Голосовой тренинг
тренажёр по логопедии

Андреева Эльмира Сергеевна

Голосовой тренинг (практическое занятие для педагогов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon golosovoy_trening.doc262 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №35 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Семинар-практикум: «Голосовой тренинг для воспитателей»

Учитель-логопед: Андреева Э.С.

Первое слово человека – всегда событие! Только человеку в нашем мире дана возможность говорить. «Творить слово!»

Мы не задумываемся о том, как звучит наш голос: нам кажется, что главное - передать смысл того, что мы говорим. Но почему же тогда мы так недовольно морщимся, когда слышим свой голос со стороны?

Говорить красиво или говорить правильно, как это? Это говорить так, чтобы тебя слушали - слышали - понимали - доверяли. Что это значит?

Например, в бытовом контексте: на улице, в общественном транспорте, в паспортном столе, поликлинике, магазине, а главное, дома, в семье - как часто мы нервничаем по пустякам, не можем понять, услышать друг друга и, пытаясь добиться своего, как часто мы нарываемся на скандал. И даже не подозреваем о том, что 90% конфликтных ситуаций возникает не "по делу", а из-за неконтролируемой интонации, неприятного тембра голоса, плохой дикции, невнятной речи или речи слишком быстрой, или слишком медленной, слишком громкой, слишком тихой …
А остальные 10% конфликтных ситуаций (которые возникают "по делу") в наших силах устранить, всего навсего, умело используя навыки управления голосом.

Практически, каждый из нас имел возможность хотя бы раз убедиться в том, что если нам удалось справиться с голосом - мы овладели своими эмоциями, и с этого мгновенья сила на нашей стороне.

Владеть своим голосом - значит владеть собой в любой ситуации.

Голос всегда был и остается по сей день нашим главным коммуникативным инструментом, и то, как мы этим инструментом владеем, напрямую влияет на успешность, весомость и результативность нашей речи.

Эмоциональное разнообразие, выразительность, убедительность речи строится, прежде всего, на звучании нашего голоса и невозможно без уверенного владения «голосовым инструментарием».
Сила голоса не столько в громкости звучания, сколько в гибкости, способности меняться, подчиняясь нашему желанию.

Постановка голоса – это:

- В первую очередь, открытие (или освобождение) голоса, его естественного уникального звучания;

- Во вторую очередь, развитие голоса, его природных качеств: красоты, глубины, звучности, гибкости;

- И в-третьих, овладение навыками и «инструментами» звучания, такими как:

  • дикция;
  • тембр голоса;
  • речевые интонации;
  • свобода дыхания;
  • ритм речи;
  • широта диапазона.

Можно ли по голосу определить настроение человека? - Можно!

Можно ли голосом передать свои эмоции? - Можно!

Можно ли по голосу человека узнать, искренен ли он? - Можно!

Можно ли голосом направить ситуацию в нужное русло? - Можно!

Можно ли по состоянию голоса определить, здоров ли человек? - Можно!

Можно ли голосом помогать людям? - Можно!

Можно ли обретя силу голоса, обрести внутреннюю силу и уверенность? - Можно!

Практическая часть:

Снятие психического напряжения

Упражнение 1.

При создании угла 45" между указательным и большим пальцами руки на продолжении его линий располагается точка, которая благотворно воздействует на воспаление миндалин, а также на зубную боль и переутомление глаз. Точку нажимают подушечкой большого пальца, а с обратной стороны подкладывают указательный палец. 5-секундное сильное нажатие обоими пальцами с последующим резким послаблением усилия повторяют по 10 раз для каждой руки.

Упражнение 2. Упражнения с орехами устраняет напряженность.

Делают массаж ладони круговыми движениями двумя орехами.

Упражнение 3. Помещают орех на кисть руки со стороны мизинца (на стороне ладони), ладонью другой руки слегка нажимают и делают орехом круговые движения (3 минуты).

Упражнение 4.

Слегка массируют кончик мизинца большим и указательным пальцами.

Дыхательная гимнастика

Правильное дыхание оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия, а также успокаивает и способствует концентрации внимания.

  1. Поворачивая голову направо – вдох, возвращаясь в исходное положение – выдох (5раз). То же самое налево.
  2. Поднимая голову вверх – вдох, возвращаясь в исходное положение – выдох (5 раз).
  3. Наклоняя голову к правому плечу – вдох, возвращаясь в исходное положение – выдох (5 раз). То же к левому плечу.

        Исключительное значение придается носовому дыханию, так как его нарушение способствует не только повышению гипервентиляции легких и возникновению заболеваний верхних дыхательных путей, но и таких болезней, как астма, гипертония и стенокардия.

  1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох. На выдохе постукивать по ноздрям.
  2. Сделать вдох и выдох через правую ноздрю, закрывая её поочерёдно указательным пальцем (8-10раз).
  3. Рот открыт. Сделать вдох и выдох носом (8-10раз).
  4. На выдохе носом оказывать сопротивление воздуху, надавливая пальцами на крылья носа (8-10раз).
  5. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно протянуть звук «мм», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

Артикуляционная гимнастика

Каждое слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтоб его слышали. Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Нужно работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности. Первое условие работы артикуляционного аппарата – естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов.

В этом помогают простейшие упражнения:

1. 4 раза прикусите кончик языка.

2. Высунуть язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все более далеко отстоящие поверхности.

3. Покусать язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.

4. Сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом.

5. Упритесь языком в верхнюю, нижнюю губу, правую, левую щеку, пытаясь как бы проткнуть насквозь.

6. Пощелкайте языком, изменяя форму рта.

7. Покусайте нижнюю, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

8. Вывернуть нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.

9. Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки.

10. Энергично произносите: «п-б», «т-д».

Точечный массаж

В целях профилактики расстройств голоса и заболеваний верхних дыхательных путей можно использовать метод точечного массирования.

Массировать следует указательным или средним пальцем в определенных точках по три секунды (9раз). Точки возле носа можно массировать, сопровождая действия протяжно произносимыми звуками «жм», «гм», дм», «жн», «гн», «дн».

Массаж «волшебных точек» повышает сопротивляемость организма, способствует улучшению обменных процессов, лимфо- и кровообращения.

Упражнения для снятия напряженности в горле

  • «Колечко». Напряженно скользя кончиком языка по нёбу, постарайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом несколько раз.
  •  «Ворона». Произносите «Ка-аа-аа-ар». Постарайтесь как можно выше поднять мягкое нёбо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз.
  • «Лев». Дотянитесь языком до подбородка. Повторите несколько раз.
  • «Зевота». Вызывайте несколько раз подряд зевоту искусственно. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая от окружающих.
  • «Трубочка». Вытяните губы трубочкой. Вращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки.
  • «Смех». Во время смеха положите ладонь на горло, почувствуйте, как напряжены мышцы. Произносите: «Ха-ха-ха!».

Интонационно-фонетическое упражнение

Рот открыт в форме прямоугольника, руки подняты на уровень рта, кисть раскрывается так, чтобы пальцы были растопырены и напряжены, ладонь обращена вперед. Активное произношение согласных звуков Щ, С. Ф, К, Г, П, Б, Д, Г, В, 3, Ж. Каждый звук произносится 4 раза. Одновременно с произнесением согласных работают кисти: производится сильный короткий удар третьего пальца о большой.

Скороговорки

Прекраснейшим средством развития дикции являются скороговорки и чистоговорки.

Однако существуют определённые правила для их чтения, при нарушении которых они приносят не пользу, а вред. Правила эти очень просты - сначала надо прочесть все скороговорки очень медленно и правильно произнося все звуки, предоставив, таким образом, возможность вашему подсознанию ознакомиться со спецификой этого текста. Затем скороговорки читают ещё раз, постепенно увеличивая скорость чтения, однако не следует читать быстрее, чем вы способны совершенно правильно произносить слова, и при малейшем признаке того, что ваше чтение превращается в бормотание, надо возвратиться к медленному прочтению и вновь постепенно увеличивать скорость.

Устранение носового звука (проговариваем скороговорку):
«
Из-под топота копыт пыль по полю летит» - заткнуть нос, сделать телефонный голос;
- дикторским голосом;
- обычным голосом.
«Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет»: медленное произнесение (утрируя «р»)
- шагать на месте;
- добавить хлопки на 1, 3;
- хлопки на 2, 4;

«Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа», «Шит колпак не поколпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать»:

- прикусить кончик языка;

- потом левую сторону, правую;

- произнести нормально.

«На мели мы лениво меняли налима на линя»:
- проговорить, как роботы;
- утрируя каждый звук.
Берем дыхание в диафрагму и проговариваем скороговорку (на выбор) 3-4 раза.

Хочется отметить, что при всей внешней простоте работы с голосом, дикцией и эмоциями, энергетические затраты при такой работе очень велики, и час работы со словом приравнивается к участию в футбольном матче.

Скороговорки

Из-под топота копыт пыль по полю летит.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак

переколпаковать, перевыколпаковать.

На мели мы лениво меняли налима на линя.

Купи кипу кип.

Осип охрип, Архип осип.

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Налогооблагаемая благодать.

Горький окал около колонии Макаренко.

Саша - само совершенство, а еще самосовершенствуется!

Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а

неоколониализм!

Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскоговоришь.

На крыше у Шуры жил журавль Жура.

Грозди рябины на солнце горят, рябит от рябины в глазах у

ребят.

Мы ели, ели ершей у ели... Их еле-еле у ели доели.

В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.

Исподвыподверта.

Кто не работает, тот не ест то, что ест тот, кто работает.

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Недопереквалифицировавшийся.

Сиреневенькая зубовыковыривательница.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Пакет под попкорн. Пакет из-под попкорна.

У Сашки в кармашке шишки и шашки.

Павел Павлушку пеленовал, пеленовал и распеленовывал.

Есть Кирилл присел, да кисель кисел.

В семеро саней семеро Семенов с усами уселись в сани сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Голосовые правила. Буклет

Буклет для родителей детей, посещающих логопедическую группу. Простые советы по профилактике нарушений голоса ребенка....

Консультация для родителей на тему "Профилактика голосовых расстройств у дошкольников"

Рекомендации логопеда родителям по профилактике голосовых расстройств у дошкольников...

Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыха-тельно-голосовые упражнения.

В пособии изложен комплекс упражнений артикуляцион­ной и пальчиковой гимнастики, который применялся много лет в работе опытных логопедов по устранению дефектов речи у детей и который является составно...

Значение голосовых упражнений в развитии ребенка

Сатья рассказыват о значении голоса в развитии ребенка....

Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему «Осень»

Конспект итогового интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики...

голосовые упражнения

значение голосовых упражнений...

Голосовые игры и упражнения - как средство формирования певческих способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста

В мастер-классе рассказывается о взаимодействии Детского сада со Школой искусств, в котором используются новые игры и упражнения взятые из опыта работы педагога раннего эстетического развития детей....