"Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда, как здоровьесберегающая технология"
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Кулагина Нина Степановна

Коррекционно-логопедическая работа требует применения инновационных, практических методов. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Речевые нарушения у детей сочетаются с проблемами в движении и поведении, в последнее время, тяжелые нарушения речи все чаще отягощены различными неврологическими заболеваниями и синдромами. Работа логопеда с такими детьми требует усилий.

Эффективным дополнением в работе логопеда являются коррекционно-развивающие технологии, как один из видов здоровьесберегающих технологий: а именно - нейроигры, кинезиологические упражнения, биоэнергопластика, нейрогимнастика. Эти технологии тесно связаны с нейрологопедией, методы которой позволяют решать речевые проблемы ребенка гораздо продуктивнее, позволяют логопеду более интересно проводить занятия.Именно игровые технологии помогают развивать у дошкольников коммуникацию, повышать интерес и мотивацию в коррекционно-логопедическом процессе. Нейроигры и нейропсихологические упражнения я включаю как дополнение и усложнение почти на всех этапах работы: а именно -

- артикуляционные упражнения с подключением движений рук и глазодвигательных упражнений,

- игры на развитие межполушарного взаимодействия,

- использование кинезиологических дорожек,

- развитие фонематического слуха с нейрогимнастикой,

- развитие моторики обеих рук,

- использую в играх различные предметы (мячики, прищепки, карандаши, кубики и др.)

           Представлю примеры использования нейрологопедических методов в нейроиграх и упражнениях на разных этапах логопедической работы.

 Организационный момент - это настрой на занятие, своеобразный «запуск мозга» к работе (концентрируется произвольное внимание, активизируется межполушарные связи), а также применяю эти упражнения, как переход от одного этапа занятия к другому, этот приём можно использовать как релаксацию. Подключаем дыхательные упражнения, применяю прием дермолексии и глазодвигательные упражнения.

Например: упражнение «Бочка» (показ)

Многим известны упражнения «Ухо-нос», «Зайчики-козочки», «Лезгинка» и мн. др.

Развитие фонематического слуха

Например в игре «Стульчики», развиваются не только фонематические способности, но и когнитивная гибкость. Мы используем в этой игре нейрогимнастику (Каждое упражнение нейрогимнастики стимулирует определенную область мозга и включает в себя взаимодействие мышления и движения, развивает координацию движений. Сила, равновесие, гибкость и пластичность нервных процессов достигаются на более высоком уровне. Регуляторная и координирующая роль нервной системы становится более совершенной)

         Развитие артикуляционной моторики прекрасно сочетается с методом сенсорной интеграции (Сенсорная интеграция представляет собой взаимодействие всех органов чувств, чем лучше функционируют сенсорные системы, тем больше информации получает мозг и тем эффективнее будут его ответы), также подключается развитие пространственного восприятия, ребенок лучше представляет работу артикуляционного аппарата.

Используем муляж «Язычок-помощник»

В работе над развитием артикуляции помогает метод моторного планирования. Упражнения артикуляционной гимнастики постепенно немного усложняем и разнообразим используя движения мелкой моторики для улучшения автоматизма действий.

Например: статические упражнения выполняем не под счет, а проделывая движения в играх с пальчиками «Пальчики здороваются», «Замок», «Колечки», «Стульчики» и др.

Метод биоэнергопластики помогает в работе над развитием артикуляционной моторики.  (Биоэнергопластика объединяет движения артикуляционного аппарата и движение рук. Это способствует развитию координации движений пальцев, памяти и произвольного внимания. Эффективность исправления звуковых дефектов удваивается, поскольку активная работа руки многократно усиливает импульсы, идущие от языка к коре головного мозга)

Всем известное упражнение «Качели» выполняем с движением глаз. (Глазодвигательные упражнения способствуют расширению поля зрения и улучшению восприятия. Одно- и разнонаправленные движения глаз и языка активизируют взаимодействие между полушариями мозга и повышают энергетику организма).

Так же использую муляж «Язычок-помощник» и упражнения с подключением биоэнергопластики при постановке звуков.

Этап автоматизации звука: здесь используем кинезиологические упражнения  – это комплекс движений, который активизирует межполушарное взаимодействие, обеспечивая обмен информацией между полушариями и синхронизацию их работы.

Подключаем в упражнения на произношение изолированного звука нейротренажер, игра «Звуковые дорожки».

В игре «Пианино» автоматизация звука в слогах проходит более разнообразно, детям очень нравится.

Автоматизация звуков с использованием нейродорожек:

Например в игре «Дорожки-ладошки» автоматизируем звук в словах с подключением движений рук, происходит синхронизация работы глаз, обеих рук и процесс автоматизации звука.

Нейроигра «Пальчики шагают» - автоматизация звуков К-Г в проговаривании стихотворения 

         Этап дифференциации звуков: Используется метод планирования действий этот метод подключается, когда действия становятся привычными, автоматизироваными. Моторное планирование играет роль мостика между сенсомоторными и интеллектуальными функциями мозга. Оно зависит от сенсорной интеграции, которая осуществляется стволом мозга и другими нервными структурами. Дети с речевыми нарушениями имеют недостаток в моторном планировании) Улучшается скорость когнитивной обработки информации.

Игра «Бусинки и слоги» помогает при дифференциации звуков в слогах, подключается знаковая система. Применяю, как дополнение в работе с некоторыми детьми.

         Развитие звуко-буквенного анализа: Используем метод мозжечковой стимуляции - это набор упражнений, целью которых является улучшение работы мозжечка и других структур мозга, ответственных за развитие речи и поведения ребенка.

Игра «Придумай слово» проводится с повторяющимися действиями и речёвкой.

В заключение стоит отметить, что регулярное использование нейроигр в работе положительно влияет на процесс коррекции речи, развитие интеллекта и улучшение физического, психического, эмоционального состояния детей. Методика образовательной кинезиологии повышает у детей способность к самоконтролю, во многом помогает корригировать особенности в развитии детей.

Используя в своей работе нейропсихологические игры и упражнения, мы, педагоги, так же развиваем свои когнитивные способности и нейропластичность мозга, а значит сохраняем активность и здоровье.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Нейропсихологические упражнения в работе учителя-логопеда"

Презентация "Нейропсихологические упражнения в работе учителя-логопеда" предназначена для учителей-логопедов , студентов, воспитателей ....

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя- логопеда

Для чего нужны нейропсихологические игры. Подборка игр и рекомендации...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...

Использование нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда

Актуальность использования нейропсихологических упражнений Применение нейропсихологических упражнений позволяет улучшить умственную деятельность, синхронизировать работу полушарий, содействует за...

Нейропсихологические игры с мячом в работе учителя-логопеда

В наше время проблема речевых нарушений у детей имеет массовый характер, количество таких детей среди дошкольного возраста увеличилось. Нарушение речи ведет к нарушениям в формировании высши...

«Нейропсихологические упражнения в работе учителя-логопеда»

Коррекционная работа учителя-логопеда должна быть эффективной и динамичной. С этой целью решили разнообразить работу с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, включив в...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ

Обучая детей со сложным дефектом невозможно опираться на методики и технологии одной научной области. Необходимо обобщение опыта различных специалистов, либо освоение мультимодальных профессий. Н...