"Космическое путешествие"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект занятия по теме "Космос" для детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kosmicheskoe_puteshestvie.doc83.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_kosmicheskoe_puteshestvie.ppt2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

Конспект подгрупповой непосредственно образовательной деятельности
для детей подготовительного к школе  возраста с общим недоразвитием  речи
по теме: «Космическое путешествие»

Тема: «Космическое путешествие».

Группа: подготовительная.

Форма организации: подгрупповая.

Авторский  медиапродукт: презентация «Космическое путешествие».

Цель: закрепить  знания  детей по лексической теме «Космос».

Программное содержание:

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1.  Уточнение и расширение представления детей о космосе.
  2. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
  3. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей.

Коррекционно-развивающие:

  1. Закрепление правильного звукопроизношения в речи;
  2. Развитие фонематического слуха и восприятия;
  3. Развитие диалогической речи на основе общения с логопедом в процессе работы;
  4. Развитие зрительного внимания и восприятия;
  5. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением;
  6. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;
  2. Воспитание внимания к собственной речи.
  3. Развитие интереса к познанию окружающего мира при использовании ИКТ.

Технологии:

  • Игровые;
  • Здоровьесберегающие;
  • ИКТ (информационно-коммуникативные технологии)

Тип НОД: обобщение и систематизация знаний по теме: «Космос».

Форма проведения: игра – путешествие.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

Оборудование: компьютерные слайды, фонограмма, макет «ракеты», конверты с заданиями, сигнальные флажки, мяч.

Предварительная работа:

1. Постановка звука Р и его автоматизация в свободной речи детей;

2. Беседа с детьми на тему: «Космос» /кто был первым космонавтом, кто такие авиаторы, космические планеты/

3. Развитие лексико-грамматической основы речи посредством подбора различных дидактических игр.

Образовательные ресурсы:.

 С.И.Карпова, В.В.Мамаева Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. –     Спб.: Речь, 2007

О.И.Крупенчук  Научите меня говорить правильно! – Спб.: Литера, 2005

М. Ю. Картушина  Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005

Интернет ресурсы: 

 http://www.logolife.ru/

 http://nsportal.ru/

 http://www.school2100.ru

                                                       «Мы должны так обучать  детей,

                                                                         чтобы они об этом даже не  догадывались».

     В ряду задач, стоящих перед системой дошкольного образования, важное место занимает подготовка детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

     Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ребенку высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

     Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития.

 В непосредственной образовательной деятельности (НОД) задачи подобраны таким образом, чтобы развивать речь детей, знакомить с окружающим миром, развивать все психические процессы.

Для достижения цели  учитывались:

-   дидактический принцип – от  простого  к сложному;

- принцип  интеграции дисциплин, в соответствии с возрастными особенностями      воспитанников, спецификой  и возможностями образовательных  областей;

-   комплексно -  тематический  принцип построения образовательного процесса;

-  решение программных образовательных задач в  совместной деятельности взрослых  и детей и самостоятельной деятельности детей.

   Использовались  методы  обучения: словесный, наглядный, практический, проблемно – поисковый;  методы  стимулирования  и мотивации  обучающей  деятельности – занимательные упражнения, поощрения, создание ситуации успеха.

   В качестве  активизации познавательных интересов  был использован  метод наглядного  моделирования  с  применением  компьютерных  технологий.

   Для  исключения  перегрузки  и  снятия эмоционального  напряжения  были включены    элементы  релаксации,  речь детей  с движениями,  физминутки.

  При планировании  НОД  учитывались  возрастные  и психофизические особенности   развития  детей с нарушениями речи.

    Я  считаю, что выбранная мною структура  образовательной деятельности  была  рациональна  для решения поставленных задач.   На  всех  этапах  НОД  осуществлялся  контроль  знаний  воспитанников (устные ответы, самостоятельная  практическая  деятельность),  создавалась  и поддерживалась   доброжелательная  атмосфера  и уверенность  каждого  ребенка  в  собственные  силы.                                                

Проведение  НОД:

I часть.  Организационный  момент.

Логопед.

-  Ребята,  вы  любите  путешествовать? (да).  Сегодня  мы  с вами  отправимся  в  необычное  путешествие,  а  куда?  -  вы  ответите  сами,  если  найдете  правильно  слово.

  - Давайте  вместе  исполним  песню-игру  «Слово  на  ладошке» (музыка  Е.  Попляновой,  стихи  Н.  Пикулевой),  а  слова  будем  искать  не  простые,  а  космические.

Я  найду  слова  везде:

И  на  небе,  и в  воде,

На  полу,  на  потолке,

На  носу  и  на  руке!

Вы  не слышали  такого?

Не  беда,  играем  в  слово!

(Логопед  называет  слово,  а  дети  пропевают  и  прохлопывают  его  ритм.  Слова:  ра-ке-та, ко-ме-та,  те-лес-коп, звез-до-лет).

-  Догадались,  куда  мы  отправимся  в  путешествие? (в  космос). Ребята,  а  как  вы  думаете,  есть ли  люди  на  других  планетах?  (ответы  детей)  Так  давайте  узнаем  точный  ответ  на  этот  вопрос.  Вы  согласны?  (да)

Ну,  давайте-ка,  ребята,

Поиграем  в  космонавтов,

В  космос  все  мы  полетим.

Собираемся  в  полет, -

Будем  строить  звездолет.

Динамическое  упражнение  «Строим  звездолет».

Хором.

                              Стучим  молотками  -  стук-стук!

(проговаривают,  ритмично  ударяя  кулачками  друг  о  друга,  ставя  сверху  то  один  кулак,  то  другой).

                               Закручиваем  гайки  -  вж… вж…

(проговаривают,  делая  вращательное  движение  кулачком  одной  руки  по  ладони  другой).

                            Свариваем  большие  листы  металла

                            на  обшивку  ракеты  -  щ…  щ…

(скользящие  движения  ладоней  друг  о  друга).

-  Посмотрите,  какой  красивый  звездолет  у  нас  получился  

А  как  еще  можно  назвать  ракету?  (космический  корабль)

-  Ребята,  а  как  вы  думаете  легко  быть  космонавтом?  (нет)  А  почему  вы  считаете,  что  это  не  легко?  (ответы  детей)

-  Ребята,  а   вы  играть  любите? (да)  Тогда  давайте  поиграем  в  игру  «Наоборот».

- Космонавт  должен  быть:

Трусливый  - смелый

Слабый  -  сильный

Злой  -  добрый

Медлительный  -  быстрый

Грустный  -  веселый

Чтоб  ракетой  управлять,

Нужно  сильным,  смелым  стать.

Слабых  в  космос  не  берут,  -

Ведь  полет  -  не  легкий  труд!

-  Но  нам  нужно  надеть  еще  специальное  снаряжение.  А  как  называется  костюм  космонавта?  (скафандр)  

Давайте  наденем  скафандр  и  отправимся  в  полет.

(Дети  произносят  слова  стихотворения  и  имитируют  одевание  скафандра)

Мы  скафандр  надеваем,

Чтобы  в  космос  полететь.

Много  нового  узнаем

Нужно  только  захотеть!

Фонопедическое  упражнение  «Ракета».

Проверяем  топливо

Дети  произносят  «ш – ш – ш…»

Открываем  и  закрываем  люки

А – а, А –а, А-а…(дети  произносят звук  А  низким  и  высоким  голосом

Проверяем  радио

Дети  произносят  звук  У  в  разных  регистрах.  Логопед  показывает  высоту голоса  рукой.

Включаем  двигатель

Произносят  звук  Р  и  вращают  кулачками  перед  грудью

-  Итак,  все  готово  к  полету!  (дети  занимают  места  в  «ракете»).  Начинаем  отсчет: пять,  четыре,  три,  два,  один…  Пуск!  (звучит  «космическая  музыка»,  на  экран  проецируется  «звездное  небо»)

II  часть.  В  космическом  царстве.

-  Посмотрите,  ребята,  как  много  звезд  вокруг!  Мир  звезд  разнообразен.  В  безоблачный ясный  вечер  небо  усыпано  множеством  звезд.  Они  кажутся  маленькими,  потому  что  находятся  далеко.  На  самом  деле,  звезды  -  это  огромные  газовые  шары,  похожие  на  солнце.

-  Вокруг  нашего  солнца  вращаются  девять  планет.

А  вот  и  первая  планета  -  МЕРКУРИЙ  (слайд  1).  Эта  планета  находится  ближе  всех  к солнцу,  она  самая  маленькая. Давайте  вместе  произнесем  это  слово  и  запомним  название  планеты  (дети  произносят  слово  Меркурий).

-  Посмотрите,  на  планете  нас  встречает  инопланетянин (слайд  2). Давайте  у  него  спросим,  есть  люди  на  планете  Меркурий  или  нет.

Инопланетянин:  (голос  за  кадром  или  наложен  на  слайд  презентации)

-  Для  того,  чтобы  узнать  ответ  на  этот  вопрос,  вам  нужно  облететь  все  планеты  солнечной  системы  и  выполнить  все  задания,  которые  вы  найдете  в  конвертах.  Возьмите  первый  конверт.

Задание: Отгадайте загадки. (Дети  произносят  отгадку,  определяют  местоположение  звука  Р (р’)  в слове,  а волшебный экран показывает им – правильно они ответили или нет )

1.   Ни  пера,  ни  крыла,

А  сильнее  орла.

Только  выпустит  хвост –

Понесется  до  звезд.  (ракета)

 2.  Почти  что  со  скоростью  света

Осколок  летит  от  планеты,

К  Земле,  направляясь,  летит  и  летит

Небесный,  космический…  (метеорит).

3.   Он  вернулся  из  полета,

Ведь  летать -  его  работа.

Всех,  кто  в  воздухе,  ребята,

Называют…  (авиатор).

-  Отправляемся  дальше!  (звучит  «космическая музыка»)

-  Мы  приближаемся  к  удивительной  планете,  которая  называется  ВЕНЕРА (слайд 3).  Она  сплошь  затянута  облаками.  Здесь  настолько  жарко,  что  можно  испечь  пироги  за  две  минуты.  Давайте  произнесем это слово  и  запомним  его.

(Дети произносят  слово  Венера,  выходят  из  корабля и находят  конверт  с заданием).

Задание: игра  «Какое  слово  отличается  от  других?» (развитие  фонематического  восприятия).

-  Поднимите  сигнальный  флажок, когда  услышите  «лишнее»  слово.

1) астроном, астроном,  гастроном,  астроном

-  Какое  слово  «лишнее»?  Кто  такой  астроном?  Что  такое  гастроном?

2)  Спутник, спутник, спутник,  путник.

-  Какое  слово  «лишнее»?  Кто  такой  путник?  Что  такое  спутник?  Что  общего  у  этих  слов?

Логопед.

-  Ну,  что ж,  ребята,  вы  выполнили  задание,  пора отправляться  дальше!  (звучит  музыка)

-  Посмотрите в  иллюминаторы,  мы  приближаемся  к  планете  под  названием  МАРС (слайд 4).  Планета  Марс  выглядит  красной  и  видна  на  небе,  как  красноватая звезда.  Давайте  произнесем  ее  название  и  запомним  его  (дети  произносят  слово  Марс,  находят  конверт  с  заданием).

Задание:  игра  «Один – много».

Планета – планеты

Космонавт – космонавты

Астронавт – астронавты

Полет – полеты

Комета – кометы

Скафандр -  скафандры

Шлем – шлемы

Иллюминатор – иллюминаторы

- А  теперь  отдохнем  и  поиграем  в  игру  «Космонавт».

Раз – два,  стоит  ракета.                         (дети  поднимают  руки  вверх)

Три – четыре, скоро  взлет.                    (разводят  руки  в  стороны)

Чтобы  долететь  до  солнца                   (круг  руками)

Космонавтам  нужен  год.                     (берутся  руками  за  щеки,  качают   головой)

Но  дорогой  нам  не  страшно              (руки  в  стороны, наклоны корпусом вправо-влево)

Каждый  ведь  из  нас атлет,                  (сгибают  руки  в  локтях)

Пролетая  над  землею                            (разводят руки в стороны)

Ей  передадим  привет.                          (поднимают руки вверх и машут)

Логопед.

- Ребята, отправляемся в полет!  Впереди  нас  ждет  встреча  с  другими  планетами (дети  занимают  свои места,  звучит  «космическая  музыка»)

-  А  вы  знаете,  кто  был  первым  космонавтом? (ответы  детей)

Правильно, (посмотрите на  экран) Юрий  Алексеевич  Гагарин  первым  совершил  полет  в  космос 12  апреля  1961  года  на  космическом  корабле  «Восток».  С  тех  пор  каждый  год  12  апреля  наша  страна  отмечает  День  космонавтики (слайд 5).

-  Из  центра  управления  полетом  получен  сигнал: Мы  приближаемся  к  планете  ЮПИТЕР,  над  которой  нависла  угроза (слайд 6).  Ей  нужно  помочь  удержаться  во  Вселенной!  А  для  этого  нужно  выполнить  задание.

Задание: Поменяйте  первый  звук  в  слове  на   звук  Р,  чтобы  получилось  новое  слово.

Хобот – робот

Танец – ранец

Забота – работа

Мычать – рычать

Макеты – ракеты

Логопед.

- Молодцы,  ребята. Справились  с заданием.  Угроза  для планеты Юпитер  миновала,  и  мы  можем  отправляться дальше  (звучит  «космическая  музыка»).

-  Посмотрите  в  иллюминаторы  -  мы приближаемся  к  планете  САТУРН  (слайд 7).

Обратите  внимание  -  эту  планету  окружают  кольца,  здесь  царит вечная  зима (дети  произносят  слово  Сатурн,  выходят  из  корабля  и  находят  конверт  с  заданием).

Задание:  игра  «Слова – родственники».

-  Выберите  только  те  слова,  которые  нам  подходят:

1) Солнце,  сон,  солнечный,  солнышко  (солнце,  солнечный,  солнышко).

2) Космос,  косматый,  космонавт,  космический (космос, космонавт,  космический).

3)  Планета,  план, планетный, планетарий (планета,  планетный,  планетарий).

-  Почему  выбрали  эти  слова?   (это  слова – родственники)

-  Что  обозначает  слово  «планетарий»?

Логопед.

-  Отправляемся  в  полет! (звучит  музыка).  Впереди  нас  ждет  планета  УРАН.  Она  находится  далеко  от  солнца  и  на  ней  очень  холодно.  Произнесите  это  слово  и  постарайтесь  запомнить. А  вот  и  она! (слайд 8)  (дети  находят  конверт  с  заданием).

Задание:  игра  с  мячом «Красивые  метеориты».

-  Закончи  предложение  словами  «красивые  метеориты».

-  Мы  видим  в  космосе…

-  В  космосе  много…

-  Мы  наблюдаем  за…

- Мы  не  можем  подлететь  к…

-  Мы  будем  долго  помнить  о…

Логопед.

- Ребята,  нам  нужно  спешить, осталось  долететь еще  до  двух  планет  солнечной  системы  - это  НЕПТУН  и  ПЛУТОН  (дети  продолжают  полет,  звучит  «космическая  музыка»).  

-  Эти  планеты,  так  же  как  и  Уран  находятся далеко  от  солнца  и  поэтому  на  них  очень  холодно  (слайд 9, 10).

Чтобы  нам  не  замерзнуть  и  не  заболеть  посылаем  им  запрос: «Есть  ли  люди  на  ваших  планетах?»  (логопед  посылает  запрос)

-  Пришел  ответ,  но  его  надо  расшифровать.

Дидактическая  игра  «Составь  предложение».

Корабль,  на,  летит,  космический,  Луна.

Яркие,  небо,  большие, на,  звезды.

Девять,  вокруг,  вращаются,  Солнце,  планета.

Люди,  Земля,  планета,  на, живут.

Родную,  на,  космонавты,  Землю,  возвращаются.

(дети  расшифровывают сообщение с  планет  Нептун  и  Плутон).

Логопед.

-  Отгадайте,  на  какую  планету  мы  сейчас  полетим?

Эта планета  -  любимый  наш  дом,

На  ней  мы  с  рожденья  до  смерти  живем.

Планета  прекрасна:  моря,  океаны,

Цветы  и  деревья  там,  разные  страны.

И  солнце  сияет  с  зари  до  заката,

Что  за  планета,  скажите,  ребята?

(дети  отвечают  -  ЗЕМЛЯ,  звучит  «космическая  музыка»).

-  Ребята,  мы  так  и  не  получили  ответ  на  наш  вопрос:  живут  люди  в  космосе  или  нет?  А  вы  как  думаете? (ответы  детей)

-  Посмотрите в  иллюминаторы,  мы  подлетаем  к  самой  чудесной,  к  самой  красивой  и  любимой  планете  ЗЕМЛЯ (слайд 11).  Ребята,  а  как  вы  думаете,  почему  наша  планета  такая  разноцветная:  голубая,  зеленая,  желтая? (на  земле  есть  вода,  леса,  горы,  пустыни,  льды  и  т. д.)

- А  можно  сказать,  что  на  нашей  планете  есть  жизнь? (да,  здесь  живут  люди, животные,  птицы,  насекомые,  рыбы,  растения)  А  как  вы  думаете,  без  чего  не было  бы  жизни на  нашей  планете?  (без  воздуха).

- Правильно, воздухом  дышат  растения  и  животные, и  мы  с  вами  тоже не  можем  жить  без  воздуха.  

III часть.  Подведение  итогов.

Логопед.

- Наш  корабль  благополучно  приземлился! Ребята,  вы  облетели  все  планеты  солнечной  системы,  кому  какая  планета  больше  запомнилась  и  почему?  (ответы  детей)

-  Мы  с  вами летали  на  разные  планеты,  но  в  каких  бы  далеких  далях  мы  не  побывали,  прекраснее  нашей  планеты  нет!

-  Ну  что ж, вы  очень  устали  от  путешествия, а  теперь ложитесь  удобно  на  коврики,  и  послушайте, что  я вам  расскажу (звучит  спокойная  музыка,  релаксация  сопровождается  рассказом логопеда).

-  История  эта  началась  очень  давно,  и  до  сих  пор  продолжается. Был  у  матери  Природы  звездный сын.  Он  вырос,  и  пришла  ему  пора  царствовать.  Подарила  ему  мать  Природа  маленькую  и  хрупкую  планету  Земля.  Стал  он  ее  беречь,  заботиться  о  тех,  кто  жил  на  ней.  Сажал  леса,  помогал  животным  и  был  за  всех  и  за  все  в  ответе.  Помнил  он,  что  ни  за  какие  богатства  нельзя  купить  пение  птиц,  чистый  воздух  и  счастье  жить  среди  такой  красоты  (музыка  прекращается).

-  Наше  космическое  путешествие  закончилось, и я  хочу  вам  подарить  на  память  о  нем  звездочки:  кому  сегодняшнее  путешествие  понравилось  -  возьмет  красную  звездочку,  а  кому  сегодня  было  трудно  -  возьмет  синюю  звездочку  (дети  делают  выбор  и  объясняют его).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

ВЕНЕРА – самая близкая к нам планета, носит имя Богини любви.

Слайд 4

Планета МАРС

Слайд 5

12 апреля 1961года состоялся первый полёт в космос

Слайд 6

Планета – гигант - ЮПИТЕР

Слайд 7

Планета САТУРН – одна из ведущих планет Солнечной системы Её опоясывают плотные кольца

Слайд 8

Уран – седьмая планета Солнечной системы

Слайд 9

планета НЕПТУН Поверхность планеты напоминает синее море.

Слайд 10

ПЛУТОН – крошечное холодное космическое тело

Слайд 11

Наша планета - ЗЕМЛЯ

Слайд 12

Интернет-ресурсы: http://www.logolife.ru/ www . kosmoszapusk . info ; viKi . rdf . ru http://pds.ipl.nasa.gov/planets/index.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно - интеллектуальное развлечение "Большое космическое путешествие"

Развитие потребности в движениях, потребности в здоровом образе жизни, совершенствование психофизических качеств....

Конспект занятия на тему: « Космическое путешествие»

Занятие по математике в подготовительной группе...

Физкультурное занятие "Космическое путешествие"

Конспект физкультурного занятия  в средней группе....

Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету» «Космическое путешествие на неизведанную планету»

Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету»...

Сценарий космического праздника "Космическое путешествие"

Сценарий спортивного праздника «Космическое путешествие» Подготовил воспитатель Карапетян Л.Б., Дюнова Г.В.Цель: Развитие выносливости  средствами физических упражнений.Задачи: Расшир...

Игра – путешествие, посвященная день рождению Ю.А. Гагарина «Космическое путешествие»

Игра – путешествие,посвященная день рождению Ю.А. Гагарина«Космическое путешествие»...