Дидактическое пособие «ЧУДО-ЗВЕРИ» для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Стафеева Ирина Анатольевна

Дидактическое пособие

«ЧУДО-ЗВЕРИ» для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности

             В дидактическом пособии реализуется следующие принципы: наглядность, последовательность, системность, занимательность.

Цель: формирование навыков практического употребления в речи притяжательных прилагательных, согласовывая их с существительными.

Задачи:                

-активизировать словарь по темам «Животные», «Птицы»;

-закреплять умение детей строить словосочетания и объединять их в короткий рассказ (загадку, носящую описательный характер);

-формировать связную речь;

-воспитывать у детей дружелюбное отношение к своим сверстникам, развивать умение сотрудничать друг с другом;

-развивать память, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление; закреплять названия спектральных цветов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_igre.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие

«ЧУДО-ЗВЕРИ» для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности

1. Пояснительная записка

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике.

Актуальность.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию. В связи с этим актуально использование дидактических пособий для развития словаря детей дошкольного возраста; разработка и экспериментальная апробация новых игр, комплексной системы разнообразных форм и методов обогащения, активизации словаря детей 5-8лет в процессе организованной деятельности дошкольников.

Новизна.

Дидактическая игра усовершенствует  методические приемы по развитию речи дошкольников, используется на практике в разнообразной образовательной деятельности, направлена на обогащение и активизацию словарного запаса старших дошкольников в группе компенсирующей направленности.

             Ценность дидактической игры «ЧУДО-ЗВЕРИ» заключается в том, что она создана в развивающих целях. Благодаря её использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

            Использование дидактической игр «ЧУДО-ЗВЕРИ» и игровых приёмов в процессе формирования лексики и грамматики у детей с нарушениями речи является важным компонентом коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности.                                    

             В дидактическом пособии реализуется следующие принципы: наглядность, последовательность, системность, занимательность.

Цель: формирование навыков практического употребления в речи притяжательных прилагательных, согласовывая их с существительными.

Задачи:         

-активизировать словарь по темам «Животные», «Птицы»;

-закреплять умение детей строить словосочетания и объединять их в короткий рассказ (загадку, носящую описательный характер);

-формировать связную речь;

-воспитывать у детей дружелюбное отношение к своим сверстникам, развивать умение сотрудничать друг с другом;

-развивать память, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление; закреплять названия спектральных цветов.

Дидактическая игра «ЧУДО-ЗВЕРИ» разработана как специализированная для дополнительного образования детей  в области речевого  развития.

Актуальность игры и ее новизна для системы дополнительного образования детей определяется ее направленностью на создание условий для развития речевого развития детей.      

Приемы:

- демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний);

- инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе);

-пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок);

- вопросы к детям;

- словесные ответы детей;

- предметно-практические и умственные действия.

Условия реализации игры:

-возрастной принцип формирования группы, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

-использование в образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности.

Использование данных принципов позволяет правильно организовать образовательный процесс игры.

Оборудование:

- диск (диаметром 50 см. 60 см), разделенный на 6 частей, разных цветов в центре находиться подвижно закрепленная стрелка;

- картинки чудо-зверей;

- лепестки-загадки к каждой картинке «ЧУДО-ЗВЕРИ»;

Ожидаемые результаты:

- развиты основные умственные операции: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация;

- способствует развитию эмоционально-волевой сферы, коммуникативным навыкам;

- повышен интерес к животным, интеллектуальным играм;

- привиты нравственно-волевые качества личности.

2.Основная часть

Материал для дидактического пособия «ЧУДО - ЗВЕРИ»

         Игру можно использовать на коррекционных занятиях по развитию речи учителями-логопедами, воспитателями. Игру можно рекомендовать родителям для формирования  и закрепления навыков образования притяжательных прилагательных.

Игра проводится для старшего дошкольного возраста на занятиях по РР при активизации словаря.

Изложение разработанного материала.

К каждой картине 6 цветных шаблона для наложения на каждую часть тела животного, все детали на магнитах, круг с вращающейся стрелкой, для определения хода игры.

Рекомендации по использованию дидактической игры:

- в игре могут участвовать дети старшего и подготовительного возрастов;

- количество участников игры не ограничено;

- ключевые слова при составлении загадок-подсказок - ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЕЙ?

Дидактическое пособие можно использовать в разных вариантах (вариант №1, №2)

1 вариант игры «Чудо - звери»

На магнитной доске картина «Чудо – зверя», все части тела которого, закрыты цветными шаблонами;

Ведущий предлагает открыть тайну, что за «чудо – зверь» там спрятался. Для этого необходимо отгадать 6 загадок, после этого шаблоны ведущий уберёт и дети смогут увидеть, какой «Чудо – зверь» там спрятался;

Дети с помощью цветка определяют ход игры. На какой лепесток села бабочка, тот лепесток снимается и ведущий зачитывает загадку, которая написана на обратной стороне лепестка.

Пример: при вращении лепестков, бабочка «села» на красный лепесток. Ведущий снимает лепесток с цветка и зачитывает загадку: «Чья голова спрятана, если она серая, мохнатая, злая и зубастая?» 
Если дети отгадали правильно и ответ был точным, ведущий убирает красный шаблон с картины и перед ними открывается волчья голова
Загадки для картины №1.  

Красный лепесток – «Чья голова спрятана, если она серая, мохнатая, злая и зубастая?» (Волчья голова).

Жёлтый лепесток – «Чьё туловище спрятано, если оно серое, большое и колючее?» (Туловище ежа).

Коричневый лепесток – «Чьи лапы спрятаны, если они большие, коричневые, лохматые и косолапые?» (Медвежьи лапы).

Фиолетовый лепесток – «Чей хвост, спрятан, если он длинный, пушистый и рыжий?» (Лисий хвост).

Зелёный лепесток – «Чьи уши спрятаны, если они длинные, большие, летом серые, а зимой белые?» (Заячьи уши).

Синий лепесток – «Чьи рога спрятаны, если они большие, тонкие и острые?» (Оленьи рога).

Загадки для картины №2 

Оранжевый лепесток – «Чей клюв спрятан, если он длинный, большой, ловит рыбу, как сочком?» (Пеликаний клюв).

Красный лепесток – «Чьи лапы спрятаны, если они длинные, сильные очень, очень быстрые?» (Страусиные лапы).

Синий лепесток – «Чья шея спрятана, если она длинная, белая, величавая, красивая?» (Лебединая шея).

Фиолетовый лепесток – «Чей хвост, спрятан, если он большой, пушистый, разноцветный, на веер похожий?» (Павлиний хвост).

Жёлтый лепесток – «Чья голова спрятана, если она небольшая, с красным гребешком?» (Петушиная голова).

Зелёный лепесток – «Чьи крылья спрятаны, если они чёрные и гладкие?» (Вороньи крылья)

 2 вариант игры «ЧУДО-ЗВЕРИ»

Игра «Прятки»

Ведущий выставляет на магнитную доску картину «чудо – зверя», без цветных шаблонов и предлагает поиграть в прятки. Чья часть тела спрятана? Ведущий просит детей закрыть глаза, а сам в это время, с помощью шаблона закрывает 1 часть тела «чудо - зверя».

После просит детей отгадать: «Чей клюв спрятан?», «Чьи крылья спрятаны?»
При правильном ответе, ведущий убирает шаблон.

Игра «Художники»

Ведущий объясняет, что животные решили себя нарисовать на одном листе и вот, что получилось. «Кто пришёл и себя нарисовал?» Дети открывают цветные шаблоны (на этом этапе можно уточнить название цвета) и называют животного и его часть тела: «Пришёл медведь и нарисовал свои лапы, пришла лиса и нарисовала свой хвост, волк нарисовал свою голову, ёж своё туловище, олень свои рога, заяц – уши».  На следующем этапе работы к словам предметам дети с педагогом могут подбирать слова признаки, составлять фразы и рассказ.

3.Заключение

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями позволяет дидактическая игра.

 Дидактическая игра «ЧУДО-ЗВЕРИ» представляет собой  системное пособие   по развитию лексико-грамматических средств языка, связной речи.

         Создавая пособие,  я планировала решить ряд таких задач:
-получение новых знаний, их обобщение и закрепление, расширение имеющиеся у них представления о  животных;

-развитие памяти, внимания, наблюдательности;

-развитие умения  высказывать свои суждения, делать умозаключения.
-развитие речи детей: пополнение и активизация словаря.

Данная игра позволила мне привлечь детей и выполнить поставленные мной задачи. Играя, дети не подозревали, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

         Итак, дидактическая  игра «ЧУДО-ЗВЕРИ» позволяет обеспечить дополнительное развитие, образование и воспитание детей в условиях детского сада. Она создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее настроение, радость: ребёнок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести ПРАВИЛЬНО слово, что-то сделать, добиться результата. Эта радость является залогом успешного речевого развития у детей группы компенсирующей направленности.

4. Ресурсное обеспечение

Составляющие пособия:

- диск (диаметром 50 см. 60 см), разделенный на 6 частей, разных цветов в центре находиться подвижно закрепленная стрелка;

- картинки чудо-зверей;

- лепестки-загадки к каждой картинке «ЧУДО-ЗВЕРИ».

Пополнение игры зависит от творческого потенциала специалиста или педагога, изменять имеет смысл цвет, загадки и чудо- зверей.

5. Список использованной литературы

1.Парамонова Л.П. «Развитие речи для подготовки ребенка в школе», д.п Вятка, 2015год

2.Земцева О.Н. «От слова к рассказу развиваем речь» Умные книжки» 2016г.

6. Приложения

Приложение 1 - конспект образовательной деятельности по развитию речи.

Приложение 2 - информационный буклет.

Приложение 3 - фото отчет деятельности педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности ДОО "

Пособие адресуется педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, методистам ДОУ, родителям при организации досуга детей в семье, а также будет интересно студентам дошкольных отделений ...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности.

За последние годы работы в дошкольных учреждениях с детьми все больше и больше становится детей, имеющих проблемы в речевой сфере различной степени выраженности. М...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Цель: формирование навыков коммуникации и социализации в совместной деятельности; создание доброжелательной атмосферы....

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...

Использование дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности ДОО

В данном выступлении рассматривается игровой метод обучения детей дошкольного возраста с ОНР, как одно из наиболее эффективных средств развития и обучения....

Рабочая программа музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста для групп компенсирующей направленности для детей с ТНР

Программа раскрывает содержание и организацию музыкальной коррекционно-развивающей деятельности с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).Принято считать, что к группе детей с ТНР относятся д...