Презентация Задержка психического развития
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Задержка Психического развития - "пограничная" форма дизонтогенеза, выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaderzhka_psihicheskogo_razvitiya.ppt | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
50% среди неуспевающих младших школьников – Дети с ЗПР. 70-80 тысяч детей России имеют диагноз Задержка Психического Развития.
Задержка Психического Развития – «пограничная» форма дизонтогенеза, выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций.
ЗПР - замедление темпа созревания различных психических функций, отставание в развитии психической деятельности. Термин ЗПР предложен Груней Ефимовной Сухаревой в 60-х годах 20-го века. Задержка психического развития (ЗПР)
-«Дети с трудностями в обучении» -«Дети, имеющие недостаточные способности к обучению» -«Неприспособленные» -«Педагогически запущенные» -«Дети с минимальными повреждениями мозга
Причины Задержки Психического Развития: 1.Биологические: тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода , внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы; в постнатальном периоде-черепно-мозговые травмы, эпилепсия, частые соматические заболевания. 2. Наследственность. 3. Социальные причины: гиперопека, гипоопека, социальная депривация, дефицит общения со сверстниками и взрослыми.
Классификации задержки психического развития 1) ЗПР конституционального генеза; К данному типу ЗПР относят наследственно обусловленный психический, психофизический инфантилизм - гармонический либо дисгармонический. В обоих случаях у детей преобладают черты эмоционально-личностной незрелости, «детскость» поведения, живость мимики и поведенческих реакций. В рамках ЗПР конституционального происхождения также рассматривают наследственно обусловленную парциальную недостаточность отдельных модально-специфических функций (праксис, гнозис, зрительная и слуховая память, речь), которые лежат в основе формирования сложных межанализаторных навыков, таких, как рисование, чтение, письмо, счет и другие.
Классификации задержки психического развития 2) ЗПР соматогенного генеза; Данный тип ЗПР обусловлен хроническими соматическими заболеваниями внутренних органов ребенка - сердца, почек, печени, легких, эндокринной системы и др. Особенно негативно на развитии детей сказываются тяжёлые инфекционные, неоднократно повторяющиеся заболевания в их первый год жизни. Именно они вызывают задержку в развитии двигательных и речевых функций детей. Психическое развитие этих детей тормозится в первую очередь стойкой астенией, которая резко снижает общий психический и физический тонус. На ее фоне развиваются невропатические расстройства, свойственные соматогении - неуверенность, робость, безынициативность, капризность, боязливость.
Классификации задержки психического развития 3) ЗПР психогенного генеза; Данный тип ЗПР связывается с неблагоприятными условиями воспитания, с социальным сиротством, культурной депривацией, безнадзорностью, часто данный тип ЗПР возникает у детей, воспитываемых психически больными родителями, прежде всего матерью. Нарушения познавательной деятельности у таких детей обусловлены бедным запасом их представлений об окружающем мире, низкой работоспособностью, лабильностью нервной системы, несформированностью произвольной регуляции деятельности, специфическими особенностями поведения и психики.
Классификации задержки психического развития 4) ЗПР церебрально-органического генеза. При первом варианте преобладают черты незрелости эмоциональной сферы по типу артистического инфантилизма. Если и отмечается энцефалопатическая симптоматика, то она представлена негрубыми церебрастеническими и неврозоподобными расстройствами. Высшие психические функции при этом недостаточно сформированы, истощаемы и дефицитарны в звене контроля произвольной деятельности. При втором варианте доминируют симптомы повреждённости: выявляются стойкие энцефалопатические расстройства, парциальные нарушения корковых функций и тяжёлые нейродинамические расстройства (инертость, склонность к персеверациям). Регуляция психической деятельности ребенка нарушена не только в сфере контроля, но и в области программирования познавательной деятельности.
Диагностика задержки психического развития ЗПР диагностируется не ранее 5-7 лет. До этого постановка диагноза условная –развитие детей происходит скачкообразно и допускаются довольно значительные расхождения со средней нормой. Индивидуальность темпов развития не позволяет специалисту поставить диагноз в младшем дошкольном возрасте. Диагностику таких детей нужно проводить в психолого-педагогическом аспекте.
Система комплексной помощи. Система комплексной помощи детям с ЗПР в нашей стране включает в себя создание различных моделей специальных образовательных учреждений для детей данной категории: дошкольных образовательных учреждений (групп) компенсирующего вида, специальных школ и школ-интернатов для детей с ЗПР , классов коррекционно-развивающего обучения в структуре массовой общеобразовательной школы
Дошкольные образовательные учреждения и их виды. -детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции в физическом и психическом развитии воспитанников; -детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; -детский сад комбинированного вида, в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании; -центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Медицинские показания для приёма ребёнка в ДОУ. - ЗПР церебрально-органического генеза; - ЗПР по типу конституционного (гармонического) психического и психофизического инфантилизма; - ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении и соматогенной инфантилизацией; - ЗПР психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфантилизация); - ЗПР вследствие иных причин.
Коррекционная направленность воспитания и обучения (дошкольный период). Основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств, компенсация первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений в развитии.
Коррекционное обучение и воспитание детей в школах. В школе коррекционная работа строится по адаптированным программам и учебным планам в соответствии со специальным образовательным стандартом.
Взаимодействие с семьёй. Важно, чтобы родители ребенка с ЗПР стали активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поверили в возможности своего ребенка и в положительный результат обучения
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)
Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...
Презентация педагогического проекта «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»
Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет техно...
Презентация "Развитие эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития"
В презентации раскрыты особенности эмоционального развития детей и использование антистрессовых игрушек в процессе коррекционной работы....
Презентация "Особенности развития детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью"
презентация...
Практические советы родителям детей с качественными нарушениями речи (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственной отсталости, задержках речевого развития невыясненной этиологии)
Основные советы родителям "неговорящих" детей....
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Причины возникновения задержки психического развития
К.С. Лебединской в 1980 г. был предложен свой вариант классифика-ции ЗПР. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая сис-тематика. Выделяют 4 основных типа ЗПР:♦ конституциональног...
Презентация по ознакомлению с с окружающим миром и развитию речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития по теме «Дикие животные».
Презентация по ознакомлению с с окружающим миром и развитию речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития по теме «Дикие животные»....