказки

 Развивающая ситуация «Куда спрятался цыплёнок?»

Народные игры.

.

Сюжетно-ролевые  игры: « Надо добрым быть»

 Аппликация с элементами конструирования « Домик для птенца»

 Лепка из солёного теста « Пасхальные яйца»,

 Проведение русских народных игр с яйцами

«Катание яиц»,

« Чьё яйцо дольше прокрутится».

Разучивание закличек. Колпачок»

 

.

 Дидактическая игра

 « Мы печём кулич» Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

 

Логико-математическая игра(из палочек, головоломок, кубиков Сложи узор») «Пасхальный кулич со свечами»

 Создание совместно  с родителями коллажа « Как я с мамой пек кулич»

Оформление выставки  книг на тему.

Сочиняем сказку

«Про двух цыплят»

Творческий этап.

Организация  деятельности детей

Образовательная деятельность в режимные моменты

Совместная деятельность детей и педагога  с использованием ресурсов среды

Взаимодействие с родителями

Конструирование из ниток и веточек «Пасхальное дерево»

Развивающая ситуация « Как я раскрашивал пасхальное яйцо»

(сочинение рассказов)

Детская творческая мастерская

« Мы многое умеем»

Рисование

« Корзина с  пасхальными яйцами»

Дидактическая игра «

Что пожелаем хозяева в день святой Пасхи?

(Здоровья, добра, веселья)

Минимузей

«Встречаем пасху»

Конкурс «Самое красивое пасхальное яйцо»

Задачи, которые предполагается решить в процессе реализации проекта могут быть представлены в виде  практических, творческих, проблемных  мини-ситуаций, игр, игровых упражнений, загадок и пословиц, кратких литературных текстов, элементов исследовательской деятельности, опытов, экспериментов, даёт  детям возможность участвовать в выдвижении проблемы.  

Я считаю, что проектная деятельность является универсальным средством реализации одного из направлений образовательной области познавательное развитие, а именно приобщение детей к социокультурным ценностям нашего народа, отечественным традициям и праздникам.

Литература:

1.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для дошкольных учреждений.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.

2.Михайлова З. А., Полякова М. Н.. Ивченко Т. А. и др. Образовательная область «Познание». Как работать по программе «Детство»:Учебно-методическое пособие/ науч. ред. А. Г. Гогоберидзе.-. СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013

3.Образовательные ситуации в детском саду(из опыта работы)/сост.:З. А. Михайлова, А. С. Каменная, О. Б.Васильева.- СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014

4. Экологические проекты в детском саду/ Масленникова О. М., Филиппенко А. А.-Волгоград: Учитель, 2009.

5. Тимофеева Л. Л.Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками».- СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области в логопедической работе На тему: «Самара – наш родной город».

Методическая разработка напралена организации НОД по формированию первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области у детей старшего дошкольного возраста с нарушени...

Консультация для родителей на тему: "Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа".

Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа...

Система деятельности по формированию у детей первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа.

Этапы работыЦельФормы организациидеятельностиОрганизатордеятельности1.СЕНТЯБРЬ.«Чудесный город!» 1. Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному иск...

Система формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа

Обучение нравственности – основа любой системы воспитания и образования. В дошкольном возрасте источником представления о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребенок общаясь со взрослым пере...

Статья "Особенности реализации регионального компонента при формировании первичных представлений у детей дошкольного возраста о социокультурных ценностях нашего народа"

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к ро...

Проект: "Приобщение детей к социокультурным ценностям, посредством разных видов деятельности"

Проект: «Приобщение детей к социокультурным ценностям, посредством разных видов деятельности»Вид проекта: нравственно-патриотический.Тип проекта: познавательный.Продолжительность проекта: ...

Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа

Современная жизнь, современные требования к образованию, требуют новых подходов к организации и обеспечению нравственного воспитания детей.Одним из таких подходов к формированию нравственного сознания...