Диагностика "Нейропсихологическое обследование"
материал по логопедии (старшая группа)

Долгобородова Оксана Мевленовна

нейропсихологическое обследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostikaneyropsihologicheskoe_obsledovani.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                            ДИАГНОСТИКА

            НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

 I Определение индивидуального профиля асимметрии.

С целью определения индивидуального профиля асимметрии выявляются сочетания асимметрий имметрий органов движения, слуха и зрения (по Н.Н. Брагиной, Т.А. Доброхотовой):

 1. Определение ведущей руки:

а) Переплетение пальцев кисти (игра "Замок").
Инструкция. Экспериментатор находится перед испытуемым и говорит: "Сейчас мы поиграем в игру "Замок". Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю и повтори точно также". Экспериментатор переплетает пальцы правой и левой кистей. Ребенок выполняет задание три раза подряд.

Оценка: ведущей считается та рука, большой палец которой оказывается сверху.

б) Скрещивание рук или поза "Наполеона".

Инструкция аналогична предыдущей, но меняется задание

Оценка: ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки.

 в) Тест на заводку часов.
Материал: игрушечные часы.

 Инструкция, Экспериментатор просит ребенка взять часы и завести их.

 Оценка: активные движения, с помощью которых проводится заводка, выполняет  

 ведущая рука, не ведущая - фиксирует часы.

 г) Проба на одновременные действия рук.

Материал: изображения трех геометрических фигур: круга, треугольника, квадрата; два карандаша, лист бумаги.

Задание: "Возьми один карандаш в правую руку, а другой в левую. Одновременно обеими руками срисуй геометрические фигуры".

Оценка: учитывается качество линий, точность движений той или иной руки, полнота геометрических фигур. Ведущей считается та рука, с помощью которой фигуры рисуются наиболее правильно.

2.Определение ведущей ноги:

а) Попрыгать на одной ноге.

б) Встать на стул на колени, сойти со стула.

в) Сделать шаг назад, вперед.

Оценка: нога, совершающая движение первой во всех этих действиях, считается ведущей.

г) Тест "Движение ногой".

Задание: "Опиши правой ногой на полу круг. Выполни такое же движение  левой ногой".

Оценка: ведущей считается та нога, которая точнее и легче выполняет движения.

3.Определение ведущего глаза:

а) Прицеливание.

Материал: игрушечный пистолет. Задание: "Возьми пистолет и прицелься.

Оценка: ведущим считается тот глаз, который ребенок не закрывает при    выполнении задания.

б) Тест "Рассматривание в "подзорную трубу".

Материал: свернутый в трубку лист бумаги.

Задание: "Возьми в руку "подзорную трубу" и рассмотри предмет, который стоит на шкафу".

Оценка: тот глаз, к которому ребенок прикладывает "подзорную трубу", считается ведущим.

4. Определение ведущего уха:

а) Тест "Шепот".

Процедура и инструкция. Экспериментатор находится перед ребенком и говорит: "Послушай, что я тебе скажу шепотом. Чтобы лучше услышать, повернись ко мне одним ухом". После этого экспериментатор произносит любую фразу.

Оценка: то ухо, которое ребенок подставляет к говорящему, считается ведущим.

б) Тест "Тиканье часов".
Материал: часы.

Задание: «Возьми часы в руки и послушай, как они тикают».

Оценка: ведущим считается то ухо, к которому в первую очередь испытуемый подносит часы.

Данные изучения асимметрии выражаются формулой Кпр= (Вп-Ел) : (Еп+Ел0) * 100, где КПр - коэффициент правой руки, ноги, глаза, уха. ЕП - число приемов, в которых преобладает правая рука, нога, правый глаз, правое ухо. Ел - число приемов, в которых преобладает левая рука, нога, левый глаз, левое ухо. Е0 - не было преобладания одной из рук, ног, глаз, уха. КПр может быть положительным (до +100%) у правшей и отрицательным у левшей.

     II Исследование зрительного гнозиса, анализа и синтеза,    

                     пространственных представлений.

1. Предметный гнозис: Предъявляются предметные картинки в условиях постепенного изменения количества информативных признаков:

а) Узнавание реальных объектов.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается узнать и назвать пять реальных объектов: стол, дверь, окно, книга, карандаш.

б) Узнавание изображений реальных объектов.
Материал: изображение Незнайки с конвертом в руке, предметные картинки (рис.28).

Процедура и инструкция: "Незнайка опять прислал тебе письмо. В нем находятся рисунки-загадки. Попробуй отгадать их и назвать предметы, которые нарисовал Незнайка". После этого экспериментатор поочередно показывает серии картинок. В данном случае используется рисунок 28 (А).

в) Узнавание предметов изображенных контурно (рис. 28 Б)

г) Узнавание предметов, изображенных пунктирно (рис. 28 В).

д) Узнавание предметов в условиях заштриховки фона изображения

    (рис.28 Г)

е) Узнавание предметов в условиях наложения (рис. 28 Д).

Инструкция. Дополнительно к инструкции, изложенной выше, экспериментатор обращает внимание ребенка на то, что в данном случае на одной картинке изображен не один предмет, а несколько.

ж) Узнавание вписанных друг в друга геометрических фигур (рис. 28 Е).

з) Узнавание пунктирных изображений предметов с недостающими  деталями (рис. 28 Ж).

Оценка: каждая серия заданий оценивается отдельно: правильное выполнение - 4 балла; наличие 1 ошибки - 3 балла; наличие 2-х ошибок - 2 баяла; наличие 3-х ошибок - 1 балл; наличие 4-х и более ошибок или невыполнение - 0 баллов.

2. Буквенный гпозис:

Материал: сюжетная картинка с изображением девочки, играющей с куклой в школу (рис. 29); учебное пособие "Составь слово"; изображения букв печатного шрифта.

а) Называние букв печатного шрифта, данных в беспорядке (рис. 29 А).

Процедура и инструкция. Перед испытуемым выкладывается сюжетная картинка. Экспериментатор говорит: "Посмотри внимательно на эту картинку. На ней изображена девочка. Ее зовут Таней. Она знает буквы. Таня взяла свою куклу и сказала ей: "Кукла, учи буквы? Это буква ... Подскажи Тане, какая это буква. А. Правильно. А это буква..." и т.д.

Оценка: правильное выполнение задания - 4 балла; неправильное называние или незнание от 1 до 2-х букв - 3 балла; неправильное называние или незнание от 3-х до 4-х букв - 2 балла; неправильное называние или незнание от 5 до 6 букв - I балл; неправильное называние или незнание более 7 букв - 0 баллов.

б) Нахождение буквы, предъявленной зрительно, среди ряда
других букв
(рис. 29 Б).

Задание: "Внимательно посмотри на букву. Найди такую же, среди ряда букв".

Оценка: правильное выполнение задания - 4 балла; неправильное выполнение задания - 0 баллов.

в) Показ буквы по заданному звуку.

Перед ребенком выкладывается буквенный ряд, экспериментатор просит показать букву И.

Оценка аналогична предыдущей.

г) Узнавание букв в условиях за штриховки (рис. 29 В).
Процедура и инструкция  к заданиям,  где экспериментатор говорит ребенку:

"А сейчас Таня предложит своей кукле более сложные задания. Чтобы их выполнить, нужно очень хорошо знать буквы и быть внимательным. Посмотри на таблицы и скажи, какие буквы увидела кукла перед собой?" Предлагаются только те буквы, которые ребенок знает.

Оценка: правильное узнавание всех букв - 4 балла; неправильное узнавание 1 буквы - 3 балла; неправильное узнавание 2-х букв - 2 балла; неправильное узнавание 3-х букв - 1 балл; неправильное узнавание 4-х и более букв - 0 баллов.

д) Узнавание букв, изображенных пунктирно (рис. 29 Г).
Оценка аналогична предыдущей.

е) Узнавание букв в неправильном положении (рис. 29 Д).
Оценка аналогична предыдущей.

Материал: кукла.

Процедура и инструкция. Экспериментатор сажает куклу перед ребенком и дает следующее задание: "Посмотри на куклу и покажи, где у нее левая рука, правый глаз, правая бровь, правое ухо, левая нога."

Оценки аналогична предыдущей.

в) Речевая проба Хэда

Инструкция: "Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз, покажи левой рукой левый таз".

Оценка аналогична предыдущей.

3.Ориентировка в окружающем пространстве:

 Предлагаются следующие серии заданий:

а) Указать рукой относительно собственного тела направления: слева, справа,  

спереди, сзади, вверху, внизу.

б) Указать рукой направление относительно впереди стоящего лицом к испытуемому человека.

Инструкция: "Представь, что ты стоишь на моем месте. Подумай и укажи рукой на место слева меня, справа меня, спереди, сзади| меня, надо мной, подо мной".

в) Выполнение поворотов в указанном направлении.
Инструкция: "Встань передо мной. Повернись налево, направо, кругом, к окну, к двери".

г) Определение своего положения среди предметов: перед предметом, сзади, слева, справа, под предметом. Вопрос: "Скажи, где ты находишься относительно стола: справа, слева или перед ним? А где ты находишься относительно окна? итд.

д) Выполнение аналогичного задания после поворота на 90 градусов.

Оценка: каждая серия заданий оценивается отдельно. Правильное выполнение всех заданий серии - 4 балла, наличие 1 ошибки - 3 балла, наличие 2-х ошибок - 2 балла, наличие 3-х ошибок - 1 балл, наличие 4-х и более ошибок или невыполнение - 0 баллов.

4.Ориентировка на плоскости:

 a) Ориентировка на диете бумаги.

Материал исследования - домик, вырезанный из картона, с пятью окошками (рис.32).

Задание: "Открой правое верхнее окно, левое нижнее окно, правое нижнее окно, левое верхнее окно, открой окно, которое находится посередине".

Оценка аналогична предыдущей.

 б) Определение пространственных взаимоотношений объектов.

Материал: сюжетные картинки (рис.ЗЗ), домик т предыдущей игры (рис. 32).

  • Различение в импрессивной речи.

Процедура и инструкция. Перед ребенком выкладываются сюжетные картинки, дается задание: "Покажи, кто в клетке, кто перед клеткой?" и т.д. Проверяется различение следующих предлогов и наречий: на, над, под, в, на, к, за, из-под, из-за, через, около, между, напротив, справа, слет, внутри, в середине.

  • Употребление в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. Перед ребенком выкладываются сюжетные картинки, дается задание: "Скажи, где находится кукла, куда забралась кошка, откуда она вылезла?" и т.д.

Проверяется правильность употребления в речи перечисленных выше предлогов и наречий.

Оценка: отсутствие ошибок при выполнении - 4 балла, наличие от 1 до 2-х ошибок - 3 балла, наличие от 3-х до 4-х ошибок - 2 балла, наличие от 5 до 6 ошибок - 1 балл, наличие более 7 ошибок или невыполнение задания - 0 баллов.

6. Оптико-пространственный праксис:

а) Копирование точек (тест Керна - Ирасека "Определение школьной зрелости") (рис. 39).

Ребенку предлагается скопировать 10 точек, расположенных одна от другой на равном расстоянии по горизонтали и вертикали.

Оценка: полное сходство расположения точек (или небольшое отклонение отдельных точек или "столбика") и изменение масштаба не более, чем в 2 раза - 4 балла; количество точек соответствует образцу, отклонения 3-х точек в вертикальном или горизонтальном направлении не более, чем на половину расстояния между точками - 3 балла; общее сходство сохранено, но количество точек не соответствует образцу (количество не должно превышать 20 и быть не менее 7), может быть поворот рисунка на 180 градусов - 2 балла: сходство отсутствует, размеры и количество точек не соответствуют образцу - 1 балл; сумбурное изображение - 0 баллов.

б) Воспроизведение по памяти различного расположения геометрических фигур.

Материал: набор геометрических фигур (рис. 34).

Процедура и инструкция. Экспериментатор выкладывает перед ребенком геометрические фигуры и говорит: "Посмотри внимательно, как я разложу фигуры". Раскладывает их. "Запомни, где находится каждая из них. Сейчас я уберу их, а ты должен будешь разложить их на те же места". Экспериментатор убирает фигуры и предлагает ребенку выполнить задание. Ребенок воспроизводит 4 варианта расположения фигур.

в) Изображение предъявленной фигуры по представлению (рис. 35).

Материал: лист бумаги, ручка. Перед ребенком выкладывается нарисованная фигура, экспериментатор сначала просит запомнить ее, а затем нарисовать на листе бумаги.

г) Составление фигур из палочек по памяти.

Материал: 4 фигуры (рис. 36), счетные палочки.

Процедура и инструкция. Перед ребенком выкладывается фигура из палочек, дается задание: "Запомни эту фигуру, а затем, когда я ее уберу, составь из палочек такую же".

д) Конструирование букв печатного шрифта.

Материал: элементы букв Н, И, Р, У, вырезанные из картона. Задание: "Составь букву Р" и т.д.

е) Реконструирование букв печатного шрифта.
Материал: элементы букв О, С, Р, Ы, X, У Экспериментатор

выкладывает перед ребенком букву О, просит переделать ее в букву С; Р в Ы; НъИ;ХъУ.

Оценка; каждая серия заданий оценивается отдельно. Отсутствие ошибок при выполнении - 4 балла, наличие 1 ошибки - 3 балла; наличие 2-х ошибок - 2 балла, наличие 3-х ошибок - 1 балл, наличие 4-х ошибок или невыполнение заданий - 0 баллов.

                III Исследование мнестической деятельности. 

  1. Зрительная память:

а) Непроизвольное зрительное запоминание.
Материал: набор предметных картинок (рис. 37).
Процедура и инструкция: "Сейчас  мы  будем играть в "Магазин". Представь, что ты продавец. Вот приехала машина. Она привезла товар - игрушки". Экспериментатор выкладывает перед испытуемым стопку картинок с изображением игрушек и продолжает; "Пересчитай картинки и скажи мне, сколько игрушек привезли в твой магазин?" После выполнения задания экспериментатор задает вопрос: "А теперь скажи, какие игрушки привезли в

магазин?"

Оценка: запоминание от 6 до 7 картинок - 4 балла, запоминание от 4 до 5 картинок - 3 балла, запоминание 3-х картинок - 2 балла, запоминание 2-х картинок - 1 балл, запоминание 1 картинки или невыполнение задания - 0 баллов.

б) Произвольное зрительное запоминание.
Материал: игра "Поезд" (рис. 38).

Процедура и инструкция: "Представь, что мы стоим на железнодорожной станции. Сейчас подойдет поезд, в котором едут животные. Когда он остановится, внимательно посмотри на окна вагонов и запомни, кто едет в поезде. Когда поезд уйдет, перечисли пассажиров - животных, которые ехали в нем". Экспериментатор выкладывает перед ребенком поезд и говорит: "Поезд остановился на станции. Стоит всего одну минуту. Запоминай животных". Убирает поезд и просит назвать запомнившихся "пассажиров".

Оценка аналогична предыдущей.

2. Слухоречевая память:

а) Объем запоминания.

Материал: серия несвязанных по смыслу слов: дом, лес, кот, стол, ночь, рука, топор (по А.РЛурия).

Инструкция: "Внимательно послушай снова, которые я тебе скажу, и постарайся их запомнить. После того, как я закончу произносить слова, повтори их". Экспериментатор произносит слова, затем просит ребенка перечислить запомнившиеся.

Оценка аналогична предыдущей.

б) Структура процесса запоминания (по А.РЛурия).

Материал: серия слов, представленная в предыдущем задании.

Инструкция аналогична предыдущей. Опыт проводится 5 раз подряд.

Оценка: критерием оценки служит количество удержанных в памяти слов, которое после каждого опыта фиксируется в виде кривых заучивания. Классификация кривых заучивания: "соответствующие норме" – число воспро

изводимых слов последовательно возрастает; "ригидные" - с замедленным запоминанием; "истощающиеся" - с выраженными признаками снижения числа воспроизведенных слов по мере повторения опытов; типа "плато" -по мере повторения число воспроизведенных слов не растет, а остаемся неизменным (ребенок повторяет стереотипно одни и те же слова).

                           IV Исследование внимания.

(Тест "Определение школьной зрелости").

Процедура и инструкция. Перед ребенком выкладывается лист бумага и карандаш. Предлагается выполнить 3 задания:

1) Нарисовать человечка.

2) Скопировать 10 точек.

3) Скопировать предложенную фразу (рис.39).

Оценка: за каждую пробу ставится от 1 до 5 баллов. Состояние внимания оценивается по суммарному количеству баллов (за 3 задания). Итоговая оценка выставляется в соответствии с предложенной нами системой (от 0 до 4 баллов).

Оценка первого задания: схема тела правильная и даны необходимые детали - голова, глаза, уши, волосы, туловище (с одеждой), руки с 5 пальцами, ноги - 1 балл; отсутствуют отдельные детали -волосы, пальцы - 2 балла; отсутствуют шея, уши, волосы, пальцы -3 балла; примитивное изображение - 4 балла; головоног - 5 баллов.

Оценка второго задания: полное сходство расположения точек (или небольшое отклонение отдельных точек или "столбика") и изменение масштаба не более, чем в 2 раза - 1 балл; количество точек соответствует образцу, отклонение 3-х точек в вертикальном или горизонтальном направлении не более, чем на половину расстояния между точками - 2 балла; сохранено общее сходство, но количество точек не соответствует образцу (количество не должно превышать 20 и быть не менее 7), может быть поворот рисунка на 180 градусов - 3 балла; сходство отсутствует, размеры и количество точек не соответствуют образцу - 4 балла; сумбурное изображение -5 баллов.

Оценка третьего задания: точная копия образца, буквы соответствуют по величине или отличаются от образца не более, чем вдвое, между буквами имеется связь, наклон вправо не более, чем на 30 градусов - 1 балл; изображения букв можно прочесть, но нет единого их направления - 2 балла; изображено правильно не менее 4-х букв - 3 балла; набор штрихов - 4 балла; сумбурное изображение - 5 баллов.

Суммарная оценка состояния внимания; если ребенок получает за 3 задания от 0 до 5 баллов - 4 балла; от б до 7 баллов - 3 балла; от 8 до 9 баллов - 2 балла; от 10 до 11 баллов - 1 балл; более 12 баллов - 0 баллов.

                            V. Исследование мышления.

1. Классификация предметов по группам:

а) Материал: предметные картинки (рис.40).

Процедура и инструкция. Перед ребенком выкладываются в ряд 2 картинки: яблоко - капуста. Затем поочередно предъявляются остальные предметные картинки. Испытуемый должен показать, куда их положить, к яблоку или к капусте, дав обобщающее название каждой группе.

б) Материал: игра "Доктор Айболит" (рис. 19)

 (см. задание VI.9, раздел "Логопедическое обследование").

в) Материал: игра "Матрешка" (рис.21) (см. задание VI.12, раздел "Логопедическое обследование").

г) Материал:  "Женские профессии" (рис.20) (см. задание VI.1], раздел "Логопедическое обследование").

Оценка: правильное выполнение всех 4-х серий (а, б, в, г) - 4 балла, неправильное выполнение 1 серии - 3 балла, неправильное выполнение 2-х серий - 2 балла, неправильное выполнение 3-х серий - 1 балл, неправильное выполнение 4-х серий или невыполнение заданий - 0 баллов.

2.Понимание нелепых ситуаций:

Материал: картинка "Нелепицы" (рис. 41) (по книге Т.Л.Власовой, К.С Лебединской, В.Ф.Мачихиной).

Задание: "Внимательно рассмотри картинку и расскажи, что тебя удивляет на ней, что изображено неверно?"

Оценка: наличие выраженной адекватной эмоциональной реакции, активный процесс рассматривания картинки, выделение всех нелепых ситуаций - 4 балла; наличие выраженной адекватной эмоциональной реакции, активный процесс рассматривания, выделение от 11 до ]3 нелепых ситуаций - 3 балла; наличие слабовыраженной, адекватной эмоциональной реакции, недостаточная активность при рассматривании картинки, выделение от 7 до 10 нелепых ситуаций - 2 балла; наличие слабовыраженной, адекватной эмоциональной реакции, недостаточная активность процесса рассматривания картинки, выделение от 3 до 6 нелепых ситуаций - 1 балл; отсутствие адекватной эмоциональной реакции, понимание от 1 до 2-х нелепых ситуаций или непонимание нелепости изображенных фрагментов - 0 баллов.

3.Понимание смысла сюжета последовательных картин:

Материал: серия из 3-х сюжетных картинок "Рассказ о лисе и воронах" (рис. 8).

Процедура и инструкция, Перед ребенком выкладываются картинки. Экспериментатор говорит: "По этим картинкам можно составить маленький рассказ. Посмотри на них внимательно и разложи их в правильном порядке. Подумай, что было сначала, что потом и чем все закончилось". После выполнения ребенком этого задания экспериментатор просит его составить рассказ по картинкам. Когда испытуемый заканчивает рассказывать, ему задается  вопрос:

"06ъясни, каким образом лисе удалось схватить такую осторожную, пугливую ворону?"

Оценка: прежде всего оценивается, как ребенок разложил серию сюжетных картинок. Правильное выполнение задания 4 балла; неправильное - 0 баллов.

Оценивается    понимание    причинно-следственных связей :

а)        дано правильное объяснение (притворилась мертвой) - 4 балла;

б)        объяснение неполное (лиса хитрая). При этом задается вопрос:
"Что значит хитрая?" Если ребенок дает правильный ответ - 3 балла, если нет - 2 балла; в) объяснение не дано - 0 баллов.

Далее определяется смысловая целостность рассказа (см. задание II.3.б данного раздела).

4. Пересказ текста.

 (См. задание V.2, раздел "Логопедическое обследование").

После пересказа текста испытуемому задается вопрос: "Почему сначала голуби, а потом и галки прогнали перекрасившуюся галку?"

Оценка: оценивается понимание скрытого смысла рассказа: дано правильное объяснение (Галка хотела обмануть птиц) - 4 балла. Объяснение неполное (Она перекрасилась в белый цвет). При этом задается вопрос: "А для чего она это сделала?" Если ребенок дает правильный ответ - 3 балла, если нет - 2 балла. Объяснение не дано - 0 баллов. Далее определяется смысловая целостность рассказа (см. задание  II.3.б данного раздела).

 

-  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

диагностика Протокол обследования ОНР

протокол для обследования детей старшего дошкольного возраста. Приложение к диагностическому альбому...

Диагностика. Протокол обследования ФФНР

Протокол обследования Фонетико-фонематичекого нарушения речи для детей старшего дошкольного возраста...

АЛЬБОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Выявление симптомов недоразвития дефицитарного и атипичного развития детей....

Презентация на тему: «Методы нейропсихологического обследования двигательных функций"

Методы нейропсихологического обследования двигательных функций может быть использован как для детей дошкольного возраста, так и для младших школьников....

Диагностика к обследованию ребенка 5-6 лет

Диагностика к обследованию ребенка 5-6 лет...

Альбом нейропсихологического обследования.

Альбом нейропсихологического обследования....