Консультация для родителей "Игры для развития речи"
консультация по логопедии (старшая группа)

Консультация "Игры для развития речи" предназначена для родителей. В консультации предлагаются игры, которые могут использовать родители дома для развития речи своего ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_rechi.docx15.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Игры для развития речи ребенка»

ПРЕДЛОГИ

     Прислушайтесь к речи ребёнка. Всегда ли он правильно употребляет предлоги (на, над, за, под, в, перед, от, к, около) и согласует с ними существительные?

     Чтобы проверить это и закрепить правильные образцы, используйте игру «Что (кто) где?».

      Сначала разберитесь, кто где находится на картинке (над грибом, за грибом, на грибе, около гриба, летит от гриба, к грибу). Потом переносите игру на другие предметы: возьмите домик (коробку) и игрушку (животное) и попросите ребёнка поставить игрушку на домик, над, за, под, перед домиком. После этого можно поставить несколько игрушек в разных местах и спросить у ребёнка, где кто находится. Обратите внимание: ребёнок должен не показывать, а объяснять, кто где находится.

ЧЕГО СКОЛЬКО?

     Многие дети не могут правильно соединить существительное с числительным и говорят, например: «5 яблока, 2 груш» и т. п.

     Считать имеет смысл до пяти, так как в русском языке окончания изменяются обычно при сочетании с числами 1, 2 и 5. Считаем всё (всех), что (кто) поддаётся счёту.

     Когда ребёнок будет безошибочно соединять существительные с числительными, добавьте прилагательные: 1 красное яблоко, 2 красных яблока, 5 красных яблок и т. д.

СКАЖИ НАОБОРОТ

    Далеко не каждый ребёнок легко подберёт «слово наоборот» (так мы называем антонимы). А это нужно прежде всего для сравнения, т. е. развития мышления.

    Упражнения в образовании антонимов в разных частях речи

Взрослый бросает ребёнку мяч, называя какое-либо слово. Ребёнок ловит мяч и, придумав слово-антоним, бросает мяч обратно, называя своё «слово наоборот». Существительные: смех — …, лето — …, день — … и т. п.

Глаголы: пришёл — …, нырнул — …, влетел — … и т. п.

Прилагательные: широкий — …, маленький — …, богатый — … и т. п.

Наречия: далеко — …, высоко — …, глубоко — … и т. п.

ОБЩИЕ СЛОВА

    Эти слова реже употребляются в нашей речи, но они нужны для мышления, так как позволяют осуществлять операции анализа и синтеза.

Задания могут быть двух видов:

1. Назови фрукты…, рыб…, мебель…, птиц…

2. Назови одним словом:

туфли, ботинки, сапоги — это…

молоток, пила, топор — это…

сосна, берёза, клён — это…

КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?

    Наличие разнообразных глаголов обогащает нашу речь, помогает различать их многочисленные смысловые оттенки.

   Учим подбирать слова-действия: «Что делает яблоко?» (зреет, наливается, созревает, краснеет, опадает, гниёт…); «Что делает волк?» (рыщет, воет, гонится, рычит, загрызает…); «Что делают  врач, шофёр?..» (при изучении профессий).

ЦВЕТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    К сожалению, часто дети знают только 3—4 основных цвета и путают или вовсе не знакомы с оттенками, а это обедняет и восприятие, и мышление, и речь.

    Ребёнок, закрыв глаза (можно завязать глаза шарфом), выбирает наугад из коробки цветной карандаш и придумывает затем предложение, используя название цвета вытащенного им карандаша.

ОДИН - МНОГО

    В русском языке есть несколько способов образования форм множественного числа. Дети часто их путают.

    Взрослый бросает ребёнку мяч, называя слово, а ребёнок ловит и бросает обратно, называя это слово во множественном числе: стол — столы,  стул — стулья, пень — пни, дом — дома.

НАЗОВИ ЛАСКОВО

    Часто дети путают и уменьшительно-ласкательные суффиксы, образуя формы, отсутствующие в языке. Эти детские слова милы «от 2 до 5», но вряд ли вас обрадует снижение оценок, а это произойдёт, если ребёнок не усвоит к школе способы образования слов.

    Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (чашка — чашечка, ложка — ложечка и т. д.). В темах «Дикие животные» и «Домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка, лошадка.

СЛОВО НА ЗАДАННЫЙ ЗВУК

    Придумать слово на заданный звук не так просто, как нам кажется. Это целый ряд мыслительных операций, необходимых в дальнейшем при обучении письменной речи.

    Придумывание слов на заданный звук: сначала — любых слов на какой-либо звук, а потом — по изучаемой лексической теме, например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…).

ИСПРАВЬ ОШИБКУ

    Упражнения по определению взаимоотношений действующих лиц. Обращается внимание на окончания и предлоги, которые оформляют смысл высказывания. Примеры предложений: «Груша ест мальчика», «Пол стоит на диване», «Окно смотрит в мальчика» и т. п. Ребёнок должен понять, что хотели сказать, и исправить ошибку, пользуясь только словами из предложения. Можно менять их место, окончания, но не сами слова.

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ

    Назвать, что лишнее и объяснить почему.

Ребёнок не только должен сказать, что лишнее, но и обязательно объяснить почему. Ваша задача — понять, верно ли ребёнок выделил лишнее. Часто дети выделяют лишнее по внешнему, незначительному признаку (например, «эти мне нравятся, а этот — нет; эти — красивые, а этот — нет; это у меня есть, а этого — нет» и т. п.). В таких случаях наводящими вопросами подтолкните ребёнка к пониманию сути — признаков, по которым нужно объединять.

Например:

автобус — остановка — троллейбус;

сосна — ёлка — шишка;

ваза — роза — нарцисс;

карандаш — бумага — фломастер;

суп — тарелка — ложка;

мама — соседка — папа;

яблоко — яйцо — груша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

Консультация для родителей по развитию речи "Особенности развития речи детей."

Форма проведения: традиционное собрание Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка Задачи: · Познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка раннего воз...

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Консультация для родителей по развитию речи«Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики» «Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев, от...