Пальчиковые гимнастики по лексическим темам
картотека по логопедии

Барсукова Татьяна Сергеевна

Картотека пальчиковых гимнастик по лексическим темам

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ОСЕНЬ»

«Осень»

Ветер северный подул: «С-с-с-с», (дуем)

Все листочки с веток сдул.

(пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю о пустились (помахать ручками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»

(постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)

Град по ним заколотил,

(щепотью правой руки постучать по левой ладошке)

Листья все насквозь пробил.

(постучать кулачком правой руки по левой ладошке)

Снег потом припорошил,

(плавные движения кистями рук вперёд- назад)

Одеялом их накрыл.

(положить правую ладонь на левую)

«Собираем листочки»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

 (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы

(загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины Листики тополя, Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

 («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

«Осень»

Ветер по лесу летал,

(делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

(загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой,

Вот последний лист с осинки

(спокойно укладываем ладони на коленки)

Ветер бросил на тропинку.

«Вышли пальчики гулять»

Вышли пальчики гулять,

(шагаем пальчиками по столу)

Стали листья собирать,

(собираем листики в ручку)

Красный листик,

Жёлтый листик,

Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)

Сколько листиков собрали

Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)

Можно с ними поиграть

 (поднимаем руки вверх, делаем «фонарики»)

«МОЙ ДОМ, МОЙ ГОРОД, МОЯ СТРАНА»

«Мой город»

Посмотрю на карту я:

(вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля.

(поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера, 
Горы, реки и моря. 
Я люблю тебя, Россия,

(крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя!

(прикладывают руки к груди)

«Край родной»
Здравствуй, солнце золотое!

(Потянуться, растопырив пальцы)
Здравствуй, небо голубое! 

(Помахать «небу»)
Здравствуй, вольный ветерок! 

(Волнообразные движения кистей рук)
Здравствуй, маленький дубок! 

(Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх)
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!
 

(«Обнимашки»)

«Родная земля!»

(Поочерёдное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и заканчивая мизинцем.)

Холмы, перелески, 

(правой рукой)

Луга и поля - 

Родная, зелёная 

(левой рукой)

Наша земля. 

Земля, где я сделал 

(правой рукой) 
Свой первый шажок, Где вышел когда-то 

(левой рукой)
К развилке дорог. И понял, что это 

(правой рукой) 
Раздолье полей - 
Частица великой 

(левой рукой)
 Отчизны моей. 

«Я по городу хожу»

Я по городу хожу,

Я про город расскажу.

Поликлинника, аптека,

(Сгибают пальцы на обеих руках)

Магазин, библиотека.

Много здесь жилых домов

(Разжимать по очереди пальцы)

И деревьев, и цветов.

Школа, детский сад, музей,

(Стучать пальчиком о пальчик)

Город нужен для людей. (Хлопки)

«Дом»

Я хочу построить дом, 

(Руки над головой «домиком».)
Чтоб окошко было в нём,
 

(Руки перед глазами «окошко»)
Чтоб у дома дверь была, 

(Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты.)
Рядом чтоб сосна росла 

(Пальцы растопырены, руки тянем вверх.)
Чтоб вокруг забор стоял,
 

(Руки перед собой кольцом).
Пёс ворота охранял. 

(Одна рука «пёс».)
Солнце было, 

(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)
Дождик шёл,

(«Стряхивающие» движения)
И тюльпан в саду расцвёл. 

(Пальцы-лепестки смотрят вверх).

«УРОЖАЙ»

«В сад за сливами пошли»

Палец сильный и большой
(поднять большие пальцы обеих рук)
В сад за сливами пошёл,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
(указательный жест указательным пальцем)
Средний палец самый меткий -
Он срывает сливы с ветки!
(средний оттянуть и отпустить)
Безымянный подбирает,
(«подбираем» безымянным)
А мизинчик в землю косточки сажает.
(мизинец «вдавливаем в землю» круговыми движениями)

«Капуста»
Мы капусту рубим-рубим,
(движение прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капусту солим-солим
(поочередное поглаживание подушечек пальцев)
Мы капустку трем-трем,
(потирать кулачок о кулачок)
Мы капусту жмем-жмем.
(сжимать и разжимать кулачки)
Попробовали… Пересолили…

«Огород»
(На каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца)
Вырос у нас чеснок , (
указательный)
Перец, томат, кабачок, (
средний)
Тыква, капуста, картошка (
безымянный)
Лук и немножко горошка. (
мизинец)
Овощи мы собирали, (
мизинец)
Ими друзей угощали, (
безымянный
Квасили, ели, солили, (
средний)
С дачи домой увозили.
(указательный)
Прощай же на год, (
большой палец левой руки)
Наш друг - огород! (
большой палец правой руки)

«Репка»

Тянут, тянут бабка с дедкой

Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

Из земли большую репку:

Вот пришла бы наша внучка,                    

Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.

Помогла б собачка Жучка.

Где же кошка, мышка – крошка?

Хоть держалась крепко,

Вытянута репка.

«КРАСКИ ОСЕНИ»

«Осень, осень к нам пришла…»
Осень, осень к нам пришла,
Дождь и ветер принесла.
(Стучим пальцем левой руки по ладони правой)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Дождь и ветер принесла.
Пожелтел зеленый сад,
Листья кружатся, летят.
(Трём ладонью о ладонь)
Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Листья кружатся, летят.
Песни птичек не слышны,
Подождем их до весны.
(Кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз)
Чик-чирик, чик-чирик, Подождем их до весны.

«Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Листья березы, Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба

(Загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.)

Мы соберем

Маме осенний Букет отнесем.

( Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки.)

«Осень»

По дороге золоченой

Осень в гости к нам пришла,

И зверятам, и ребятам - Всем подарки принесла.

(Поднять руки вверх, кисти опущены.)

Яблоки на веточках висели и скучали.

(Покачать опущенными кистями.)

Девочки и мальчики ветки раскачали.

(Покачать поднятыми вверх руками.)

Яблочки о землю громко застучали.

(Поднимать и опускать руки, согнутые в локтях, ладони выпрямлены, пальцы соединены и напряжены.)

«Осень»

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Приходи! (по очереди сжимаем кулачки)

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Погляди! (положить ладошки на щеки)

Листья желтые кружатся, (движение ладонями сверху вниз)

Тихо на землю ложатся. (поглаживаем коленки)

Солнце нас уже не греет, (по очереди сжимаем кулачки)

Ветер дует все сильнее, (разводим одновременно ручки в разные стороны)

К югу полетели птицы, (скрестить ручки и пошевелить пальчиками)

Дождик к нам в окно стучится. (стучим пальчиками по ладошкам)

Шапки, куртки надеваем (делаем вид)

И ботинки обуваем (постучать ногами)

Знаем месяцы: (похлопать ладошками по коленкам)

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь)

«ЖИВОТНЫЙ МИР»

«Два козленка»

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные)

Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик, 

(Держим кисти горизонтально, сближаем руки)

А навстречу шёл другой, Возвращался он домой. 

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха)

Два рогатых глупых братца Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить, И другого пропустить.

Долго козлики сражались, Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами - бух! 

(На слово «бух» - хлопаем в ладоши)

И с моста в водичку - плюх!  (Роняем руки на колени).

«Домашние животные»

Раз, два, три, четыре, пять, Как животных нам назвать?

(поочередно загибаем пальчики на левой руке)

Самых близких, самых верных -

Каждый знает их, наверно (хлопаем в ладоши).

Лошадь, корова, собака и кошка 

(указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке).

Как назовем их? Подумай немножко 

(разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).

В доме с хозяином дружно живут 

(изображаем руками крышу дома над головой),

Значит, домашними все их зовут.

«Динозавры»
Динозавров на рассвете
(сжатые в «замок» руки)
Увидали в парке дети,
Испугались, задрожали,
(изображаем дрожь, испуг)
Быстро к дому побежали,
(«бегают» пальчиками по столу)
Динозавр же, верь не верь,
Только тра-во-ядный зверь.
(сжатые в «замок» руки)

«Ежик»
Мы нашли колючий шарик,
Нам его не удержать.
Шарик крутится в ладошках,
Шарик хочет убежать
.
(дети крутят между ладонями массажные мячи)
Шарик наш живой и теплый,
На кого же он похож?

(смотрят на мяч, держа его в ладонях)
Прыгнул шарик на дорожку -
Оказалось…это еж!

(дети опускают руки, мячи падают и катятся по полу)

«Кто живет в лесу»

Кто живет в лесу
Кто в лесочке живет?
(переплести пальчики, имитируя лес)
Под корягой - старый крот,
За горой - лисенок,
В ельнике - лосенок.
Под кустом - лисичка,
На сосне - синичка!
(загибать указательным пальцем левой руки пальцы на правой руке, начиная с мизинца)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать.
(сжимать и разжимать кулачки)

«Лиса»
Лиса, лисонька, красавица,
Всем она очень нравится.
(потирают руки)
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
(растопыривают пальчики, поворачивают и поглаживают их)
По лесу важно бродит,
(«ходят» пальцами по столу)
Страх на зайцев наводит.
(стучат кулаками по столу)

«Я - ЧЕЛОВЕК»

«Человечек»

Раз, два, три, четыре, пять, 

(сжимают и разжимают пальцы)

Буду с мамой рисовать. 

(круговые движения пальцев, сложенных в щепотку)

Вот головка, вот животик, 

(руками рисуют маленький и большой круг)

Ножки, ручки, глазки, ротик

И прическа из колечек 

(рисуют в воздухе колечки)

Получился человечек. 

(развести руки в стороны) 

«Голова»

Есть у нас на голове 

(указывают на упоминаемую часть тела)

Уха два и мочки две.

Брови. Скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки. Нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот, что знаем мы с тобой! 

«Пальцы»

(четыре пальца сложены в кулак, большой палец дотрагивается до каждого поочередно, «отвечая», каждый из пальцев распрямляется и вновь сгибается)

- Братец, принеси дрова!

- Заболела голова!

- Средний, ты наколешь дров?

- Я сегодня не здоров!

- Ну, а ты натопишь печку?

- Ох, болит мое сердечко!

- Ты, меньшой, свари обед!

- У меня силенок нет!

- Что же, сделаю все сам,

Но обеда вам не дам!

Голодать готовы?

- Мы уже здоровы! 

«Как у нас семья большая»

Как у нас семья большая 

(ритмично хлопают в ладоши и ударяют кулачками)

Да веселая:

Два у лавки стоят, 

(загибают большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят, 

(загибают указательные пальцы)

Два Степана у сметаны объедаются. 

(средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются. 

(безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются. 

(загибают мизинцы)

«НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ»

«Юла»

Я юлу кручу, верчу,

И тебя я научу.

(Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой)

«Мы ребята – мастера»

Стул сломали мы вчера

пальцы одной руки приставить к локтю другой руки

Мы – ребята – мастера

указать на себя

Молотком тук-тук стучали

постучать кулак об кулак

Гвозди долго забивали-

стучать кулаком об указательный палец

Получилось как-то криво

рука по диагонали

Отпилили мы красиво

имитировать движения

Зачищали шкуркой долго

тереть ладонь о ладонь

Покрывали лаком стойким

имитировать движения

Верх узором украшали,

рисуем в воздухе

Папу посмотреть позвали

приложить ладонь ко лбу

«Тетери»

Как на нашем, на лугу 

разводим руки в стороны, изображая простор.

Стоит чашка творогу

ладони вместе – горстью.

Прилетели две тетери, 

машем пальчиками обеих рук,

«слетаемся» с разных сторон в середину.

Наклевались, улетели.

 указательный и средний палец –

клювы – тыкают в сложенную горстью вторую ладонь.

Мы веселые матрешки
Мы веселые матрешки,

(Хлопают в ладоши) 
На ногах у нас сапожки,

(Указательным и средним пальцами идут по полу)
В сарафанах наших пестрых

(Соединяют ладошки вместе) 
Мы похожи словно сестры.

Руки в замок)

«НАШ БЫТ»

Пылесос, пылесос,

  Ты куда суёшь свой нос?

  Я жужжу, я жужжу,

  Я порядок навожу.

Ритмичное сгибание пальцев  

  обеих рук (ладони смотрят

   вперёд)

  то же, но ладони обращены друг

  к другу.

  Соприкосновение кончиков  

  пальцев.  

 «Помощники» 

Раз, два, три, четыре,

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Мы посуду перемыли:

(Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик,

(Загибают пальчики по одному, начиная

с большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

(Опять трут ладошкой ладошку.)

Только чашку мы разбили.

(Загибают пальчики.)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.

(Сжимают и разжимают кулачки.)

«Помощник»

Посуду моет наш Антошка,

Моет вилку, чашку, ложку,

Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).

Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран.

Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.

«Мебельный магазин»

Эту мебель мы купили

С папой вместе в магазине.

(Ритмичное сжимание и разжимание пальцев рук.)

Это стул, на нем сидят.

(Загибаем и разгибаем пальцы на руке, перечисляя мебель.)

Это стол, за ним едят.

На диване отдыхают, Книги умные читают.

На кровати крепко спят.

Вещи все в шкафах хранят. Эту мебель мы купили

(Произносим текст, ритмично сжимаем и разжимаем пальцы рук.)

С папой вместе в магазине. Платяной шкаф.

Мне купили для одежды

Шкаф вместительный, большой.

(Показываем, какой большой шкаф).

Он красивый и удобный И зовется «платяной».

Уберу в него одежду: Майки, шорты и трусы,

Брюки, куртки и рубашки,

(Загибаем пальцы на двух руках.)

Свитера и пиджаки. И носки с футболками

Уберу на полки я.

«ДРУЖБА», «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

«Дружба»

Дружат в нашей группе

пальцы рук соединяют
Девочки и мальчики. в замок (несколько раз) 
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять пальцы с мизинчика поочередно 
Начинаем мы считать. соединяют друг с другом
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать (Руки вниз, встряхивают кистями) 

В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний, 
Безымянный и последний. 
Сам мизинчик-малышок, 
Постучался на порог. 
Вместе пальчики-друзья, 
Друг без друга им нельзя.

Мы делили апельсин. 
Много нас , а он – один!

(Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает) 
Эта долька – для ежа

(Правой рукой поочередно разжимаем пальцы левой руки, начиная с мизинчика). 
Эта долька – для чижа. 
Эта долька – для котят. 
Эта долька - для утят. 
Эта долька - для бобра. 
А для волка – кожура!
(Встряхиваем обе кисти)

Две сороконожки, 
Бежали по дорожке.

(Средний и указательный пальчики обеих рук идут навстречу друг другу) 
Встретились,
(Ладошки смотрят друг на друга) 
Обнялись,
(пожать одной рукой другую несколько раз)
Насилу расстались –
(Разжать ладошки) 
И – попрощались!
(Обе руки машут друг другу)

Эти пальчики щипают,

(Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки) 
Эти пальчики гуляют, 

(Указательный и средний «идут» по другой руке.) 
Эти - любят поболтать, 

(Средний и безымянный трутся друг об друга) 
Эти - тихо подремать, 

(Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.) 
А большой с мизинцем - братцем 
Могут чисто умываться. 

(Крутим большим пальцем вокруг мизинца.)

«ТРАНСПОРТ»

«Кораблик»
По реке плывет кораблик,
(прижимаем нижние части ладошек друг другу, верхние открыты: показываем «кораблик»)
Он плывет издалека,
(приставляем горизонтально левую руку к глазам)
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(показать четыре пальца)
У них ушки на макушке,
(приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки,
(показываем две открытые от себя ладошки)
Только кошки да коты!
(пальчики слегка сгибаем - получаются «коготки»)

«Машина»
Заведу мою машину
(повороты кистями руки сжатой в кулак, как будто заводим машину)
Би-би-би, налью бензину.
(три раза хлопнуть в ладоши и одновременно топать)
Крепко-крепко руль держу
(имитировать движения водителя)
На педаль ногою жму.
(топать правой ногой)

«Паровоз»
Ехал, ехал паровоз
(руки сцепить в «замок», вращая большими пальцами)
Прицепил вагон, повез.
(сцепить указательные пальцы)
Ехал, ехал паровоз
(руки сцепить в «замок», вращая большими пальцами)
Прицепил вагон, повез.
(сцепить указательные пальцы)

«Самолет»
Я построю самолет,
(разводим руки широко в стороны)
Шлем надену - и в полет.
(показываем «шлем» над головой)
Сквозь волнистые туманы,
Полечу в другие страны,
(шевелим пальчиками)
Над морями и лесами, Над горами и полями,
(делаем «брызгающие» движения пальцами)
Облечу весь шар земной.
(обхватываем воображаемый шар)
А потом вернусь домой.
(взмахивающие движения ладонями)

«Транспорт»

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай.

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного)

«Машины»

По шоссе идут машины,    

(Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины.

(Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги,         

(Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Бип-бип».

(Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

Будем пальчики сгибать –   

(Загибаем пальцы начиная с мизинца)

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолёт,

Трамвай, метро и самолёт.

Все пальцы мы в кулак зажали,

Все виды транспорта назвали.    

 («Встряхиваем» ладонями)

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку:        

(Обеими руками «крутят руль» перед собой).

Бензовоз, мусоровоз,

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз.

И тяжелый лесовоз.      

 (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).

«ЗДОРОВЕЙ-КА»

«Веселая зарядка»

Раз, два, три, четыре, пять

Пальчики пора вставать!

(указательным пальцем правой руки стучать по каждому пальцу левой руки, затем наоборот)

Будем делать мы зарядку, будем мы скакать вприсядку,

(пальцы обеих рук складываются кончиками вместе, хлопать ладонями, не размыкая пальцев).

Будем прыгать и плясать, раз, два, три, четыре, пять.

(сжать кулаки – раскрыть ладони, повторить 5 раз)

 «Части тела»

(Слушаем стихотворение и указываем

на соответствующие части тела)

У меня есть голова,

Грудь, живот, а там - спина,

Ножки - чтобы поскакать,

Ручки - чтобы поиграть

Этот пальчик хочет спать

(Загнуть большой палец)

Этот пальчик лег в кровать

(Загнуть указательный палец)

Этот пальчик чуть вздремнул

(Загнуть средний палец)

Этот пальчик уж уснул

(Загнуть безымянный палец)

Этот крепко-крепко спит

(Загнуть мизинец)

Тише, тише, не шумите…

(Погрозить пальцем)

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птицы щебетать,

Будут пальчики вставать!

(Разогнуть кулачек. с большого)

Разотру ладошки сильно

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.

С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю»,

Плечи нежно разомну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра!

Вот и кончилась игра,

Отдыхает детвора!

«ЗИМА»

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,    

Загибаем пальчики по одному

Мы с тобой снежок лепили,  

«Лепим» двумя руками

Круглый, крепкий,      

Чертим руками круг  

Очень гладкий,    

Одной рукой гладим другую  

И совсем, совсем не сладкий.

Грозим пальчиком  

«Маленький Егорка»

Маленький Егорка    

Средним и указательным пальцами

Топает по горке,      

правой руки «шагаем» по левой от кисти до плеча

Взял саночки,    

Кулачек правой руки кладем на плечо  

Вжи-и-и-ик, поехал к мамочке!    

скатываемся вниз как с горки

 

«Снеговик»

Мы слепили снежный ком

Лепим двумя руками комок,

Шляпу сделали на нем

Соединяем руки в кольцо и кладем на голову,

Нос приделали и вмиг

Приставляем кулачки к носу,

Получился снеговик

Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика.

«Мы во двор пришли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять

Загибаем пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять.

«Идём» по столу указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили,

«Лепим» комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили,

Крошащие движения всеми пальцами

С горки мы потом катались,

Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

А ещё в снегу валялись.

Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой

И снежками мы кидались

имитируем движения по тексту

Все в снегу домой пришли.

Отряхиваем ладошки

Съели суп и спать легли.

Движения воображаемой ложкой, руки под щёки

 

«Елка»

Зелененькая елочка

Ладони расположены под углом друг к другу, пальцы переплетены и   выпрямлены.

Колючие иголочки.

Руки перед собой, пошевелить пальчиками

Ветки распушила

Руки опустить и потрясти ими

Снежком припорошила

Погладить себя обеими руками

«Зимой»

Снег пушистый лег на ветки.

Изображаем руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их.

Пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева

И гулять бегут все детки.  

Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки

Лепят бабу под окном,    

Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим

Дружно катят снежный ком.

Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»

Лыжи,  

Скользить по столу ладонями вперед-назад

Санки  

Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад

И коньки    

Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе  

Мчатся наперегонки.

«Пришла зима»

Пришла зима.

Развести руки в стороны, показывая вокруг себя

Стало холодно.

Обхватить руками себя за плечи и поежиться

Ударили морозы.

Стукнуть правым кулаком по левой ладони

Реки покрылись льдом.

Вытянуть руки перед грудью и развести их в разные стороны

Пошел снег.

Руки поднять вверх, а затем плавными зигзагообразными движениями, не спеша, опускать их вниз

Он падал белыми пушистыми хлопьями на землю,

Изобразить сугробы

На дома,

Соединить руки у себя над головой так, чтобы получилась «крыша»

На деревья,

Согнуть руку в локте и поднять ее, пальцы растопырить, изобразив ветви дерева

На людей. Положить руки себе на голову

«Падал снег на порог»

Падал снег на порог,

Руки над головой, перебирая пальцами, медленно опускаем вниз

Кот лепил себе пирог.

 Ладони приставляем к голове, изображая уши 

А пока лепил и пек,  Лепим пирог 

Ручейком пирог утек.

«ГОРОД МАСТЕРОВ»

У Матрешиной сестрицы

(Ритмичные удары пальцами правой руки,

начиная с указательного, по левой ладони).

По деревне небылиц

(Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони).

Ходит утка в юбке,

(На каждое название животного загибают)

В теплом полушубке,

(пальцы на руках, начиная с больших).

Курочка - в жилете,

Петушок - в берете,

Коза - в сарафане,

Заинька - в кафтане,

А всех их пригоже

(Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши)

Корова в рогоже. (Удары кулачками).

На пенечке я сижу, мелки колышки тешу.

(указательным пальцем одной руки трогают палец другой).

Огород горожу.

(кулаком одной руки стучат по кулаку другой4 раза).

Белу репоньку сажу.

ладонь одной руки сложить чашечкой,  

другой рукой «брать семена из чашечки» и сажать их

Репка репонька, расти крепонька.(хлопают в ладоши)

Ни мала (ладони смотрят вниз)

Не велика (ладони смотрят вверх)

Аппетитна и кругла!

«НОВОГОДНИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

«На ёлке»

Мы на елке веселились,

 Ритмичные хлопки в ладоши

 И плясали, и резвились. 

Удары кулачками.

 После добрый Дед Мороз 

«шагают» средним и указательным пальчиками по столу.

 Нам подарки преподнес. 

«рисуют» руками большой круг.

  Дал большущие пакеты,В них же вкусные предметы: 

Ритмичные хлопки в ладоши

  Конфеты в бумажках синих, 

Загибают пальчики, начиная с большого

  Орешки рядом с ними   Груша, яблоко,

  Один золотистый мандарин.

 

«Наряжаем ёлку»

Раз, два, три, четыре, пять

 Соединяют пальцы обеих рук, начиная с большого.

Будем ёлку наряжать. 

Ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны.

Мы повесим шарики,

Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарики

Яркие фонарики,

Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные движения ладонями вперёд – назад.

Весёлого Петрушку, 

Показывают длинный нос.

И разные игрушки:

Вытягивают ладони вперёд.

И мишку - шалунишку 

Показывают «мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону.

И заиньку – трусишку. 

Прикладывают раскрытые ладони к голове.

«Новый год»
Наступает Новый год! 
(Хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод. 

(Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти вращаем внутрь-наружу)
Висят на елке шарики, 

(Поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики. (Фонарики)
Вот сверкают льдинки, 

(Сжимать и резко разжимать кулаки поочередно)
Кружатся снежинки. 
(Легко и плавно двигать кистями)
В гости Дед Мороз идет, 
(Пальцы шагают по коленям или по полу)
Всем подарки он несет. (Трем друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать, (Хлопаем по коленям или по полу, одна рука - ладонью, другая - кулаком, затем меняем)
Будем пальцы загибать: (по очереди массажируем каждый палец)
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
 

«Шишка»

Ладони соедините, округлите, пальцы переплетите в замок

А на елке пашей шишки.

Шишки не простые -

Шишки золотые.

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,

(загибать пальчики)

Мы с тобой снежок слепили

(лепить, меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий.

(показывают круг, гладят ладони друг о друга)

Раз –подбросим,

(«подбросить», посмотреть вверх)

Два –поймаем.

(«ловят», приседают)

Три –уроним

(встают, «роняют»)

И… сломаем! (топают)

«Елка»

Зелененькая елочка 

Ладони расположены под углом друг к другу, пальцы переплетены и выпрямлены.

Колючие иголочки. 

Руки перед собой, пошевелить пальчиками

Ветки распушила 

Руки опустить и потрясти ими

Снежком припорошила 

Погладить себя обеими руками

«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

(Дети поочередно загибают пальчики.

На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть Рукавичка,

Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя,

Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

 

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Три медведя, Теремок,

 Колобок- румяный бок!

Репку мы не забываем,

 Знаем Волка и козлят

- Этим сказкам каждый рад!

«Сказки»

Раз, два, три, четыре, пять Любим сказки мы читать.
Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,
Мышка-норушка и Колобок.
Курочку Рябу назвать еще надо -
Героев из сказок вспомнить мы рады!
(
Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.)

 «Книжки»

Много книжек есть на свете,
Читать их очень любят дети.
Если книги мы прочтем,
То узнаем обо всем:
(Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книгу».)
Про моря и океаны,
Удивительные страны.
Про животных прочитаем
И про космос мы узнаем.

(Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.)

Сказки
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
(Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.)
Эта сказка – «Теремок».
Эта сказка – «Колобок».
Эта сказка – «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.
(Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.)
«Волк и семеро козлят» -
Этим сказкам каждый рад!
(Показывают большой палец.)

 «Пять сыновей» 

Как у мамочки моей

 Было пять сыновей.

 Шевелят пальчиками

Мама их кормила,

Щелчок правой руки по

 подушечке каждого пальца левой

Молочком поила.

Надавить указательным

 пальцем на подушечки пальцев левой руки,

слегка отклоняя пальцы.

 Очень чисто мыла.

Помассировать правой рукой каждый палец левой,

 начиная с подушечки, опускаясь вниз

Сказки говорила.

 Загнуть каждый палец правой рукой на левой.

 И гулять водила.

 Разогнуть каждый палец на руке

(Те же самые упражнения выполнить с другой рукой).

Тянут, тянут бабка с дедкой,

Дети вытягивают большие пальцы.

Из земли большую репку.

Указательные.

К ним пришла тут внучка,

Средние.

Подбежала Жучка,

Безымянные.

Кошка тоже потянула.

Мизинцы.

Хоть держалась крепко, берут репку.

Вытянута репка! Поднимают руки вместе с репкой.

«ЭТИКЕТ»

Раз, два, три, четыре,

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в

ладоши; повторить).

Мы посуду перемыли:

 (Одна ладонь скользит по другой по

Кругу).

Чайник, чашку, ковшик, ложку

(Загибают пальчики по одному)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, 

(Одна ладонь скользит по другой).

Только чашку мы разбили,

 (Загибают пальчики по одному)

Ковшик тоже развалился

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. 

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).

Здравствуй, котенок!

Здравствуй, козленок!

Здравствуй, щенок!

Здравствуй, утенок!

Здравствуй, веселый, смешной поросенок!

(Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают

каждым пальцем, приветствуя животных.)

«МОЯ СЕМЬЯ»

Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья (энергично сжать руку в кулак несколько раз).

Как у нас семья

Большая и веселая 

(хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)

Два у лавки стоят, 

(Загибают большие пальцы)

Два учиться хотят. 

(Загибают указательные пальцы)

Два Степана сметаны объедаются. 

(Загибают средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются. 

(Загибают безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются. 

(Загибают мизинцы)

Этот пальчик большой - Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

Рядом с мамой – старший брат.

Вслед за ним сестренка - Милая девчонка.

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш.

Папа, мама, брат и я 

(Дети разжимают кулачки, начиная с большого пальца.)

Наша дружная семья 

(Энергично сжать руку в кулак несколько раз)

Вместе в доме проживаем, вместе маме помогаем 

(Энергично сжать руку в кулак несколько раз)

Пальцы - дружная семья, друг без друга им нельзя. 

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их)

Вот большой! А это – средний. Безымянный и последний - наш мизинец, малышок!

Указательный забыли. Чтобы пальцы дружно жили, будем их соединять и движенья выполнять. 

(Каждый палец руки соединяем поочередно с большим).

Наша бабушка идёт 

(хлопать ладонями по коленям поочерёдно руками.)

И корзиночку несёт 

(пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки.)

Села тихо в уголочек, (положить руки на колени.)

Вяжет деточкам чулочек. (имитация)

Вдруг котята прибежали (мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка».)

И клубочки подобрали.

Где же, где ж мои клубочки, (развести руки в стороны.)

Как же мне вязать чулочки. (выполнять движение «вязание на спицах».)

«АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»

Дорожных правил очень много:

(сгибают и разгибают пальчики)

Раз - Внимание дорога!

(показывают указательный пальчик)

Два  - сигналы светофора,

(показывают указательный и средний пальчик)

Три – смотри дорожный знак,

(показывают указательный, средний и безымянный)

А четыре – «переход».

(добавляют к поднятым пальцам мизинчик)

Правила все надо знать

И всегда их выполнять.

(легкие хлопки в ладоши в такт словам.)

«Мы пешеходы»

Все пальчики водители

Машиной управляют! крутят рули

А так все пешеходы

Идут и не скучают

Идут по тротуару

Все правилу верны!

Все держатся лишь правой

Лишь правой стороны

 «НАШИ ЗАЩИТНИКИ»

«Бойцы»

Пальцы эти – все бойцы. 

Растопырить пальцы на обеих руках,

Удалые молодцы. сжать их в кулак.

Два больших и крепких малых 

Приподнять два больших пальца,

И солдат в боях бывалых.

 другие крепко прижать к столу.

Два гвардейца – храбреца! 

Приподнять указательные пальцы,

Два сметливых молодца! 

другие крепко прижать к столу.

Два героя безымянных, 

Приподнять средние пальцы,

Но в работе очень рьяных! 

другие крепко прижать к столу.

Два мизинца – коротышки 

Приподнять безымянные пальцы,

– Очень славные мальчишки! Хлопнуть в ладоши.

«Солдаты»

Для солдата строго норма: 

Показать два пальца в "рогатке"

Всегда выглаженная форма. 

Сжать руки в кулак оттопырив большой палец «класс»

В руки взял Арсений пультик, 

«Прошагать» пальцами по коленям

Посмотреть хотел он мультик 

Хлопнуть в ладоши

У пограничников есть пост, 

Плотно сжатые пальцы рук приложить к вискам

Под охраной у них мост. 

Ладони плотно прижаты друг к другу, «развести» в мост

«Капитан»

Я плыву на лодке белой 

(концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями

По волнам с жемчужной пеной. 

друг к другу, слегка приоткрыв.

Я - отважный капитан, 

проговаривая стишок, показывать, как лодка

Мне не страшен ураган. 

качается на волнах, а затем плавными движениями рук

Чайки белые кружатся, 

сами волны, потом по тексту

Тоже ветра не боятся. 

стиха показать чайку, скрестив руки, соединив

Лишь пугает птичий крик 

ладони тыльной стороной и помахать

Стайку золотистых рыб. пальцами, сжатыми вместе

И, объездив чудо-страны, 

выпрямленными ладонями с пальцами,

Посмотрев на океаны, 

прижатыми друг к другу изобразить рыбок.

Путешественник-герой, 

плавными движениями ладоней показать

К маме я вернусь домой. как рыбы плывут в воде)

«ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ»

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

(Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель-

(Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца)

Мамы разные нужны,

(Сжимают обе ладошки в «замочек».)

Мамы разные важны!

(Разводят руки, поднимают ладошки вверх.)

Первые подснежники

(Ладошки сжать друг с другом и

округлить – «Тюльпан»)

Я в руках несу.

(Сжать ладони в кулачки, держать перед собой)

Нежные цветочки

Маме подарю.

(Вытягиваем руки вперед, ладони вверх)

Будь всегда красивой,

Нежной, как цветы.

(Обводим овал лица)

Хорошо, что рядом

Есть со мною ты.

(Прижать ладони к груди)

«МИРОМ ПРАВИТ ДОБРОТА»

Если пальчики грустят – доброты они хотят. 

пальцы плотно прижимаем к ладони

Если пальчики заплачут – их обидел кто-то значит. трясем кистями

Наши пальцы пожалеем – добротой своей согреем. 

«моем» руки, дышим на них

К себе ладошки мы прижмем, 

поочередно, 1 вверху, 1 внизу.

Гладить ласково начнем. 

гладим ладонь другой ладонью

Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко. 

скрестить пальцы, ладони прижать

пальцы двух рук быстро легко стучат

Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать. 

каждый палец зажимаем в кулачок

«Мамины помощники»

(Движения показывать в соответствии с текстом)

Мы - мамины помощники,
Ей будем помогать.
Помоем всю посуду
И приберем кровать.
Белье перестираем,
Повесим посушить,
А вечером все вместе
Мы сможем чай попить!

«БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ХОТИМ»

В огороде много гряд,

(Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,

(Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

Раз, два, три, четыре, пять

Пальчики пора вставать!

(указательным пальцем правой руки стучать по каждому пальцу левой руки, затем наоборот)

Будем делать мы зарядку, будем мы скакатьвприсядку,

(пальцы обеих рук складываются кончиками вместе, хлопать ладонями, не размыкая пальцев).

Будем прыгать и плясать, раз, два, три, четыре, пять.

(сжать кулаки – раскрыть ладони, повторить 5 раз)

Вот водичка капает: кап, кап, кап.

(дети ударяют указательным пальцем по левой ладони)

Ручки моем мы вот так: так, так, так.

(«намыливют» руки)

Вот водичка капает: кап, кап, кап.

(ударяют указательным пальцем по правой ладони)

Мы водичку наберём: так, так, так.

(делают из ладоней «чашечку»)

И умоем личико чистенькой водицей(«умываются»)

Вот как хорошо!

«ВЕСНА ШАГАЕТ ПО ПЛАНЕТЕ»

Стучат всё громче дятлы, Синички стали петь

 (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его)

 Встаёт пораньше солнце,  Чтоб землю нашу греть

 (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)

 Бегут ручьи под горку,

 Растаял весь снежок,

 (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)

 А из-под старой травки Уже глядит цветок.

 (ладони соединить и чуть раскрыть, чтобы получилась чашечка цветка)

К нам Весна лишь заглянула

Протягивают руки вперед

В снег ладошку окунула 

Руки внизу, перпендикулярно корпусу

И расцвел там нежный, 

Руки соединяют в бутон на уровне глаз

Маленький подснежник 

Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

Вырос цветок на весенней полянке, Неплотно соединяют ладони

Нежную голову робко поднял. Поднимают руки перед собой

Ветер подул - он качнулся неловко, Покачивают ладонями перед собой

Вперед и назад, налево, направо Вперед и назад, налево, направо

«ДЕНЬ СМЕХА», «ЦИРК», «ТЕАТР»

На арене цирка - вышка.

(Поднять руки вверх)

А на вышке – две мартышки

 (сложить руки в кулачки)

И они взлетают ловко,                      

Верх под купол – на веревке.

Вниз скользят, как акробаты,

Очень ловкие ребята.

(имитировать движения рук по веревке вверх, затем вниз)

По дорожке мы пойдем -
В цирк с тобою попадем.
Выше пальчик поднимай,
Дружно, весело шагай.
Руки вместе поменяем
И обратно зашагаем.
(«Гулять» по столу пальчиками правой, а потом левой руки)

Мы сегодня не расскажем, машут отрицательно указательным пальцем
А гостям всем цирк покажем
круговое движение руками
Превратились из ребят
руки к себе
Мы в веселых клоунят.
руки от себя
Носик длинный отрастили,
указательным палец- на нос
Этим носом насмешили.
то же другой рукой
Вот так нос, длинный нос,
большой палец к носу
Очень долго носик рос.
раскрыть ладонь, пошевелить пальцами
Развеселые ладошки
показать ладони
У веселых клоунят.
Звонко, звонко, очень звонко,

вертикальные взмахи руками с хлопками
Как тарелочки гремят
Притаились пальцы – крошки.

пошевелить пальцами
Пальцы дружно разбежались.

раскрыть ладони
В кулачки потом собрались.

сжать кулаки
Развеселые ребята

показать на себя
Станут мячики кидать,

попеременные взмахи кистями рук
Клоунята, клоунята станут в мячики играть.

«ВСТРЕЧАЕМ ПТИЦ»

Мы построили скворечню

Для весёлого скворца.        

(Попеременно постукиваем кулачками друг о друга и по столу.)

Мы повесили скворечник Возле самого крыльца.         

(Сводим руки над головой.)

Всё семейство вчетвером Проживает в доме том:        

(Попеременно постукиваем кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Мать, отец и скворушки –

Чёрненькие пёрышки.         

(Соединяем каждый палец с большим пальцем

 на обеих руках одновременно, по 2 раза.)

Птички прилетали,

-Большие пальцы цепляем, как крючки друг за друга,остальными машем, как крыльями

Крыльями махали

Сели, посидели

Кисти рук собираем в кулачки и фалангами вниз кладем на стол

Дальше полетели.

Повторяем первое движение

Птенчики в гнезде

Улетела птица-мать Малышам жуков искать.

Пальцы обеих рук расставляем, большие пальцы соединяем, остальными машем, как крыльями.

Ждут малютки-птенцы Мамины гостинцы.

Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. «Гнездо».Шевеление пальцев правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.

Десять  птичек стайка.

Пой-ка, подпевай-ка:

Хлопаем в ладоши
Десять птичек - стайка.

Растопыриваем пальцы на обеих руках

Эта птичка - соловей,

Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с большого
Эта птичка - воробей. Эта птичка - совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с большого
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.

Поднимаем обе руки вверх, пальцы в виде когтей
Птички, птички – по домам!

Машем ручками, как крылышками, соединяем руки над головой- крыша

Видишь смотрят из гнезда,

Два молоденьких дрозда.

Соединяем пальцы двух рук кольцом и смотрим в него.

Клюв покажет первый дрозд,

Пальцы щепоткой выставляем вперед.

А второй покажет хвост.

На другой руке прямые пальцы выставляем вперед.

 «КОСМОС»

«Мы космический отряд»

(Пальцы одной руки сжаты в кулак. Дети разжимают и сжимают пальцы)

Мы космический отряд,

Очень дружных пять ребят.

(Дети разгибают по очереди пальцы, сжатые в кулак, начиная с большого. Говоря про пятый палец, придерживают его другой рукой)

1 – Гагарин,

2 – Титов,

3 – Леонов,

4 – Комаров,

5-ый женщина, а не мужчина -

Терешкова Валентина!

(Дети соединяют ладони перед собой и поднимают их вверх, вытягивая руки)

В космический корабль сели,

Да и в космос полетели.

«Космонавт»

Утро – солнце всходит.

 (Поднимаем растопыренную ладошку).

Ночь – луна приходит.

(Поднимаем другую руку, пальцы полукругом )

Мы по глобусу шагаем, Пальцы дружно поднимаем. Перепрыгнули лесок, На гору забрались, Оказались в океане – Вместе покупались. Пошагали в Антарктиду, Холодно, замерзли. На ракету все мы сели – В космос улетели.

 (Выполняем движения по тексту).

 «Будем в космосе летать»

(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)

1,2,3,4,5.

(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)

Будем в космосе лететь.

(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)

1 – комета. 2 – планета. 3 – луноход.

4 – звездолет. 5 – земля,

(Дети машут кистью руки, как бы прощаясь)

До свидания друзья!

(То же с другой руки. Или можно выполнять двумя руками вместе).

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете.

А внизу леса, поля –

Расстилается земля.

На Луне есть звездочет

Он ведет планет учет: Меркурий - раз, Венера - два-с, Три - Земля, Четыре - Марс Пять - Юпитер, Шесть - Сатурн, Семь - Уран, Восьмой - Нептун.

(На каждую строчку загибаем пальчик)

«ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

(имитируем мытье рук)

Брызги – вправо, брызги – влево!

(«стряхиваем» водичку с рук)

Мокрым стало наше тело!

(потираем ладонями плечи обеих рук)

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро.

(имитируем вытирание полотенцем)

«Гроза»

Закапали капли,

Стучим двумя пальцами каждой руки по столу.

Идет дождь

Стучим четырьмя пальцами

Он льёт, как из ведра! Стучим сильнее.

Пошёл град. Косточками пальцев отбиваем дробь

Сверкает молния,

Шипящий звук, рисуем линию в воздухе.

Гремит гром

Барабаним кулаками или хлопаем в ладоши.

Все быстро убегают домой. Прячем руки за спину.

А утром снова ярко светит солнце!

Описываем руками большой круг.

«Рыбка – малютка»

Рыбка – малютка по речке плывет,

Рыбка – малютка хвостиком бьёт

Ладони соединяются вместе,

И выполняются движения Вправо и влево.

 «Дождик»

Дождик песенку поет 

пальцы постукивают по столу, сначала медленно

Только, кто её поймет

потом быстрее.

Не пойму ни я, ни ты, 

пальцы барабанят быстро - быстро.

Но зато поймут цветы,

и зеленая трава,

и весенняя листва.

Лучше всех поймет зерно, 

пальцы стучат все медленнее и останавливаются.

подрастать начнет оно.

Кончился дождик.

«Море»
(сцепить пальцы обеих рук и совершать колебательными движения кистями)
Море волнуется - раз,
Море волнуется - два,
Море волнуется - три,
На месте волна замри.

«ПРАЗДНИК ВЕСНЫ И ТРУДА»

Вышла Люба в огород –        

(«Шагаем» средним и указательным пальцами правой руки.)

Сколько у неё хлопот!        

(Держимся  руками за голову и покачиваем головой.)

Нелегко полить на грядке

 Овощи все по порядку:        

(Пожимаем плечами и разводим руки в стороны.)

Помидоры, лук, капуста

 И горошек очень вкусный.

 Репа, огурцы, чеснок,

 Свёкла, редька и укроп.

(загибаем по очереди пальчики обеих рук, начиная с мизинца)   

Мы ладошки протянули

И на солнышко взглянули.

(Дети протягивают ладошки вперед и ритмично поворачивают их вверх-вниз) Дай нам, солнышко, тепла, чтобы силушка была.

(Делают движение пальцами, словно маня к себе) Наши пальчики-малютки  Не хотят ждать ни минутки,

(Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)

Тук-тук, молоточками,

(Наклоняются и поочередно ритмично стучат кулачками по коленям.)

Хлоп-хлоп, лапоточками,

(Ритмично хлопают по коленям.)

Прыг-прыг, словно зайки, Скачут на лужайке.

(Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)

«ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

Что такое день победы?

(дети смотрят друг на друга, разводя руки в стороны)

Это праздник, ордена.

(сжимают и разжимают кулачки)

И награды боевые,

(прижать руку к груди)

И салюты золотые,

(растопырить пальцы как салют)

И тюльпанчики цветные,

(показать цветочек двумя ладонями)

Это мирная земля!

(хлопки в ладони)

«МИР ПРИРОДЫ»

На окне цветок колючий

(Показать прямоугольник перед собой)

Смотрит за околицу

(Сделать «бинокль» из ладошек)

Вы его не троньте лучше

(Погрозить пальчиком)

Очень больно колется.

(Уколоть пальчиком ладошку и сморщится)

Не подушка для иголок,

(сложенные ладошки под щёчку)

И не ёжик, и не ёлка,

(сделать «ёжика» и пошевелить пальчиками)

Но не даст себя в обиду,

(Отрицательный жест головой и указательным пальчиком)

Потому что весь в иголках.

Гляньте: радуга над нами,
(нарисовать рукой над головой полукруг маховым движением)
Над деревьями,

(руки поднять вверх, пальцы разомкнуты)

Домами,

(руки сложены над головой крышей)

И над морем, над волной,

(нарисовать волну рукой)

И немножко надо мной.

(дотронуться до головы)

Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
(ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами»)

Солнышко
Солнышко, солнышко
Погуляй у речки

(шевелят пальцами обеих рук)
Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки.

(быстро сжимают и разжимают кулаки)

Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем.

(делают хватательные движения щепотью)

Покатаем, поваляем

(круговыми движениями трут ладонь о ладонь)

И назад тебе вернем.

(поднимают руки вверх, раздвинув пальцы)

Будем сеять мы пшеницу

В землю зернышки бросать.

И не пустим мы синицу

Наши всходы пеклевать. Кыш-кыш.

(Пальцами делать движения - крошим крошки, пальцы в щепоть - синица, наклонять кисть клюет, махать руками - «кыш-кыш».)

У тебя скажи паук,

Сколько ног и сколько рук?

Лапы вяжут паутинку Будто руки ткут холстинку,

Если попадутся мухи Лапы цапнут их, как руки.

(Имитация движений паука.)

 «ВОТ КАКИЕ МЫ БОЛЬШИЕ»

На пригорке вырос мак

 (Пальцы левой руки собрать в щепоть)

 Он склонил головку так

 (Бутон наклонить)

 Бабочка над ним порхает,

(Перекрестить руки, помахать)

 Быстро крыльями мелькает.

 Облетели лепестки,

 (Правой рукой отогнуть пальцы левой)

 Высох домик от жары

 стал греметь как погремушка.

 (Пальцы сложить в щепоть)

 Вот так славная игрушка.

 (Пальцы левой руки сжать в кулак «погреметь», как погремушкой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика по лексической теме: "Домашние животные"

Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра.  Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительн...

Пальчиковая гимнастика по лексической теме: "Домашние животные"

Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра.  Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительн...

Пальчиковая гимнастика по лексической теме: "Домашние животные"

Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра.  Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительн...

Пальчиковая гимнастика по лексической теме: "Домашние животные"

Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра.  Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительн...

Пальчиковая гимнастика по лексической теме: "Домашние животные"

Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра.  Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительн...

Пальчиковая гимнастика по лексической теме: "Домашние животные"

Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра.  Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительн...

Пальчиковая гимнастика по лексической теме: "Домашние животные"

Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра.  Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительн...