Технологическая карта логопедического занятия
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Зинурова Юлия Рафаиловна

Технологическая карта логопедического занятия на автоматизацию звука  [ш].  Тема занятия: «Путешествие по волшебному лесу»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад №48 «Капитошка» р.п.Чунский

Технологическая карта логопедического занятия

Учитель-логопед: Зинурова Юлия Рафаиловна

2021год

Логопедическое заключение: Фонетико – фонематическое недоразвитие речи.

Группа: подготовительная

Форма занятия: подгрупповое (6 человек)

Тема занятия: «Путешествие по волшебному лесу»

Этап работы: автоматизация звука [ш] в слогах и словах.

Цель занятия: закрепить правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, чистоговорках;

-  учить определять позицию звука в слове;

- формировать навык образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

Коррекционно-развивающие:

-  совершенствовать навык правильного произнесения звука [ш];

- развивать фонематический слух;

- развивать   внимание, умение  повторять ритмический рисунок;

Коррекционно-воспитательные:

- формировать навык самоконтроля при произношении звуков;

- вырабатывать усидчивость, самоконтроль.

Интеграция образовательных областей:        Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.

Дидактическое обеспечение занятия: индивидуальные зеркала,  мячи  Су-джок, листья, разрезная картинка,  шишки со слогами,  колобки с картинками на  звук [ш],  предметные картинки на звук [ш], схема «позиция звука в слове»,  ноутбук, мультимедийная установка, музыка для рефлексии.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  Дети научатся:

- четко выделять звук [ш] на слух и в произношении в слогах и словах;

- определять место звука в слове.

Познавательные:

- продолжать формировать умение действовать по алгоритму;

- закреплять умение делать выводы, анализировать;

Регулятивные:

– понимать и принимать коррекционно-развивающую задачу, осуществлять ее решение  под руководством учителя – логопеда;

- осуществлять самоконтроль;

Коммуникативные:

– слушать и понимать речь других;

-включаться в диалог с учителем-логопедом  и сверстниками.

Этапы занятия структурные компоненты деятельности

Содержание этапа

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность детей

Вводная часть

3 мин.

Орг. момент

Дети под спокойную музыку входят в группу, встают полукругом.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами не одни, к нам пришли гости.

 

Вы пришли сегодня к нам,

Рады мы всегда гостям.

Давайте с гостями поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

- Улыбнитесь всем вокруг,

Руку дайте другу справа

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг.

- Ребята, позвольте мне представиться. Меня зовут Юлия Рафаиловна, я логопед.

- А теперь скажите, как вас зовут.

- Какой сегодня чудесный день. Ребята, какое у вас настроение? У меня тоже хорошее. Как  замечательно, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

 

Приветствует детей

Обращается к гостям

Предлагает детям встать в круг и поприветствовать друг друга

Знакомится с детьми

Настраивает детей на занятие

Приветствуют гостей

Выполняют движения по тексту

Называют свое имя

Основная часть

25 мин.

Артикуляционная гимнастика

 

Пальчиковая гимнастика

Дыхательное упражнение

Автоматизация звука на уровне слога и слова

Автоматизация звука на уровне слова

Звуковой анализ слова: нахождение позиции звука в слове

Физминутка

Темпо – ритмические упражнения

- Ребята, отгадайте загадку:

Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

 А отдыхает –

Когда мы молчим.

- Правильно, язык. Наш язычок  очень много работает, поэтому чтобы он был подвижным и веселым, нам надо сделать разминку.

Садимся на стульчики и возьмем в руки зеркало.

- Давайте послушаем сказку о веселом язычке. Жил – был на свете веселый язычок. Каждое утро он просыпался в своем домике – ротике и потягивался в кроватке. Затем он просыпался, открывал окошко и начинал делать зарядку. Выполнял наклоны влево-вправо. Садился на качели и раскачивался: то взлетал вверх, то опускался вниз. После зарядки наш язычок бежал чистить зубки.

А вот и завтрак. Наш язычок очень любит блинчики и помогает маме их стряпать. Месит тесто язычок, наливает тесто на сковородку и ждет, когда блинчик поджарится. А потом быстро съедает его.

Запивает язычок вкусные блинчики чаем, который мама наливает ему в чашку. Позавтракав, наш язычок отправляется путешествовать.

 - Ребята, а вы любите путешествовать? Я предлагаю вам отправиться сегодня  в небольшое путешествие вместе с язычком. А куда же мы с вами отправимся? Чтобы узнать это, надо собрать картинку.

- Мы сегодня отправимся на прогулку по волшебному лесу, где встретимся с его обитателями.

- Посмотрите, ребята. Какая – то   корзинка стоит. Интересно, что там внутри? Шишки. Давайте возьмем каждый по шишке и поиграем с нашими пальцами, чтобы попасть в волшебный лес.

Шишкой я круги катаю,

Взад-вперёд её гоняю,

Я поглажу ей ладошку,

 Будто я сметаю крошки,

Я сожму её немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальчиком прижму

 И другой рукой начну,

А сейчас последний трюк –

Шишку гоняю между рук.

- Мы с вами оказались в  лесу.   В лесу тихо, но вдруг подул легкий ветерок, зашелестел листвой деревьев. Давайте и мы с вами как листья пошелестим. Какой звук мы должны произнести? Правильно, [ш-ш-ш-ш].

А что делают губы, когда мы произносим этот звук? губы бубликом. Зубы сомкнуты или есть щелка между ними? Есть щелочка.

Куда смотрит наш язычок? Вверх. Какой он формы? Как чашечка.

Давайте еще раз пошелестим, как ветер шелестит листвой.

- Ребята, в лесу обитают разные жители. И вот к нам на встречу уже кто – то спешит.

Шубка – иголки,

Свернётся он – колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это?.... (ёж)

 - Ёжик принес нам листочки, чтобы мы могли поиграть с ними. Давайте возьмем каждый по листочку и подуем на него так, чтобы он улетел как можно дальше. Делаем глубокий вдох носом и плавно сдуваем наши листочки.

Молодцы, умеете сдувать листочки.

-Отправляемся дальше. А там…..

На ветке птичка –

Зверёк – невеличка,

Мех тёплый, как грелка.

Кто же это?.... (белка)

- А чем она питается? Ребята, белочка приготовила нам конвертик. Давайте посмотрим, что внутри. ( шишки с написанными слогами). На  шишках  что то написано. Я вам прочитаю слоги, а вы придумайте продолжение, чтобы получилась чистоговорка. Попробуем?

- Молодцы, белочка очень довольна, что вы справились с заданием.

-  Вы хотите узнать, с кем нам встреча предстоит? Тогда слушайте загадку.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса.

Кто же это?..... (Лиса).

- А что приготовила нам лиса? Давайте подойдем поближе и посмотрим. (Колобки).

- Эти  колобки особенные, потому что в них спрятаны картинки. Лиса нашла колобков и хочет их съесть. Для того чтобы этого не произошло, надо правильно назвать каждую картинку со звуком [ш]. Поможем колобкам? Возьмите колобка, переверните и назовите картинку, четко проговаривая звук [ш].

- А  теперь, произнесите ещё раз это слово и подселите колобка к тому кружочку, где находится звук [ш] в слове: в начале слова, в середине или в конце.

- Молодцы, колобки спасены, лисичка махнула хвостом и убежала в лес.

- Мы продолжаем нашу прогулку по лесу.

К кому нас приведёт лесная тропинка, узнаем из загадки:

В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной

Отправляется …..(медведь)

 Смотрите, кто нам повстречался? Медведи. Они предлагают с ними поиграть.

Топай, Мишка,

Хлопай, Мишка.

Приседай со мной, братишка.

Лапы вверх, вперед и  вниз,

Улыбайся и садись.

- А что это за звуки раздаются в лесу? Кто их издаёт?

Кто на дереве сидит,

Клювом, как молоточком, стучит? (дятел)

- Дятел любит, когда повторяют его песенки. И он приготовил вам  свое  задание. Надо послушать ритм и отстучать его карандашом. Молодцы, ребята.  С этим заданием вы справились.

Впереди  полянка, где нас ждет встреча с ещё одним лесным жителем. Кто же это? Слушаем загадку:

Это что за зверь лесной

Встал как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы (заяц)

Заяц предлагает поиграть в игру «Скажи ласково».   На полянке лежат карточки с нарисованными на них предметами. Выбирайте карточку и назовите то, что там нарисовано ласково. Только не забывайте, правильно произносить звук [ш].

- Молодцы, ребята.

 Загадывает загадку

Рассказывает сказку «О веселом язычке»

Осуществляет показ артикуляционных упражнений, следит за правильным выполнением упражнений

Предлагает детям разрезную картинку «Лес»

Проводит пальчиковую гимнастику

Напоминает артикуляционный уклад звука [ш]

Загадывает загадку

Выводит на экран изображение ежа

Проводит дыхательное упражнение

Загадывает загадку

Контролирует правильное произношение звука [ш] на уровне слога

Загадывает загадку

Следит за правильным произношением звука [ш] на уровне слова

Закрепляет знания детей о позиции звука в слове

Загадывает загадку

Проводит динамическую паузу

Осуществляет показ ритмического рисунка, следит за правильным повторением детьми

Организует дидактическую игру «Скажи ласково»

Отгадывают загадку

Выполняют артикуляционную гимнастику

Складывают разрезную картинку. Рассказывают, что на ней изображено

Выполняют пальчиковую гимнастику

Произносят звук [ш-ш-ш-ш]

Вспоминают позицию губ, зубов, языка при произнесении звука [ш]

Отгадывают загадку

Выполняют дыхательное упражнение

Отгадывают загадку

Проговаривают слоги. Придумывают чистоговорки с данными слогами и проговаривают чистоговорку полностью

Отгадывают загадку

Выбирают колобков и проговаривают слова со звуком [ш]

Определяют позицию звука в слове, соотносят слово со схемой

Отгадывают загадку

Выполняют физминутку

Повторяют ритмический рисунок по показу логопеда

Образуют уменьшительно-ласкательную форму слова при помощи суффиксов

Рефлексивно – оценочный этап

2  мин.

А теперь нам пора возвращаться. Наше путешествие  по волшебному лесу заканчивается.

Для того, чтобы вернуться, нам надо сесть на стульчики, закрыть глаза и послушать музыку леса.

- Скажите, пожалуйста, с каким звуком мы с вами  гуляли по лесу? Со звуком [ш]. На что похож звук [ш]? как мы его произносим?

- Вы сегодня большие молодцы, все задания лесных жителей выполнили правильно.

- Вам понравилось в лесу? Нашему язычку тоже понравилось с  вами путешествовать, и он решил подарить вам подарки.

Сегодня все ликуют:

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные ….шары.

- До свидания, ребята! Мне было очень приятно познакомиться с вами.

Проводит рефлексию

Дает оценку деятельности детей

Прощается с детьми

Садятся на стульчики, закрывают глаза

Вспоминают артикуляционный уклад звука [ш]

Прощаются

Самоанализ подгруппового логопедического занятия.

Зинурова Юлия Рафаиловна, учитель-логопед, первая квалификационная категория,

 МДОБУ детский сад №48 «Капитошка» р.п. Чунский

Форма занятия – подгрупповое

Тема занятия: «Путешествие по волшебному лесу»

 Группа  - подготовительная, количество детей – 6, логопедическое заключение: фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

1.Место занятия в системе логопедической работы - Автоматизация звука [ш] в слогах, словах.

2. Место данной темы в общей системе логопедической работы.- Совершенствование звукопроизношения,  фонематических процессов, развитие и коррекция лексико-грамматического строя речи, связной речи, обогащение словаря.

3. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.

Перед данным занятием проводилась работа по постановке звука [ш], укрепление артикуляционного аппарата, логопедический массаж. Последующие занятия предусматривают усложнение материала по автоматизации звука,  увеличение объема словаря, развитие общей и  мелкой моторики.

4. Используемые технологии: здоровьесберегающие, ИКТ, игровые, проблемно – поисковые.

5. Анализ целей и задач занятия.

Цель занятия: закрепить правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, чистоговорках;

-  учить определять позицию звука в слове;

- формировать навык образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

Коррекционно-развивающие:

-  совершенствовать навык правильного произнесения звука [ш];

- развивать фонематический слух;

- развивать   внимание, умение  повторять ритмический рисунок;

Коррекционно-воспитательные:

- формировать навык самоконтроля при произношении звуков;

- вырабатывать усидчивость, самоконтроль.

Интеграция образовательных областей:        Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.

Дидактическое обеспечение занятия: индивидуальные зеркала,  мячи  Су-джок, листья, разрезная картинка,  шишки со слогами,  колобки с картинками на  звук [ш],  предметные картинки на звук [ш], схема «позиция звука в слове»,  ноутбук, мультимедийная установка, музыка для рефлексии.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  Дети научатся:

- четко выделять звук [ш] на слух и в произношении в слогах и словах;

- определять место звука в слове.

Познавательные:

- продолжать формировать умение действовать по алгоритму;

- закреплять умение делать выводы, анализировать;

Регулятивные:

– понимать и принимать коррекционно-развивающую задачу, осуществлять ее решение  под руководством учителя – логопеда;

- осуществлять самоконтроль;

Коммуникативные:

– слушать и понимать речь других;

-включаться в диалог с учителем-логопедом  и сверстниками.

6Анализ структуры и организации занятия:

а) Данная тема соответствует основной цели и поставленным в процессе занятия задачам.

б) Занятие состоит из следующих этапов:

Организационный момент – создание  эмоционального  настроя на занятие.

Мотивационный этап – игровая деятельность, направленная на актуализацию имеющихся знаний у детей.

Основной этап – состоит из нескольких заданий, упражнений:

Активизация внимание на предстоящую деятельность - «разрезная картинка», актуализация навыка выполнения артикуляционной гимнастики, осознанности действий при произнесении звука, автоматизация звука в слогах, в чистоговорках, в словах; определения позиции звука в слове; образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; ритмического рисунка; интонационной выразительности речи.

 Динамическая  пауза - развитие общей и мелкой моторики, слухового внимания, координации движений, переключаемости.

Рефлексивно-оценочный  этап - формирование навыка самоанализа, самооценки, развитие воображения и зрительного восприятия.

в) Каждый этап связан между собой решением определенных задач, после каждого этапа подводится мини итог через разнообразные виды проверок.

г) Целесообразность распределения времени - на каждый этап выделено определенное время:

-Орг. момент - 3 мин.

- Основная часть - 25 мин.

- Итог занятия - 1 мин.

- Рефлексия - 1 мин.

7. Анализ этапов занятия

Орг. момент  Тренировка памяти и мышления, слухового восприятия.

Основной этап состоит из введения в тему.

В основной этап включены упражнения артикуляционной гимнастики; упражнение на развитие речевого дыхания,  упражнения на развитие мелкой моторики;  упражнение на произнесение изолированного звука, упражнение на произнесение звука в слогах и словах;  игра на слуховое внимание и словоизменение; упражнения на мышление и внимание; физминутка, которая способствует развитию слухового внимания координации движений и переключаемости.

В конце занятия подводится рефлексивно-оценочный этап, где дети дают оценку своей работе, которая соответствует их настроению и успехам.

Весь материал, используемый на занятии,  подобран согласно речевым и возрастным особенностям детей данной группы.

На занятии используются игровые, учебные и поисковые методы и приемы. Все они соответствуют общей цели занятия.

Все наглядные пособия использовались с целью мотивации, создания проблемно-поисковых ситуаций, помощи в выполнении, внесения разнообразия в занятие, помогали достигать более высоких результатов при выполнении заданий.

8. Оценка коррекционной направленности занятия.

На занятии даны задания, в которых используются следующие виды деятельности: анализ, синтез, сравнение.

- В процессе занятия проведена  физкультурная пауза, которая помогла снять мышечное и эмоциональное напряжение, активизировала внимание детей.

- Предложенный на занятии речевой материал: дидактический материал (предметные картинки) соответствовал возрастному и программному требованию.

- В процессе выполнений заданий, упражнений, игр проводилась работа по совершенствованию звукопроизношения, формированию психических функций, были задействованы слуховой и зрительный анализаторы.

- Задания давались детям с учетом их уровня развития и речевого дефекта.

- Инструкции предлагались в игровой форме, поэтапно, от простого к сложному. При необходимости логопедом оказывалась направляющая помощь.

9. Анализ работы и поведения детей на занятии.

На занятии все дети были активны, с заданиями справлялись быстро и правильно, помогали при необходимости друг другу, обращались за помощью к логопеду, были внимательными на протяжении всего рабочего процесса.

Ко всем детям предъявлялись требования, не превышающие их возможности. Задания выполнялись как самостоятельно, так и с направляющей помощью учителя-логопеда. А так же дети помогали друг другу.

На последующих занятиях приобретенные знания и умения закрепляются.

Поставленные перед детьми  цели и задачи решены в полном объёме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков р-рь"

Подгрупповое логопедическое занятие для подготовительной группы "Дифференциация звуков р-рь"...

Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Дифференциация звуков [с - з], [с\' - з\']

Представленный вариант интересен тем, что включает применение технологии исследовательской деятельности на логопедическом занятии в группах для детей с ТНР....

Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Звук И

Представленный материал будет особенно интересен начинающим логопедам в качестве варианта занятия по формированию фонетико-фонематических представлений....

Шаблон технологической карты логопедического занятия для дошкольников Авторский вариант.

Шаблон создан как авторский вариант технологической карты логопедического занятия для дошкольников в соответствии с ФГОС ДО....

Технологическая карта логопедического занятия по формированию фонематических представлений у дошкольников с ОНР 3 уровня.

Занятие содержит упражнения для формирования фонематических представлений, дифференциации звуков А-У-И....

Технологическая карта логопедического занятия

Технологическая карта логопедического занятия "Домашние животные" в старшей группе....

Технологическая карта логопедического занятия "Автоматизация звука /Р/ в слогах и словах".

Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности....