Система деятельности по формированию у детей первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме

СЕМЕНЯКИНА НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Этапы работы

Цель

Формы организации

деятельности

Организатор

деятельности

1.СЕНТЯБРЬ.

«Чудесный город!»

 

1. Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний.

2. Способствовать формированию эмоционального отношения к родному городу и горожанам.

3. Совершенствовать воображение и творческое мышление детей.

 

1.Чтение П.П.Бажова «Каменный цветок»

Заучивание пословиц, поговорок о Родине.

 

 

 

Слушание аудиозаписи песен о Самаре. Словесная игра «Самара самая »

Презентация «Моя любимая Самара».

Игра «Разные дома».

Разгадывание ребусов: «Собор», «Пушка», «Музей».

Воспитатель

 

 

 

 Психолог

 

Воспитатель

2. ОКТЯБРЬ.

«Знай и люби свой город!»

1.Развивать познавательный интерес к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей города.

 2. Дать детям элементарные представления о происхождении герба, российского флага. Воспитывать уважительное отношение к символам города Самары.

3. Познакомить детей с происхождением монумента, посвященного 400-летию г. Самары. Он называется Ладья.

 Экскурсия в самарский историко-краеведческий музей им. Алабина П.В.

 

 

Аппликация из пшена –  « Флаг России ».

Экскурсия в городскую детскую библиотеку.

Презентация «Достопримечательности нашего города».

Словотворчество детей: «Сочинить сказку  о Волге».

 

 

 

Воспитатель

 

 

Педагог по ИЗО деятельности

Воспитатель

 

3. НОЯБРЬ.

«История Самары»

1. Продолжать развивать познавательный интерес к истории первых построек города на Хлебной площади.

2. Поддерживать интерес детей к художественной литературе.

3. Развивать творческое и конструктивное мышление.

4. Побуждать родителей знакомить детей с достопримечательностями Самары.

Презентация «История нашего города»

Рисование зданий нашего города

 

Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла»

 

Игры «Танграм», «Чудо-крестики», «Строим крепость», «Многоугольники».

Автобусная экскурсия в парк Победы

 

Воспитатель

Педагог по ИЗО деятельности

 

 

Воспитатель

 

 

Воспитатель

 

4. ДЕКАБРЬ.

«Памятники архитектуры»

1. Беседа «Архитектура родного города». Сообщить детям начальные сведения об особенностях архитектуры некоторых зданий города.

2.Формировать представления детей о прошлом и настоящем зданий.

3. Воспитывать гордость от сознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края.

Рассматривание открыток, картинок памятников архитектуры «Подвиги Самарцев в памятниках архитектуры»

 

Дидактическая игра     «Найди отличия»

 

 

Воспитатель

 

 

 

Воспитатель

 

5. ЯНВАРЬ.

«Русские народные праздники и традиции»

1.Беседы об государственных традициях и праздниках.

2. Знакомство детей с календарно-обрядовыми праздниками,  пример-праздник «Рождество» со своими традициями.

3. Продолжать знакомить детей с народными промыслами: хохлома,  гжель,  филимоновская, дымковская игрушки. ...

  Встречи с семьями (рассказы о семейных традициях)

  Русские народные игры - «Прялица». «Бабка Ежка», «Башмачек»…

На праздниках широко используется фольклор (песенки-потешки, шутки, частушки, пословицы,  поговорки..)

    Просмотр презентаций: «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек»

  Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»

Воспитатель

 

Воспитатель

 

Музыкальный работник

 

 

Педагог по ИЗО деятельности

 

Воспитатель

 

6. ФЕВРАЛЬ

«Наши мужчины – защитники Отечества»

1.Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств. 2.Расширение представлений детей о Российской армии. Воспитание в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомство с разными родами войск: пехота, морские, воздушные, танковые войска; боевой техникой. 3.Формирование у мальчиков стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание у девочек уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины.

 Рассказы о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы.

  Беседа об истории памятника самолета - штурмовика Ил-2 в Самаре - как он был найден, отремонтирован и установлен в городе.

  Спортивный праздник «Вместе с папой я герой».

 

  Творческие работы - подарки папам и дедушкам

 

 

 

Воспитатель

 

 

 

 

 

Воспитатель

 

 

 

Музыкальный работник

 

Педагог по ИЗО деятельности

7. МАРТ.

«Праздник всех женщин»

1. Привлечение детей к  активному, разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении.

2.Расширение представлений детей о международных праздниках. 3.Воспитание чувства удовлетворения от участия в коллективной праздничной деятельности.

  Утренник к международному женскому дню

  Беседа «Международные праздники».

  Выставка работ детей к 8 марта «Мамочке любимой».

Выпуск газеты «Доброе слово о маме» с детскими рисунками и пожеланиями.

музыкальный работник

 

воспитатель

 

 

 

педагог по ИЗО деятельности

8. АПРЕЛЬ.

« Течет река Волга…»

1.Обогатить знания детей о реке Волга, ее географическом положении (протяженности)

2.Развивать логическое мышление, внимание, речь.

 

  Рассматривание иллюстраций о Волге, набережной.

  Составление рассказов из опыта: «Когда я был на Волжском проспекте», «На набережной вечером», «На набережной в праздничные дни».

  Д/и «Сложи и узнай», «Найди лишнее», «Отгадай слово».

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

 

9. МАЙ.

« Я много знаю и многое умею»

1. Закрепить представления детей о родном городе.

2. Способствовать формированию эмоционального отношения к родному городу.

3. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в игре, процессе продуктивной речевой и творческой деятельности.

4. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

  Праздник «Эх, Самара – городок».

   

Вечер досуга «Прогулка по Самаре, используя развивающие игры»

 

  Викторина «Знай и люби свой город»

   Выставка рисунков

 « Самара  весенняя».

  Викторина «Знай и люби свой город»

  Вечер досуга «Прогулка по Самаре» используя развивающие игры.

 

Музыкальный работник

Воспитатель

Психолог

 

Педагог по ИЗОдеятельности

 

 

 

Воспитатель

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области в логопедической работе На тему: «Самара – наш родной город».

Методическая разработка напралена организации НОД по формированию первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области у детей старшего дошкольного возраста с нарушени...

Консультация для родителей на тему: "Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа".

Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа...

Система формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа

Обучение нравственности – основа любой системы воспитания и образования. В дошкольном возрасте источником представления о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребенок общаясь со взрослым пере...

Статья "Особенности реализации регионального компонента при формировании первичных представлений у детей дошкольного возраста о социокультурных ценностях нашего народа"

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к ро...

«Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях родного города в процессе прогулок»

Совершенствовать образовательную и воспитательную работу в области социокультурных ценностей дошкольников на примере ближайшего социального окружения....

ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ НАШЕГО НАРОДА.

В статье рассматривается проект как  одна из форм работы с детьми дошкольного возраста...

Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа

Современная жизнь, современные требования к образованию, требуют новых подходов к организации и обеспечению нравственного воспитания детей.Одним из таких подходов к формированию нравственного сознания...