Развитие мелкой моторики
презентация к уроку по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Что такое мелкая моторика? Почему она важна? Как развить?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.pptx692.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие мелкой моторики у дошкольников «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский ) бирюкова марина викторовна Воспитатель 1 категории, учитель-логопед 2022Г.

Слайд 2

Что такое мелкая моторика? Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Сначала идёт развитие кисти, движений пальцев, затем формируется становление речи . Формирование речи через развитие мелкой моторики происходит за счёт воздействия нервных окончаний на отделы мозга, отвечающие за моторику и речь, которые находятся рядом друг с другом. Помимо основной функции – развития речи – мелкая моторика влияет на становление психических процессов: мышления, памяти, воображения, способности к ориентации в пространстве.

Слайд 3

Особенности развития мелкой моторики Способность к овладению мелкой моторикой у детей не развивается сама по себе, то есть не имеет наследственный фактор. Большое значение в этом вопросе играют взрослые, которые своим примером вовлекают ребёнка в различные виды деятельности, развивают его планомерно и целенаправленно. Эту гипотезу впервые выдвинул русский учёный Иван Михайлович Сеченов.

Слайд 4

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д . Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметных действий, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова , Е. К. Бережная) .

Слайд 5

Актуальность Вопросы повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 3–5 лет очень актуальны в наши дни, потому что современные дошкольники, с одной стороны, – это дети с новым типом сознания, тесно связанным с проникновением в повседневную жизнь информационных технологий, а с другой – поколение «экранных детей», одна из главных особенностей которых – отставание в развитии речи. Научно доказано, что около трети коры головного мозга отвечает за развитие моторики рук. Координируя движения мелкой моторики, ребёнок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи. Помимо вышеуказанного, мелкая моторика оказывает непосредственное влияние на формирование логики, мыслительных навыков, укрепление памяти, тренировку наблюдательности, воображения и координации.

Слайд 6

Когда надо начинать ее развивать? Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика) , воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д . И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Слайд 7

Почему уделяется такое внимание развитию мелкой моторики? Для детей она означает становление основных навыков и умений. Формируется речь ребёнка, что способствует комфортному пребыванию в детском коллективе. Развиваются навыки разнообразных движений. Ребёнок может самостоятельно играть игрушками, не отвлекая взрослого. Закрепляются навыки самообслуживания. Ребёнок обретает возможность самостоятельно держать ложку, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и другие элементы на одежде. Устанавливаются социальные связи с ровесниками и взрослыми, благодаря возможности ясно излагать свои мысли и поддерживать диалог. Формируется готовность к обучению в школе в совокупности всех вышеуказанных причин.

Слайд 8

Какие бывают игры и упражнения для развития мелкой моторики Различают три вида таких заданий: 1. Графические задания; 2. У пражнения с мелкими предметами; 3. П альчиковые игры . Занятия по развитию мелкой моторики рук нужно проводить регулярно, занимаясь по 10 – 20 минут в день. Нельзя допускать монотонности и однообразия, в ходе занятия следует предлагать детям несколько разных упражнений с увлекательным игровым содержанием.

Слайд 9

1. Графические задания Большинство таких заданий выполняются на подготовленных карточках. Можно приобрести специальные тетради, прописи, раскраски .

Слайд 10

1.2 Дождик На картинке нарисованы тучки, а внизу цветы. Детей просят полить цветочки, чтобы они не завяли. Для этого им надо провести линии. Такое задание можно выполнять несколько раз, предлагая каждый раз картинку с другими видами линий.

Слайд 11

1.3 Волны Нужно обвести кораблик и нарисовать волны на воде. Следует обратить внимание, что линии разного вида (прямые и изогнутые).

Слайд 12

1.4 Рыбка Следует дорисовать линии плавники, навести чешуйки.

Слайд 13

1.5 Узорная штриховка На карточке расположены примеры фигурных линий. Дети должны поставить карандаш на точку и провести линию, закончив узоры. Главное, стараться не отрывать ручку от бумаги, пока линия не будет дописана до конца.

Слайд 14

1.6 Дорисуй рисунок Детям понравится выполнять задания на дорисовку картинок: дорисуй клетку тигренку; дорисуй пирамидку, каждое второе кольцо заштрихуй; дорисуй бабочку и т.д.

Слайд 15

1.7 Соедини точки Необходимо не просто проводить линии в нужном направлении, а нарисовать траву у дома соединяя точки парами. В более сложном варианте предлагается соединить все точки одной линией.

Слайд 16

1.8 Развивай глазомер В таких заданиях нужно постараться самостоятельно провести линии между предметами. Сначала детям дается более легкие задания, когда нужно проводить дугообразные кривые линии. Намного сложнее детям проводить прямые линии таким образом, чтобы они как можно точнее попали в цель. помоги зайчику попрыгать по кочкам; попади мячом в корзину; помоги восстановить волейбольную сетку; порази цель в тире.

Слайд 17

1.9 Повторение рисунка по клеточкам Для такого задания подготавливаются карточки разлинованные в клетку. В начале строки задан «ритм» рисунка, который нужно самостоятельно повторить до конца строчки.

Слайд 18

1.10 Графические диктанты На карточках в клетку можно предложить детям выполнить графические диктанты. В таких заданиях указывается количество клеток и направление движения линии. В случае правильного выполнения диктанта на карточке появляется изображение какого-то предмета.

Слайд 19

2 . Упражнения с предметами Обычно маленьких детей ограждают от игр с мелкими предметами. Ведь они могут взять их в рот или засунуть в ухо. Однако после 5 лет такие занятия просто необходимы. 2.1 Игры с песком и сыпучими веществами Детям можно предлагать такие задания: пересыпать песок из одной емкости в другую; отсыпать песок мерной ложкой; просевать песок через сито; рисование пальцами по песку; лепка из мокрого песка; поиск в песке зарытых мелких предметов. .

Слайд 20

2.2 Игры с крупами и семенами Крупы имеют более крупную фактуру, чем песок. Поэтому их можно использовать для сортировки. Для этого берут по горстке круп или семян трех разных видов и ссыпают в одну кучку. Ребенку дают три мелких емкости, куда он должен разложить крупинки. Это можно делать пальцами или же использовать пинцет. В еще одной игре детям предлагается определить, где какая крупа на ощупь. Для этого их рассыпают в небольшие тканевые мешочки, которые плотно завязывают. Надо взять мешочек и, помяв его в руках, назвать крупу. Из круп и семян можно выкладывать картинки, создавать аппликации на пластилине.

Слайд 21

2.3 Игры с пуговицами Пуговицы более крупные. Они также подходят для сортировки (по размеру, форме, цвету). Кроме этого из пуговиц можно выкладывать орнамент, дорожки, линии по заданному рисунку, картинки. Очень интересное задание — заполнить пуговицами кружочки на рисунке, подбирая их по цвету.

Слайд 22

2.4 Игры с веревочками Отлично подходят для развития мелкой моторики у детей игры с веревочками и шнурками. Их можно использовать для завязывания и развязывания узелков, плетения косичек или макраме. Очень полезно задание, связанное с нанизыванием бусинок. Лучше такие «бусинки» сделать самостоятельно, порезав трубочки для коктейля. Можно указывать точное число бусинок, которые нужно нанизать или попросить создать из них красивый узор, чередуя их по цвету. Много игр связано со шнуровкой. Такие задания часто можно встретить на страничках развивающих книг из фетра.

Слайд 23

2.5 Игры с бумагой Работая с бумагой, предлагайте детям такие задания: сминание и разглаживание листа бумаги; складывание оригами. Очень увлекательная игра по созданию запланированного беспорядка. Сначала детям предлагается порвать цветную бумагу на мелкие кусочки, а затем устроить из них разноцветный дождь, подбрасывая их в воздух. После активной фазы игры нужно попросить малышей помочь собрать все обрывки, что тоже очень полезно для развития мелкой моторики. Эти кусочки можно использовать для рваной аппликации. В ходе такой игры предлагайте детям рвать бумагу разной толщины (от газет до картона).

Слайд 24

2.6 Игры с прищепками В наборе должны быть прищепки разных цветов. Также для таких игр надо подготовить разные шаблоны. Можно предлагать такие задания: приделать ежу иголки; добавить лучики солнышку; сделать прическу мальчику. Игры с прищепками очень популярны на занятиях по математике и обучению чтению, так что можно объединить такие виды упражнений и попросить детей с помощью прищепок: посчитать примеры прикрепить на шаблон цифры соответствующее количество прищепок; указать нужную букву.

Слайд 25

2.7 Игры со спичками Хоть спички детям не игрушка, но для занятий по развитию мелкой моторики их вполне можно применять, давая такие задания: перекладывание со стопки в стопку; выкладывание из спичек фигурки, которая нарисована на картинке; складывание в коробочку. Детям нравится собирать спички в кубик/банку с проделанным небольшим отверстием в центре . Можно вместо спичек использовать ватные палочки.

Слайд 26

2.8 Упражнения с мячом Очень полезно делать самомассаж ладоней. Для этого нужно зажать между ладонями массажный мячик (грецкий орех, мячик для тенниса) и выполнять различные задания: поступательные движения ладонями вперед – назад; круговые движения ладонями; сжимание – разжимание мяча в ладони; перекладывание из одной руки в другую; зажимание мячика двумя пальцами (поочередно менять пальцы); катание мячика по столу, придерживая его одним пальцем; прохождение мячиком по лабиринту, подталкивая его пальцем; продвижение мячика по нарисованной на столе спирали. Похожие упражнения можно выполнять, перекатывая между ладонями шестигранный карандаш.

Слайд 27

2.9 Кроме перечисленных игр организуйте с детьми: театр теней с показом фигурок героев руками; пальчиковый театр; игры с мозаикой; игры с мелким конструктором; собирание паззлов; закручивание крышечек; игры со скрепками; выкладывание дорожек или узоров из камушков; задания с резиночками ; предлагайте малышам чистить пальцами яйца, сваренные в кожуре овощи, мандарины; будет полезным даже обычное перелистывание страниц в книге.

Слайд 28

3. Пальчиковые игры Пальчиковые игры одновременно решают несколько задач. Их можно использовать, когда есть необходимость успокоить ребенка или развлечь его так, чтобы он не помешал окружающим. Одновременно с этим такие занятия развивают у детей мелкую моторику, речь, внимание, память, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, что тоже пригодится затем в процессе школьного обучения. Поэтому специально для вас мы подобрали картотеку пальчиковых игр для детей 4-5 лет, в которые можно играть в детском саду и дома . Как играть в пальчиковые игры? Игру нужно проводить, просто общаясь с ребенком, а не в форме специального занятия. Для детей 4-5 лет важна регулярность занятий, т.е. к играм нужно прибегать не от случая к случаю, а каждый день. Сами по себе игры занимают непродолжительное время (2-5 минут), но важно, чтобы ребенок во время игры не отвлекался на посторонние предметы, какие-либо другие внешние раздражители. Для детей 4-5 лет пальчиковая игра может быть способом переключения внимания ребенка на игру, вариантом смены вида деятельности.

Слайд 29

Игрушки для развития мелкой моторики Что может быть лучше для ребёнка, чем новая игрушка? Только игрушка, которая способствует его всестороннему развитию. Массажные рельефные коврики для ног. Магнитики . Расположите магниты на холодильнике или специальной магнитной доске . Кинетический песок. Мольберт для рисования. Существуют варианты мольбертов, на которых можно рисовать с двух сторон: с одной стороны – специальными мелками, а с другой – красками. Массажные мячики. Идеально подходят для пальчиковых игр. Благодаря шипам, активно воздействуют на области ладошек и пальцев. Конструкторы. Пальчиковый театр. Бизиборд . Ш нуровки , крышечки, замочки, переключатели, шестерёнки и т.д.

Слайд 30

Выводы В век технического прогресса и раннего освоения детьми телефонов, планшетов и компьютеров регрессируют другие стороны детского развития. И, в первую очередь, страдает речь. Давно установлена взаимосвязь между мелкой моторикой и речью, а также развитием психических процессов. Систематическая работа по развитию мелкой моторики необходима на протяжении всего дошкольного периода, так как к семи годам уже сформированы зоны головного мозга, отвечающие за её развитие. Ребёнок, идя в школу, должен быть подготовлен к новым нагрузкам, в частности к освоению навыков письма, а не учиться правильно держать ручку или карандаш. Несформированность основных умений может привести к нестабильной самооценке, неспособности выстраивать социальные связи, низкой успеваемости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...