Совместная работа логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у дошкольников
статья по логопедии (старшая группа)

Папина Мария Валерьевна

Дошкольное образовательное учреждение является первым в жизни ребенка «институтом» его развития. Именно в детском саду ребенок приобретает опыт взаимодействия с другими людьми – педагогами, родителями сверстников и  ровесниками. Когда ребенок играет со сверстниками или взрослыми, у него активно формируется словарный запас, происходит постепенное овладение способами выражения словами содержание рассказа, и, поэтому это приводит к возможности точного и полного выражения своих мыслей.

В детском саду воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых нарушений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместная работа логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у дошкольников

Дошкольное образовательное учреждение является первым в жизни ребенка «институтом» его развития. Именно в детском саду ребенок приобретает опыт взаимодействия с другими людьми – педагогами, родителями сверстников и  ровесниками. Когда ребенок играет со сверстниками или взрослыми, у него активно формируется словарный запас, происходит постепенное овладение способами выражения словами содержание рассказа, и, поэтому это приводит к возможности точного и полного выражения своих мыслей.

В детском саду воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых нарушений.

Ведущая роль в коррекционной работе принадлежит логопеду. Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель уже занимается их закреплением. Вопросы координирования работы логопеда и воспитателя особенно важны в группах для детей с заиканием, с ОНР и ЗПР. В начале учебного года логопед знакомит воспитателя с результатами обследования детей, обращает внимание на особенности поведения, характер детей, определяет программу обучения объясняя воспитателю цели задачи программы, методы ее реализации сообщая сроки и продолжительность этапов коррекционной работы, намечая результаты, которые следует достигнуть к концу того или иного периода обучения.

Работа по взаимодействию логопеда и воспитателя в дошкольном учреждении должна строится с учетом следующих принципов:

– принцип системности коррекционных, профилактических, а также  развивающих задач;

– принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

– принцип учета объема и степени разнообразия материала;

 – принцип единства диагностики и коррекции;

– принцип привлечения ближайшего социального окружения испытуемых к участию в коррекционной программе;

– принцип усложнения (построение занятий от простого к сложному).

Во многих случаях воспитатели проводят предшествующую логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению и активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений и навыков, в то время как логопед проводит работу с речевым материалом, требующим специального отбора. Кроме того, воспитатель должен уделять внимание и работе с родителями. На родительских собраниях совместно с логопедом воспитатель должен разъяснить родителям необходимость создания мотивации ребенка к занятиям дома, проведение с ним занятий вне детского сада. Воспитатель и логопед могут провести с родителями специальные индивидуальные консультации, ознакомить с литературой для занятий с детьми дома.

Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

  • логопед формирует первичные речевые навыки у детей;
  • воспитатель закрепляет сформированные навыки.

В соответствии с этими задачами следует разделить функции логопеда и воспитателя:

Функции логопеда:

Функции воспитателя:

• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.

 • Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.

 • Коррекция звукопроизношения.

 •Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

 • Устранение недостатков слоговой структуры слова.

• Формирование послогового чтения.

 • Отработка новых лексико-грамматических категорий.

• Обучение связной речи.

• Предупреждение нарушений письма и чтения.

• Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.

• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

• Систематический контроль за поставленными звуками в процессе всех режимных моментов.

• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом).

• Закрепление навыков чтения и письма.

• Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.

• Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.

 

В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Особое внимание воспитатель должен обращать на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез или отличающихся психофизиологической незрелостью.

Воспитателю не следует обращать внимание детей на возникновении возможных ошибок или запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сообщить логопеду. В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения и на изменения условий общения.

Таким образом, залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению речевых нарушений является только совместная, взаимосвязанная работа всех специалистов образовательной организации,  частности логопеда и воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений при дизартрии у дошкольников.

Коррекционная работа с детьми-дизартриками, как правило, протекает с большими трудностями, так как нормализация моторики органов артикуляции и улучшение качеств самих артикуляционных движений занимает...

Консультация для воспитателей: "Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя по коррекции речевых нарушений"

В консультации даны рекомендации  взаимодействия в работе логопеда и воспитателя по коррекции речевых нарушений у детей в логопедических группах....

Перспективное планирование совместной деятельности логопеда и воспитателя по преодолению фонетических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста

В данной методической разработке приведены примерные темы для совместной работы логопеда и воспитателя по преодолению фонетических нарушений речи....

«Совместная работа логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Публикация будет интересна начинающим воспитателям логопедических групп.Содержание:- Функции, обязанности и особенности работы воспитателя в логопедической группе;- Практическая сторона совместно...

статья "Работа логопеда и воспитателя над преодолением недостатков пересказа у дошкольников с речевым недоразвитием

Аннотация. В представленной статье отражена специфика и особенности пересказа у детей с речевым недоразвитием. В рамках экспериментального исследования на базе МДОУ Ухтуйский детский сад «Тополе...