Пальчиковая гимнастика
учебно-методический материал по логопедии

Калиниченко Надежда Валентиновна

«Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики.

Многие сознательные мамы знают о том, что пальчиковые игры полезны, потому что улучшают координацию мелких движений ребенка, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

«Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики.

Многие сознательные мамы знают о том, что пальчиковые игры полезны, потому что улучшают координацию мелких движений ребенка, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров.

«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Пальчиковые игры способствуют более тесному контакту матери с ребенком. Они эмоционально окрашены, что позволяет их даже пропевать. У ребенка развивается усидчивость, умение слушать, повышается речевая активность, развивается память. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Тренировку пальцев рук уже можно начинать с потешек в возрасте 6-7 месяцев: мама делает массаж кисти рук и каждого пальчика ребенка, каждой его фаланги. Проводится разминание, поглаживание, сгибание и разгибание пальчиков ежедневно в течение 2-3 минут. Дети от года чаще воспринимают игры с одной рукой. После двух лет – с обеими руками. А после трех лет малыши могут развивать творческие способности, сами придумывая движения к ним.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.

У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.

Учёным и педагогам хорошо известно, что если ребёнок плохо говорит, то у него плохо сформирована мелкая моторика. И, наоборот, от уровня развития мелкой моторики зависит уровень развития речи. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками строго регламентированы по времени. Поэтому пальчиковые игры с применением LEGO-конструктора мы проводим в вечернее время.

Чистая, правильная речь детей перед поступлением в школу - главный критерий в оценке уровня речевого развития дошкольников. Поэтому целью методической разработки является систематизация и использование передового традиционного опыта по развитию мелкой моторики, создание авторских инновационных технологий в решении данного вопроса, а так же сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому принадлежит высказывание « Ум ребенка – на кончиках его пальцев». Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровня развития мышления, памяти и внимания.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

Цели :

Укрепление здоровья детей;

Создание комфортных условий для ребенка;

Повышение интереса и мотивации к занятиям;

Развивать мелкую моторику рук через LEGO-конструктор и пальчиковую гимнастику.

Задачи :

--Воздействие на биологически активные точки организма;

--Стимулирование речевых зон коры головного мозга:

--Развивать речь детей , расширять словарный запас;

--Развивать конструктивные навыки и творческие способности;

--Расширять кругозор детей;

--Развивать психические способности с помощью LEGO– конструктора;

--Развивать мелкую моторику рук.

Как уже было выше сказано, что развитие речи и мышления ребенка зависит от совершенствования его мелкой моторики. Ассортимент современных детских игрушек необычайно богат. Различные мозаики, пазлы, шнуровки, конструкторы разной сложности будут полезны как девочкам, так и мальчикам. Особой популярностью у детей и их родителей пользуется LEGO-конструктор. Вот, например, как можно его использовать в целях развития мелкой моторики малышей.

1. Внимательно рассмотрите детали конструктора: большие, средние и маленькие «кирпичики». Покажите, как они соединяются между собой. Постройте разноцветную пирамидку. Комментируйте свои действия и обязательно вовлекайте детей в игру. Пусть попробуют присоединить хотя бы один «кирпичик». Когда дети поймут принцип, по которому соединяются детали, можно будет построить маленький домик.

2. Не надо расстраиваться, если дети будут ломать созданные вами сооружения. Ведь в этот момент его пальчики активно работают, а следовательно, тренируется мелкая моторика рук. Вместе смалышом разбирайте башни, дома, мосты. После занятия складывайте в коробку раскиданные по полу детали.

3. Как правило, в наборе LEGO бывают деревья, а если, деревьев нет , то можно их построить из конструктора LEGO . Вместе с ребенком надо придумывать необыкновенную историю. Вначале расставьте деревья в произвольном порядке и расскажите про лес, в котором живут зайчик, лисичка и другие дикие животные и птицы. Пофантазируйте. Например, в лес пришла беда: подул сильный ураганный ветер, и все деревья упали. Где теперь будут жить звери? Давайте им поможем и из LEGO соберём постройку.

Данный материал будет полезен логопедам, воспитателям для занятий по лексическим темам.

Игровой самомассаж с конструктором LEGO

1, 2, 3, 4, 5!

В конструктор будем мы играть!

В конструктор будем мы играть

Своим ручкам помогать!

Конструктор в руки мы возьмём

На руку левую кладём,

Правой ручкой накрываем

И ладошками катаем.

Сейчас руки поменяем,

Точно также покатаем.

В ручку правую возьмём

И сильней его сожмём!

Руку быстро разжимаем,

На "пианино" поиграем.

В ручку левую возьмём

И сильней его сожмём.

Руку быстро разжимаем,

На "пианино" поиграем.

Мы конструктор убираем

Быстро пальчики считаем!

На левой ручке посчитаем,

Пальцы быстро загибаем.

Раз, два, три, четыре, пять!

На правой ручке посчитаем,

Пальцы быстро загибаем.

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём!

 (Загибаем-разгибаем пальчики

на обеих руках одновременно)

(Кулачки-ладошки ударяем

друг о друга поочерёдно)

(Выполняем действия

в соответствии с текстом, прокатывание конструктора

между ладонями)

(Меняем положение рук прокатывание конструктора

между ладонями ,левая рука сверху)

(Сжимаем конструктор в правой руке)

(Имитируем игру на пианино

правой рукой)

(Сильно сжимаем в левой руке)

(Имитируем игру на пианино

правой рукой)

(Убираем на край стола)

(Загибаем пальцы на правой руке)

-(Загибаем пальцы на левой руке)

(Интенсивно трясём ладошки,

продолжаем занятие)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...