Проект «Мой веселый звонкий мяч»
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

 

Тема проекта  «Мой веселый, звонкий мяч».

Вид проекта: долгосрочный.

Сроки реализации: учебный год

Участники проекта: воспитанники с ОВЗ и дети-инвалиды, педагоги  (воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию), родители.

Цель: Создание оптимальных условий для коррекции нарушений речевого развития и формирования компонентов ВПФ путем использования тактильно-кинестетичес-кой стимуляции и музыкально-ритмической организации в  играх с мячом.

Задачи:

1. Определение уровня речевого и сенсорно-моторного развития детей с ОВЗ.

2. Введение в НОД,  свободную деятельность воспитанников и режимные моменты тактильно- кинестетических стимуляций и музыкально-ритмических упражнений с мячом.

3. Создание единого образовательного пространства по формированию информационной готовности,  компетенций педагогов и родителей в области двигательной активности детей и использовании возможностей игр с мячом.  

4. Формирование у родителей потребности в общении и играх со своими детьми.

5. Гармонизация психологического мира ребенка, развитие у детей с ОВЗ   навыков игровой деятельности, коммуникации и полноценного общения со сверстниками и взрослыми.

7. Укрепление здоровья детей путем повышения их двигательной активности в течение дня; формирование у детей с ОВЗ стойкой мотивации на здоровый образ жизни, активизация их внутренних ресурсов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chekusova_proekt_myach.docx45.27 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РОСТОВА – НА – ДОНУ «ДЕТСКИЙ САД № 304»

Проект «Мой веселый звонкий мяч»

Разработчик:

Чекусова  Наталья Михайловна,

 учитель-логопед

Ростов-на-Дону

2021 год

Пояснительная записка.

В дошкольные образовательные учреждения поступают дети с различными нарушениями, признанные детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Согласно статистическим данным, в России, в настоящее время, насчитывается более 2 млн. детей с ОВЗ, с различными патологиями, трудностями в развитии, социализации и обучении. В первую очередь,  с сенсорными и двигательными нарушениями, которые являются базой для развития всех психических функций организма, в том числе и  развития речи. Фактически, почти все дети с ОВЗ имеют речевые нарушения различной степени тяжести.

Каждый ребенок, вне зависимости от психического и физического состояния здоровья, имеет право на получение полноценного образования. Получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Дети с ОВЗ - категория, разнообразная по своему составу в структуре отклоняющегося развития. Наиболее многочисленной является группа детей с тяжелыми нарушениями речи. В настоящее время все чаще можно встретить детей с комплексными нарушениями (РАС, ЗПР, ДЦП и др.) в группах коррекционной направленности (логопедических) в рамках инклюзии. Дети с ОВЗ получают образование не только в группах коррекционной направленности, но и в общеобразовательных.  Именно инклюзивное образование дает им возможность полноценно развиваться в среде сверстников, адаптироваться, получать новые знания и умения, научиться гармонично взаимодействовать с внешним миром, то есть, социализироваться. Но, в таких условиях традиционные методы коррекционно-развивающей и общеобразовательной работы оказываются малоэффективными или неэффективными вообще. Поэтому приходиться искать обходные, более продуктивные приёмы и методы воздействия. Так, активное использование движения и игр с мячом на коррекционно-развивающих занятиях является прекрасным инструментом для развития, совершенствования речи и других психических функций, эмоционально-волевой сферы и гармонизации личности детей с отклонениями в развитии.

В последнее время детство катастрофически утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник развития – живое общение и игра. У детей ослабевает естественная потребность организма в движении. Игра теряет свои позиции, становится однообразной, неинтересной. А ведь игра-основной вид деятельности дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные, нравственные и физические силы ребенка. Кроме того, игра – это своеобразный, незаменимый, свойственный дошкольному возрасту индивидуальный способ усвоения общественного опыта.

        Одним из направлений коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, являются разнообразные игры с мячом. Эти игры являются инструментом, помогающим всесторонне развивать двигательную активность, мышление, совер-шенствовать речь, формировать коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферу детей с отклоняющимся  развитием. То есть, помогают формировать гармо-ничную личность ребенка. Кроме этого они доступны  игрокам разных возрастов и хорошо адаптируются под их разные возможности (моторные, интеллектуальные, сенсорные). Однако возникает ряд проблем: поверхностный интерес родителей и детей к мячу, к игре с ним; незнание истории мяча, его видов;  редкое применение детьми мяча в самостоятельной деятельности и в играх с родителями.

       Мяч – предмет сферической  формы, сплошной  или полый внутри.  Педагог-философ XIX века Фридрих Фребель отнёс шар к великим дарам педагогики и назвал его «идеальным средством для упражнений». Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и кожного (тактильного) анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений с мячом, усиливает эффект занятий. Современные мячи часто обладают ещё и различными запахами, цветом, текстурой, позволяющими задействовать все сенсорные системы.

Мяч – удивительно интересная игрушка, ничего аналогичного – настолько простого и в то же время интересного – пока ещё люди не придумали. Мяч воспринимается ребёнком как нечто живое. Он чутко реагирует и отзывается на движение, может быть послушным и озорным, он – яркий, круглый и очень милый. 

Таким образом, проанализировав ценность игры с мячом, наш педагогический коллектив МАДОУ №304 Ворошиловского района города Ростова-на-Дону разработал дополнительный блок к коррекционно-развивающей программе работы с детьми с ОВЗ в пространстве инклюзивного образования.

Тема проекта  «Мой веселый, звонкий мяч».

Вид проекта: долгосрочный.

Сроки реализации:  сентябрь 2020-май 2021, возможна пролонгация проекта на следующий учебный год

Участники проекта: воспитанники с ОВЗ и дети-инвалиды, педагоги  (воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию), родители.

Цель: Создание оптимальных условий для коррекции нарушений речевого развития и формирования компонентов ВПФ путем использования тактильно-кинестетичес-кой стимуляции и музыкально-ритмической организации в  играх с мячом.

Задачи:

1. Определение уровня речевого и сенсорно-моторного развития детей с ОВЗ.

2. Введение в НОД,  свободную деятельность воспитанников и режимные моменты тактильно- кинестетических стимуляций и музыкально-ритмических упражнений с мячом.

3. Создание единого образовательного пространства по формированию информационной готовности,  компетенций педагогов и родителей в области двигательной активности детей и использовании возможностей игр с мячом.  

4. Формирование у родителей потребности в общении и играх со своими детьми.

5. Гармонизация психологического мира ребенка, развитие у детей с ОВЗ   навыков игровой деятельности, коммуникации и полноценного общения со сверстниками и взрослыми.

7. Укрепление здоровья детей путем повышения их двигательной активности в течение дня; формирование у детей с ОВЗ стойкой мотивации на здоровый образ жизни, активизация их внутренних ресурсов.

Эффективность проекта.

Рабочая гипотеза – коррекция нарушений речевого развития и формирование компонентов ВПФ путем использования тактильно-кинестетической стимуляции и музыкально-ритмической организации в  играх с мячом будут проходить в более короткие сроки.

Основные ожидаемые  результаты  проекта (конечные).

Для детей с ОВЗ – увеличение двигательной активности и тактильно-кинестетической стимуляции с использованием различных мячей позволит ускорить темпы коррекции речевого и психомоторного развития, сенсорной интеграции, а также сформировать устойчивый интерес к играм  с мячом, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности, укрепить здоровье детей;

– овладение речевыми и  психомоторными  навыками, улучшение сенсорной интеграции с помощью игровой деятельности и двигательной активности с мячом в индивидуальной форме в границах своего возрастного этапа развития; достижение уровня освоения программного материала без подрыва здоровья; обогащение социального опыта, расширение кругозора.

Для педагогов – повышение профессионального мастерства в  области движения и игр с мячом в деятельностном режиме сотрудничества с коллегами, родителями и детьми; готовность к проектированию и проведению занятий с позиций сохранения здоровья у всех участников образовательного процесса.

Для родителей - повышение интереса к уровню двигательной активности детей и играм с мячом.

Этапы реализации Проекта.

1 этап: подготовительный.

1.1  Разработка параметров и проведение диагностики психо-моторного и речевого развития детей с ОВЗ.

Диагностика уровня речевого развития проводилась стандартными логопеди-ческими технологиями в соответствии с АООП и рабочей программой учителя-логопеда. Для оценки уровня психомоторного развития использовались диагностические методики, предложенные Н. О. Озерецким и Н. И. Гуревичем в 1930 г., адаптированные Т. С. Овчинниковой (с.17-20). Также ориентировались на освоение обучающимися основных видов движения в соответствии с программой по физическому воспитанию [с.11-16]. Проведенные исследования показали низкий уровень моторного развития детей с ОВЗ и необходимость в специальной методике обучения навыкам владения мячом.

1.2   Составление плана совместной коррекционно-развивающей работы.

1.3  Составление плана работы с родителями по повышению уровня их компетенций в области игр с мячом и включения их в процесс реализации проекта.

1.4  Определение линий взаимодействия с педагогами и узкими специалистами  в рамках Проекта и повышения их профессионального мастерства в этой области.

1.5  Создание предметно-развивающей среды для реализации проекта: выбор видов и типов мячей (цвет, размер, вес, фактура, форма, материал), подборка методической и художественной литературы для создания картотеки игр, изучение правил хранения мячей (компактность, удобство, чистота), организации занятий с мячом и инструкций по техники безопасности при проведении массажей, игр, эстафет с мячами и т.д.  

2 этап: основной (реализация проекта, внедрение).

2.1 Включение разных видов игр и упражнений в режимные моменты.

Режимные моменты

        Виды и типы упражнений и игр с мячами

Утро - свободная деятельность

Индивидуальная работа по обучению детей основным движениям и играм с мячом.

Утренняя гимнастика

Включение в комплекс утренней гимнастики упражнений с теннисными мячами (музыкально-ритмические, стихотворные упражнения в соответствии с лексической темой недели).

Образовательная деятельность

“Веселые минутки” – варианты физминуток:

1. логоритмика с теннисными  мячами

2. пальчиковая гимнастика с Су-джок

3. артикуляционная гимнастика с элементами самомассажа массажными мячами

4. игровые упражнения с мячом на сайте Мерсибо

5. кинезиологические упражнения с мешочками.

Прогулка

Проведение разнообразных подвижных игр с мячом.

Индивидуальная работа по формированию и  развитию основных движений с мячом у детей с ОВЗ.

Подготовка к обеду.

Настольные игры с мячом (игры малой подвижности).

Подготовка ко сну.

Массаж стоп и рук массажными мячами

Подъем после сна

Гимнастика пробуждения. Дыхательная гимнастика с движениями рук и передачей мяча.

«Логопедический час» воспитателя.

Тактильно-кинестетические и логоритмические упражнения с мячами по рекомендации учителя-логопеда в соответствии с программным материалом.

Игры, самостоятельная деятельность детей.

Игры по развитию мелкой моторики рук и общей моторики с использованием музыкальных и ритмических упражнений с мячом. Занятия на фитболе.

2.2 Включение игр с мячом в НОД учителя-логопеда и «логопедический час» воспитателя.

Направление работы

Игровые технологии, виды упражнений.

   Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития обшей, ручной и артикуляторной моторики.

Использование логоритмических, кинезиологических, музыкальных и стихотворных игр с мячами, круглыми мешочками разной фактуры;  массаж и самомассаж кистей рук и стоп, игра комнатный баскетбол и дарс с мягкими мячиками на липучках.

    Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций.

Игры с мячиками малого тенниса для улучшения выдоха и специальными поддувками с мячами и шариками [2 ].

Массаж и самомассаж артикуляторного аппарата индивидуальными массажными мячиками небольшого размера.

Формирование произносительной стороны речи

Постановка звуков и закрепление  навыка правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях.

Тактильно-кинестетическая стимуляция с помощью различных предметов округлой формы (мячи для Су – джок, теннисные мячи, мячики тряпичные или резиновые небольшого размера, орехи, каштаны [11-16] Работа при автоматизации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции ведется в традиционном порядке [11, с.3-4 ]

Закрепление навыка практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.

Логоритмические упражнения и логопедические распевки [4] с перебросом, передачей, катанием, сжиманием  и иным движением теннисного мяча. Стихи с ритмом «короткий-короткий-длинный».

Формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость; звуковой анализ  синтез.

Включение в занятие мячей разного размера, фактуры, веса, цвета. Использование «звуковичков» (круглые пластиковые шарики c разным наполнителем) для звукового анализа.

Формирование лексико-грамматических средств языка

Использование дарса с мягкими мячиками на липучках и игр с мячами при формировании словоизменения и словообразования, изучения предлогов.

    Формирование словаря экспрессивной речи.

Подбор игр с мячами или другими предметами округлой формы при изучении лексических тем. Например, игра «Апельсин», игра «Снежки» [6-10 ]. Придумывание авторских стихов и игр с предметами округлой формы.

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Придумывание сказок или рассказов о мячах и от лица мяча (действие с мячом).

Оргмомент и динамические паузы (физминутки)

Включение игр с мячами разного вида и типа традиционным способом.

В настоящее время в педагогической практике двигательные игры и упражнения являются чаще всего паузой, разрядкой в структуре занятия или динамическим началом занятия в организационном моменте. Педагоги в рамках проекта подбирают тексты непосредственно к  теме проводимого занятия, к  теме недели и  используют музыкально – ритмические и стихотворные игры с мячом, как часть основного этапа. Такой комплексный подход позволяет полнее реализовать цель любого занятия, экономнее использовать учебное время, пополнять словарь детей, развивать речь. Содержание двигательных игр и упражнений с мячом меняется почти каждое занятие, в соответствии с изучаемой или закрепляемой темой.

2.3 Включение игр с мячом в НОД других специалистов.

Педагог-психолог – включение в занятие кинезиологических упражнений и игр с мячами по теме занятия с учетом его целей и задач.

Музыкальный руководитель – включение в занятие речеголосовых и музыкально-ритмических упражнений с мячами с учетом темы занятия.

Инструктор по физической культуре – формирование навыков владения мячом с соответствие с программами АООП, АОП для детей с ОВЗ и с учетом программы дополнительного образования «Игры с мячом» О.В. Черновой для детей с ОВЗ [ 3 ].

2.4 Формирование у педагогов компетенций в области речевого, сенсорного и психомоторного развития детей дошкольного возраста и возможностей использования игр с мячами в работе. Организация системы просветительской и методической работы с педагогами. Проведение теоретических занятий и практических мастер-классов по теме проекта.

2.5 Взаимодействие с семьями детей с ОВЗ.

Одним из основных направлений по формированию движения  ребенка является работа с родителями. В целях повышения педагогической культуры родителей и включения их в воспитательно-образовательный процесс проведены онлайн консультации и мастер-классы по развитию двигательной активности ребенка и играм с мячом; составлены рекомендации родителям по играм с мячом; конкурсы поделок (изготовление мячей из различных материалов); конкурсы на сочинение совместно с ребенком собственных стихов и движений к играм с мячом; конкурсы рисунков, фотографий «Мой мяч», «Мяч в мире взрослых», привлечение родителей к поиску народных игр с мячом, фольклора. Создана картотека  информационно-познавательного материала для детей и их родителей.

3 этап: Заключительный, обобщающий.

3.1   Диагностика речевого, сенсорного, психомоторного развития и игровых умений с мячом обучающихся.

3.2   Обобщение результатов работы, анализ и выводы по реализации проекта.         

Данный проект был проведен в 2020-2021 учебном году с детьми ОВЗ в рамках инклюзивного образования в группе коррекционной направленности и в общеобразовательных группах.  Итоговая диагностика  показала хорошую динамику в коррекции речевого и психомоторного развития детей. Основное направление проекта- помочь детям с ОВЗ проявить их собственные потенциальные возможности, научить заботиться о своем здоровье, беречь его, испытывать потребность в движении, в играх с мячами. В процессе реализации проекта были созданы условия для приобретения детьми опыта самостоятельной и совместной с взрослыми познавательной, продуктивной, творческой, физической деятельности. Применение полученных знаний помогает детям и родителям изменить отношение к движению, совместным играм и к своему здоровью. Повышение компетентности родителей в вопросах формирования компонентов ВПФ, совместное участие с детьми в общих  мероприятиях, деятельности, несомненно, способствует формированию близких и доверительных семейных отношений. Родителей и детей педагоги познакомили с историей мяча разных народов и его видами. Родители проявили большой интерес к проекту,  увлеченно выполняли совместно с детьми дома комплексы упражнений с различными мячами, помогая детям открывать новые грани самореализации, начиная видеть в своих детях скрытые ресурсы внутреннего мира.  Проекта было решено продолжить его в 2021-2022 учебном году и по итогам оформить как программу дополнительного образования для детей с ОВЗ.

Список источников.

1. Бойко В.В. «Игры с мячом»: МАБИВ; Орел; 2017

2. Воробьева Т. А., Воробьева П. А. Дыхание и речь: Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014  

3. Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика: Учебно-методическое пособие к Программе воспитания и обучения дошкольников с ТНР / Под ред. Т. С. Овчинниковой.: СПб; КАРО; 2014

4. Овчинникова Т. С. Логопедические распевки. — СПб.: КАРО, 2009

5. Покровский Е. А. Русские детские подвижные игры. Выпуск 1. Игры с беганьем, с мячом, с камешками. Зимние игры. Значение детских игр / под ред. А.С. Русакова. — СПб.: Образовательные проекты, 2020.

6. Сорокина Н.А. Подвижные игры и упражнения для развития речи у детей с ОНР. Овощи и фрукты. Пособие для логопеда – М.: ГИЦ Владос, 2015

7. Сорокина Н.А. Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР. Цветы, ягоды, деревья, грибы. Пособие для логопеда   – М.: ГИЦ Владос, 2015

8.  Сорокина Н.А. Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР. Дом, семья. Пособие для логопеда  – М.: ГИЦ Владос, 2015

9. Сорокина Н.А. Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР. Животные, птицы, насекомые, рыбы Пособие для логопеда  – М.: ГИЦ Владос, 2015

10. Сорокина Н.А. Подвижные игры и упражнения для развития речи у детей с ОНР. Времена года. Пособие для логопеда– М.: ГИЦ  Владос, 2015

11. Фалева А.С. Самомассаж с использованием природного материала. 5-10 лет. ФГОС.– СПб.: ООО «Издательство: «Детство-Пресс», 2017

12. Фалева А.С. Тактильные чистоговорки. Тетрадь-тренажер для уточнения произношения звуков раннего онтогенеза. Выпуск 1– СПб.:ООО «Издательство: «Детство-Пресс», 2019

13. Фалева А.С. Тактильные чистоговорки. Тетрадь-тренажер для уточнения произношения звуков раннего онтогенеза. Выпуск 2  – СПб.:ООО «Издательство: «Детство-Пресс», 2021

14. Фалева А.С. Тактильные чистоговорки: тетрадь тренажер. Выпуск 3. Свистящие звуки. (4-6 лет). ФГОС– СПб.:ООО «Издательство: «Детство-Пресс», 2019

15. Фалева А.С. Тактильные чистоговорки. Тетрадь-тренажер. Выпуск 4. Шипящие звуки. 5-7 лет. ФГОС   – СПб.: ООО «Издательство: «Детство-Пресс», 2019

16. Фалева А.С.Тактильные чистоговорки. Тетрадь-тренажер. Выпуск 5. Сонорные звуки. (6-7 лет). – СПб.:ООО «Издательство: «Детство-Пресс», 2019

Интернет ресурсы:

  1. Малюкова Н.Г. Упражнения с мячом – мультицелевые занятия в помощь логопеду и психологу. https://youtu.be/qiVMI1lJ8bI 
  2. Малюкова Н.Г. Стопотерапия – нетрадиционные техники в работе со старшими дошкольниками https://youtu.be/lS8Hnkkph7I

  3. Малюкова Н.Г. Стимуляция развития осознанности и пространственных представлений у детей https://youtu.be/6dw10RJ-EBw

Приложение

Чекусова Н.М. https://nsportal.ru/chekusova-natalya-mihaylovna

  1. Значение речи для становления человека и человечества

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/04/26/znachenie-rechi-dlya-stanovleniya-cheloveka-i

  1. Исследовательский проект «Возраст первоклассника и развитие здоровья»

https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2021/11/01/issledovatelskiy-proekt-vozrast-pervoklassnika-i

  1. Презентация «Игры с мячом»

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/11/02/prezentatsiya-igry-s-myachom

  1. Презентация "Мячи разные нужны, мячи разные важны" (о видах мячей и видах спорта с мячами).

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2021/11/01/prezentatsiya-myachi-raznye-nuzhny-myachi-raznye-vazhny

  1. Презентация «Упражнения с мячом – мультицелевые занятия (консультация для педагогов и родителей)»

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2021/11/01/prezentatsiya-uprazhneniya-s-myachom-multitselevye

  1. Презентация «Сенсорно-интегративная терапия, часть 1».

https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2021/10/27/prezentatsiya-sensorno-integrativnaya-terapiya 

         и другие материалы на странице сайта

https://nsportal.ru/chekusova-natalya-mihaylovna


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мой веселый звонкий мяч"

Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует ...

Проект «Мой веселый звонкий мяч!»

Проблема: Поверхностный интерес родителей и детей к мячу, играм  с ним....

Проект "Мой веселый звонкий мяч"

Проект направлен на повышение у детей интереса к многообразию мячей, на заинтересованность родителей в использовании мяча в играх....

Проект "Мой веселый звонкий мяч"

Образовательный проект по образовательным областям "Здоровье" и  "Физическая культура"...

Проект "Мой веселый звонкий мяч"

Образовательный проект по образовательным областям "Здоровье" и "Физическая культура"...

Образовательный проект "Мой веселый, звонкий мяч"

Образовательный проект«Мой веселый звонкий мяч»Актуальность:  К сожалению, современные дети ведут малоподвижный образ жизни и все реже играют с мячом. Мяч знаком всем с раннего детства.  Одн...

Проект "Мой веселый звонкий мяч"

Проект "Мой веселый звонкий мяч" расчитан для работы с детьми первой младшей группы...