Образовательный проект в старшей логопедической группе: "Сказка в гости к нам пришла"
проект по логопедии (старшая группа)

Антонова Дина Юрьевна

Предварительный просмотр:

Образовательный проект

по театрализованной деятельности

в старшей комбинированной группе «Семицветик» для детей с тяжёлыми нарушениями речи

«Сказка в гости к нам пришла»

                                                   Составители:

учитель-логопед: Антонова Д.Ю.

воспитатель: Милованцева О.В.

МБДОУ «Детский сад 42»

Г. Коммунар

Гатчинский район, Ленинградская область

Пояснительная записка

    Мир детства, внутренний мир ребёнка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

Сказочные представления в театре вводят ребёнка в мир птиц и животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни. Театрализованная деятельность - это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Актуальность

   С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Участвуя, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Цель проекта:
  Приобщать детей к театральному искусству, к театральной деятельности. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

Задачи:

Обучающие:

1)Познакомить детей с видами театра (ролевой театр, театр марионеток, театр ростовых кукол, перчаточный театр, пальчиковый театр, теневой театр, настольный театр)

2) Познакомить  детей с правилами поведения в театре.

Развивающие:

1)Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

2) Совершенствовать артистические навыки детей.

 3) Развивать диалогическую и монологическую речь, обогащать и активизировать словарный запас

Воспитательные

  1. Воспитывать интерес к театральной деятельности.
  2. Воспитывать гуманные чувства у детей.

Методы и приемы работы:

- рассказ;

- беседа;

- чтение художественной литературы;

- компьютерная презентация;

- просмотр мультфильма;

- рассматривание;

- демонстрация;

- рисование;

- упражнения подражательно-исполнительского характера;
- игровое творчество, песенное, танцевальное;
- упражнения для эмоционального развития детей;
-  упражнения для развития дикции;
- упражнения для развития мимики и  детской пластики;
- репетиции;

- игры -драматизации

Формы работы с родителями:
- анкетирование;
- индивидуальные беседы;

- совместная деятельность;
- консультации;
- помощь родителей  в изготовлении костюмов и декораций.

Участники проекта:

- дети старшей комбинированной группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (5-6 лет)

- воспитатели

-учитель-логопед

- учитель-дефектолог

- психолог

-музыкальный руководитель

- родители

Тип проекта: краткосрочный, творческий, групповой.

Сроки реализации проекта: сентябрь-октябрь 2020 года, начало ноября - итоговое мероприятие

Продукт совместной деятельности: инсценировка сказки «Под грибом» (В.Г. Сутеев)

Материально-технические ресурсы:

- сказки, иллюстрации;

- аудио, видеоматериалы;

- мультимедийная техника;        

- костюмы  и декорации для театрализованной деятельности;

-атрибуты для разных видов театров

Ожидаемые результаты:

- расширение знаний о театре и профессии актёра;

- совершенствование артистических способностей детей;

- воспитание гуманных чувств детей

Этапы реализации проекта:

I этап: организационный (сентябрь)

Задачи:

- изучить уровень знаний детей о театре;

- изучить литературу по театральной деятельности дошкольников: задачи, средства, методы работы;

- составить план работы по реализации проекта;

- оформить театральную зону в группе;

 - подобрать  игры  и упражнений на развитие эмоции, мимики и пластики детей.

- подготовить консультацию для родителей: « Театральная деятельность в детском саду»

II этап: основной (октябрь)

Форма реализации

Ответственные

Дата проведения

Беседа с детьми (подведение к теме проекта через проблемную ситуацию)

Раньше, 2 раза в месяц, в наш детский сад приезжал театр. Дети всегда с удовольствием посещали театральные постановки. Но в настоящее время театр не приезжает из-за ограничительных мер, связанных с пандемией.

Детям был задан вопрос: «Что нам делать? Театр пока не может к нам приехать, но мы хотим смотреть театральные постановки.»  Дети ответили: «Будем играть в театр сами, ведь у нас есть театральный уголок.»  

Воспитатели

01.10.2020

Беседа с детьми о театре, о видах театра с демонстрацией (ролевой театр, театр марионеток, театр ростовых кукол, перчаточный театр, пальчиковый театр, теневой театр, настольный театр)

Словарная работа: театр, актёр, роль, декорации, гардероб, сцена, занавес, спектакль, аплодисменты и т.д.

Воспитатели, учитель-логопед, учитель-дефектолог

02.10.2020

Беседа «Правила поведения в театре» (с использованием компьютерной презентации)

Воспитатели

05.10.2020

Выбор сказки для постановки и последующее прочтение. Беседа по прочитанной сказке.

Словарная работа (по тексту).

( Изучая тему «Осень», один ребенок принёс в детский сад книгу В.Г. Сутева «Под грибом». Вместе с детьми мы  решили, что эта сказка отлично подойдёт для инсценировки.  А дети  будут играть роли сами. (ролевой театр)

Воспитатели

06.10.2020

Просмотр мультфильма «Под грибом»

Воспитатели

07.10.2020

Подбор адаптированного сценария в стихах.

Воспитатели, учитель-логопед, учитель-дефектолог

Выбор песни для танца «Дружба» Придумывание движений для танца

Муз.руководитель

08.10- 13.10.2020

Создание  книжки по сказке  

Воспитатели

08.10-09.10.2020

Беседа « Какими качествами должен обладать актёр»

Словарная работа: мимика, пластика, эмоции

Воспитатели

12.10.2020

Распределение ролей  

Воспитатели, учитель-логопед, учитель-дефектолог

13.10.2020

Работа над артикуляцией и дикцией будущих актёров (артикуляционная гимнастика, проговаривание чистоговорок)

Учитель-логопед, воспитатели

13.10-30.10.2020

Работа над мимикой, эмоциями  и пластикой будущих актёров

Воспитатели, психолог

Подготовка костюмов и декораций  для спектакля

Родители

13.10-30.10.2020

Разучивание ролей  

Воспитатели, учитель-логопед, учитель-дефектолог, родители

13.10-23.10.2020

Репетиции сказки и танца

Воспитатели, учитель-логопед, учитель-дефектолог, муз.руководитель

26.10-30.10.2020

3 этап: заключительный

- инсценировка сказки «Под грибом» (В.Г. Сутеев)

- Интервью с детьми

- награждение грамотами  актёров

- награждение грамотами родителей, принимавших активное участие в проекте.

Выводы по проекту:

   Театрализованная деятельность связана с игрой, а игра-это основной вид деятельности дошкольников.  Поэтому проект был интересен детям. Театрализованная деятельность  в детском саду  проходит через все образовательные области, что позволяет решать многие задачи.

     Большинство детей, участвующих в инсценировке – это дети с тяжёлыми нарушениями речи.  Для нас  было важно, вовлечь   этих детей в театральную деятельность, так как это способствует  преодолению речевых трудностей.  

    На этапе реализации   проекта  у нас возникли некоторые трудности. Одному ребёнку было сложно выучить свою роль, и мы использовали  мнемотехнику для заучивания.

  Не всем детям  удалось справиться с волнением и сыграть  роль,  используя  интонацию, мимику пластику.

   Очень важно, что родители тоже участвовали в проекте. Они также наравне с педагогами стали  участниками образовательного процесса. А также совместная работа родителей с детьми способствует полноценному развитию ребёнка.

Один из родителей, который работает учителем информатики, помог снять видео спектакля  и интервью с детьми.  А другой родитель работает в школе учителем технологии. Он, совместно со школьниками  помог нам создать  костюм  для роли воробья.

Дети, не участвовавшие в спектакле, изъявили желание поучаствовать в театральной постановке. Поэтому мы планируем реализовать  долгосрочный проект «Развитие диалогической речи дошкольников», где театрализованная деятельность - это одна и форм работы.

 

Список литературы:

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.- М., 2003.

2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1991.

3. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.

4. Ерофеева Т.И., Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М., 1994.

5. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. - М., 2002.

6. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником //Избранные психол. труды: В 2т. - М., 1986. - Т.1.

7. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

8. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2004.

9. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А.Д. Кошелевой. - М., 1983.

10. Копосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Дис. канд. пед. наук. - М., 1994..

11. Шорохова О.Н. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2006



Предварительный просмотр:

Конспект итогового мероприятия

Инсценировка сказки  « Под грибом» (В.Г. Сутеев)

Цель: Формирование умений детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям.

Задачи:

Обучающие: Учить детей разыгрывать знакомую сказку. Учить использовать для воплощения образа выразительные средства:  интонацию, жесты и мимику.

Развивающие: Развивать зрительное и слуховое внимание и память,  фантазию воображение, образное мышление. Развивать монологическую и диалогическую речь.

Воспитательные:  Воспитывать интерес к театрализованной деятельности. Воспитывать гуманные чувства детей через сказку.

Оборудование: Декорация (лес), костюмы героев сказки, магнитола, запись со звуками леса.

Роли  исполняют:

Гриб: воспитатель Маркушева А.Д.

Солнышко: Солодовник С.

Тучки: Салтыкова А., Дерманский Т.

Муравей: Корнев Н.

Бабочка: Шубина К.

Мышка: Яковлева А.

Воробей: Хамеляйнен К.

Заяц: Киселёв К.

Лиса: Виноградова Г.

Содержание

Действия героев

Солнышко:

Теплые лучи бросаю,

Землю я обогреваю.

Все моим теплом согреты,

ведь на то оно и лето.

Но всего должно быть в меру:

Деревцу, любому зверю;

Дождик тоже хорошо,

станет сразу всем светло.

Эй вы, тучи озорницы,

ветра вольного сестрицы!

Вы на дождик не скупитесь,

поскорее появитесь…

1 Тучка:

Землю каплями покроем,

лес зеленый мы умоем.

2 Тучка:

Ой, Смотрите, здесь

Грибок, вовсе ростом не высок.

Муравей:

Дождь застал меня в пути,

Надо крышу мне найти.

Лапки мокрые уж стали

Буду думать о привале. 

Я под грибом здесь укроюсь

Отогреюсь и отмоюсь.

Бабочка:

Милый, милый муравей.

Ты меня уж пожалей.

Крылья вымокли мои

Не взлетаю, погляди.

Муравей: 

Да куда ж тебе здесь встать.

Мне здесь негде уж стоять.

Бабочка: 

Ой, взлететь я не смогу,

я погибну, пропаду!

Места много не займу

Муравей: 

Ладно. Заходи. Приму.

Бабочка:

Ах, какая непогода!

Нет нигде совсем прохода.

Здесь кругом такие лужи!

Ножки посушить мне нужно.

Мышка: 

Можно с вами здесь укрыться?

Негде мне от ливня скрыться.

Дождик все идет, идет,

С меня вода ручьем течет  

Ушки, хвостик все в воде.

Помогите мне в беде.

Муравей: 

Места нет здесь.

Ты ведь видишь.

Мышка:

В тесноте, да не в обиде.

Дождик залил мою норку,

Негде спрятаться мышонку.

Бабочка: 

Ладно, прячься поскорее.

Ну, не бойся, будь смелее.

Воробей: 

Не могу совсем лететь,

Как бы мне не заболеть.

Ух, дождище поливает,

даже перья промокают,  

Не взлететь, не поиграть.

Где бы дождик переждать?

Потеснитесь хоть чуть-чуть,

Я тоже под грибок хочу.

Весь замерз я и устал.

Бабочка: 

Как бы с ветки не упал.

Мышка: 

Может пустим, муравей?

Бабочка: 

Воробьишку пожалей.

Мышка:

Мы подвинемся немножко.

Пусть обсохнет этот крошка.

Муравей: 

Воробей иди скорей

Здесь тебе будет теплей.

Заяц: 

Ой, боюсь ой-ой-ой-ой,

Лиса гонится за мной.

Негде бедному зайчишке

От лисицы злой укрыться.

Кто бы спрятал? Кто помог?

Можно мне к вам под грибок?

Помогите! Там лисица!

Нужно где-то мне укрыться!

Муравей: 

Жалко зайца мне совсем.

Бабочка: 

Места здесь нам хватит всем.

Бедный, бедный серый зайка,

Поскорей к нам залезай-ка.

Мы зайчишку защитим

И в обиду не дадим.

Мышка: 

Прячься к нам скорей, косой

Разберемся мы с лисой.

Лиса: 

Где ты, серенький мой зайка?

Ну, не прячься, вылезай-ка.

(Ворчливо)

Где ты, вкусный мой обед?

Был же здесь! И следа нет…

Ах, как славно вы сидите,

Во все стороны глядите.

Кто зайчишку здесь видал?

Где-то здесь он пробегал.

Зайца здесь вы не видали?

Муравей: 

Нет. Ведь вы за ним бежали.

Лиса: 

Ну, смотрите!

Если врете, то костей не соберете!

Может спрятали его?  

Мышка: 

Места мало без него.

Лиса: 

Что ж, и правда, зайца нет.

Пойду искать другой обед.

Тьфу. Удрал косой опять

Снова голодом мне спать.

Заяц:

Ух, ушла, и слава богу!

Пусть идет своей дорогой!

Бабочка: 

Посмотрите, нет дождя

Выходите все, друзья!

Муравей:

Как же места нам хватило?

Одному ведь тесно было.

Гриб и вправду больше стал.

Бабочка:

 Вместе всех он нас собрал.

Мышка:

Будем мы теперь дружить!

Заяц: 

В мире дружбы станем жить.

Муравей: 

Когда дружба наступает

Все герои: 

Тесно вместе не бывает!

Гриб: 

Дождик   шел,  я   подрастал

И за вами наблюдал.

И теперь все понял я,

Что вы все мои друзья.

Предлагаю станцевать,

Дружбу вашу показать.

Лес. Звуки леса.  Стоит гриб.

Появляется Солнышко

Солнышко уходит.

На сцене появляются Тучки

Выходит Муравей

 Муравей подходит к грибу

Летит бабочка мимо гриба

Говорит Муравей

Говорит бабочка

Говорит Муравей

Бабочка заходит под грибок

Пробегает мимо грибка Мышка

Говорит Муравей

Говорит Мышка

Говорит Бабочка

Пролетает Воробей

Говорит Бабочка

Говорит Мышка

Говорит Бабочка

Говорит Мышка

Говорит Муравей

Бежит мимо гриба заяц. Испуганно прячется.

Поворачивается в разные стороны, замечает грибок

Говорит Муравей

Говорит Бабочка

Говорит Мышка

Подходит Лиса

Лиса говорит сначала ласково, а потом ворчливо

Лиса подходит к грибу, замечает всех животных и

приветливо говорит

Говорит Муравей

Говорит Лиса и обходит гриб

Говорит Мышка

Говорит Лиса.

Лиса уходит

Заяц выходит из-за гриба и говорит

Говорит Бабочка

Все выходят из-под гриба

Муравей смотрит на гриб и говорит

Говорит Бабочка

Говорит Мышка

Говорит Заяц

Говорит Муравей

Говорят хором все герои

Говорит гриб

Все герои сказки танцуют танец «Дружба» (под песню «Барбарики»)




Предварительный просмотр:

    Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Театрализованная деятельность проходит через все образовательные области:

«Социально-коммуникативное развитие»

    Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

    Особая роль отводится работе с родителями. Ребенок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна. Поэтому родителей воспитанников привлекают к участию в театрализованных занятиях, праздниках, причем в качестве не только зрителей, но и исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. Это поможет им лучше узнать своего ребенка, особенности его характера, темперамента.

«Познавательное развитие»

    Через театрализованную деятельность дети знакомятся с народной культурой и бытом, с костюмами людей русской национальности, народной музыкой. Дети получают представления о сельском рубленом доме, расписном тереме, горнице, предметами старины. Средствами народных сказок, афоризмов, пословиц, поговорок, инсценировок расширяется круг приобщения к устному народному творчеству. Театрализованная деятельность помогает развить творческий потенциал ребенка, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.

«Речевое развитие»

    В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Дети вовлекаются в активную речевую работу. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

 «Художественно-эстетическое развитие»

     От красивых костюмов, декорации, музыки дети получают эстетическое удовольствие, всё это порождает в них желание создавать и творить. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. А ещё, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение «рисовать» собственные образы, развивается интуиция, смекалка и изобретательность, вырабатывается способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и выступление перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных ценностей ребенка, раскрепощение и повышение личной самооценки. При чередовании функций исполнитель-зритель, помогает ребенку демонстрировать собственную позицию, умения, знания и фантазию.

«Физическое развитие»

   Заучивая роль, дошкольник развивает память, а во время управления куклами происходит развитие мелкой моторики рук. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, то есть от лица, какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Важно всячески поощрять исполнительское творчество, развивать у ребенка способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций.

   Особую актуальность, театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребёнка в школу. Так, например, с появлением произвольности психических процессов дети должны целенаправленно управлять не только своим поведением, но и психическими процессами (вниманием, восприятием, памятью и др.). Ученые установили, что между волевой и эмоциональной сферой существует тесная взаимосвязь. Влияние эмоций на волевую регуляцию поведения проявляется в том, что переживание успеха или неудачи вызывает, или угнетает волевые усилия. Атмосфера праздника, которая создаётся вокруг театрализованной деятельности, в известной мере способствует волевой мобилизации ребёнка. При этом эмоциональные процессы заряжают и регулируют остальные психические функции: память, внимание, мышление и др. Во время спектакля дети действуют без отвлечений, очень внимательны и самостоятельны. По окончании спектакля радость достижения цели продуцирует дальнейшее целенаправленное поведение (они ещё более организованы на репетициях, готовы к мобилизации усилий для преодоления трудностей).

  Таким образом, театрализованной деятельности принадлежит большая роль в жизни и развитии детей.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ручному труду с элементами наглядного моделирования с детьми старшей логопедической группы «Сказка наоборот»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ручному труду с элементами наглядного моделирования с детьми старшей логопедической группы...

Проект «Подарок для мамы» старшая - логопедическая группа «Сказка»

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка.Проб...

«Театральная гостиная» проект в старшей логопедической группе «Сказка»

Тип проекта:По деятельности - исследовательский, творческий, игровой.По содержанию – художественно-эстетический, педагогический.По числу участников: педагоги, дети и родители старшей группы «Сказка».П...

Творческий проект для старшей группы "Отворяй ворота в гости к нам пришла зима"

Двухнедельный проект для детей старшей группы "Зимушка"...

Методическая разработка "Стихи И.П, Токмаковой в образовательном проекте для старшей логопедической группы"

Данная методическая разработка создана для изучения творчества И, П, ТОкмаковой на основе лексических тем в старшей логопедической группе...