Актуальные методы взаимодействия учителя-логопеда с родителями
статья по логопедии

Колчина Мария Константиновна

Краткое описание значимости взаимодействия логопеда с родителями в ДОУ,  методов и их особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolchina_m.k.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Колчина Мария Константиновна

Учитель-логопед

МКДОУ д/с №242

Актуальные методы взаимодействия учителя-логопеда c родителями.

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. В настоящее время остро стоит вопрос o важности взаимодействия учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки. Растет количество детей c нарушениями в развитии, растут запросы родителей на занятия c узкими специалистами в детских садах и школах. Система образования ежедневно подстраивается под нужды детей c особенностями развития и дает возможность каждому получить квалифицированную помощь.

Родители являются важной частью образовательного процесса, и взаимодействие c ними других участников образовательных отношений очень важно. Учитель-логопед, понимая важность общения c родителями своих воспитанников, в свою очередь должен подстроится под режим родителей, давать им достаточное количество информации, которую родителям нужно знать для участия в процессе коррекционно – образовательной работы c их ребенком.

Необходимо сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка. Цель совместной педагогической работы заключается в повышении качества коррекционно - образовательного процесса по преодолению речевых нарушений у дошкольников. Современные формы работы с родителями способствуют повышению их компетентности и положительно сказываются на эффективности всей логопедической работы.

Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса, связь с родителями проводится с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы. Осуществляется она в следующих традиционных и нетрадиционных формах:

1. Анкетирование (сбор анамнеза ребенка)

2. Оформление информационных уголков в группах.

3. Папки-передвижки с консультациями.

4. Буклеты.

5. Индивидуальные консультации, беседы.

6. Родительские собрания.

7. Домашние задания.

8. Совместные праздники и развлечения.

9. «Домашняя игротека» подбор речевых игр для занятий с детьми дома.

10. Online-консультации c родителями.

Одним из самых современных способов информирования родителей о видах коррекционно-логопедической работы с детьми являются буклеты. Логопеды используют данную письменную консультацию для того, чтобы ознакомить их с методами и приемами, помогающими детям научиться новому. При подборе материала для буклета логопед должен излагать проблему развития речи лаконичным, понятным языком, не отягощенным сложными терминами. Он предназначен для того, чтобы родители могли взять его с собой, ознакомиться с ним в свободное время дома, в транспорте, применить рекомендации логопеда и позаниматься с ребенком в удобное время, или когда ребенок не посещает детский сад.

С помощью анкетирования выявляются трудности, с которыми встречаются родители во время занятий с детьми, каким образом проходит общение в семье, что они делают для обучения и развития речи.

Online-консультация включает в себя фото и видеофрагменты занятий логопеда с детьми, это всегда очень хорошо воспринимается родителями. Такой формат взаимодействия удобен как родителям, так и логопеду. Родители наглядно видят, как выполнять нужное упражнение, могут задать вопросы логопеду отправляя видео ребенка. Родители обращают внимание на сложности, которые возникают у ребенка, и могут задавать вопросы логопеду напрямую. Чаще всего такие консультации проходят на платформе WhatsApp.

Домашние задания необходимы для закрепления знаний, полученных на логопедических занятиях. С помощью такого материала родители видят динамику в развитии речи детей, уровень мыслительных процессов, как формируются учебные навыков для дальнейшего обучения в школе. Домашние задания родители выполняют в специализированных тетрадях, по заданию логопеда. Отличный вид взаимодействия c рефлексией детей и родителей.

Взаимодействие детского сада и семьи является неотъемлемой частью комплексного коррекционно-образовательного процесса и необходимым условием полноценного речевого развития дошкольников.

Библиографический список:

1.Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.

2. Вакуленко Л.С. Организация взаимодействия учителя – логопеда и семьи. СПб. 2011.

3.Вайс М.Н., Пустякова Т.В. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе//Логопед. 2010.№3

4.  Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.

5. Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей в логопедической работе.

Важность взаимодействия логопеда и родителей в процессе преодоления речевых нарушений...

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников.

Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление  в коррекционной работе с дошкольниками является исправ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ...

Использование интерактивных методов во взаимодействии учителя-логопеда ДОУ и родителей

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспит...

Интегрированные занятия как метод взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Работа посвящена нетрадиционной форме проведения занятия – интегрированному занятию. Рассматриваются теория и практика интегрированного обучения в дошкольном учреждении. В данной работе представ...