Основы безопасности жизнедеятельности
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Наталия Ивановна Данилова

У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. 
Данная проблема актуальна и в логопедической работе. На логопедических занятиях ставятся такие задачи:

- закреплять знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения чрезвычайных ситуаций и правила поведения при них;

- расширить словарный запас детей по теме безопасность;

- упражнять в составлении предложений разных семантико-синтаксических структур;

-развивать мышление, внимание, воображение, слуховую, зрительную, двигательную память;

- воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности; доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища.

При организации коррекционно-педагогической работы необходимо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей. Логопеду целесообразно объединять детей с учетом уровня речевого развития. Предусматриваются две направленности занятий – формирование связной речи и формирование произношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_frontalnogo_logopedicheskogo_zanyatiya.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме: «Основы безопасности жизнедеятельности».

Цель: закрепить правила безопасности.

Задачи:

1.закрепить у детей понятие «пожарная безопасность», убедить в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

2.Систематизировать знания детей о правилах безопасности дорожного движения.

3.Формировать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях и обобщить знания о правилах техники безопасности в быту и на улице.

4 Развивать умение пользоваться полученными знаниями  в повседневной жизни; развивать выразительность речи.

5. Развивать связную речь детей, расширять словарный запас.

6. Развивать внимание, мышление при решении проблемных ситуаций.

Ход занятия.

(Дети с логопедом стоят в кругу)

Чтобы было веселей, чтобы было всем светлей, вместе за руки возьмемся и гостям мы улыбнемся (психогимнастика).

  1. Логопед. Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие по городу «Безопасности». Добраться туда можно только на транспорте. На каком транспорте могут путешествовать люди по городу?

Дети. По городу люди могут путешествовать  на автобусе, троллейбусе, машине.

Логопед. Мы поедем на автобусе. Кем мы будем?

Дети. Мы будем пассажирами.

Логопед. А кто водит автобус?

Дети. Водит водитель.

Логопед. А сейчас с помощью считалки выберем водителя.

Раз, два, три, четыре пять.

Нам друзей не сосчитать,

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга.

(Воспитатель дает  мальчику – водителю «руль»).

Логопед. Ребята, давайте вспомним, как нужно вести себя в автобусе.

Дети. В автобусе нельзя кричать, нельзя мусорить, нельзя толкаться.

Логопед. За рулем сидит шофер,

                        Смотрит он на светофор

(воспитатель приглашает «водителя» в автобус)

                        Пассажиры, торопитесь,

                        По два рядышком садитесь.

(дети садятся в « автобус» из стульчиков)

Звучит фонограмма ритмичной музыки.

  1. Логопед. Молодцы! Пока мы едем, поиграем в игру «Умники и умницы».

1. Полоса земли, предназначенная для передвижения транспорта (дорога).

2. Автомобиль для перевозки пассажиров в котором много мест (автобус).

3. Дом автомобиля (гараж).

4. Человек, идущий по тротуару (пешеход).

5. Место пересечения дорог (перекресток).

6. Человек, едущий в транспорте, но не за рулем (пассажир).

  1. Логопед. Молодцы! Пока мы играли, мы доехали до первой остановки и попали на улицу «Пожарная безопасность». (Воспитатель одевает маски «Колобок» и «Спичка»).

Сказка по пожарной безопасности «Колобок на новый лад».

Ведущий. Знают взрослые и дети

                Жил да был на белом свете

                В доброй сказке Колобок,

                Колобок – румяный бок.

Колобок. Я – колобок, колобок,

                 Я – румяный бок,

                 Я от бабушки ушел,

                  Я от дедушки ушел,

                 Я качусь куда хочу,

                  По дороженьке лечу!

Ведущий. По тропинке он катился,

                 Очень, очень торопился,

                 Торопился мир узнать!

( Навстречу идет Спичка, сталкивается с Колобком).

Спичка. Ты куда летишь стрелой?

               На пожар? Пойдем со мной!

Колобок. Кто ты?

Спичка. Спичкой все зовут меня,

               А без спичек нет огня.

               Я зажечь умею газ,

              Разожгу огонь для вас.

              Без меня в поход пойдешь,

              Чай душистый не нальешь.

Колобок. Тороплюсь я мир узнать.

(Обходит Спичку кругом, рассматривает ее).

                 Буду я с тобой играть,

                 Буду спичку зажигать.

Спичка (грозит пальцем).

                  Вспыхну – пальчик обожгу,

                  Вспыхну – что-то подожгу,

                 Загорится все вокруг –

                 Помни это, юный друг!

(Участники сказки снимают маски и садятся на свои места).

Логопед. Ребята, что же случится, если все загорится?

Дети. Будет пожар.

Логопед. Чем опасен пожар?

Дети. При пожаре могут сгореть вещи, дома, квартиры, но, главное, могут погибнуть люди.

Логопед. Чем можно потушить пожар?

Дети. Пожар можно потушить водой, землей, песком.

Логопед. Если начался пожар, а взрослых дома нет, как вы поступите?

Дети. Надо позвать пожарных.

Логопед. Правильно. Вызывая пожарных, что нужно им сообщить?

Дети. Пожарным надо назвать точный адрес, где произошло возгорание и сказать кто звонит.

Логопед. Мы продолжаем ехать дальше.

(Звучит фонограмма, дети «едут»).

  1. Логопед. Следующая улица «Спецтранспорт». Я предлагаю вам подойти к столам. Здесь лежат разрезные картинки, вам нужно их собрать. (На картинках изображены машина скорой помощи, пожарная машина, полицейская).

Дети подходят по парам к столу и собирают картинки.

Логопед. Какая у вас машина? Какого она цвета? Почему?

 Дети. У нас пожарная машина, она красного цвета для того, чтобы ее было видно далеко. Чтоб другие машины уступали ей дорогу.

Логопед. По какому номеру надо вызывать пожарных?

Дети. Пожарных надо вызывать по номеру 01.

Логопед . Правильно, молодцы. (Спрашивает других детей.) Какой транспорт у вас получился? Для чего он нужен?

Дети. Это машина скорой помощи, она белого цвета, как халат доктора. У нее есть красный крест и сигнальный маячок.

Логопед. Для чего нужен сигнальный маячок?

 Дети. Сигнальный маячок и сирена нужны для того, чтобы ее пропускали все машины.

Логопед. По какому номеру нужно вызывать скорую помощь?

Дети. Скорую помощь надо вызывать по номеру 03.

Логопед. Молодцы! (Спрашивает детей за следующим столом). Какой транспорт у вас получился? Для чего он нужен?

Дети. Это полицейская машина, на ней ездят полицейские и следят за порядком.

Логопед. По какому номеру мы вызываем полицию?

Дети. Полицию вызывают по номеру 02.

Логопед. Молодцы. Все правильно. Проведем физкультминутку.

Едем – едем мы домой          («рулят» двумя руками)

На машине легковой,

Въехали на горку – хлоп,     (руки вверх поднять и хлопнуть)

Колесо спустилось – стоп.   (руки через стороны опустить вниз, присесть)

Логопед. Продолжаем наше путешествие по городу, садимся в автобус. (Под фонограмму «едут»).

  1. Мы приехали на улицу «Опасные ситуации». Давайте вспомним сказки, в которых с героями произошли неприятности из-за того, что они не соблюдали правила безопасности. Посмотрите, пожалуйста, на доску. (На доске выставляются поочередно иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Айболит»).

Логопед. Назовите эту сказку. Что произошло с героями этой сказки?

Дети. Это сказка «Волк и семеро козлят». Козлят съел волк, потому что они открыли незнакомцу дверь.

Ребята, а можно ли сразу открывать дверь, если дома нет взрослых?

Логопед: Перед кем нужно открывать дверь: почтальоном, врачом, слесарем, милиционером? ( ответы детей)

Логопед: Ни перед кем. По какому номеру нужно звонить, если кто-то пытается открыть вашу дверь? ( 102)(02)

Логопед: Чем можно заняться, когда дома нет ваших родителей?

Дети: почитать книжки, сложить паззлы, полепить из пластилина, построить из конструктора.

Логопед. Назовите эту сказку.

Дети. Это сказка «Красная шапочка». Девочка в лесу разговаривала с незнакомцем-волком.

Логопед: Дети, можно разговаривать с незнакомыми людьми на улице? Можно брать какие-либо предметы из рук незнакомцев?

Дети: нет

Логопед. Что это за сказка?

Дети. Это сказка «Айболит».

Логопед: Что случилось с зайчиком в этой сказке?

Дети: Он попал под трамвайчик.

  1. Логопед: ребята, я предлагаю нам вместе вспомнить правила поведения на дороге. Давайте поиграем в игру « Правильно ответь на вопросы»

Кого называют пешеходом?

Можно ли играть детям около дороги?

Как правильно обходить автобус?

Можно ли кататься на велосипедах, самокатах там, где движутся автомобили?

В какую сторону нужно посмотреть, чтобы перейти улицу?

При каком сигнале светофора нужно переходить улицу?

Можно ли играть в мяч на дороге?

Логопед: Правильно. Молодцы! А мы возвращаемся в автобус и едем в детский сад. (Дети под фонограмму «едут»).

Логопед. Мы приехали в детский сад, проходите, занимайте свои места за столами.

Ребята, подведем итог нашего занятия. Вспомните, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия На тему: « по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.»

Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.Непосредственно образовательная деятельность по основам безопасности жизнедеяте...

Конспект занятия На тему: « по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.»

Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.Непосредственно образовательная деятельность по основам безопасности жизнедеяте...

Конспект беседы по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму

Конспект беседы по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму...

План-конспект развлечения по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.

Конспект развлечения по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.ИОС по основам безопасности жизнедеятельности детей (старший возраст)Ц...

Конспект развлечения по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму. (старший возраст)

Цель развлечения: Научить детей противостоять опасности и защитить себя в экстремальной ситуации, формировать представление о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о ...