Родителям - об автоматизации!
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Одинцова Наталья Николаевна

В статье напоминаю родителям, какую огромную роль играет их участие в формировании прочных произносительных навыков у ребёнка и предлагаю авторские игры на автоматизацию звуков с математическим планшетом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logo_statya.docx162.11 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация – залог прочных и качественных произносительных навыков, приобретённых ребёнком на занятиях с логопедом. Родителям, которые заинтересованы в долгосрочных результатах совершенно необходимо регулярно проводить работу на автоматизацию поставленных звуков дома. Иногда это надо делать уже начиная с этапа изолированного произношения звуков.

        При этом совершенно необходимо учитывать, что для ребёнка автоматизация – это трудоёмкое и сложное дело, это работа, требующая значительных усилий. Поэтому задача нас, взрослых, придумывать игровые приёмы, которые повысят мотивацию детей, наполнят работу по произношению сложных пока ещё звуков интересом и радостными эмоциями. В кабинете логопеда обычно множество пособий, приближающих для ребёнка произносительный труд к игре, дома же не целесообразно обзаводиться большим количеством такого материала. Я предлагаю вам набор игр с математическим планшетом на все этапы автоматизации.

        Математический планшет – это популярное и довольно универсальное пособие, помогающее решать множество развивающих задач, оно точно не будет лишним дома. Это пособие сделано на основе игры Геоборд, но важной отличительной его деталью для предлагаемых мной игр является наличие разноцветных пластиковых геометрических фигур с отверстием посередине.

Математический планшет (геоборд) - волшебный мир планиметрии для  дошкольников

        Итак, этапы автоматизации изолированного произношения звука и произношения звука в слогах как правило, проходят в кабинете логопеда без участия родителей. Но если ребёнок по каким-либо причинам на них «застревает», ему необходимо часто тренироваться повторять отдельный звук или звук в слогах до достижения правильного и лёгкого произношения. Если у вашего ребёнка такая ситуация, обязательно проконсультируйтесь с логопедом, какое именно произношение звука вам надо тренировать, подойдите к логопеду вместе с сыном или дочерью и попросите показать, как именно они должны произносить звук. Перед вами будет стоять интереснейшая задача – научиться отличать дефектно произносимый звук от нормативного и поддерживать своего ребёнку в тренировке правильного звука. Почему я так акцентирую на этой консультации внимание – на практике вижу, что дети часто «хитрят», когда выполняют логопедические задания с родителями, тренируют более простой для них, но неправильный вариант произношения, пользуясь отсутствием у родителей специальных знаний и навыков. Спрашиваешь в таком случае маму: «Тренируетесь дома?» и мама честно отвечает, что да, и причём ежедневно, а результата по речи ребёнка не видно. Тогда «ловишь» родителя вместе с ребёнком и просишь показать, как именно тренируются. И «хитрый лис», увидев лицо логопеда немедленно начинает демонстрировать нормативное произношение, которое мама от него ни разу не слышала, несмотря на ежедневные домашние занятия. Дорогие родители, консультация логопеда оптимизирует ваши усилия. Также вам необходима помощь логопеда в том, чтобы правильно подобрать слоги, в которых будете автоматизировать, ведь для каждой группы звуков, да и для каждого ребёнка, могут быть свои особенности.

Игра «Сокровища». 

Нужен планшет и фигуры, резиночки нам не понадобятся.

Рассказываете ребёнку, что он пират и ищет сокровища. На острове увидел драгоценности, но подплыть к ним не может никто из команды – остров заколдован. Чтобы приманить сокровища (фигуры) на корабль (планшет) нужно сказать заклинание (автоматизируемый слог). Если заклинание произносится неправильно (дефектное произношение), оно не работает.

После этого ребёнок много раз подряд произносит слог, после каждого правильного произношения вы даёте ему «сокровище», которое он сам «кладёт на корабль».  

У этой истории может быть продолжение: корабль попадает в шторм и сокровища падают в море (высыпаются на стол) и их с помощью заклинания нужно достать со дна. Пирата может предать команда и он будет вынужден сам переносить сокровища с корабля в тайник (тут, сами понимаете, без заклинания тоже не обойтись, он же одноногий – тяжести ему таскать тяжело). Сколько сюжетов вы придумаете и отыграете с ребёнком зависит от вашей фантазии и скорости, с которой вы перейдёте к следующему этапу автоматизации – в словах.

Эффективность этой немудрёной игры в том, что она задаёт очень мощную игровую мотивацию и к артикуляционному усилию добавляет движение руки (действие с предметом-фигурой) – ребёнку не скучно. И да, девочки тоже любят добывать сокровища

Игра «Путь рыцаря».

Тоже играется без резиночек. Да и принцип тот же, отличается основной сюжет и игровая идея.

Заранее выкладываете на планшет дорожку из фигур, можно короткую, но лучше змейкой по всему планшету; в конце дорожки строите домик, либо кладёте какую-то маленькую игрушку, либо ромб или треугольник, который  «превращаете» в персонажа. Ребёнок «идёт по дорожке» от начала и с помощью «волшебного заклинания» (правильно произнесённого слога) «избавляется от препятствий» (убирает фигуры) пока не добирается до цели (замок, принцесса, злодей, которого он должен победить).

 Игра «Минёры»

Детям нравится «разминировать» с помощью «заклинаний» дорогу или поле. Принцип тот же, что и в предыдущих играх - произнесённый слог позволяет убрать с пути одну разминированную бомбу. Но есть усложнение – если слог произнесён неправильно, он не просто не работает, а «взрывает» бомбу и миссия горе-минёра считается невыполненной. Можно добавить элемент с несколькими «жизнями» - попытками. Эта игра, конечно, подходит для детей, которые уже достаточно автоматизировали звук в слогах и редко совершают ошибки – чтобы не загубить мотивацию на начальном этапе. Ещё одно возможное усложнение – каждая «бомба» дезактивируется своим особенным сигналом: красные круги – только с помощью «ла», синие –  «лы», зелёные – «ло». Если команда перепутана, взрыв неизбежен.

**************

Когда ребёнок переходит к этапу автоматизации звука в словах, к работе по автоматизации очень удобно подключить работу и по расширению словарного запаса, и по развитию фонематического слуха. То есть, во-первых, в предлагаемый для автоматизации речевой материал мы включаем разнообразные новые слова с изучаемым звуком, а во-вторых, продолжаем тренироваться определять, есть ли «наш» звук в слове и какую позицию он там занимает (в начале, в середине или в конце), а также  находить на картинке или придумывать слова с заданным звуком. Необходимо помнить, что речевая нагрузка должна быть посильной для ребёнка: сначала мы отрабатываем слова с  простой для произношения позицией звука в слове (в начале, в конце, без прямого соседства с другими согласными: Рак, соЛома, маШина, ноС). И только после этого приступаем к сложным словам: пРогРамма, сЛышать, теСто, коШка. Обязательно объясняйте ребёнку значение новых слов, приучите его спрашивать у вас о значении тех слов, которые ему непонятны, показывайте иллюстрации новых предметов и явлений. У нас же нет задачи воспитывать попугаев? Любознательность и широкий кругозор  – важные черты успешной личности.

В логопедическом кабинете большой набор картинок и игр по разным лексическим темам: дети автоматизируют  с удовольствием, манипулируя с ярким наглядным материалом. Предлагаемые мной игры с математическим планшетом позволяют обойтись без большого количества картинок, но делать процесс автоматизации интересным для ребёнка – это удобно для домашней работы.

Игра «Магазин».

Без резиночек.

Ребёнок «покупает» разные предметы (фигуры) и кладёт их на планшет. Для совершения покупки достаточно правильно назвать предмет. Вы называете слово, предлагаете ребёнку «товар» (фигурку), он правильно повторяет название и «сделка» совершена. Лучше выбирать слова из одной группы обобщающих понятий, избегайте «гипермаркетов», покупайте отдельно посуду,  игрушки, одежду, еду или даже животных для зоопарка. Например на «Л»: ложка, половник, тарелка, бокал, вилка, салатница…  На «Р»: рысь, сорока, таракан, кобра, жираф, скорпион, морж…. Посчитайте в конце игры, сколько всего товаров ребёнок купил – это обычно радует.

В качестве усложнения добавляем работу на фонематический слух. Договариваемся, что покупать можно только товары с «нашим» звуком. Вы становитесь коварным сказочным продавцом, который предлагает отдать бесплатно всё, если выбран правильный товар, а вот если жадный покупатель позарится на «запретный» товар (в котором нет нужного звука), хитрый продавец навеки заберёт его в плен трудиться в своих подвалах. Не забываем, что есть твёрдые и мягкие звуки, обязательно нужно договориться, оба ли варианта можно «покупать» или нет. Например, если вы отдаёте только фрукты с твёрдым звуком «Л», за попытку получить «Лимон» или «Апельсин» невнимательный покупатель попадает в плен.

Очень хорош для автоматизации и проверен поколениями логопедов счёт предметов. С помощью планшета это делать веселее. Все фигурки превращаются в одинаковые предметы (разумеется, с нужным нам звуком), и ребёнок их считает. Сначала в прямом порядке, выкладывая на планшет: «Одна ложка, две ложки, три ложки….. десять ложек», потом в обратном – убирая с планшета. Это задание также является отличной работой по устранению в речи аграмматизмов: ребёнок наконец-то узнает, что не бывает «пять карандашов».

**************

Ну что ж, всё сложное позади. Впереди – самое сложное! Этап автоматизации во фразах и в свободной речи. Здесь вам поможет только серьёзность намерений, систематичность, внимание к речи ребёнка и немного – мои игры. Поправлять детей, совершающих в речи ошибки, надо часто, желательно постоянно, только так сформируются устойчивые произносительные навыки. Эта работа может ограничиться и месяцем, после которого ребёнок будет говорить легко и бегло, как будто и не было никогда никаких логопедических проблем. Но чаще всего она растягивается на полгода - год, а то и больше. И самое обидное, если ребёнок, который на занятиях демонстрировал совершенно чистую речь, после выпуска из логопункта теряет все приобретённые умения, потому что на уровень устойчивых навыков эти умения переводит либо внутренняя мотивация и постоянный самоконтроль (что у дошкольников, конечно, встречается, но, в силу возрастных особенностей, не так уж часто), либо чуткий и постоянный контроль со стороны окружающих взрослых.

Игра «Снежный ком».

Из резиночки на планшете выкладывается квадрат, либо многоугольник, либо любая фигура, изображающая место действия (например, трон или сундук). Далее по очереди выкладываются фигурки, символизирующие персонажей. Ребёнок рассказывает историю с перечислением персонажей по мере их появления. Задача взрослого – задать канву истории, где подобраны действие, место и персонажи с требуемым звуком и вводить эти персонажи в игру (хотя и эту задачу дети часто с удовольствием берут на себя). Игра кажется не очень захватывающей, однако это ошибочное впечатление. Важно оценить возможности ребёнка и правильно подбирать объём для запоминания и сложность речевого материала. И конечно, не забывать шутить с ребёнком, играя!

Пример на звук «Л». Слова и действия взрослого выделены курсивом.

Слова взрослого и ребёнка

Действия взрослого и ребёнка

Был милый луг.

Был милый луг.

Даёт ребёнку зелёную резиночку.

Делает на планшете многоугольник.

На луг пришёл слон.

На луг пришёл слон.

Даёт ребёнку фигурку.

Кладёт фигурку внутрь многоугольника.

Это лама.

На луг пришла (прибежала, прискакала) лама.

На лугу слоняются слон и лама.

Даёт ребёнку фигурку.

Кладёт фигурку внутрь многоугольника.

Перечисляя, показывает пальцем фигурки, обозначающие персонажи.

Это ласточка.

На луг прилетела ласточка.

На лугу слоняются слон, лама и ласточка.

Даёт ребёнку фигурку.

Кладёт фигурку внутрь многоугольника.

Перечисляя, показывает пальцем фигурки, обозначающие персонажи.

Целесообразно доводить количество персонажей до 7-8, не более, с учётом возможностей кратковременной памяти ребёнка. Если ребёнок не утомился, история начинает разворачиваться в сторону финала.

Ушёл лось.

На лугу загрустила ласточка, загрустил слон, загрустила лама, загрустил крокодил, загрустила белка…..

Убирает фигурку с игрового поля

Перечисляя, показывает пальцем фигурки, обозначающие персонажи.

 Вариант истории на «Р» (персонажей вводил ребёнок).

        … На трон забралась мартышка. На троне дружно устроились королева, король, жираф, кролик, вор, старушка, актёр и мартышка.

Мартышка отправилась спать. На троне остались грустить королева, король, жираф, кролик, вор, старушка и актёр.

 Эта игра за счёт насыщенности речевого материала очень хорошо помогает автоматизировать, а ещё прекрасно развивает память.

Дорогие друзья, помните, что логопеды работают вместе с вами, а не вместо вас. Впереди у вашего ребёнка долгая и интересная жизнь. Сейчас вы даже не представляете, какую профессию  выберет ваш ребёнок. Если вдруг он остановится на деле,  связанном с публичной активностью, чистая красивая речь окажется совершенно необходимым ему инструментом. Усилия, которые вы сейчас приложите к формированию произносительных навыков своего ребёнка – это надёжный вклад в его успешное будущее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей по автоматизации звуков.

Итоговая консультайия для родителей по автоматизайии звуков на летний период....

Методические рекомендации для родителей по автоматизации звуков [р] и [рь] у детей на материале лексической темы "Насекомые".

Домашние задания по автоматизации звуков [р] и [рь] у детей на материале лексической темы "Насекомые"....

Методические рекомендации для родителей для автоматизации звуков [р] и [рь] у детей на материале лексической темы "Одежда".

Домашние задания для автоматизации звуков [р] и [рь] у детей на материале лексической темы "Одежда"....

"Роль родителей в автоматизации поставленных звуков"

Особеннности введения звуков в речь. Помощь родителей в ускорении этого процесса....

Рекомендации родителям по автоматизации звуков

рекомендации родителям по автоматизации поставленных звуков...

МАСТЕР-КЛАСС для родителей воспитанников "Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов"

Описание материала: Материал представляет собой текст обучающего мастер-класса для родителей, дети которых посещают логопедические группы. В консультации рассказывается о том, как разнообразить п...

Задания для родителей на автоматизацию звуков Р, РЬ

Ребенок должен повторять слоги, слова, предложения за взрослым четко и правильно проговаривая звук Р. Работать желательно перед зеркалом, не более 15 минут.Автоматизация звука Р.1. Закрепление зв. &la...