Массаж ложками в логопедической работе
консультация по логопедии

Загний Юлия Юрьевна

коррекционная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samomassazh_v_korektsionnoy_rabote.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

САМОМАССАЖ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ

В системе образования с каждым годом наблюдается рост детей с нарушениями речи. Поэтому актуальным остается поиск новых способов и методов коррекции сложных речевых дефектов, использование которых будет способствовать более быстрому и эффективному развитию компенсаторных возможностей детского организма.

Возникает необходимость комплексной коррекции данной категории детей, через включение в различные виды деятельности разнообразных приемов массажа и самомассажа.

Всем известно, что массаж – это мощный биологический стимулятор. Логопедический массаж направлен на нормализацию произносительной стороны речи. Цель массажа: стимуляция кинестетических ощущений, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса.

Логопедический массаж может проводить дефектолог, логопед или медицинский работник владеющий техникой этого массажа и прошедшие курс специальной подготовки. Что же делать обычному специалисту и педагогам в садах которых нет логопеда? В этом случае может помочь самомассаж, который выполняется самим ребенком.

Выполнять массаж можно как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно с воспитателем и дома с мамой. Для самомассажа можно использовать разные подручные предметы: шишки, зубные щетки, катушки, колючие шарики (су-джок), камешки и шарики марблс, бигуди, ложки и др. Нас интересует применение массажа ложками в логопедии – и оно поистине революционно.

Сторонником массажа и самомассажа является О.И.Крупенчук. Обратив внимание на ее работы, взяла себе на заметку прием самомассажа ложками и адаптировала его в своем учреждении. Так скучные занятия логопеда превратились в увлекательную игру с ложками.

Преимущества массажа ложками:

  • ложка – слово, известное абсолютно всем и с ней умеют обращаться все.
  • ложки есть в каждом доме и их легко приобрести.
  • безопасны
  • массаж ложками можно освоить всем и даже родителям
  • во время массажа дети усваивают названия частей лица, предлогов, предложных слов и развивают мелкую моторику.
  • не требует стерилизации (обрабатывается раствором питьевой соды, так же как вся посуда в дошкольном учреждении).
  • не вызывает страха у детей, как зондовый массаж.

Существуют противопоказания к проведению массажа ложками:

  • при остром инфекционном заболевании, насморке, простуде;
  • при высыпаниях, гнойничках, трещинах на коже лица, герпесе или конъюнктивите;
  • при аллергии, синяках на лице, солнечных ожогах;
  • при воспалении во рту, выпадении зубов.

Выбор ложек тоже должен иметь особый подход. У детей дошкольного возраста артикуляционный аппарат не такой большой и поэтому кофейные ложки подходят идеально, как для массажа на лице, так и для массажа во рту. При выборе ложек необходимо обратить внимание на края. Они должны быть гладкими и округлыми. На каждого ребенка должна быть пара ложек.

Курс массажа составляет 10-15 дней, проводить можно индивидуально и в подгруппах по 3-4 ребенка. Все зависит от индивидуальных особенностей и потребностей детей с ОВЗ. Массаж может проводиться как отдельно от занятия, так и являться частью коррекционно-образовательной деятельности, используя его элементы частично.

Обучая детей самомассажу, специалист показывает каждый приём на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или музыку. Процедура самомассажа ложками проводится в игровой форме.

На 1 этапе дети запоминают части ложки в стихах. (кончик, ямка, черпачок,горка, боковые края, черенок)

Этот этап можно проводить в физминутках (пальчиковая гимнастика), игровых приемах, режимных моментах. Движения выполняются поочередно, сначала правой рукой затем левой рукой, до тех пор пока дети не запомнят части ложки.

Черпачок кручу, любя,

От себя и на себя.

Есть у ложки кончик, бок,

Ямка, горка, черенок…..

Смотрит ложка ямкой вниз

И дрожит, как тонкий лист.

А теперь обняв, держу,

Пальчик в ямку положу.

Лодка ходит по воде –

Круг рисую я везде.

Снизу пальчик ставлю – что ж,

На кого теперь похож?.......

Ай да, ложечка моя,

Дай тебя поглажу я!

(Ложку держим вертикально, поворачивая ямкой от себя и к себе)

(Одной рукой держим ложку, другой показываем кончик, бок, ямку, горку, черенок)

(Держим ложку горизонтально ямкой вниз двумя пальцами за кончик и покачиваем вверх-вниз)

(Захватываем ложку сверху кулачком, но большой палец в ямке)

(Имитируем движения лодки)

(Захватываем ложку сверху кулачком, большой палец снизу черпачка со стороны горки. Большой палец ходит вверх-вниз, имитируя рот)

(Держим ложку вертикально и гладим пальчиком указательным по черпачку)

После того как дети выучили и запомнили части ложки можно приступать ко 2 этапу: массаж и самомассаж лица. На начальном этапе логопед проводит массаж индивидуально с ребенком, для того чтобы познакомить с частями лица, движениями и направлениями ложкой на лице.

Взрослый читает стихотворение и показывает движения, а дети повторяют. Стихотворение является ритмом, в котором должны совершаться движения, а также порядок этих движений, что не мало важно для детей с ОВЗ.

Лоб погладили мы нежно

И расслабили прилежно…

(круговые движения по середине лба)

Как погладить щеки нам,

Не сдвигая кожу там,

(круговые движения по щекам)

Растереть свои височки,

Надавив в последней точке,…

Повернуть боками ложки,

Вытирать со щёчек крошки.

(краями ложек собирать «крошки»)

После складочки скребём –

(краями ложек «скребем» над верхней губой)

Нажимаем их потом.

(частое нажатие кончиками ложек по носогубным складкам)

Поскребём по губкам тоже –

Забывать о них негоже.

(скребущее движение по верхней и нижней губе кончиками ложек)

И нажмем концами ложек,

Как нажать их мог бы ёжик.

(частые нажатия кончиками ложек по всей длине губ)

II.

Разомнем получше щёки,

Круг рисуя там глубокий

Там, где губок уголочки,

Крутим мелкие кружочки

Щёки можно посдвигать

Вверх и вниз, и вверх опять.

И у мышц жевательных

Покружить желательно.

И у подбородка

Круг рисуем чётко.

Гладим личико. Опять

Начинаем разминать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: Развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования логопедического массажа ложками.

В презентации и докладе освещены актулаьность, цели и задачи использования логопедического массажа ложками в работе над произносительной стороной речи неслышащих дошкольников. Описаны противопоказания...

Буклет логопедический массаж ложками в сеьях неслышащих дошкольников.

В буклете представлен практический материал для реализации полученных знаний на мастер-классе. Буклет включает упражнения на развитие мелкой моторики, массаж и самомассаж лица, речевой материал сопров...

Мастер класс « Логопедический массаж ложками как средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников"

1.     опыт работы на тему:«Логопедический массаж  ложками,как средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников»....

Буклет "Логопедический массаж ложками"

Массажные движения лица   сначала выполняет ребенку кто-то из взрослых, а затем, постепенно обучайте ребенка самомассажу (используйте зеркало – это поможет ребенку контролировать выполняемые...

Логопедический массаж ложками

ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА ЛОЖКАМИ- улучшени е качества артикуляционных движений,- помощь в формировании нужного уклада артикуляционных органов,...

Опыт работы по теме «Организация коррекционной работы с использованием методики О.И. Крупенчук» (Логопедический массаж ложками)

Логопедический массаж ложками по методике О.И.Крупенчук - это целая система занятий в игровой форме, направленная на коррекцию речевых особенностей детей. Данный метод представляет собой одну из логоп...