Проблема развития коммуникативных качеств дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
консультация по логопедии

Павленко Светлана Антоновна

Проблема развития коммуникативных качеств дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) всегда была в центре внимания отечественных педагогов. Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя. В современном обществе коммуникативной сфере ребенка уделяется значительно меньше внимания, чем интеллектуальному развитию.  Дети стали меньше общаться со сверстниками и  взрослыми, все больше времени проводят у  экранов компьютеров и планшетов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема развития коммуникативных качеств дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Эта проблема всегда была в центре внимания отечественных педагогов. Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя. В современном обществе коммуникативной сфере ребенка уделяется значительно меньше внимания, чем интеллектуальному развитию.  Дети стали меньше общаться со сверстниками и  взрослыми, все больше времени проводят у  экранов компьютеров и планшетов.

Поэтому в первую очередь мы, педагоги, и конечно родители должны помочь детям научиться общаться, приобрести необходимые  для этого качества.

Коммуникативные качества — это те качества личности, которые помогают ориентироваться в различных ситуациях общения. Они не являются чем-то врожденным, их можно и нужно развивать, особенно у детей с ОВЗ.

Итак, что же это за качества:

- желание вступать в контакт с окружающими, пользоваться правильной речью для выражения своих мыслей

- знание норм и правил, которым необходимо следовать в процессе общения с окружающими

- умение организовывать общение и слушать собеседника

- умение эмоционально сопереживать, разрешать конфликтные ситуации

Все эти качества должны развиваться комплексно, чтобы в итоге дети могли гармонично вписаться в любой коллектив и чувствовать себя полноправными членами общества.

Направления социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования (2.6.)

«...Социально-коммуникативное развитие направлено на

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

«Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

… ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты» (4.6.).

Дети с ОВЗ — это особая группа детей, которые имеют физические и (или) психические недостатки, препятствующие их нормальному развитию.

Особенности коммуникации детей с ОВЗ:

- снижение потребности в общении, большинство детей с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми;  

- речевые недостатки (нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя и трудности построения связного высказывания) мешают правильному выражению мыслей;

- нежелание вступать в контакт;

- трудности понимания обращенной речи;

- часто ребенок не знает, как подойти попросить, что сказать (дома часто его потребности угадываются родителями до того, как он о чем-то попросит);

- замена обращения к другим за помощью многократным повторением «безадресного» сообщения о своей потребности;

- трудности в употреблении невербальных средств общения - выразительных движений, мимики, жестов;

- при нарушениях зрения наблюдается также затрудненное восприятие неречевых средств, дети не видят реакцию собеседника (они не видят и не понимают улыбку, одобрение);

- некоторые дети неактивны в ходе диалога со взрослым, ограничиваются невербальным или односложным ответом;

- другие наоборот импульсивны, многословны, невнимательны к словам собеседника.

Как развивать коммуникативные качества детей?

Основным условием преодоления трудностей в общении является включение ребенка в различные виды совместной деятельности со взрослыми и детьми:

1) в игровой деятельности (дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные игры)

2) через беседы, обсуждения литературных произведений

3) в творческой деятельности

1) Словесные дидактические игры являются одним из важных средств формирования и развития диалогической речи. В ходе таких игр дети решают разнообразные мыслительные речевые задачи: описывают предмет, отгадывают по описанию, группируют предметы, учатся строить диалог с педагогом и друг с другом. В таких играх развиваются не только психические процессы, но и умение договариваться, умение бесконфликтно убеждать и доказывать свою точку зрения.

Общими задачами развития коммуникативных навыков в процессе сюжетно-ролевой игры являются следующие:

1. Обучать детей формированию диалогической речи как средству коммуникации, используя схемы, модели, картинные планы.

2. Формировать культуру общения, практически использовать формулы речевого этикета.

3. Учить задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме.

4. Обучать слушать и слышать собеседника, поддерживать тему разговора.

5. Учить рассуждать, аргументировать, выражать свои чувства.

6. Учить контролировать себя и друг друга во время речевого общения.

7. Развивать фантазию, речевую активность, эмоциональное состояние детей.

8. Формировать социально-нравственные отношения детей друг с другом и с взрослыми.

9. Обучать анализировать и оценивать поведение детей, литературных персонажей, сказочных героев.

10. Воспитывать интерес к окружающим людям, удовлетворять потребность детей в общении.

11. Формировать адекватное поведение в обществе, способствовать наиболее полному развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

12. Расширять общий кругозор детей

Театрализованные игры развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать им. Кроме того, такие игры позволяют ребенку решать свои проблемные ситуации от лица персонажа, помогают преодолевать застенчивость, робость, неуверенность в себе.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей активизируется и пополняется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно и четко изъясняться.

Любые игры соревновательного характера (например, эстафеты) учат ребенка работать в команде, сотрудничать с другими людьми для достижения общей цели. Кроме того, поскольку в таких играх подразумевается победа или поражение, это хорошая тренировка для контроля своих эмоций: победитель должен вести себя тактично, а проигравший достойно принимать поражение.

2) Детей полезно приучать к слушанию сказок, рассказов из детских книг и обсуждению их содержания. Беседуя по материалам прочитанного, важно показать ребенку, что ситуации, которые описаны в книге, имеют место и в жизни детей. При этом взрослый должен высказать свое отношение к конфликтам и событиям, которые имели место в группе детей на занятиях.

Кроме того, сочинение сказок детьми по одной фразе (друг за другом) помогает научиться терпеливо слушать, не перебивая, улавливать сюжет, привносить новое и связно выражать свои мысли.

3) Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность (лепка, рисование, конструирование).  В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом педагог для ребенка становится партнером, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи.

Хорошо влияет на развитие коммуникативных качеств дошкольника или младшего школьника общение с людьми разного возраста. Это позволяет ему освоить параллельно несколько шаблонов поведения: уважительное отношение к взрослым, подражание старшим и забота о детях младшего возраста, ответственность за них. Все это служит основой для дальнейшего встраивания человека в любой коллектив и общество в целом.

Необходимо развивать как вербальные, так и невербальные средства общения. Детям со зрительной патологией важно научиться самостоятельно и правильно использовать мимику, жесты и интонацию с целью:

- в своих действиях и поведении не выделяться среди нормально видящих;

- передавать адекватными речевыми и неречевыми средствами свое эмоциональное состояние.

Внимательное, заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Очень важно работу по развитию коммуникативных качеств детей с ОВЗ продолжать в семье. Родителям наравне с педагогами необходимо тренировать коммуникативные умения своего ребенка и готовить его к полноценному взаимодействию с коллективом младшей школы.

Список литературы:

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

2. Зорина С.С. Формирование коммуникативных умений у детей с нарушениями зрения. Специальное образование, №4, 2010.

3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Елисеенкова О.М. Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности / Современные проблемы науки и образования, №3, 2014.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект социально-коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Семья».

В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Реализация  данного проекта способствует гармонизации детско...

Проект социально-коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Семья».

Проект социально - коммуникативного развития для детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНВАТЕЛЬНОМУ. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ( НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА) 4-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (6-7 Л

Целью данного занятия является формирование у детей представления о живой природе родного края.Закрепляются и активизируются знания о хвойных деревьях, ягодах произрастающих в Сибири, о диких животных...

статья "Взаимодействие специалистов ДОУ в процессе развития коммуникативных умений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"

Формирование коммуникативной потребности у детей с общим недоразвитием речи является особенно актуальным, так как у данной категории детей самостоятельно она не формируется....

Статья на тему: «Значение пальчиковых игр для развития речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья».

Курганова Елена Александровна МДОУ «Детский сад № 91»,  г.о. Саранск,учитель-дефектолог. Краткое описание статьи:В статье раскрывается значение пальчиковых игр для развития ...

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой дея...