Дыхательная гимнастика Упражнения для развития речевого дыхания
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система-это энергетичекая база для речевой ссистемы.Дыхание влияет на звукопроизношение,артикуляцию и развитию голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а так же продолжительность, силу и правильное распределение воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Дыхательная гимнастика

                   Упражнения для развития речевого дыхания

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на

звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

                                                «Загнать мяч в ворота».

Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.

                                                «Подуть через трубочку».

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску из бумаги, закрепленную между бровями и свисающую до середины лица. При правильном выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться как можно дольше удерживать ее на выдыхаемой воздушной струе. Следить, чтобы щеки не надувались.

                                               «Кто дальше загонит мяч».

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не дс, то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

                                                           «Футбол».

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".

                                                      «Сдуть снежинку».

Цель: вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка.

Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1×1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.    

               

                                                         «Снег».

    Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.              

                       «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».

Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила.                 Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

    Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «буль-бульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «Буль-бульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

                                                Волшебные пузырьки.

    Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

                                              «Вырастим большими».

    На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5-6 раз.

                                                    «Дровосек».

     Исходное положение — широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» — поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице — глубокий вдох через нос. «Два» — наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) — усиленный выдох через рот. «Три» — исходное положение. Повторить 7-8 раз в медленном темпе.

                                                «Гуси шипят»                                                                                                                                                      Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» -наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4-5 раз в медленном темпе.

                                                     «Косарь».

     Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! ж-у-х!» Повторить 7- 8 раз в среднем темпе.

                                              «Пилим дрова».

                                  Упражнение выполняется парами.

Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая, и разгибая руки в локтях, имитировать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Ж-ж-ж-ж». Повторять в течение 35-40 секунду в медленном темпе.

                                                «Паровоз».

    Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука, отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Повторять в течение 35-40 секунд.

                                             «Надуй шар».

    Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» - сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» - усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

                                            «Спускай воздух».

    Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую накачанную воздухом резиновую камеру. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через рот; «три, четыре, пять, шесть» -спустить воздух из камеры со звуком «с-с-с-с!». Повторять 3—4 раза в медленном темпе.

                                              «Подуй на свечку».

     Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3-4 раза.

                                                                                                                               

                                                    Цветочный магазин.

     Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

                                                 «Кто спрятался?»

   На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с

одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что

картинка находится под тоненькими полосками гофрированной бумаги. Ребёнку

предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет

видно картинку

                                                     «Дудочка»

Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки

от ручек. Дуем в них.

                                                     «Греем руки»

   Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же

упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок

ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок»

холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении

звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дыхательных упражнений для развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи.

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох - более ак...

«Использование дыхательных тренажеров для развития речевого дыхания у детей раннего возраста»

Данный материал, поможет воспитателям детей раннего возраста в игрофой форме развить речевые способности детей....

«Дыхательные упражнения для развития речевого дыхания»

Речевое дыхание- основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Цель тренировки речевого дыхания – выработка именно плавного длительного выдоха, а не умение вдохнуть поболь...

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Цель данных упражнений – развитие вдоха через нос и плавного, длительного выдоха через рот. При этом необходимо следить, чтобы плечи не поднимались, щеки не надувались....

Дыхательная гимнастика. Дидактические игры и упражнения для развития речевого дыхания

Цель: формирование речевого дыхания посредством дидактических игр и упражненийЗадачи:- способствовать увеличению объёма дыхания;- развивать умение выполнять плавный длительный выдох, направлять с...

Консультация для родителей на тему: Дыхательная гимнастика для развития речевого дыхания.

Консультация для родителей на тему: Дыхательная гимнастика для развития       речевого дыхания.    Как педагогам, так и родителям давно известно, что дыхат...