статья "Работа логопеда и воспитателя над преодолением недостатков пересказа у дошкольников с речевым недоразвитием
статья по обучению грамоте (старшая группа)

Сутырина Эльвира Алексеевна

Аннотация. В представленной статье отражена специфика и особенности пересказа у детей с речевым недоразвитием. В рамках экспериментального исследования на базе МДОУ Ухтуйский детский сад «Тополек». Представлены недостатки пересказа у старших дошкольников с речевым недоразвитием и уточнено содержание коррекционной работы для повышения его качества. В качестве метода коррекции недостатков пересказа выступают пиктограммы, способствующиеразвитию умений детей определять звуковую структуру слова через понятную и наглядную форму.

Ключевые слова: пересказ, недостатки пересказа, дошкольники с речевым недоразвитием, коррекция, пиктограммы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sutyrina_e.a.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ НАД ПРЕОДОЛЕНИЕМ НЕДОСТАТКОВ ПЕРЕСКАЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Сутырина Э.А.

Учитель-логопед

МДОУ Ухтуйский детский сад «Тополек»

с. Ухтуй

эл. почта: elvirrra.r@gmail.com

Аннотация. В представленной статье отражена специфика и особенности пересказа у детей с речевым недоразвитием. В рамках экспериментального исследования на базе МДОУ Ухтуйский детский сад «Тополек». Представлены недостатки пересказа у старших дошкольников с речевым недоразвитием и уточнено содержание коррекционной работы для повышения его качества. В качестве метода коррекции недостатков пересказа выступают пиктограммы, способствующиеразвитию умений детей определять звуковую структуру слова через понятную и наглядную форму.

Ключевые слова: пересказ, недостатки пересказа, дошкольники с речевым недоразвитием, коррекция, пиктограммы.

Старший дошкольный возраст характеризуется активным становлением личности ребенка, которое обусловлено количественными и качественными изменениями в развитии психических процессов, поведении, Я-концепции, в том числе в речевом развитии. Речь детей старшего дошкольного возраста без речевых патологий совершенствуется. Она характеризуется большим объемом словарного запаса, правильным звукопроизношением, развитостью связной речи[4].

Владение пересказом составляет важнейшее условие успешной подготовки ребенка к школе (Л.А. Леушина, В.В. Гербова, Е.И. Тихеева и другие), так как в школьном обучении дети сталкиваются с необходимостью понимать инструкции педагога, воспроизводить содержание услышанных текстов. Следовательно, обучение пересказу в дошкольном возрасте особенно значимо [1].

Исследователи выделяют характерные особенности речевого развития детей с ОНР: позднее появление речи; ограниченный словарный запас; наличие в речи аграмматизмов; нарушения слоговой структуры; недостаточная сформированность фонетико-фонематических процессов.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования было установлено, что для высказываний детей в ходе пересказа характерны следующие специфические особенности [2]:

– нарушение связности и последовательности изложения;

– смысловые пропуски;

– искажения;

– фрагментарность высказываний;

– выраженная ситуативность высказываний;

– частичное или полное непонимание текста [3].

Следовательно, высказывания детей при пересказе не соответствуют содержанию и структуре прослушанного текста.

Исследование было проведено на базе МДОУ Ухтуйский детский сад «Тополек». В исследовании приняли участие 20 дошкольников с речевым недоразвитием в возрасте 5-6 лет.

Целью данного исследования являлось выявить недостатки пересказа у дошкольников с речевым недоразвитием, а также предложить содержание работы логопеда и воспитателя по формированию навыка пересказа у детей, имеющих недоразвитие речи.

Для того чтобы изучить психоречевое развитие дошкольников подготовительной группы с нарушениями речи, была проведена экспресс-диагностика речевого развития. Скрининговое исследование состояло из двух частей:

  1. Изучение актуального интеллектуального статуса.
  • «Самое непохожее»
  • «Повторение цифр» (Д. Векслер).
  • «Заселение дома» (И.И.Аргинская)
  1. Изучение актуального логопедического статуса.
  • экспресс-диагностика (Е.Л. Инденбаум, И.Ю. Мурашова), включающая исследование лексико-грамматической стороны речи и фонетико-фонематической стороны речи.

Средние балльные оценки критериев пересказа старших дошкольников с речевым недоразвитием показаны в таблице 1.

Таблица 1

Средние балльные показатели оценки критериев пересказа старших дошкольников

Задание

Критерии

Фактическое содержание

Целостность

Лексико-грамматическое оформление

Самостоятельность

Пересказ сказки

1,10±0,14

1,05±0,15

1,20±0,17

1,20±0,17

В ходе исследования были выявлены разные уровни навыков пересказа старших дошкольников с речевым недоразвитием. Наблюдаются пропуски частей текста, некоторые дети не могут выделить действующих лиц частые паузы в пересказе, нарушена последовательность текста, у детей небольшой словарный запас, не могут самостоятельно выполнить пересказ, т.к. им требовалась помощь в виде наводящих вопросов. Корреляционная связь между уровнем пересказа и уровнем речевого развития установлена (r=0,59 при р<0,05).

Результаты экспресс-диагностики речевого развития показали, что большинство детей имеют диагноз ОНР (IIIуровень). Результаты экспресс-диагностики интеллектуального развития показали, что все дети имеют норму интеллектуального развития.

По результатам исследования мы выяснили, что навыки пересказа у старших дошкольников разные. Исходя из этого мы разработали методику формирования навыков пересказа методом пиктограммы.

Работа логопеда по коррекции недостатков пересказа должна включать на начальном этапе обучения детей с общим недоразвитием речи те виды упражнений, где присутствует наглядность и моделирование плана высказывания. Используемые логопедом упражнения должны располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания. Воспитатель закрепляет навыки пересказа на других занятиях.

Таким образом, применяя пиктограммы в работе для подготовки к пересказу, происходит легкое усвоение произведения, и затем непосредственно пересказ с опорой на графические изображения. Пиктограмма помогает ребятам понимать последовательность действий, а также создать канву для дальнейшего осмысления и рассказывания.При использовании метода пиктограмм в процессе обучения пересказу детям станет легче запомнить рассказы. Однако для более эффективного проведения обучения нужно проводить комплексную работу логопеда и воспитателя.

Список литературы:

  1. Богомолова, Н. В.Приемы развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.В. Богомолова, Т.С. Анисимова // Научно-методический электронный журнал «Концепт».  – 2017. – № 52. – С. 51-57.
  2. Быкова, В.П. Особенности развития связанного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт».  – 2017. – № S11. – С. 7–11.
  3. Нищева, Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи: (от 4 до 7 лет) / Н.В. Нищева.– СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 80 с.
  4. Тютюева, И.А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / И.А. Тютюева// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 91–95.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по преодолению несформированности фонематической стороны речи».

В данной методической разработке   систематизирован имеющийся материал по формированию фонематической стороны речи у детей с целью развития практических умений и навыков воспитателей ...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по формированию конструктивных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Одним из эффективных путей развития речи детей является использование конструирования. Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи проводится в течение года логопедом совместно с вос...

Совместная работа логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у дошкольников

Дошкольное образовательное учреждение является первым в жизни ребенка «институтом» его развития. Именно в детском саду ребенок приобретает опыт взаимодействия с другими людьми – педа...

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению нарушений при формировании связной речи у дошкольников с ОНР является взаимосвязанная работа всех специалистов образовательной организации,...

«Совместная работа логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Публикация будет интересна начинающим воспитателям логопедических групп.Содержание:- Функции, обязанности и особенности работы воспитателя в логопедической группе;- Практическая сторона совместно...

практический материал для преодоления недостатков пересказа у дошкольников с недоразвитием речи

Представлен доклад и презентация.Проблема развития связной речи хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенны...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по формированию конструктивных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Одним из эффективных путей развития речи детей является использование конструирования. Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи проводится в течение года логопедом совместно с воспитат...