Автоматизация звука "Л" в слогах. Игра "Путешествие пароходика".
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Карло Наталья Викторовна

В данной статье я раскрываю некоторые особенности постановки звука "Л" в соответствие рекомендациями  М.Е.Хватцева в его книге "Логопедия. Работа с дошкольниками" и предлагаю вниманию коллег пособие для автоматизации звука в слогах. Этот этап очень важен для закрепления правильного звука в речи, предлагаемая игра поможет сделать работу увлекательной и интересной детям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomattzatsiya_zvuka_l_v_slogah_puteshestvie_parohodika.docx13.44 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация звука «Л» в слогах. Игра «Путешествие пароходика».        

Для постановки звука «Л» я использую упражнения, рекомендованные М.Е. Хватцевым в книге «Логопедия. Работа с дошкольниками». Так как этот звук является наиболее трудным для постановки, то, зачастую, он требует большой подготовительной работы.

М. Хватцев в своей книге подробно описывает артикуляционный уклад звука, что помогает в точном подборе упражнений для каждого конкретного ребёнка с учётом именно его недостатков произношения, состояния мышечного тонуса языка, губ, щёк и мягкого нёба.

На этапе постановки я сразу использую символ звука «Л» - кораблик, пароходик и его части: палубы, парус, труба, трап. Начинающие логопеды нередко упускают тот момент, что для постановки «Л» часто бывает необходимо отработать у ребёнка хороший подъём мягкого нёба. Я для этого использую игру «Пароходик в тумане». В тумане все звуки слышатся немного иначе, таинственно. Я предлагаю детям таким «таинственным голосом» произносить звуки: сначала гласные, затем постепенно к ним добавляются слоги, голоса животных, имена детей, которых «зовут из тумана». Главное, чтобы ребёнок поднимал нёбо, и логопед уверенно слышал это поднятие в изменившемся «округлом» звуке. Обычно начинаем со звуков «О» и «У», где оттянутый вглубь корень языка помогает поднятию мягкого нёба, затем идёт «Ы», где дело немного осложняется растягиванием мышц гортани, а затем уже включаю   звуки «А» и «Э», где корень языка опущен, а нёбо нужно поднять и прижать к задней стенке глотки.  Такие упражнения необходимо выполнять с детьми ежедневно, а по возможности и 2 – 3 раза в день. Параллельно ведётся работа по развитию фонематического слуха и артикуляционной моторики. Я в соответствие с рекомендациями М. Хватцева при формировании артикуляционного уклада звука учу ребёнка произносить протяжный звук, похожий на «Л», удерживая язык нужной формы на губе – «парус», затем на зубах снаружи, а затем за зубами. Когда получается хороший уверенный звук «Л», закреплённый не только сидя перед зеркалом, но и в без зеркала, в движении, в игре с мелкими игрушками, перехожу к автоматизации в слогах. Для этого предлагаю детям игру «Путешестивие пароходика», которая помогает им контролировать положение языка, акцентирует внимание на гласной после звука, нравится детям своим  сюжетом.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием резиновых массажных мячей в старшей группе. Тема: Звук «Ж» :автоматизация в слогах и словах.

Данная разработка представлена в форме индивидуального занятия по формированию правильной артикуляции звука "Ж", развитию фонематического восприятия с использованием здоровьесберегающих технологий (пр...

Индивидуальное логопедическое занятие “Звук [р]. Автоматизация в слогах и словах.”

Индивидуальное логопедическое занятие “Звук [р].  Автоматизация в слогах и словах” для воспитанников старшего возраста.Автор:  Карташова Евгения Олеговна,  учитель-логопед МАДОУ ЦРР-дет...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации в слогах и словах звука Ш

«Звук [Ш]» — конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации в слогах и словах...

Автоматизация с слогах. Слог ЛА.

По личным разработкам И. Лебедевой, замечательного творческого педагога из небольшого уральского городка, я создаю простые и удобные в работе учителя - логопеда презентации. Данная "игра" по...

Консультация «Игровые приемы автоматизации в слогах, словах, предложениях ».

Когда «поставлен» звук, то есть сформирован навык правильной артикуляции и ребёнок может изолированно правильно произнести звук наступает этап автоматизации....

Конспект инд занятия "Постановка звука Ж, автоматизация в слогах"

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое...

Конспект индивидуального занятия «Постановка и автоматизация в слогах звука [с]»

Создание условий для постановки и автоматизации в слогах звука [с]....