Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя- логопеда
материал по логопедии

Для чего нужны нейропсихологические игры. Подборка игр и рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyro.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя - логопеда

Нейропсихологическая методика представляет собой совокупность специальных методов, направленных на компенсацию поврежденных функций головного мозга. Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого возраста, её применение дает положительную динамику при дизонтогенезе различного вида (ЗПР, УО, ТНР, СДВГ, ДЦП, РДА и др.).

Нейропсихологический подход является отличным дополнением к коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную стратегию сопровождения. У детей, имеющих сложности в освоении программ, прослеживается недостаточность высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.

В нейропсихологической работе выделяют четыре основных этапа:

1. Диагностика. Обследование ребенка, выявление особенностей его развития, а также создание программы коррекционной работы.

2. Установка. Создание установки активного сотрудничества и взаимодействия, мотивации для плодотворной работы.

3. Коррекция. Реализация программы коррекционной работы с правом изменения сроков, объема и содержания программы (в связи с контролем зоны ближайшего развития).

4. Оценка. Фиксация результата коррекции после контрольного нейропсихологического обследования. При проведении диагностики используются специальные материалы: диагностический комплекты, опросники для родителей, нейроальбом, протокол предъявления проб, материалы различных авторов, например: Тейлор и Рей- Остерриц.

Коррекционная деятельность имеет в своей основе три основных направления:

 1. Формирование основ для становления базовых высших психических функций.

2. Развитие и коррекция связей межполушарного взаимодействия.

 3. Стимулирование развития познавательных функций.

Ведущий метод коррекционно-развивающей работы – метод замещающего онтогенеза. Этот метод базируется на воздействии на сенсомоторный уровень, что вызывает активизацию и развитие высших психических функций. Этот метод воздействия, ведет к становлению единой организационной системы мозга, реализует полноценное развитие детской личности и приносит стабильный результат. На этапе коррекции фонематических процессов и работы по звукоразличению, можно использовать нейропсихологические методы А.В. Семенович. Пример: Ребенок путает парные звонкие или глухие согласные: работа начинается с анализа. Отчётливо произносим смешиваемые звуки, следим за артикуляцией перед зеркалом, обращая внимание на положение языка, губ и щек. Запоминаем звуки на слух. Произносим несколько звуков или звуковых цепочек подряд до тех пор, пока ребенок не начнет выделять нужный звук.

                 Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единого функционирования системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка. Для развития интеллектуального развития необходимо введение кинезиологических упражнений, которые позволяют активизировать межполушарное взаимодействие и обеспечить систематизированную работу полушарий мозга. Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу. Опыт использования нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми с нарушениями речи показал хорошие результаты по исправлению этих нарушений. Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений.      Нейропсихологическая гимнастика улучшает работу правого и левого полушария, обеспечивает и укрепляет взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений активизирует определенный участок мозга и запускает механизм объединения мысли и движения. В результате новый учебный материал воспринимается более естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше усваивается. Кинезиологические упражнения способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Для повышения результативности индивидуальных и групповых логопедических занятий была разработана и апробирована серия игр. Игровые занятия направлены на развитие двигательной активности и общей моторики, концентрацию внимания, формирование межполушарных связей и совершенствование фонематического восприятия (дифференциации звуков и навыков звукового анализа).

Игра «Зайчики» Исходное положение – стоя. Логопед предлагает детям дотронуться до правого уха и улыбнуться («зайчик греет ушки»), если они услышат заданный звук в слове. Если в слове заданного звука нет, то необходимо дотронуться до левого уха и сделать грустное лицо. Данная игра способствует развитию фонематического слуха, памяти, развивает внимание, ловкость, снимает психологическую нагрузку. Формирует навык практической ориентировки на своем теле и положительное отношение к занятиям.

Упражнения на развитие внимания.

«Запретное движение». Логопед показывает детям различные движения. Дети их повторяют. Одно из движений повторять нельзя, дети его пропускают.

«Охота на фигуры». Ребенку предлагается бланк с набором различных фигур. Задача ребенка — как можно быстрее все квадраты зачеркнуть, а все круги подчеркнуть.

«Найди и обведи букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее найти все буквы «А» в бланке и обвести их.

«Найди и зачеркни букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее найти все буквы «С» в бланке и зачеркнуть их.

«Птица, рыба, зверь». Дети стоят в кругу. Первый ребенок называет птицу, а изображает в это время рыбу, следующий называет рыбу, а изображает зверя, следующий за ним называет зверя, а изображает птицу и т. д. Сделавший ошибку выбывает из игры.

«Музыкальное рисование». Включается ритмичная музыка (особенно подходит современная «клубная»). Инструкция: отстучать по нарисованному. положенному на стол листу круг или квадрат в ритм.

«Запретное слово». Дети стоят в кругу и по очереди повторяют за ведущим названия овощей (цветов, городов, цифр, букв и т. п.). Название одного овоща (например, «огурец») является запретным словом. Его нельзя произносить, вместо этого надо хлопнуть в ладоши.

Развитие межполушарного взаимодействия

Межполушарное взаимодействие – «особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в интегративно-целостную систему, формирующийся в онтогенезе». Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно.

«Ухо-нос» - одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.

«Лезгинка» - ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой руки. Одновременно меняем положение правой и левой руки - 6-8 раз.

Упражнения на развитие внимания.

«Запретное движение». Логопед показывает детям различные движения. Дети их повторяют. Одно из движений повторять нельзя, дети его пропускают.

«Охота на фигуры». Ребенку предлагается бланк с набором различных фигур. Задача ребенка — как можно быстрее все квадраты зачеркнуть, а все круги подчеркнуть.

«Найди и обведи букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее найти все буквы «А» в бланке и обвести их.

«Найди и зачеркни букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее найти все буквы «С» в бланке и зачеркнуть их.

«Птица, рыба, зверь». Дети стоят в кругу. Первый ребенок называет птицу, а изображает в это время рыбу, следующий называет рыбу, а изображает зверя, следующий за ним называет зверя, а изображает птицу и т. д. Сделавший ошибку выбывает из игры.

«Музыкальное рисование». Включается ритмичная музыка (особенно подходит современная «клубная»). Инструкция: отстучать по нарисованному. положенному на стол листу круг или квадрат в ритм.

«Запретное слово». Дети стоят в кругу и по очереди повторяют за ведущим названия овощей (цветов, городов, цифр, букв и т. п.). Название одного овоща (например, «огурец») является запретным словом. Его нельзя произносить, вместо этого надо хлопнуть в ладоши.

Большое количество упражнений, представленных в работах Т. В. Ахутиной, Семенович А. В, Н. М. Пылаевой, А. Е. Соболевой, Е. Н. Емельяновой можно адаптировать к логопедическим занятиям. Так как их использование повышает интерес и мотивацию к занятиям. У детей развиваются все когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние. А логопед приобретает возможность творческого подхода при планировании своих занятий для достижения более высокого уровня коррекционо – логопедического процесса. В работах Л. С. Цветковой по нейропсихологической реабилитации было показано, что единая сюжетно-смысловая организация занятия резко повышает его эффективность. Такая организация занятия была названа Л. С. Цветковой «метод введения в контекст». Организационно-сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Логопедическое занятие может проходить с использованием: сказочных сюжетов; воображаемых путешествий, приключений; специально изготовленных пособий-рисунков, коллажей и т. д.

Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка.

Использование на индивидуальных и подгрупповых занятиях кинезиологические тренировки, в организме происходят положительные структурные изменения, которые способствуют развитию силы, равновесия, подвижности, а пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Эти упражнения тонизируют, бодрят, снимают усталость, помогают справиться с сонливостью, развивают внимание и память, а также значительно повышают способность концентрироваться на выполняемой работе, что крайне важно в работе учителя-логопеда.

Литература. 1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили. – М. : 2001. – 272с. 2. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М. : 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нейропсихологических игр и упражнений на занятиях учителя-логопеда

Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность человека и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекци...

Использование нейропсихологических приемов и методов в работе учителя-логопеда ДОУ

В данной разработке описываются нейропсихологические методы и приемы успешно применяемые в работе учителя-логопеда....

Презентация "Нейропсихологические упражнения в работе учителя-логопеда"

Презентация "Нейропсихологические упражнения в работе учителя-логопеда" предназначена для учителей-логопедов , студентов, воспитателей ....

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...

Использование нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда

Актуальность использования нейропсихологических упражнений Применение нейропсихологических упражнений позволяет улучшить умственную деятельность, синхронизировать работу полушарий, содействует за...

Выступление на районном онлайн - семинаре по теме: «Использование нейропсихологических методов и приемов в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

laquo;Использование нейропсихологических методов и приемов в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...

«Нейропсихологические упражнения в работе учителя-логопеда»

Коррекционная работа учителя-логопеда должна быть эффективной и динамичной. С этой целью решили разнообразить работу с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, включив в...