Активизация словаря дошкольника с ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Шибаева Людмила Валентиновна

Данный практический материал поможет обогатить и активизировать словарный запас у дошкольника, имеющего тяжёлые нарушения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivizatsiya_slovarya_doshkolnika_s_onr-2.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКА С ОНР

Я работаю учителем-логопедом в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. У нас в группе есть коробка с предметными картинками. Предметная картинка исчезает из коробки только тогда, когда все дети группы назовут данный предмет (слово). Бывает, что предметная картинка может лежать в коробке больше месяца. И тогда понимаешь, что нужно активизировать детскую деятельность на запоминание данного слова. Одним из таких способов является – работа со словом.

Слово усваивается быстрее, если обучение применению слова связано с его смыслом, и  в процессе работы над словом устанавливаются ассоциативные связи.

Работа со словом включает в себя несколько упражнений, выполнение каждого упражнения – игрового задания предваряется появлением картинки-символа. В дальнейшем при появлении картинки-символа ребенок может самостоятельно выполнить игровое задание.

Предлагаю вашему вниманию данные картинки-символы (Приложение 1).

1. «Сова»: назвать слово, объяснить значение.  Игровое упражнение может называться  «Почему меня так называют?» или  «Объяснялка».

2. «Грибы»: словоизменение.  Игра: «Один – много»:

1 вариант: «Я назову один предмет, а ты несколько таких предметов (гриб – грибы)».

2 вариант: «Назвать предмет со словами «один – много» (один гриб – много грибов)».

3. «Цифры»: посчитать предмет от 1 до 5.

4. «Гулливер»: словообразование.  Игра «Назови ласково» (столик, красненький, мохнатенький).  «Назови большой предмет» (ручища, ножища).

5. «Перевернутый лягушонок»: подбор слов-антонимов. Игры «Как сказать наоборот», «Неприятели».

Вариантом картинки-символа может быть «Мальчик – наоборот».

6. «Зайки»: подбор слов-синонимов. Игры  «Как сказать по-другому?», «Приятели».

7. «Дерево»: подбор  предметов, признаков, действий (зависит от того над каким словом вы работаете, если существительное, то подбираем признаки и  действия, если прилагательное – подбираем существительные и т.д.). Упражнение «Составь словосочетания с данным словом».

Обозначения слов-предметов, признаков и действий могут быть разными. Я использую следующие обозначения: белый квадрат – имя существительное, стрелка – глагол, синий треугольник – имя прилагательное.

8. «Я-ты-он…»: согласование глагола с местоимениями.

9.«Поезд»: составление предложения с данным словом.

1 вариант: «Я начинаю предложение, а дети заканчивают его данным словом». Используем все падежи: Это …(И.п.).  У меня нет … Я отойду от … (Р.п.).  Я вижу … (В.п.). Я рад …Я подойду к … (д.п.). Я любуюсь ….Я пойду в магазин за …  (Т.п.);  Я мечтаю  о …(П.п.).

2 вариант: Составить предложение с данным словом.

10. «Цепочка»: введение слова в ассоциативный ряд.  Игра «Продолжи цепочку слов». Инструкция: «Я  назову слово, а вы в ответ назовите слово, которое придёт в голову (какое припомните). Как вы думаете, а почему припомнилось именно это слово?»

11. «Семья»: подбор родственных слов.

12. «Мальчик-Вопросик»: задать вопрос с данным словом.

Играя с ребёнком в словесные игры, мы стимулируем  его интеллектуальное развитие! Уверена, что после стольких игровых заданий  картинки-слова  исчезнут из коробки и словарный запас  ребёнка станет богаче.

 

Литература:

1.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: СОЮЗ, 1999.

2.Ткаченко Т.А. Обогащаем словарный запас. – М.:  Издательство «Литур»,  2008.

3.Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы обогащение и активизации словаря дошкольников 4-5 лет.

Методы и дидактические приемы, направленные на обогащение словарного запаса воспитанников....

Использование краеведческого материала в работе логопеда при накоплении и активизации словаря дошкольников.

Данная статья рассказывает об обыте работы  по использованию  народной педагогики, материала устного  творчества, народных традиций  для решения   воспитательных,  образо...

Использование краеведческого материала в работе учителя – логопеда при накоплении и активизации словаря дошкольников.

Краеведческий материал органично впишется в любую лексическую тему коррекционного занятия. Целесообразнее начать с таких тем, как «Мой дом», «Моя семья», так как  этот мат...

Игры на обогащение и активизацию словаря дошкольников синонимами и антонимами

В данной презентации указаны игры, которые учат детей образовывать глаголы-антонимы, составлять предложения, развивают мышление, развивают умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы...

Консультация для родителей "Советы по активизации словаря дошкольников при помощи игровых речевых упражнений"

Рекомендации логопеда для работы родителей по речевому развитию в домашних условиях....

Лэпбук – как инновационное средство расширения и активизации словаря дошкольников.

Лэпбук – как инновационное средство расширения и активизации словаря дошкольников....

Активизация словаря дошкольника 3-4 лет

Консультация для педагогов по самообразованию...