Подробнее про нарушения звукопроизношения и логопедическую помощь при нем
консультация по логопедии

Коротаева Диана Александровна
 

Этапы логопедической работы при нарушении звукопроизношения

1. Подготовительный этап. Цель: включить ребенка в логопедический процесс. Логопед должен расположить ребенка к  себе, вызвать интерес к занятиям. От логопеда требуется тактичность, огромное желание помочь ребенку. Поэтому важен психологический подход к ребенку. Важно добиться, чтобы ребенок усвоил правила поведения на занятиях, чтобы логопедическое занятие было для него интересным. Здесь логопед должен приложить все усилия, привествуется артистизм логопеда, эмоциональность.

 Основные логопедические задачи этого этапа: узнавать и различать звуки и формировать артикуляторные умения. При акустико-фонематической форме дислалии главное заключается в том, чтобы научить ребенка различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Чтобы выработать правильное произношение звука, ребенок должен его услышать и уметь дифференцировать среди других звуков, сначала неречевых. Ничего не может быть лучше детских музыкальных инструментов. Сначала 2 инструмента, потом подключать более 3 инструментов (набор инструментов).

Для формирования артикуляторной базы разработаны разные типы упражнений. Ребенок учится под руководством логопеда формировать артикуляционный уклад движений. Логопед объясняет ребенку правильную артикуляцию звука, предлагает ему повторить. После этого под зрительным контролем перед зеркалом, ребенок добивается нужной позы. При затруднении- логопед помогает ему логопедическим зондом. На следующих занятиях ребенок по устной инструкии логопеда выполняет движение без опоры на зрительный образец. Когда логопед ставит звук, он должен избегать упоминаний о том звуке, который он ставит, так как ребенок будет думать о звуке, который неправильно произносит, и будет  непроизвольно снова его произносить неправильно.

2 этап. Формирование произношения. Цель этого этапа -умение правильно произнести звук. Вначале новый, поставленный звук,  смешивается со старым, при этом страый звук произносится чаще, чем новый звук. Но, затем, новый звук начинает произноситься чаще и, постепенно вымещает старый, неправильный звук. Выделяют три способа постановки звуков: по подражанию, с механической помощью и смешанный. Чаще всего используют постановку звука с механической помощью, так как это быстрее по времени, и лучше для ребенка, он меньше преутомляется.

После постановки звука следует автоматизация звука. Сначала в слогах, затем в словах и вводится в обиходную речь. Но, это должны быть специальные слоги и слова, чтобы они не содержали нарушенных звуков и были  простыми  фонетически. Автоматизируя тот или иной звук используют разнообразные приемы: повторение, самостоятельное называние слов по картинам, игры. Лучше использовать реалистичные картины, например, фотографии, так как это лучше усваивается ребенком. Если требуется, проводится дальнейшая дифференциация звука. Дифференцируются звуки попарно в словах: новый звук и звук, который раньше был его заменителем,  или звуки, которые смешивал. Методы и приемы работы те же, что и при автоматизации звука.

3 этап. Формирование коммуникативных умений и навыков. Цель-введение звука в свободную речь ребенка. Используются материал, который насыщен различными звуками, это могут быть загадки, пословицы, поговорки, стишки, потешки, инсценировки и т.д.

Если встречаются сложные дислалии, то работу следует проводить поочередно по исправлению каждого звука, т.к. звуки исправлятся строго в определенной последовательности. Над какими-то звуками  работают одновременно, над другими звуками работают только последовательно. Все эти особенности хорошо знает логопед.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нарушение звукопроизношения у детей и роль семьи в его коррекции

Слайд 2

Нарушение звукопроизношения у детей и роль семьи в его коррекции Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Но это возникает из-за непонимания того факта, что дети большее время проводят с родителями.

Слайд 3

Нарушение звукопроизношения у детей и роль семьи в его коррекции Родители должны знать, когда в норме возникают правильно произносимые звуки Возраст ребенка 1-2 года 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет Звуки А О Э П Б М И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й С З Ц Ль Ш Ж Ч Щ Л Р

Слайд 4

Нарушение звукопроизношения у детей и роль семьи в его коррекции Группы звуков, которые обычно нарушаются у детей дошкольного возраста: свистящие – С, СЬ, З, ЗЬ шипящие - Ш, Ж аффрикаты – Ц, Ч, Щ сонорные – Л, ЛЬ, Р, РЬ заднеязычные – К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ

Слайд 5

Нарушение звукопроизношения у детей и роль семьи в его коррекции Различают три формы нарушения звуков: искаженное произношение звука (например – горловой звук Р) отсутствие звука в речи ребенка (например, коова вместо корова) замена одного звука другим ( колова )

Слайд 6

Нарушение звукопроизношения у детей и роль семьи в его коррекции Кроме видов и форм нарушения звукопроизношения, существуют три уровня нарушения звуков: полное неумение произнести звук правильное произношение изолированного звука, но искажение или пропуск его в спонтанной речи, т,е , недостаточная автоматизация звука смешивание звука в речевом потоке с другим, близким по артикуляции или звучанию, т.е. нарушение дифференциации звуков.

Слайд 7

Нарушение звукопроизношения у детей и роль семьи в его коррекции Родители должны знать, что стойкие формы дефектов произношения, различные формы недоразвития речи не исправляются с возрастом. Исправление искажений произношения звуков и выработка правильного произношения требуют систематической и напряженной логопедической работы

Слайд 8

Нарушение звукопроизношения у детей и роль семьи в его коррекции Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.

Слайд 9

Нарушение звукопроизношения у детей и роль семьи в его коррекции Коррекция нарушений звукопроизношения проводится в несколько этапов. 1. Прежде, чем приступить к постановке звуков, ведется предварительная работа: развитие моторики артикуляционного аппарата (укрепление мышц губ, щек, языка); развитие правильного физиологического и речевого дыхания; развитие фонематического слуха (умение слышать и различать звуки речи). Задача родителей на данном этапе, регулярно выполнять вместе с ребенком комплекс упражнений по развитию артикуляционного аппарата.

Слайд 10

Нарушение звукопроизношения у детей и роль семьи в его коррекции 2. Постановка звука. Это процесс обучения ребенка правильному произношению определенного звука. Ребенка учат придавать своим артикуляторным органам то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания. Эта работа проводится учителем–логопедом с помощью специальных приемов. Помощь родителей на данном этапе заключается в дальнейшем развитии артикуляционного аппарата и выполнении приемов по вызыванию отсутствующих звуков в домашних условиях.

Слайд 11

Нарушение звукопроизношения у детей и роль семьи в его коррекции 3. Автоматизация поставленных звуков – один из самых длительных и сложных этапов. Как только удается добиться правильного звучания изолированного звука, сразу переходят к следующему этапу коррекции звукопроизношения — к этапу автоматизации, то есть к обучению ребенка правильному произношению звука в связной речи. Следует отметить, что сразу после постановки звука ребенок не сможет произносить все слова с новым звуком правильно.

Слайд 12

Нарушение звукопроизношения у детей и роль семьи в его коррекции Автоматизация звука осуществляется при условии постепенного нарастания сложности речевого материала: автоматизация звука в слогах; автоматизация в словах; автоматизация в специально подобранных фразах; автоматизация в текстах, насыщенных вновь воспитываемым звуком; автоматизация в обычной разговорной речи.

Слайд 13

Нарушение звукопроизношения у детей и роль семьи в его коррекции На этапе автоматизации помощь родителей ребенку просто неоценима. Родители вместе с ребенком отрабатывают речевой материал, предложенный учителем-логопедом. Содержание его наполнено именно тем звуком, который в данный момент необходимо автоматизировать. Сначала, поставленный звук необходимо произносить утрировано, т.е., более длительно и четко, по сравнению с другими звуками слова, постепенно переходя к нормальному произнесению.

Слайд 14

Нарушение звукопроизношения у детей и роль семьи в его коррекции Родители должны постоянно контролировать правильность произношения поставленных звуков, во время выполнения заданий, в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Делать это надо тактично, в спокойной форме.

Слайд 15

Нарушение звукопроизношения у детей и роль семьи в его коррекции Уважаемые родители! Подготовьте ребенка психологически. Он должен понять, что говорить нужно правильно и этому надо учиться. Взрослому также следует запастись терпением, настроиться на кропотливую работу. Будьте заинтересованы, внимательны, настойчивы. Добивайтесь того, чтобы ребёнок чётко и внятно произносил нужный звук ("нажимал" на этот звук) в предложенных словах, самостоятельно называя картинки или повторяя слова за Вами. Если у ребёнка что-то не получается, не кричите на него, не настаивайте на выполнении, а договоритесь о том, когда он попытается выполнить задание ещё раз.

Слайд 16

Нарушение звукопроизношения у детей и роль семьи в его коррекции Каждому ребёнку необходимо разное время для овладения правильным произношением. Не сравнивайте успехи Вашего ребёнка с результатами других детей. Здесь необходим индивидуальный подход. Будьте терпеливы с ребёнком, внимательны к нему во время занятий, но достаточно требовательны. Не забывайте отмечать успехи ребенка, хвалить за достигнутые результаты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Материалы по теме « Мультимедийная презентация «Артикуляционная гимнастика на каждую группу звуков» Рязань, 2021 г.

Слайд 2

Цель артикуляционной гимнастики Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп в процессе выполнения движений.

Слайд 3

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку. Артикуляционную гимнастику рекомендовано выполнять перед зеркалом в течение 5-7 минут ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. В зависимости от усидчивости ребенка можно заниматься 2 раза в день (утром и вечером ). Комплекс на 1 занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка , 1 упражнение для развития речевого дыхания . Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении . Каждое упражнение выполняется по 5 раз. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию). Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

Слайд 4

Для свистящих звуков С , З, Ц Для шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ Для звука Л Для звука Р Артикуляционная гимнастика для разных групп звуков

Слайд 5

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков Бегемотик Улыбочка Лопата Иголочка Чистим зубки

Слайд 6

Бегемотик Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык спокойно лежит за нижними зубами. Удержать под счет от 1 до 5. Бегемотик рот открыл, Подержал, Потом закрыл.

Слайд 7

Улыбочка Губы растянуть в улыбке. Показать верхние зубы. Нижние зубы не должны быть видны. Удержать под счет от 1 до 5. Тянуть губы прямо к ушкам Очень нравится лягушкам; Улыбаются, смеются, А глаза у них, как блюдца.

Слайд 8

Лопата Широкий язык расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удержать под счет от 1 до 5 . Язык лопатой положи И под счет его держи. Раз, два, три, четыре, пять, Язык надо расслаблять.

Слайд 9

Иголочка Рот широко открыть. Все зубы видны. Напряженный язык высунуть далеко вперед, сделать его узким. Удержать под счет от 1 до 5 . Как в лесу у елочки, Острые иголочки. Досчитаем до шести, Язычок свой покажи.

Слайд 10

Чистим зубки Рот приоткрыт, видны все зубы. Языком почистить нижние зубы с внутренней стороны ( движениями вправо-влево ). Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5. Чищу зубы, посмотри, Не болели чтоб они.

Слайд 11

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков Бегемотик Заборчик Бублик Лопата Качели Вкусное варенье Ступеньки Чашечка

Слайд 12

Заборчик Верхнюю губу поднять, нижнюю опустить. Показать сомкнутые зубы. Удержать под счет от 1 до 5 . Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем. А сейчас раздвинем губы, Посчитаем наши зубы.

Слайд 13

Бублик Округленные губы слегка вытянуть вперед. Зубы открыть. Удержать под счет от 1 до 5 . Бублик мы изобразили – Плавно губы округлили. Их теперь нельзя смыкать, Бублик надо удержать.

Слайд 14

Качели Высунуть узкий язык. Кончиком языка тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5 . На качелях я качаюсь Вверх-вниз, вверх-вниз. И все выше поднимаюсь – Вверх-вниз, вверх-вниз.

Слайд 15

Вкусное варенье Представить, что верхняя губа намазана вареньем. Рот приоткрыть, широким кончиком языка облизать губу сверху вниз (но не по кругу). Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз. Как будто варенье Л ежит на губе — Слижу его «чашечкой» В ротик себе.

Слайд 16

Ступеньки Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык «прыгает» на первую ступеньку – верхнюю губу (кончик языка широкий), затем на верхние зубы и за верхние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз. Язычок пошел гулять, По ступенечкам шагать.

Слайд 17

Чашечка Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Нижняя губа не должна натягиваться на зубы. Удержать под счет от 1 до5. Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит. К зубкам подняты края — Вот и «чашечка» моя.

Слайд 18

Артикуляционная гимнастика для звука Л Улыбочка Иголочка Качели Ступеньки Индюшата Маляр Дятел

Слайд 19

Индюшата Рот приоткрыть. Нижняя губа не натягивается на зубы. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, добавить голос. Нижняя челюсть неподвижна . Индюшата- малышата Ножками топочут, Весело болбочут : БЛ – БЛ – БЛ.

Слайд 20

Маляр Рот широко открыть. Все зубы видны. Широким кончиком языка гладить верхнее небо вперед-назад. Нижняя челюсть неподвижна. Красить потолок пора. Пригласили маляра. Язык – как кисточка моя, И ею нёбо крашу я.

Слайд 21

Дятел Рот широко открыть. Широким кончиком языка ударять по верхним зубам с внутренней стороны ( английское Д). Нижняя челюсть неподвижна. Целый день я стучу, Червячка поймать хочу. Хоть и скрылся под корой, Все равно ты будешь мой! Д-Д-Д-Д-Д.

Слайд 22

Артикуляционная гимнастика для звука Р Бегемотик Лопата Качели Вкусное варенье Ступеньки Чашечка Индюшата Маляр Дятел Лошадка Грибок Гармошка

Слайд 23

Лошадка Рот широко открыть. Присосать спинку языка к небу и оторвать ее (пощелкать языком). Все зубы видны. Нижняя челюсть неподвижна. Рот широко открываю, К нёбу язык прижимаю. Прыгает вниз язычок, И раздаётся щелчок.

Слайд 24

Грибок Открыть рот. Присосать язык к небу. Язык похож на гриб-волнушку: подъязычная уздечка – ножка, спинка языка – шляпка. Поднимаем язычок, Будет он во рту грибок. Присосался язычок! Несколько секунд – молчок! Досчитай-ка до пяти, А потом вниз опусти.

Слайд 25

Гармошка Рот широко открыть. Все зубы видны. Присосать язык к небу («грибок»). Смыкать и размыкать зубы, не отрывая языка от неба. Губы в улыбке . На гармошке я играю, Ротик плавно открываю. Присосу язык на нёбо, А теперь смотрите в оба: Ходит челюсть вверх и вниз – Вот такой вот я артист!

Слайд 26

Развитие речевого дыхания Для всех упражнений: Вдох через нос. Выдох через рот. Щеки не надуваются . Плечи не поднимаются. Темп выполнения – медленный. Количество повторений – не более 5 .

Слайд 27

«Мыльные пузыри»

Слайд 28

«Сдуй листочек ». Вырезать из тонкой бумаги листочек (бабочку, лягушку, снежинку и т.д.), положить на ладонь ребенка. Прямая ладонь поднята на уровень рта (расстояние от губ 10-15 см.). Плавно выдыхая через «хоботок», сдуть листок с ладони.

Слайд 29

«Забей гол в ворота». На столе построить «ворота» из кубиков. Скатать ватный шарик. Длительной, плавной струей выдыхаемого воздуха загнать шарик в ворота.

Слайд 30

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

 

     Техника выполнения упражненийhttp://logoped.kalinka5.edusite.ru/images/p24_i.jpeg

     - воздух набирать через нос
     - плечи не поднимать
     - выдох должен быть длительным и плавным
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению


 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

 

Футбол
 Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

 

Ветряная мельница
 Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

Снегопад
 Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони. 
 

Листопад
 Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Бабочка

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох). 
 

Кораблик
 Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

 

Одуванчик
 Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха). 
 

Шторм в стакане
 Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

  

Вырастем большими.

На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз.

 

Дровосек.

Исходное положение — широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» — поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице — глубокий вдох через нос. «Два» — наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) — усиленный выдох через рот. «Три» — исходное положение. Повторить 7—8 раз в медленном темпе.

 

Гуси шипят.

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» — наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4—5 раз в медленном темпе.

 

Косарь.

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! ж-у-х!» Повторить 7— 8 раз в среднем темпе.

 

Пилим дрова.

Упражнение выполняется парами.

Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая и разгибая руки в локтях, имитиро-вать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Ж-ж-ж-ж». Повторять в течение 35—40 секунду в медленном темпе

Паровоз.

Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Повторять в течение 35—40 секунд.

 

Надуй шар.

 Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза в медленном темпе.

 

Спускай воздух.

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую накачанную воздухом резиновую камеру. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через рот; «три, четыре, пять, шесть» — спустить воздух из камеры со звуком «с-с-с-с!». Повторять 3—4 раза в медленном темпе.

Подуй на свечку.

Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.

 

Минуты тишины.

Дети по своей природе эмоциональны, подвижны, непоседливы. Поэтому очень важно воспитывать у них умение сдерживать свои желания и порывы. Для читающих детей взрослый выставляет карточку со словом «тишина» и ожидает выполнения написанного призыва. Тихим голосом, доходящим до шепота, взрослый обращает внимание детей на правильную позу, на дыхание с закрытым ртом, на положение рук, ног. Дети тихо сидят одну минуту. Можно предложить им в это время прислушаться к звукам, доносящимся с улицы. Дети обычно бывают удивлены тому обилию звуков, которые они слышат во время «минуты тишины» и на которые они не обращали внимания в обстановке городского шума. «Минуты тишины» являются не только физическим отдыхом для нервной системы, но и хорошей гимнастикой волевых центров



Предварительный просмотр:

Развитие слухового внимания

Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. http://logoped.kalinka5.edusite.ru/images/p3_5466.jpg

Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.


РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

"Отгадай, что звучит"
Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.


"Солнце или дождик"
Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».


"Разговор шепотом"
Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

 

"Угадай, кто говорит"
Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».

"Слышим звон и знаем, где он"
Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.


РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

 

"Подскажи словечко"
 Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок...», «Уронили мишку на пол...», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.

 

"Маленький учитель"
 Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

 

Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного к школе возраста.

 Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры:

 

"Услышишь - хлопни"
 Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

"Внимательный слушатель"
 Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).

 

"Нужное слово"
 По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

"Зоркий глаз"
 Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

 

"Сложи звук"
 Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.

"Скажи наоборот"
 Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН. НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).

Перспективный план  логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН.НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).Работа над звукопроизношением Разви...

Консультативная помощь родителям. "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста"

В методических рекомендациях родителям по профилактике нарушений звукопроизношения у  детей  младшего дошкольного возраста указаны: причины возникновения речевых нарушений и направления рабо...

Применение ИКТ в работе с родителями детей с нарушениями речи или логопедическая помощь родителям в новом формате

Применение ИКТ в работе с родителями детей с нарушениями речи или логопедическая помощь родителям в новом формате...

Помощь родителям детей с нарушением звукопроизношения

Важно вовремя обнаружить проблему речевого развития ребенка и обратиться к хорошему специалисту. Родители должны знать как развивается ребенок, на что обращать внимание в речевом  развитии. При к...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Инновационные технологии - это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога....

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Существуют следующие разновидности инновационных технологий в логопедии:• арт - терапевтические технологии;• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;• современные те...

Консультация для родителей "Родительская помощь детям с нарушением звукопроизношения"

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. К сожалению, не каждый ребенок может легко вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. И причины тому могут быть с...