МЕТОДИКА ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОВ с детьми с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии

Нягина Елена Юрьевна

 

     Дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности запоминания стихотворных текстов. Причинами этих трудностей являются: отставание в развитии слухового внимания и слуховой памяти; нарушения чувства ритма; отклонения в формировании слоговой структуры слова; отставание в развитии всех сторон речевой системы; нарушения мелкой моторики; недостаточная мотивация к заучиванию художественных произведений. Чтобы речь ребенка с речевыми нарушениями к концу дошкольного обучения была более содержательной, богатой, выразительной, эмоциональной, следует систематически проводить работу по заучиванию стихотворных текстов. Так постепенно у детей развивается устойчивый интерес, любовь к стихотворениям. Формируется, расширяется, уточняется словарный запас. Развиваются навыки связной речь. Автоматизируются и дифференцируются звуки. Все это способствует развитию высших психических функций: памяти, восприятия, мышления, воображения.
     Вследствие недостаточного развития ЦНС, ребенок с ОНР говорит то быстро, то резко замедляет темп речи  в пределах одной фразы, и даже одного слова, пропускает, недоговаривает из-за этого слоги в слове, слова во фразе, меняет ударения. На исправление речи ребенка влияет хорошая речь окружающих, специальные игры и упражнения.

     Сначала необходимо поработать над словами, где сложная слоговая структура: много слогов, есть стечения согласных. Нужно прохлопать каждое слово. Когда ребенку это надоест, можно начать дирижировать. Ребенок держит руки перед собой. Одно движение ( разводим руки в стороны) - один слог. Второе движение - руки возвращаем в исходное положение - второй слог. И так далее. Таким образом, мы не только учим стихи, но и учимся делить слова на слоги (развиваем фонематический слух). Слоговой анализ уже доступен детям средней логопедической группы. Помним, что сколько в слове гласных , столько и слогов.
     Дальше в процессе заучивания стихотворения наизусть, мы уже не проговариваем слова по слогам, а делим предложения (или стихотворную строчку) на слова. Одно слово - один хлопок ладонью по столу, второе слово - удар ладонью второй руки по столу, и дальше чередуем руки в процессе проговаривания предложения.  И так весь текст от начала до конца. В процессе многократных повторений ребенок запоминает стихотворение.

     Делать одну и ту же работу дети долго не могут, поэтому предлагаем ребенку попрыгать : одно слово - один прыжок на одной ноге, второе слово - перескакиваем на другую ногу. Держим ребенка за обе руки, так как с координацией у них еще не очень хорошо. Так нужно пропрыгать все стихотворение. Еще наши дети очень любят ПОП ИТЫ ( разноцветные пупырки, на которые нужно нажимать). Можно посадить ребенка перед этой игрушкой и, проговаривая стихотворение,  просить его нажимать на кружок каждый раз, когда он называет очередное слово. Детям очень нравится это делать, и стихотворение запоминается в процессе игры. Здесь мы не только учим стихотворение, но и работаем над анализом предложения. В старшем дошкольном возрасте дети учатся определять количество слов в предложении, чертят схемы предложений. И здесь очень важно помнить, что предлоги это тоже слова, и каждый предлог мы должны прохлопать, протопать ,или пропупыркать))). Работа над формированием анализа состава предложения, также относится к развитию фонематического слуха. У детей, посещающих логопедическую группу, он очень плохо развит, отсюда и множественные проблемы с речью у наших детей.

     Когда ребенок с общим недоразвитием речи уже достаточно хорошо знает стихотворение и может его рассказать наизусть, очень часто оказывается, что в процессе рассказывания стихотворения он опускает указательные местоимения (ты, мы, все, тебя) или наречия (вместе, разом и др.). Чтобы исправить эту неточность, ребенку необходимо использовать движения во время декламации стихотворения («мы», «вместе» – разводим руки в стороны; «ты», «тебя» – показываем на того, о ком говорим). Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста.  Ребенку будет интересно как бы оживить текст, осознав, почувствовав его через движения. Движения позволяют ему в дальнейшем быстрее припомнить стихотворение. 

     Также необходимо работать над развитием силы голоса.

Крикливый голос устраняется разъяснением ребенку вредности и неприятности такого голоса, успокаиванием его нервной системы, систематическим надзором за его голосом. Для этого же используются разные игры в тихую или шепотную речь.

 «Эxo». Одна часть детей - участники сбора грибов, вторая - Эхо.

I - «Пойдем» 2-тихо «пойдем»

мы в лес …

в тенистый.

зеленый …

тра-ля-ля, тра-ля-ля

 «Усатый кот». Кто-либо из детей «кот», притаившись, подползая произносит вполголоса: «Я усатый жадный кот, слышу ваш мышиный ход». Остальные дети - «мыши», тихо проходят мимо него и шепчут: «Тише, мыши, кот все ближе».

Кто скажет громко, того кот хватает.

Произнесение стишков с изменением силы голоса: в соответствии с содержанием одни слова произносятся тише, другие громче.

Мне мила моя работа (тихо)

Я доволен (громко)

Я горжусь (еще громче)

Нет ни горя, ни заботы (умеренно)

Как за дело (громче)

Я берусь (еще громче).

     Если у ребенка тихий голос, его следует заставлять петь, произносить перед группой стихи, играть («эхо», «ауканье»). При декламации ребенка следует ставить подальше от слушателей. Расстояние является хорошим условным раздражителем силы голоса; чем больше расстояние, тем незаметно для себя ребенок говорит громче. Тихим голосом говорят дети физически ослабленные, робкие, стеснительные, их нельзя принуждать говорить громко, они могут совсем затормозиться, избегать разговоров, превратиться в «молчунов». Одобрение, ласка, включение ребенка в благоприятные условия речи, вот что сделает его более уверенным в своих силах, и тем самым усилит голос.

     Монотонность речи преодолевается обогащением интонации, музыкальности речи и систематическим музыкальным воспитанием ребёнка. Ведущий метод - выразительное произношение логопедом и детьми эмоционально насыщенных стихов, потешек. Важно предварительно объяснить, в каких словах, фразах, какие чувства выражаются, а затем заразить детей ими и предложить им произносить этот текст. Вредно искусственно вырабатывать интонации без осознания содержания речи и соответствующих переживаний ребёнка. Повышение и понижение тона и богатства модуляции (переход от одного тона к другому) в произносимых стихах и диалогах достигается подражанием логопеду или декламации под музыку.

     Нельзя забывать о работе над интонационной выразительностью речи.

      Можно прочитать вслух выбранное стихотворение несколько раз подряд, всякий раз с разной интонацией и настроением. После каждого прочтения предложить ребенку самостоятельно определить настроение услышанного. Необходимо рассказать, что настроение бывает разное: торжественное, веселое, радостное, озорное, с юмором, грустное, печальное, злое, угрожающее, агрессивное, плаксивое, тревожное. При таком способе работы стихотворение запоминаются целиком после нескольких повторений.

     Также детям можно давать такие задания: хлопните в ладоши, если прочитали о чём- то радостном. Хлопните по столу, если о чем-то спрашивается, поднимите руку, если в стихотворении о чем-то спокойно сообщается. Произносится одна и та же фраза то с вопросительной, то с повествовательной интонацией.

-Дождь идет? Дождь идет.

Хорошо использовать разные, насыщенные интонациями стихи. Послушать «Ты куда?», ответить на вопрос: Кто спрашивал? Кто отвечал?

Логопед, Дети.

-Гусь-гусек, куда пошел ты? -Спрашивали вы.

-На речной песочек желтый. -Отвечал гусь.

     Логопед распределяет роли (роль ведущего остается за логопедом, а в дальнейшем передается детям). Во время исполнения логопед обращает внимание на вопросительную или повествовательную интонацию.

     Работа над интонационной выразительностью речи включает в себя и упражнения по обучению детей логическим ударениям. Детям следует объяснить, что, чтобы понятно было о чем мы хотим сказать или спросить в предложении, мы это слово выделяем голосом, произносим его громче. Например: Предложение «Купались долго мы в реке». Нужно произносить это предложение так, чтобы нам всем было понятно, что мы купались долго в реке. Купались долго мы в реке. (Да купались, а не рыбу ловили). Теперь это предложение надо сказать так, чтоб понятно стало, сколько мы купались.

Купались долго мы в реке. (Да, долго, а не мало) и т. д.

     Обязательно обращаем внимание детей на то, что в стихах сточки рифмуются, то есть работаем над рифмой.

     Работа над рифмующимися словами и ударными слогами приучает детей внимательно вслушиваться в речь, искать рифмующиеся строчки, находить их и даже самим пытаться составить рифму. Детям следует объяснить, что рифма это созвучие окончания стихотворных строк (детям сказать: найдите слова, которые похоже звучат. В конце этих слов - одинаковые звуки, это слова - друзья).

Например: Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок.

В этих строчках звучат слова пенек-пирожок,

     Прогнозируемый результат при использовании данной методики:

- у детей ОНР и ТНР увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется интерес к заучиванию стихов;

 - словарный запас выходит на новый уровень;

- вырабатывается чувство словесного ритма;

- формируется понятие рифмы;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией

      Заучивание стихотворений вызывает у детей с общим недоразвитием речи большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности — ИГРУ.

     Однозначно, стихи с детьми учить необходимо. Тренируя память, мы развиваете речь, внимание, личные качества ребенка– целеустремленность, усидчивость, умение доводить дело до завершения. Немаловажно и то, что непроизвольно ребенок учится чувствовать себя естественно и непринужденно в обществе других людей.  Ни для кого не секрет, что у детей с нарушениями речи существуют следующие проблемы: бедный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, трудности в запоминании и повторении фраз, заучивании стихотворений. Когда дети учат стихотворения, они совершенствуют свою речь, расширяют кругозор и словарный запас, формируют общий уровень культуры. Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка.

 

 

Список литературы:

1. Жукова Н. С, Филичева Т. Б. «Преодоление задержки речевого развития у дошкольников».

2. Ефименкова Л. Н. «Формирование речи у дошкольников».

3. Хватцев М. Е. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста».

4. Иваненко О. В. «Формирование восприятия речи у детей с тяжелым нарушением произношения".

5. Федоренко С. Д., Фомичева М. Ф. «Методика развития речи детей дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razuchivaem_stihi_dlya_pechati.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОВ

с детьми с общим недоразвитием речи

     Дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности запоминания стихотворных текстов. Причинами этих трудностей являются: отставание в развитии слухового внимания и слуховой памяти; нарушения чувства ритма; отклонения в формировании слоговой структуры слова; отставание в развитии всех сторон речевой системы; нарушения мелкой моторики; недостаточная мотивация к заучиванию художественных произведений. Чтобы речь ребенка с речевыми нарушениями к концу дошкольного обучения была более содержательной, богатой, выразительной, эмоциональной, следует систематически проводить работу по заучиванию стихотворных текстов. Так постепенно у детей развивается устойчивый интерес, любовь к стихотворениям. Формируется, расширяется, уточняется словарный запас. Развиваются навыки связной речь. Автоматизируются и дифференцируются звуки. Все это способствует развитию высших психических функций: памяти, восприятия, мышления, воображения.
   
Вследствие недостаточного развития ЦНС, ребенок с ОНР говорит то быстро, то резко замедляет темп речи  в пределах одной фразы, и даже одного слова, пропускает, недоговаривает из-за этого слоги в слове, слова во фразе, меняет ударения. На исправление речи ребенка влияет хорошая речь окружающих, специальные игры и упражнения.

     Сначала необходимо поработать над словами, где сложная слоговая структура: много слогов, есть стечения согласных. Нужно прохлопать каждое слово. Когда ребенку это надоест, можно начать дирижировать. Ребенок держит руки перед собой. Одно движение ( разводим руки в стороны) - один слог. Второе движение - руки возвращаем в исходное положение - второй слог. И так далее. Таким образом, мы не только учим стихи, но и учимся делить слова на слоги (развиваем фонематический слух). Слоговой анализ уже доступен детям средней логопедической группы. Помним, что сколько в слове гласных , столько и слогов.
     Дальше в процессе заучивания стихотворения наизусть, мы уже не проговариваем слова по слогам, а делим предложения (или стихотворную строчку) на слова. Одно слово - один хлопок ладонью по столу, второе слово - удар ладонью второй руки по столу, и дальше чередуем руки в процессе проговаривания предложения.  И так весь текст от начала до конца. В процессе многократных повторений ребенок запоминает стихотворение.

     Делать одну и ту же работу дети долго не могут, поэтому предлагаем ребенку попрыгать : одно слово - один прыжок на одной ноге, второе слово - перескакиваем на другую ногу. Держим ребенка за обе руки, так как с координацией у них еще не очень хорошо. Так нужно пропрыгать все стихотворение. Еще наши дети очень любят ПОП ИТЫ ( разноцветные пупырки, на которые нужно нажимать). Можно посадить ребенка перед этой игрушкой и, проговаривая стихотворение,  просить его нажимать на кружок каждый раз, когда он называет очередное слово. Детям очень нравится это делать, и стихотворение запоминается в процессе игры. Здесь мы не только учим стихотворение, но и работаем над анализом предложения. В старшем дошкольном возрасте дети учатся определять количество слов в предложении, чертят схемы предложений. И здесь очень важно помнить, что предлоги это тоже слова, и каждый предлог мы должны прохлопать, протопать ,или пропупыркать))). Работа над формированием анализа состава предложения, также относится к развитию фонематического слуха. У детей, посещающих логопедическую группу, он очень плохо развит, отсюда и множественные проблемы с речью у наших детей.

     Когда ребенок с общим недоразвитием речи уже достаточно хорошо знает стихотворение и может его рассказать наизусть, очень часто оказывается, что в процессе рассказывания стихотворения он опускает указательные местоимения (ты, мы, все, тебя) или наречия (вместе, разом и др.). Чтобы исправить эту неточность, ребенку необходимо использовать движения во время декламации стихотворения («мы», «вместе» – разводим руки в стороны; «ты», «тебя» – показываем на того, о ком говорим). Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста.  Ребенку будет интересно как бы оживить текст, осознав, почувствовав его через движения. Движения позволяют ему в дальнейшем быстрее припомнить стихотворение

     Также необходимо работать над развитием силы голоса.

Крикливый голос устраняется разъяснением ребенку вредности и неприятности такого голоса, успокаиванием его нервной системы, систематическим надзором за его голосом. Для этого же используются разные игры в тихую или шепотную речь.

 «Эxo». Одна часть детей - участники сбора грибов, вторая - Эхо.

I - «Пойдем» 2-тихо «пойдем»

мы в лес …

в тенистый.

зеленый …

тра-ля-ля, тра-ля-ля

 «Усатый кот». Кто-либо из детей «кот», притаившись, подползая произносит вполголоса: «Я усатый жадный кот, слышу ваш мышиный ход». Остальные дети - «мыши», тихо проходят мимо него и шепчут: «Тише, мыши, кот все ближе».

Кто скажет громко, того кот хватает.

Произнесение стишков с изменением силы голоса: в соответствии с содержанием одни слова произносятся тише, другие громче.

Мне мила моя работа (тихо)

Я доволен (громко)

Я горжусь (еще громче)

Нет ни горя, ни заботы (умеренно)

Как за дело (громче)

Я берусь (еще громче).

     Если у ребенка тихий голос, его следует заставлять петь, произносить перед группой стихи, играть («эхо», «ауканье»). При декламации ребенка следует ставить подальше от слушателей. Расстояние является хорошим условным раздражителем силы голоса; чем больше расстояние, тем незаметно для себя ребенок говорит громче. Тихим голосом говорят дети физически ослабленные, робкие, стеснительные, их нельзя принуждать говорить громко, они могут совсем затормозиться, избегать разговоров, превратиться в «молчунов». Одобрение, ласка, включение ребенка в благоприятные условия речи, вот что сделает его более уверенным в своих силах, и тем самым усилит голос.

     Монотонность речи преодолевается обогащением интонации, музыкальности речи и систематическим музыкальным воспитанием ребёнка. Ведущий метод - выразительное произношение логопедом и детьми эмоционально насыщенных стихов, потешек. Важно предварительно объяснить, в каких словах, фразах, какие чувства выражаются, а затем заразить детей ими и предложить им произносить этот текст. Вредно искусственно вырабатывать интонации без осознания содержания речи и соответствующих переживаний ребёнка. Повышение и понижение тона и богатства модуляции (переход от одного тона к другому) в произносимых стихах и диалогах достигается подражанием логопеду или декламации под музыку.

     Нельзя забывать о работе над интонационной выразительностью речи.

      Можно прочитать вслух выбранное стихотворение несколько раз подряд, всякий раз с разной интонацией и настроением. После каждого прочтения предложить ребенку самостоятельно определить настроение услышанного. Необходимо рассказать, что настроение бывает разное: торжественное, веселое, радостное, озорное, с юмором, грустное, печальное, злое, угрожающее, агрессивное, плаксивое, тревожное. При таком способе работы стихотворение запоминаются целиком после нескольких повторений.

     Также детям можно давать такие задания: хлопните в ладоши, если прочитали о чём- то радостном. Хлопните по столу, если о чем-то спрашивается, поднимите руку, если в стихотворении о чем-то спокойно сообщается. Произносится одна и та же фраза то с вопросительной, то с повествовательной интонацией.

-Дождь идет? Дождь идет.

Хорошо использовать разные, насыщенные интонациями стихи. Послушать «Ты куда?», ответить на вопрос: Кто спрашивал? Кто отвечал?

Логопед, Дети.

-Гусь-гусек, куда пошел ты? -Спрашивали вы.

-На речной песочек желтый. -Отвечал гусь.

     Логопед распределяет роли (роль ведущего остается за логопедом, а в дальнейшем передается детям). Во время исполнения логопед обращает внимание на вопросительную или повествовательную интонацию.

     Работа над интонационной выразительностью речи включает в себя и упражнения по обучению детей логическим ударениям. Детям следует объяснить, что, чтобы понятно было о чем мы хотим сказать или спросить в предложении, мы это слово выделяем голосом, произносим его громче. Например: Предложение «Купались долго мы в реке». Нужно произносить это предложение так, чтобы нам всем было понятно, что мы купались долго в реке. Купались долго мы в реке. (Да купались, а не рыбу ловили). Теперь это предложение надо сказать так, чтоб понятно стало, сколько мы купались.

Купались долго мы в реке. (Да, долго, а не мало) и т. д.

     Обязательно обращаем внимание детей на то, что в стихах сточки рифмуются, то есть работаем над рифмой.

     Работа над рифмующимися словами и ударными слогами приучает детей внимательно вслушиваться в речь, искать рифмующиеся строчки, находить их и даже самим пытаться составить рифму. Детям следует объяснить, что рифма это созвучие окончания стихотворных строк (детям сказать: найдите слова, которые похоже звучат. В конце этих слов - одинаковые звуки, это слова - друзья).

Например: Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок.

В этих строчках звучат слова пенек-пирожок,

     Прогнозируемый результат при использовании данной методики:

- у детей ОНР и ТНР увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется интерес к заучиванию стихов;

 - словарный запас выходит на новый уровень;

- вырабатывается чувство словесного ритма;

- формируется понятие рифмы;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией

      Заучивание стихотворений вызывает у детей с общим недоразвитием речи большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности — ИГРУ.

     Однозначно, стихи с детьми учить необходимо. Тренируя память, мы развиваете речь, внимание, личные качества ребенка– целеустремленность, усидчивость, умение доводить дело до завершения. Немаловажно и то, что непроизвольно ребенок учится чувствовать себя естественно и непринужденно в обществе других людей.  Ни для кого не секрет, что у детей с нарушениями речи существуют следующие проблемы: бедный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, трудности в запоминании и повторении фраз, заучивании стихотворений. Когда дети учат стихотворения, они совершенствуют свою речь, расширяют кругозор и словарный запас, формируют общий уровень культуры. Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка.

Список литературы:

1. Жукова Н. С, Филичева Т. Б. «Преодоление задержки речевого развития у дошкольников».

2. Ефименкова Л. Н. «Формирование речи у дошкольников».

3. Хватцев М. Е. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста».

4. Иваненко О. В. «Формирование восприятия речи у детей с тяжелым нарушением произношения".

5. Федоренко С. Д., Фомичева М. Ф. «Методика развития речи детей дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные игры в средней группе на физкультурном занятии с детьми с общим недоразвитием речи

Игры проводятся, как дополнительные на физкультурном занятии. Тематика игр подбирается с учетом поставленных задач учителем - логопедом. Работа ведется в системе. Решаются следующие задачиСпособствова...

Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"

Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...

Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи Под ред. Г.А. Волковой.

Логопедическая ритмика:Методика работы с дошкольниками,страдающими общим недоразвитием речиПод ред. Г.А. Волковой....

Методика работы по усвоению предложно-падежных конструкций детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

Значимость речевого недоразвития определяется не только речевой патологией  у детей, но и тем, какое оно оказывает влияние на общее психическое и интеллектуальное развитие ребенка. Усвоение грамм...

Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по теме "Играем пальчиками - развиваем речь".

  Представленный опыт работы раскрывает эффективные методы и средства работы над актуальной и своевременной проблемой, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели детского сада :...

Методика проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи

Методика проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи ( Н.В. Нищева)  Проведение обследования.Исследуя поведение и эмоциональную сферу ребенка, обязательно следует отметить осо...

Тематический план работы по развитию речи с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

Тематический план работы по развитию речи с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)...