Конспект логопедического занятия в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Дифференциация звуков С и Ш в слогах и словах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kaplan_e._v.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №69» г. Рязани

Тема логопедического занятия в старшей группе на тему:

 «Дифференциация звуков С –Ш в слогах и словах»

учитель-логопед Каплан Екатерина Валерьевна

Конспект образовательной деятельности

Цель: Умение различать звуки С-Ш в слогах, в словах.

Задачи:

1.Закрепление правильное произношение звуков [с] и [ш].

2. Дифференцирование звуков [с] и [ш] по акустическим и артикуляционным признакам в слогах и словах.

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие фонематического слуха и слухового внимания.

Воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда.

Формирование контроля обучающихся за собственной речью.

Воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

Оборудование: вязаные игрушки Гномики, звукозапись, мячики, предметные картинки, карточки с символами звуков, мнемотаблица, стрелочки, зеркала, рукавички-муляжи языка,

Ход занятия.

Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! За дверью кабинета раздается звукозапись шипения змеи и звука насоса, логопед привлекает внимание детей к звукам.

Сюрпризный момент: Сегодня к нам на занятие пришли гномик Шумелыч и гномик Свистелыч.

Ребята, догадайтесь, какие у гномов любимые звуки?

- Звук [с] и звук [ш].

- Сегодня мы будем учиться различать звуки [с] - [ш] на слух и учиться правильно их произносить, а гномики за нами будут наблюдать и помогать нам.

Анализ артикуляции звуков.

Логопед показывает символы звуков «С» - изображение насоса, «Ш» - изображение змеи

- Что делают наши губки, зубки, язычок, когда мы произносим звук [с]?

- Наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.

- А при произнесении звука [ш]?

- Губы вытягиваются вперед «бубликом», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к нёбу.

- Что мы можем сказать про эти звуки?

- Они согласные, глухие, твердые.

- Правильно, звуки [с] - [ш] – согласные, так как их нельзя пропеть, воздух, выходя изо рта, встречает препятствия. Когда мы произносим звуки [с] и [ш] наш голосок не включается, горлышко отдыхает. Дети выкладывают схему звуков с помощью условных символов в мнемотаблице.

-Гномики нам говорят, чтоб красиво говорить, нужно с язычком дружить.

Его мы будем разминать, упражнения выполнять.

Артикуляционная гимнастика выполняется под песню «Гномы- мы малюсенький народ», движения языка выполняются сопряженно с движением рук.

Дидактическая игра «Поймай звук».

- Ребята, сейчас мы поиграем. Я закрою рот забавной маской и буду произносить звуки, вы мои губу не будете видеть, а будете только слышать. Когда услышите звук [с] один раз хлопните в ладоши, а когда услышите звук [ш] – топните ногой.

С-Ш-С-С-Ш-Ш-С-Ш и т. д

А теперь так же поиграем со слогами.

ША, СА, СО, ШО, АШ, АС…

- А теперь гномики нам предлагают поиграть со словами. Они для вас принесли стрелочки-подсказки. Вы будете выкладывать на магнитной доске стрелочки вверх и вниз, если услышите слово со звуком С – стрелочку вниз, если услышите слово со звуком Ш – выложите стрелочку вверх, так же как работает ваш язычок во рту при произнесении этих звуков.  

ВИШНЯ, ЛЯГУШКА, САЛЮТ, ОСА, ОВЕС, ШУБА. Затем дети проверяют друг у друга последовательный ряд и сравнивают ряд стрелочек с образцом логопеда.

Игра «Шифровальщики»

Сейчас мы с вами представим, что мы шифровальщики и будем зашифровывать, то есть загадывать звуки друг для друга. Вам нужно работать в парах. Один ребенок выкладывает на столе цепочку из картинок-символов (солнышко и снежинка), а другой ребенок разгадывает эту шифровку и произносит звуки по порядку. Если вы услышите звук «С», значит ветерок изо рта выходит холодной струйкой, то выложим картинку с изображением снежинки, а если звук «Ш» , то ветерок теплый, как солнышко.

Игра с мячом «Скажи наоборот».

- Ребята, я буду называть слоги, а вы будете мне их называть наоборот. Например, я произнесу слог со звуком [с] и ударю мяч об пол, а вы наоборот, произнесете слог со звуком [ш] и подбросите мяч над головой.

СА – ША             СО – ШО               АС – АШ           ОС – ОШ и др.

 «Дидактическое упражнение «Измени слово».

- А сейчас мы с вами поиграем в волшебников. Одни слова будем превращать в другие. Я буду называть слова, а вы звук [с] замените на звук [ш] и у нас получатся новые слова. Дети выкладывают парные картинки с изображением слов-паронимов.

Сутки – шутки                              каска – кашка                крыса-крыша

Марс – марш                                миска – мишка

Басня – башня                              маска – Машка

 Дидактическое упражнение «Добавь звук».

- Ребята, гномики нам рассказать хотят, что в их лесу живет Звукоешка, который съедает первый звук в словах. Давайте все исправим. В начало слова нужно вставить либо звук [с], либо звук [ш]. Наденьте на ладонь рукавичку, произнесите слово правильно и покажите ладонью положение языка. С –ладошка вниз, как и язык, Ш-ладошка вверх, как и язык.

…амолет                                         …ляпа

…анки                                             …апог

…уба                                              …апка

…обака                                          …алаш

…ина                                              …амокат

 Дидактическая игра «Подари картинки»

- Ребята, Шумелычу и Свистелычу друзья подарили картинки, но они не знают, как поделить их между собой. Поможем им, разложим картинки по мешочкам.

- Как вы думаете, какие картинки мы отдадим Свистелычу, а какие гномику Шумелычу, и почему?

Шумелыч и Свистелыч говорят вам, ребята, большое спасибо за то, что вы верно поделили между ними все картинки. Они с вами прощаются и обещают, что придут к вам обязательно еще раз.

 Итог занятия. Рефлексия.

- Дети, что вам запомнилось, понравилось на занятии?

Кто у нас был в гостях?

Во что играли с Шумелычем и Свистелычем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе.

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе. Тема занятия: звуки [Л-][ль]....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з], [з’]»

Конспект логопедического  занятия в старшей  группе по  обучению  грамоте  «Дифференциация звуков  [з],[з’]»...

Конспект логопедического занятия в старшей группе (для родителей)

•    На мой взгляд, самой эффективной формой работы являются  фронтальные открытые занятия для родителей.  Они проводятся, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети п...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Осень»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «ДУБРАВУШКА» Конспект логопедического занятия  в старшей группе для детей с ОНР «Осень»      ...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР Обитатели наших лесов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «ДУБРАВУШКА»   Конспект логопедического занятия  в старшей группедля детей с ОНР                    Обитатели наших лесов      ...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия в старшей  группе для детей сОНР. Обучение пересказу....