Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки и подготовки руки к письму для детей 6-7 лет
статья по логопедии

Токмакова Ольга Николаевна

Игры для развития мелкой моторики рук

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки и подготовки руки к письму для детей 6-7 лет

1. Сколько пальцев?

Цель игры: развивать мелкую моторику пальцев, внимание, наблюдательность, реакцию, умение быстро считать предметы.

Описание игры. Взрослый сидит вместе с детьми за столом, положив кисти рук, сжатые в кулаки, на стол. Ребята повторяют позу взрослого. Внезапно взрослый поднимает руки, показывая любое количество пальцев ( от 1 до 10) и быстро ударяет ладонями по столу. Задача детей - одновременно с этим ударом показать то же количество пальцев, что и взрослый. Игроки, которые ошиблись или запоздали, получают штрафные очки.

2. Игры с карандашом.

Оборудование: карандаш.

  1. Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
  2. Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.

3. Игры с шариками.

Оборудование: разнообразные шарики

1. Попасть шариком в цель (в игрушку).

  1. Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.
  2. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. удержать шарик одним согнутым пальцем.
  3. «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это - ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.

4. Игры с крупами.

Оборудование: рис, гречка, горох.

Горох.

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. ( переплетая пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. ( выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая... (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: "Бом!» (хлопаем)

Помощник.

Я крупу перебираю, мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами рис от гречки отличу.

Усложненный вариант: попросите ребенка брать горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Игра с горошком.

Дома я одна скучала, горсть горошинок достала.

Прежде чем игру начать, надо пальчику сказать:

"Пальчик, пальчик, мой хороший, ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай и другому передай".

Игры с бусинками.

Оборудование: бусинки, ниточки

  1. «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.
  2. Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.
  3. Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.
  4. Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.

5. Пуговицы.

Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок

  1. «Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.
  2. «Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.

6. Игры со шнурками.

  1. Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку:
  • перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;
  • «прошагать» по лесенке из шнурка;
  1. «Плетение» из шнура: кончик шнурка обмотать вокруг мизинца. Затем обводить снизу под безымянным пальцем, затем сверху - на средний палец, снизу - на указательный палец, сверху - на большой палец, и обратно - в противоположной последовательности.
  1. Различные шнуровки.
  1. Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».

6. Игры со счётными палочками.

Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.

  1. Выкладывание геометрических фигур.
  2. Составление узоров.
  3. Выкладывание предметов - дом, машина…

Развивать мелкую моторику рукам помогают дидактические игры.

Комплекс дидактических игр:

1. «Кто скорее свернет ленту?»

Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.

Оборудование: две ленты, закрепленные одним концом на палочках. Длина 50 см, одинаковой ширины и одного цвета.

Ход игры:

Педагог вызывает к себе двух детей, демонстрирует ленты и говорит: «Будем играть. Это лента. Надо свернуть ленту. Кто свернет быстрее, тому подарок». «Раз, два, три - крути». Вначале педагог показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту.

  1. .

2.«Скользим на лыжах»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Оборудование: две пробки от пластиковых бутылок.

Ход игры:

Пробки кладем на столе вверх резьбой. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Пробки от пластиковых бутылок можно использовать как «машинки» и поиграть в «гонки». С использованием пробок можно поиграть в игру «В новеньких сапожках». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги и топаем:

В новеньких сапожках

-Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Топаем дружнее: топ- топ- топ».

Готовим руку к письму.

Первое упражнение. «Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.

Второе упражнение. «На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.

Третье упражнение. «Ванька – встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.

Четвертое упражнение. «Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.

Пятое упражнение. «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.

Шестое упражнение. «Вертушка». Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.

Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.

Седьмое упражнение. «Мячик». Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.

Упражнения для укрепления руки.

Графические упражнения по типу: соедини точки, обведи изображение, заштрихуй фигуру и т.п. Эти письменные упражнения разрабатывают мышцы рук, а так же формируют двигательные навыки, и помогают правильному расположению пальцев при написании букв, и готовят руку для безотрывного письма.

2. Упражнения для формирования четкости линий.

Данные задания помогают ребенку научиться копировать, проводить прямые и волнистые линии, научат рисовать, штриховать. Благодарят таким упражнениям, ребенок научится соблюдать размер и наклон, а так же расположение на строке.

3. Занятия с прозрачными страницами, обводилки и лабиринты.

Перенесение изображения через прозрачную страничку развивают навыки для формирования красивого почерка, а так же помогут научиться рисовать, писать и выучить буквы. Обводилки помогают развитию графомоторных навыков и гармоничному развитию ребенка. А лабиринты позволят сформировать концентрацию внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение развития мелкой моторики руки как подготовка детей к письму через использование нетрадиционных техник рисования.

Значение развития мелкой моторики руки как подготовка детей к письму через использование нетрадиционных техник рисования....

Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики как средство подготовки руки к письму».

Консультация содержит рекомендации,  направленые на развитие мелкой моторики рук у детей, которая необходима  для развития речи, а так же подготовки рук к письму....

Развитие мелкой моторики детей, как подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования.

Мастер – классдля педагогов, родителей и детей подготовительной группы...

Мастер - класс «Развитие мелкой моторики детей, как подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования.

Научить детей владеть нетрадиционными способами рисования, используя их в своих художественных работах....