Игры на ассоциации.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Малышевская Наталия Андреевна

Практический материал игр в ассоциаци для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_igry.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Детские игры «Ассоциации» для развития мышления и воображения

Игра «Ассоциации» – хороший способ развить мышление, словарный запас, память и воображение. Играть могут дети разных возрастных групп, в зависимости от этого задание можно усложнять и облегчать. Развитие ассоциативного мышления крайне важно для дошкольника, ведь оно влияет на общие интеллектуальные способности. Играть в ассоциации несложно и увлекательно, родители могут заниматься с ребенком в любое время


Что такое ассоциативное мышление и почему его важно развивать у детей

Ассоциация – мысленная, тактильная или визуальная связь, когда при контакте с одним объектом вспоминаются другие образы, явления, ситуации. Следовательно, ассоциативное мышление – умение образно мыслить, находить аналогии. Это помогает понимать и запоминать информацию, генерировать идеи. Например, если пароль от банковской карты 1812, то в памяти сразу всплывают наполеоновские войны. Вспоминая их каждый раз при операциях в банкомате, человек будет набирать правильный код.

Чтобы ребенок рос интеллектуально развитым, его ассоциативное мышление необходимо регулярно стимулировать. Цель игры «Ассоциации» – приучение дошкольника при запоминании новой информации каждый раз включать воображение, перебирать в памяти то, с чем можно связать полученные сведения.


Выделяют 4 вида ассоциаций:

  • по схожести – внешней, функциональной, структурной, смысловой (огонь-костер);
  • по противоположности (горячий-холодный);
  • по пространственно-временной связи (мясо-котлета);
  • по причинно-следственной связи (сырость-простуда).



Правила игры «Ассоциации»

Дидактическая игра «Ассоциации» существует во множестве вариаций. Она вызывает интерес у детей всех возрастных групп, в нее играют парами и большой компанией. Общий принцип простой: один игрок называет слово, картинку, предмет, или изображает задуманное мимикой. Остальные, разобравшись в полученной информации, придумывают ассоциации.

Уровень сложности варьируется в зависимости от возрастной категории детей и их общего интеллектуального развития. Для воспитанников младшей возрастной группы следует выбирать простые слова и изображения, строить из них короткие ассоциативные цепочки. Дошкольникам старшей группы и школьникам интересно играть в сложные игры, когда нужно формировать длинные цепочки.


Игры «Ассоциации» бывают:

  • вербальные – цепочки формируются словами;
  • образные – используются изображения, мимика, телодвижения;
  • предметные – демонстрируются предметы.

Угадай по признакам

Ведущий произносит два прилагательных, характеризующих некое понятие или явление. Игроки пытаются угадать, о чем идет речь. Например, произнесенные слова – холодный и сладкий. Можно догадаться, что речь идет о мороженом.

Цепочка

Первый участник произносит слово. Следующий ребенок придумывает на это слово ассоциацию. И так все игроки поочередно. К примеру: небо – туча – дождь – земля – огород – овощи – урожай. Повторяться нельзя.


Ассоциация по схожести

Игра рекомендуется для работы со старшими дошкольниками и школьниками, у которых уже достаточно развит словарный запас.

Дети становятся в круг. Воспитатель бросает каждому по очереди мяч, называет объект. А игрок должен, просив мяч обратно, сказать, на что этот объект внешне похож. Ребенок, который не смог назвать ничего похожего, выбывает. Победителем становится последний оставшийся в круге игрок.


Вот примеры для игры:

  • змея – веревка;
  • лампа – груша;
  • лед – стекло;
  • сугробы – одеяло;
  • гора – верблюжий горб;
  • стрекоза – вертолет;
  • кочан капусты – голова;
  • одуванчик – солнце;
  • облако – вата;
  • лужа – зеркало;
  • еж – кактус;
  • пуговица – пятачок свиньи;


Слова из слова

Ведущий загадывает длинное слово, разбивает его на слоги. А игроки должны из каждого слога составить отдельное слово, прибавив к нему часть спереди, сзади или обеих сторон


Например, загадано слово «переводчик»:

  • «пе» – печь;
  • «ре» – река;
  • «вод» – вода;
  • «чик» – ключик.



Противоположности

Ведущий называет прилагательное, а дети должны вспомнить обратное по значению слово:

  • темный – светлый;
  • солнечный – пасмурный;
  • свежий – тухлый;
  • веселый – грустный;
  • молчащий – говорящий;
  • далекий – близкий;
  • мягкий – жесткий.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра патриотической направленности на ассоциацию "Флаги мира" и дидактическая патриотическая игра "Найди флаг РФ"

Данная игра поможет ребенку 6-7 лет ознакомиться с геральдикой. Игра содержит две игры, котрые заинтересуют любого дошкольника.Дидактическая игра "Флаги мира" позволит ребёнку изучить не только флаги ...

Игры на ассоциации

Для использования на логопедических занятиях...

Игры на ассоциации для детей дошкольного возраста

Игры на ассоциации помогают создавать взаимосвязи предметов, явлений, образов в сознании человека. Такие игры очень полезны не только детям, но и взрослым. Они развивают мышление, внимание, память, во...

Дидактическая игра «Лото-ассоциации».

Данная дидактическая игра – это, развивающая игра для дошкольников. Она рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста. Данный вид дидактической игры интересен детям тем, что...

Игры в ассоциации

Игры в ассоциации, как играть и чем они полезны?...

Дидактическая игра. Лото – ассоциации «Великая Отечественная война».

Дидактическая игра «Лото-ассоциации «Великая Отечественная война»Цель: формирование патриотических чувств у детей 6-7 лет через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны...

Дидактическая игра "Зимний лабиринт. Ассоциации". Распечатай и играй

Развитие ассоциативного мышления, внимания....