Дифференциация звуков З-Ж в подготовительной группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Орлова Галина Богдановна

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группе "Угадай, какой мой звук". На занятии педагог способствует формированию навыка дифференциации звуков З-Ж в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие21.02 КБ
Файл Презентация1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка»

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков З – Ж с детьми подготовительной группы.

Тема: Угадай, какой мой звук

Подготовила и провела

Учитель-логопед: Орлова Г. Б.

Черемное, 2022

Тема: Угадай, какой мой звук.

Цель: Создать условия для детей старшего дошкольного возраста умения различать звуки з – ж на слух, правильно выделять их из слов или рядом стоящих словах (железный замок) и знать основные отличия в артикуляции этих звуков.

Задачи:

Коррекционные: упражнять в умении различать звуки з и ж в слогах, словах, словосочетаниях и предложении.

Обучающие: учить детей различать звуки з – ж на слух и знать основные отличия в артикуляции этих звуков; выделять из слов звуки з – ж, правильно произносить их находящиеся в рядом стоящих словах, предложениях в чистоговорках и скороговорках.

Развивающие: развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, темп речи, фонематический слух.

Воспитательные:  воспитывать стремления к преодолению недостатков речи, умению слушать своих сверстников.

Оборудование: коробочки с изображениями жука и комара для раскладывания картинок с предметами имеющие звук з и ж, проектор для показа презентации сказки про комара и жука.

Материал: конверт с изображением комара и жука, карточки с картинками имеющие звук  з и ж, картинки для составления словосочетаний и предложений со звук  з и ж.

Ход занятия

  1. Организационная часть.

Обыгрывание сказки про комара и жука (презентация). Жили-были два друга: комар и жук. Построили они себе дом из железа и покрасили его в зелёный цвет. Комар очень любил звенеть, а жук – жужжать. И предметы комару нравились со звуком [з], а жуку – звуком [ж]. Возле дома комар посадил незабудки, а жук – жасмин. Любимый земляничный джем комар ел из вазочки, а жук – из ложечки.  На прогулку комар выходил с зелёным зонтом, а жук - в жёлтом жилете. И развлекались они тем, что спорили, чья песенка лучше и громче.

  1. Основная часть.

Упражнение на развитие речевого дыхания.

Цель: добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук [з] и  [ж] на одном выдохе.

Вдох через нос, на выдохе произносить З-з-з…

Вдох через нос, на выдохе произносить Ж-ж-ж…

Сравнительная характеристика звуков [з] и  [ж].

Педагог. Как звенит комар?

Дети. Комар звенит: «З-з-з…»

Педагог. Как жужжит жук?

Дети. Жук жужжит: «Ж-ж-ж…»

Педагог. Чем похожи эти звуки?

Дети. Они согласные, твёрдые.

Педагог. Положите ладошку на горлышко. При произнесении звуков [з] и  [ж] оно дрожит. Значит, эти звуки звонкие.                                               Давайте посмотрим, чем отличаются эти звуки.                                              Звук [з]: губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, посередине идёт холодная воздушная струя.                                                        Звук [ж]: губы – в улыбке, широкий кончик языка – за верхними зубами, посередине языка идёт тепля воздушная струя.                                Графическое изображение:                                                                                  (↑) – звук [ж]: язык поднимается на верхние зубы;                                             (↓) – звук [з]: язык опускается на нижние зубы.

Игра «Помоги собрать вещи».                                                                      

Цель: различие звуков [з] и [ж] в словах.                                              Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать вещи им в дорогу. Помни: комару нужны вещи, в названиях которых есть звук [з], а жуку – нужны вещи, в названиях которых есть звук [ж].                                                                         Слова со звуком [з]: зонтик, замок, блуза, азбука, звезда, значок и т. д.           Слова со звуком [ж]: жилет, пижама, ножи, лыжи, журнал, пирожок, желудь и т. д.

Дети раскладывают картинки со звуком [з]  в коробочку с изображением комара, а со звуком  [ж] в коробочку с изображением жука.

Составление словосочетаний и предложений с четким произношением звуков [з] и  [ж].

Конверт с картинками: железный замок, желтый зонт, зеленый жук, желтый фазан, зимняя одежда. Девочка лыжница и мальчик лыжник – составить предложения. Например (Лиза катается на лыжах, Женя и Зоя катятся с горы на лыжах и т.д.).

Повторение чистоговорок с четким произнесением всех звуков.              

За – за – за – на лугу коза;

жа – жа – жа – есть иголки у ежа;

зы – зы – зы – есть козлята у козы;

жи – жи – жи – под кустом сидят ежи.

зу – зу – зу – подоили мы в козу;

жу – жу – жу – молока дадим ежу;

Повторение скороговорки с контролем артикуляции звуков [з] и  [ж].

Жук жужжит, звонок звенит.

Звонок звенит, жук жужжит.

Завизжала пила.

Зажужжала пчела.

Заключительная часть. Подведение итогов. Оценка деятельности и ответов детей.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие. Дифференциация звуков «С-Ш». (подготовительная группа).

Индивидуальное занятие.  Дифференциация звуков «С-Ш».(подготовительная группа). Цель: формирование правильного произношения звуков «с-ш», формирование у ребенка навыков сам...

Конспект занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» (подготовительная группа)

Конспект занятия "Дифференциация звуков [С] -[Ш]" (подготовительная группа)...

Конспект фронтального логопедического занятия. ТЕМА: «Дифференциация звуков [Р] – [Л]» (подготовительная группа ФФНР).

Конспект фронтального логопедического занятия направлен на дифференциацию звуков [р] и [л]....

Тема:«Дифференциация звука Т-Д» Подготовительная группа (6-7 лет)

Конспектнепосредственно образовательной деятельностиТема:«Дифференциация звука Т-Д» Интеграция образовательных областей:«Социально-коммуникативное  развитие»,«Р...

«Конспект занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» (подготовительная группа)

laquo;Конспект занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» (подготовительная группа)...