Месяц, неделя | Лексическая тема | Развитие лексико-грамматических категорий | Связная речь | формирование правильного звукопроизношения |
Сентябрь 1,2, неделя | Диагностика речевого развития детей | Оценка индивидуального развития воспитанников.
| Заполнение речевых карт, планов индивидуальной работы с детьми. |
|
Сентябрь 3 неделя
| «Что растет в саду и в огороде»
| Цели: коррекционно-образовательная: — учить детей согласовывать имена существительные с глаголами. коррекционно-развивающие: - развивать у детей умение составлять предложения и правильно употреблять предлог в;
- упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже;
- закреплять знания о геометрических фигурах, развивать внимание, мышление и умение соотносить различные формы.
коррекционно-воспитательная: — воспитывать у детей умение работать в команде, сопереживать и приходить на помощь товарищам. Оборудование: картины с изображением сада и огорода, эмблемы с названиями команд
| Составление описательного рассказа по теме «Во саду ли, в огороде» Цели: коррекционно-образовательные: учить составлять рассказ по сюжетной картине пользуясь мнемотаблицей, активизация словаря по теме «Осень»; коррекционно-развивающие: развитие зрительного восприятия, внимания, связной речи. Формирование положительной установки на участие в занятии; коррекционно-воспитательные: Воспитание внимательного, бережного отношения к природе. Оборудование: муляжи фруктов и овощей, игрушечный грузовик, картинка «В саду и огороде». Предварительная работа. рассматривание овощей, разучивание упражнения «Урожай».
| Звук У Цели: коррекционно-образовательные: формировать и расширять у детей семантическое поле слова «Сад», «Огород»; познакомить детей с механизмом образования звука У; коррекционно-развивающие: развивать у детей: фонематический слух, восприятие; общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимические мышцы лица; силу голоса; формировать навыки звукового анализа и синтеза; коррекционно-воспитательная: расширять у детей представления об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе.
|
Звук А Цели: Коррекционно-образовательные: познакомить детей с механизмом образования звука А; формировать и расширять у детей словарь по теме «Сад», «Огород»; коррекционно-развивающие: учить детей выделять звук А из состава слогов, слов и предложений; развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса; развивать фонематический слух и восприятие; формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль; коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде. |
Сентябрь 4 неделя
| «Откуда хлеб пришёл»
| Цели: Коррекционно-образователъная: — учить детей подбирать синонимы и однокоренные слова. Коррекционно-развивающие: - упражнять детей в назывании хлебобулочных изделий;
- закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве;
- упражнять в объяснении слов-действий, связанных с выращиванием хлеба.
Коррекционно-воспитательная: — воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к людям, которые его выращивают. Оборудование: сюжетные картинки по теме, предметные картинки с изображением различных хлебобулочных изделий, профессий людей, работающих в сельском хозяйстве.
| Рассматривание серии сюжетных картин «Урожай». Знакомство с картиной Шишкина «Рожь». Цели: Коррекционно-образовательные: Расширять запас слов обозначающих названия предметов, действий, признаков, заучивать пословицы, учить правильно, согласовывать существительные с прилагательными, образовывать однокоренные слова; использовать в речи разнообразные виды предложений; продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, Словарная работа: пшеница, рожь, зерно, поле, колосья, трактор, сеялка, комбайн, уборка, элеватор, мельница, хлеборобы, пекарня, комбайнёр. Коррекционно-развивающие: продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умения отвечать на вопрос. Коррекционно-воспитательные: Воспитывать у детей любовь к родной природе, бережное и внимательное отношение к хлебу, уважение к людям сельскохозяйственного труда.
| Звуки У — А Цели: Коррекционно-образовательные: учить детей различать звуки У — А с опорой на различные виды контроля; формировать навыки словоизменения; коррекционно-развивающие: учить дифференциации звуков У — А в слогах, словах и предложениях; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; нижнедиафрагмальное дыхание и звонкость голоса; фонематический слух и восприятие; воспитывать самоконтроль детей за речью; коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство любви к природе; развивать наблюдательность. |
Звук И коррекционно-образовательные: дать понятие о механизме образования звука И; формировать умение образовывать прилагательные от существительных; коррекционно-развивающие: работать над развитием фонематических процессов; работать над развитием дыхания, голоса; учить детей выделять звук И из состава слогов, слов, предложений; коррекционно-воспитательная: воспитывать бережное отношения к деревьям и природе в целом. |
Октябрь 1 неделя
| Осень | Цели: Коррекционно-образовательная: — учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже. Коррекционно-развивающие: - развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;
- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;
- закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;
- упражнять в образовании множественного числа имен существительных.
Коррекционно-воспитателъная: - воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;
- формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.
Оборудование: сюжетная картинка с изображением осени, на которой допущены неточности (изображены приметы лета, зимы и весны); предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, пшеницы, овощей, фруктов. | Рассказывание по теме «Осень» Цели: коррекиионно-образовательная: - учить детей отвечать на вопросы и задавать их; коррекиионно-развиваюшие: - систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; - активизировать словарь по данной теме; коррекиионно-воспитательная: - воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе. Оборудование: сюжетные картинки: уборка урожая, осенний лес и т.д. (подбирает логопед), корзина с листьями, письмо от Осени. Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, П.М. Плещеева, А.С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам».
| Звуки П, Пь. коррекционно-образовательные: научить ребенка давать акустико-артикуляционную характеристику звукам П, Пь; формировать и расширять словарь детей по теме «Осень»; коррекционно-развивающие: развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; работать над развитием фонематического слуха; работать над развитием дыхания и голоса; коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей аккуратность и трудолюбие. |
Звуки К, Кь. коррекционно-образовательные: научить ребенка давать акустико-артикуляционную характеристику звуков К, Кь; формировать и расширять словарь слов-глаголов; коррекционно-развивающие: развивать звуковой анализ; развивать фонематические процессы; развивать дыхание и голос; развивать внимание, память; коррекционно-воспитательная: воспитывать трудолюбие и уважение к труду других людей. |
Октябрь 2 неделя
| «Лес - наше богатство»
| Цели: Коррекционно-образовательные: - учить различать съедобные и несъедобные грибы;
- учить образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа.
Коррекционно-развивающие: - закреплять употребление предлога в;
- упражнять детей в подборе обобщающих слов;
- развивать и активизировать словарный запас по теме.
Коррекционно-воспитательная: — воспитывать у детей интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней. Оборудование: картинки с изображением: грибов, ягод, деревьев, веток лиственного и хвойного деревьев; корзинка.
| Составление описательного рассказа о дереве Цели: коррекиионно-образовательная: - обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему; коррекиионно-развиваюшие: - закреплять у детей правильное употребление в речи относительных прилагательных; - развивать умение задавать вопросы и отвечать на них; - обобщать знания о деревьях; коррекиионно- воспитательная: - воспитывать бережное отношение детей к природе. Оборудование: предметные картинки (ель, береза), схема описания деревьев, листья и ветки деревьев, книга. Предварительная работа: чтение литературных текстов Л.Н. Толстого «Дуб и орешник», А.С. Пушкина «Унылая пора»;
| Звуки Т, Ть. Цели: коррекционно-образовательные: формировать умение употреблять имена существительные множественного числа в родительном падеже; научить давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Т, Ть и различать их; коррекционно-развивающие: развивать навыки звукового анализа на материале слогов и слов; развивать фонематический слух; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; формировать умение делить предложения на слова; коррекционно-воспитательная: воспитывать уважение к труду взрослых и прививать трудовые навыки. |
Звуки К – Т Цели: коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звуков; расширять словарь по теме «Лес»; коррекционно-развивающие: развивать звуковой анализ и синтез; развивать фонематические процессы; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать мыслительную деятельность; коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей аккуратность и развивать любознательность. |
Октябрь 3 неделя | «Дикие животные нашего края» | Цели: Коррекционно-образовательные: — обучать детей образованию притяжательных прилагательных. Коррекционно-развивающие: - закреплять у детей навык использования в речи простых предлогов: на, с, под, над, за, в;
- упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме;
— развивать навыки словообразования. Коррекционно-воспитательная: — воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе. Оборудование: сюжетные картинки к игре «Кто спрятался?», картинки с изображением диких животных
| Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Цели: коррекционно-образовательная: - обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту; коррекционно-развивающие: - закреплять у детей правильное употребление в речи притяжательных прилагательных; - развивать умение отвечать на вопросы полными ответами; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей интерес к художественному слову. Оборудование: текст рассказа В. Бианки «Купание медвежат», предметные картинки с изображением медведицы, медвежат и охотника (подбирает логопед). Предварительная работа: чтение художественных текстов: М. Пришвина «Еж», русских народных сказок в обработке Л.Н. Толстого «Маша и медведь», «Три медведя». Игры: «Чей домик?», «У кого кто
| Звуки П - Т – К Цели: Коррекционно-образовательные: учить детей сравнивать звуки П — Т — К по акустическим и артикуляционным признакам; расширять словарь по теме «Дикие животные» и закреплять умение употреблять имена существительные в родительном падеже; коррекционно-развивающие: развивать у детей дыхание и голос; развивать мимическую мускулатуру лица; развивать звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов; развивать мелкую моторику; коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к маленьким обитателям природы. |
Звук О Цели: Коррекционно-образовательные: учить детей давать характеристику звука О с опорой на различные виды контроля; уточнять и расширять словарный запас по теме «Дикие животные»; формировать предикативный словарь; коррекционно-развивающие: автоматизировать звук О в слогах, словах, предложениях и тексте; развивать фонематический слух и восприятие; развивать общую моторику и координацию движений; развивать дыхание и голос; коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей нравственные качества. |
Октябрь 4 неделя | «Животный мир жарких стран» | Цели: Коррекционно-образовательные: активизировать словарный запас детей по теме, закрепить обобщающее понятие «животные жарких стран», закрепить использование в речи предлогов (на, с, под, из-под, за, упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными, упражнять в образовании притяжательных прилагательных, упражнять в умении сравнивать слова по длине, делить на слоги, продолжить учить согласовывать притяжательные местоимения мой, моя, мои с существительными, учить образовывать сложные слова, закрепить навыки словообразования и словоизменения; Коррекционно-развивающие: совершенствовать целостное зрительное восприятие (умение узнавать предмет по его силуэтному изображению, развивать память, внимание, мышление, развивать мелкую моторику рук; Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, продолжать совершенствовать навыки поведения в коллективе, формировать навык самоконтроля и самооценки Материал и оборудование: силуэты, картинки животных жарких стран, мягкая игрушка обезьянка, пальма, «Чудо-дерево», мяч, игры: «Собери семейство», «Кто идёт к водопою», «Кто что ест? »
| Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра». Цели: коррекционно-образовательная: - обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану; коррекционно-развивающие: - развивать умение строить высказывание без опорных сигналов; - закреплять у детей знания о животных жарких стран; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей заботливое отношение к животным, живущим рядом. Оборудование: текст рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»; предметные картинки с изображениями обезьяны, бегемота, льва, зебры, верблюда, жирафа, слона (подбирает логопед). Предварительная работа: чтение рассказов Б.С. Житкова «Про слона», Д.Р. Киплинга (рассказы из «Книги джунглей»). Игры: «Назови ласково», «Сосчитай».
| Звуки X, Хь. Коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звуков X, Хь; формировать навыки словоизменения; закреплять употребление родительного падежа единственного и множественного числа; коррекционно-развивающие: учить детей дифференцировать звуки X, Хь в слогах, словах и предложениях; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать мыслительную деятельность; развивать дыхание и голос. коррекционно-воспитательная: познакомить детей с жизнью птиц. |
Звуки К — X Цели: Коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звуков К — X; формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; коррекционно-развивающие: учить детей дифференцировать звуки К — X в слогах, словах, предложениях; развивать звуковой анализ и синтез; развивать фонематические процессы; развивать функцию словоизменения. коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей любовь к птицам и учить заботиться о них. |
Ноябрь 1 неделя | Перелётные птицы. | Цели: Коррекционно-образователъная: — учить детей образовывать и употреблять приставочные глаголы и различные предлоги. Коррекционно-развивающие: - развивать умение составлять простые предложения;
- упражнять детей в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
- закреплять умение согласовывать имена существительные с именами числительными.
Коррекционно-воспитательная: — воспитывать у детей интерес к поведению пернатых обитателей природы, бережное отношение к ним. Оборудование: макет березы и скворечника, предметные картинки с изображением перелетных птиц, вырезанные по контуру из картона скворец и ласточка.
| Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли». Цели: коррекционно-образовательная: - обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов; коррекционно-развивающие: - закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова «перелетные», «зимующие»; - закреплять умение синтаксически верно строить предложения; - упражнять детей в образовании сложных прилагательных; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей интерес к окружающей природе и ее обитателям. Оборудование: текст рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли», Предварительная работа: чтение художественных текстов Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка», В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Игры: «Узнай по описанию», «Кто как кричит». | Звук Ы Цели: коррекционно-образовательные: учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука Ы; формировать умение согласовывать имена числительные и имена существительные; коррекционно-развивающие: развивать дыхание и голос; развивать мимическую мускулатуру лица; автоматизировать звук Ы в слогах, словах, предложениях и тексте; развивать звукобуквенный анализ слогов и слов; коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей чувство любви к лесу и бережное отношение к нему. |
Гласные звуки: А, У, И, Ы, О Цели: коррекционно-образовательные: формировать у детей умение различать гласные звуки; формировать навыки словообразования; закреплять понятие о словах-признаках; коррекционно-развивающие: развивать у детей звуко-слоговой анализ слов; развивать дыхание и голос; развивать фонематические процессы; закреплять понятие «гласный звук»; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей навыки поведения в магазине.
|
Ноябрь 2 неделя | «Наша Родина – Россия» | Цели: Коррекционно-образовательная: — познакомить детей с флагом, гимном и гербом России. Коррекционно-развивающие: - закреплять у детей умение образовывать прилагательные от существительных;
- развивать умение согласовывать слова в предложениях;
— активизировать словарь по теме. Коррекционно-воспитательная: — воспитывать у детей чувство гордости за свою страну. Оборудование: карта России, сюжетные картинки по ходу занятия; картинки с изображением животных, растений и птиц, проживающих в различных местах планеты; изображения флага, герба России, запись гимна России.
| Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» Цели: коррекционно-образовательная: - обучать детей пересказу текста, с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий; коррекционно-развивающие: - развивать диалогическую и монологическую речь детей; - развивать память и воображение; - пополнять и обогащать у детей словарь по теме «Наша страна»; коррекционно-воспитательная: - воспитывать чувство любви к своей Родине, Оборудование: переработанный и адаптированный текст рассказа А.С. Баруздина «Страна, где мы живем», географическая карта России и сюжетные картины по данной тематике (подбирает логопед). Предварительная работа: беседы воспитателей по темам «Наша страна», «Мой город». Чтение художественных произведений: 3. Александровой «Родина», М. Исаковского «Поезжай за моря-океаны», А. Прокофьева «Родина
| Звуки М, МЬ. Цели: коррекционно-образовательные: учить детей характеризовать звуки М, Мь с опорой на различные виды контроля; закреплять знания детей о домашних животных и их детенышах; коррекционно-развивающие: развивать у детей фонематический слух и восприятие; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; расширять и уточнять словарь; развивать мимическую мускулатуру лица; развивать у детей наблюдательность; коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей самоконтроль за речью. |
|
Звуки Н, Нь. Цели: коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звуков Н, Нь; коррекционно-развивающие: расширять и уточнять словарь; учить детей дифференцировать звуки Н, Нь в слогах, словах, предложениях и тексте; учить детей выполнять расслабляющие упражнения; развивать фонематический слух и восприятие; коррекционно-воспитательная: прививать детям чувство любви к животным, желание им помочь. |
Ноябрь 3 неделя | «Моя семья» | Цели: Коррекционно-образователъная: — учить детей подбирать антонимы. Коррекционно-развивающие: - закреплять у детей умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
- знания о родственных связях слов;
- развивать понимание логико-грамматических конструкций;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Коррекционно-воспитательная: — воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям. Оборудование: сюжетная картина «Семья | Составление рассказа по сюжетной картине «Семья» Цели: коррекционно-образовательные: - обучать детей понимать содержание картины; - учить детей связно и последовательно описывать изображенные события; коррекционно-развивающие: - развивать у детей умение составлять рассказ коллективно; - учить детей придумывать события, предшествующие изображенным событиям; - активизировать словарный запас; коррекционно-воспитательная: - воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи. Оборудование: сюжетная картина «Семья» (рис. 16). Предварительная работа: рассматривание картины «Семья» и беседа по ней; | Звуки Н — М Цели: коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную акустико-артикуляционную характеристику звуков Н, М; коррекционно-развивающие: учить детей дифференцировать звуки Н — М в слогах, словах и предложениях; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать фонематический слух и восприятие; коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей чувство уважения к членам своей семьи. |
Звук Б Цели: коррекционно-образовательные: учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука Б; коррекционно-развивающие: развивать у детей навыки словообразования; автоматизировать звук Б в слогах, словах предложениях; развивать фонематический слух и восприятие; развивать дыхание и голос; коррекционно-воспитательная: воспитывать чувство любви к окружающему. |
4 неделя | «Листвы прощальная краса…» |
Цели: Коррекционно-образовательная: — учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже. Коррекционно-развивающие: - развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;
- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;
- закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;
- упражнять в образовании множественного числа имен существительных.
Коррекционно-воспитателъная: - воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;
- формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.
Оборудование: сюжетная картинка с изображением осени, на которой допущены неточности (изображены приметы лета, зимы и весны); предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, пшеницы, овощей, фруктов. | Составление описательного рассказа о поздней осени. Цели: Коррекционно-образовательные :Закрепление знаний об осени в самостоятельной речи с использованием образных прилагательных. Обогащение лексики синонимами и антонимами. Составление предложений. Коррекционно-развивающие: Развитие связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением. Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
| Звуки Б, Бь. коррекционно-образовательные: научить давать акустико-артикуляционную характеристику звукам Б, Бь; формировать словарь; коррекционно-развивающие: учить детей дифференцировать звуки Б, Бь в слогах, словах, предложениях и тексте; развивать фонематические процессы; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать память и мышление; коррекционно-воспитательная: расширять кругозор детей. |
Звуки П — Б коррекционно-образовательные: учить детей находить различия в акустико-артикуляционных характеристиках звуков; формировать навыки словообразования; коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух и восприятие; развивать мимические мышцы; учить детей выполнять расслабляющие упражнения; уточнять и расширять словарь. коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей навыки самообслуживания. |
2 период обучения (декабрь, январь, февраль) |
Декабрь 1 неделя | Перелётные птицы Ямала | Цели: Коррекционно-образователъная: — учить детей образовывать и употреблять приставочные глаголы и различные предлоги. Коррекционно-развивающие: - развивать умение составлять простые предложения;
- упражнять детей в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
- закреплять умение согласовывать имена существительные с именами числительными.
Коррекционно-воспитательная: — воспитывать у детей интерес к поведению пернатых обитателей природы, бережное отношение к ним. Оборудование: макет березы и скворечника, предметные картинки с изображением перелетных птиц, вырезанные по контуру из картона скворец и ласточка.
| Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин Цели: коррекционно-образовательная: - обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин; коррекционно-развивающие: - развивать умение строить последовательно свое высказывание; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей любознательность к окружающей природе. Оборудование: серия сюжетных картин «Неудачная охота»
| Звук С Цели: Коррекционно-образовательная: формировать и расширять у детей «семантическое поле» слов-глаголов; коррекционно-развивающие: автоматизировать у детей звук С в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля; развивать дыхание и голос; развивать фонематический слух и восприятие; развивать навыки словоизменения. Коррекционно-воспитательная: Обучать детей правильному поведению на ледяной горке. |
Звук Сь. Цели: Коррекционно-образовательные: дать понятие о механизме образования звука Сь; научить детей подбирать существительные к глаголам на заданную тему; коррекционно-развивающие: автоматизировать звук Сь в слогах, словах, предложениях; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; уточнять и расширять словарь; развивать фонематический слух и восприятие; развивать дыхание и голос; коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей самоконтроль за речью. |
2 неделя | Зима | Цели: Коррекционно-образовательные: - учить детей подбирать однокоренные слова;
- образовывать глаголы прошедшего времени. Коррекционно-развивающие:
- расширять, активизировать словарь по теме,
- развивать логическое мышление, внимание;
- развивать умение подбирать имена существительные к глаголам;
- закреплять правильное употребление предлогов.
Коррекционно-воспитательная: — воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе в зимний период. Оборудование: сюжетная картина с изображением зимы, предметные картинки с изображением снеговика, снегиря, снежинки, снежного кома, Снегурочки, снегопада, предметные картинки к игре «Назови несколько», небольшая искусственная елочка.
| Творческое рассказывание по теме «Какая бывает зима» Цели: коррекционно-образовательная: продолжить совершенствовать умение составлять короткие рассказы на заданную тему коррекционно-развивающие: развивать мышление , память, воображение, интонационную выразительность речи коррекционно-воспитательная: продолжать воспитывать любовь к родной природе.
| Звуки С, Сь. Цели: коррекционно-образовательные: научить детей давать сравнительную характеристику звуков С, Сь; формировать предикативный словарь; коррекционно-развивающие: учить детей дифференцировать звуки С-Сь в слогах, словах, предложениях и тексте; развивать дыхание и голос; развивать мимические мышцы; развивать внимание и память; коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей самоконтроль за речью. |
Звук 3 Цели: коррекционно-образовательные: формировать и расширять «семантическое поле» слов-глаголов; учить давать характеристику звука 3; коррекционно-развивающие: автоматизировать звук 3 в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; закреплять умение употреблять имена существительные в различных падежных формах. коррекционно-воспитательная: воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям. |
3 неделя | Зимние забавы | Цели : Коррекционно-образовательные: - учить детей подбирать однокоренные слова;
- образовывать глаголы прошедшего времени. Коррекционно-развивающие:
- расширять, активизировать словарь по теме,
- развивать логическое мышление, внимание;
- развивать умение подбирать имена существительные к глаголам;
- закреплять правильное употребление предлогов.
Коррекционно-воспитательная: — воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе в зимний период. Оборудование: сюжетная картина с изображением зимы, предметные картинки с изображением снеговика, снегиря, снежинки, снежного кома, Снегурочки, снегопада, предметные картинки к игре «Назови несколько», небольшая искусственная елочка.
| Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине Цели: коррекционно-образовательная: - обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»; коррекционно-развивающие: - развивать умение составлять распространенные предложения; - активизировать у детей словарь прилагательных; - обобщать и систематизировать знания детей о зиме. коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей умение с пользой проводить свободное время. Оборудование: сюжетная картина «Зимние забавы» (рис. 12). Предварительная работа: чтение и обсуждение произведений И.С. Никитина «Встреча зимы», Е. Трутневой «Первый снег», Г. Скребицкого «Зима». Игра «Подбери родственные слова» (зима, снег).
| Звук Зь. Цели: коррекционно-образовательные: дать понятие о механизме образования звука Зь; закреплять у детей умение употреблять предлоги; коррекционно-развивающие: автоматизировать звук Зь в слогах, словах и предложениях; развивать артикуляционную моторику; уточнять и обогащать словарь предлогами; учить детей дифференцировать ротовой и носовой выдох; развивать координацию движений. коррекционно-воспитательная: развивать наблюдательность и бережное отношение предметам быта. |
Звуки 3, Зь. Цели: Коррекционно-образовательные: учить давать характеристику 3, Зь в сравнительном аспекте; формировать навыки ориентировки в пространстве; коррекционно-развивающие: учить детей дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях; уточнять и расширять словарь; учить составлению предложений по демонстрируемым действиям; развивать навыки словоизменения; учить синхронизировать речь с движениями; коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей самоконтроль за речью. |
4 неделя | Скоро Новый год
| Цели занятия: Коррекционно-образовательная: — учить детей употреблять предлог без и имена существительные в различных падежах. Коррекционно-развивающие: - закреплять у детей умение подбирать прилагательные к существительным по теме;
- учить составлять простые предложения;
— расширять и активизировать словарь по теме; Коррекционно-воспитательная: — воспитывать у детей эстетическое восприятие, доброжелательное и внимательное отношение к людям, которые находятся рядом. Оборудование: искусственная елка (небольшого размера), елочные игрушки: Дед Мороз, Снегурочка, мишура, конфетти, шары, дождик и т.д., предметные картинки с изображением моркови, меда, орехов и др.; подарки для детей: например, карандаши, альбомы | Творческое рассказывание «Предновогодние приключения зайчика» Цели: коррекционно-образовательная: продолжать учить детей составлять рассказы творческого характера. коррекционно-развивающие продолжать развивать грамматически правильную речь, используя разные виды предложений. коррекционно-воспитательные е воспитывать у детей желание оказывать помощь.
| Звуки Сь — Зь Цели: Коррекционно-образовательные: учить давать характеристику звуков Сь, Зь в сравнительном плане; формировать навыки словообразования; коррекционно-развивающие: учить детей дифференцировать звуки Сь — Зь в слогах, словах, предложениях; учить дифференцировать ротовой и носовой выдох; развивать внимание и память; развивать фонематический слух и восприятие; коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей самоконтроль за речью. |
Звуки С — 3 Цели: Коррекционно-образовательные: учить давать сравнительную характеристику звуков С, 3; формировать навыки словообразования; коррекционно-развивающие: развивать память; развивать фонематический слух и восприятие; учить детей координировать речь и движения; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. коррекционно-воспитательная: прививать детям навыки правильного поведения на кухне. |
Январь 1 неделя | Каникулы |
2 неделя | Зимующие птицы
| Цели : Коррекционно-образовательные: - учить детей образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц;
- учить образовывать прилагательные и существительные с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением.
Коррекционно-развивающие: - закрепить знания и представления детей о перелетных и зимующих птицах;
- упражнять в узнавании птиц по их описанию;
— развивать внимание, логическое мышление. Коррекционно-воспитательная: — воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их. Оборудование: предметные картинки с изображением птиц.
| Составление рассказа «Кормушка» Цели: коррекционно-образовательные: - обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин; - учить детей самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным событиям; коррекционно-развивающие: - уточнять знания детей о зимующих птицах; - развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей заботливое отношение к тем, кто в этом нуждается. Оборудование: серия сюжетных картин «Кормушка» (рис. 13-15), предметные картинки с изображением зимующих птиц (подбирает логопед).
| Звуки В — Вь. Цели: Коррекционно-образовательные: учить детей давать характеристику звуков В, Вь в сравнительном плане; формировать навыки словоизменения; коррекционно-развивающие: учить дифференцировать звуки В, Вь в слогах, словах, предложениях и тексте; развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику; развивать дыхание и голос; развивать мыслительную деятельность; коррекционно-воспитательная: воспитывать гуманное отношение к деревьям. |
Звуки Д, Дь. Цели: Коррекционно-образовательные: учить давать сравнительную характеристику звуков Д, Дь; формировать навыки словоизменения; коррекционно-развивающие: учить детей дифференцировать звуки Д, Дь в слогах, словах, предложениях и тексте; развивать фонематический слух и восприятие; развивать внимание и память; развивать дыхание и голос; учить детей координировать речь и движения. коррекционно-воспитательная: воспитывать гуманное отношение к природе. |
3 неделя | Профессии | Цели Коррекционно-образовательная: — учить детей называть профессии по месту ра боты или роду занятия. Коррекционно-развивающие: - закреплять у детей употребление имен суще ствительных в творительном падеже;
- упражнять в образовании имен существительных множественного числа родительного падежа;
- развивать логическое мышление, связную речь, умение строить предложения.
Коррекционно-воспитательная: — воспитывать у детей интерес к людям раз личных профессий и желание добиваться успеха собственным трудом. Оборудование: предметные или сюжетные картинки с изображением людей различных профессий и инструментов.
| Составление рассказа «Все профессии важны-все профессии нужны» Цели: коррекционно-образовательная: - обучать детей составлять рассказы из коллективного опыта коррекционно-развивающие: - упражнять детей в умении рассказывать по заданному плану; - развивать умение рассказывать об увиденном, не повторяя сказанное и не забегая вперед; - развивать память, внимание; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей уважение к труду взрослых Оборудование: сюжетные картины, способствующие составлению связного рассказа | Звуки Т — Д Цели: Коррекционно-образовательные: учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Т, Д; формировать навыки словообразования; коррекционно-развивающие: учить детей дифференцировать звуки Т, Д в слогах, словах, предложениях; развивать фонематический слух и восприятие; развивать дыхание и голос; развивать память; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. коррекционно-воспитательная: воспитывать любовь к живой природе и ее обитателям. |
Звуки Ть — Дь коррекционно-образовательные: учить детей характеризовать звуки Ть, Дь с опорой на различные виды контроля; формировать словарь антонимов; коррекционно-развивающие: развивать у детей фонематический слух и восприятие; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; расширять и уточнять словарь; развивать звуковой анализ и синтез; учить дифференцировать звуки Ть, Дь в слогах, словах и предложениях; коррекционно-воспитательная: учить у детей любовь и уважение к членам своей семьи. |
4 неделя | Рыбы | Цели: Образовательные: Формирование и расширение словаря по теме «рыбы». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже); синтаксической стороны речи (договаривание предложений) Коррекционные: Развитие фонематического слуха и восприятия. Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки. Профилактика зрения, развитие межполушарного Взаимодействия. Воспитательные: Продолжать воспитывать у детей умения выслушивать до конца ответы товарища. Оборудование: «аквариумы», фигурки рыб, схемы-картинки, п/картинки разновидностей рыб, мяч.
. | Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка» Цели: коррекционно-образовательная: - обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану; коррекционно-развивающие: - расширять и активизировать словарь по теме; - развивать у детей умение грамматически правильно строить свое высказывание; коррекционно-воспитательная: - воспитывать самоконтроль за речью. Оборудование: текст рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка», предметные картинки с изображением ерша, морских, речных и аквариумных рыб (подбирает логопед). Предварительная работа: чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», Н. Носова «Карасик», русской народной сказки «По щучьему велению». Игры: «Чей плавник, чьи жабры?», «Сосчитай рыбок».
| Звук Г. Цели: коррекционно-образовательные: учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука Г; формировать адъективный словарь; коррекционно-развивающие: развивать у детей дыхание и голос; развивать мимические мышцы; автоматизировать звук Г в слогах, словах и предложениях; развивать звукобуквенный анализ и синтез; развивать внимание и память. коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей уважение к окружающим людям. |
Звуки Г, Гь. Цели: Коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звуков Г, Гь; формировать номинативный словарь; коррекционно-развивающие: расширять и уточнять словарь детей; учить дифференцировать звуки Г, Гь в слогах, словах, предложениях и тексте; учить выполнять расслабляющие упражнения; развивать звуковой анализ и синтез; развивать фонематический слух и восприятие. Коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей уважительное отношение к труду окружающих людей.
|
Февраль 1 неделя | Магазины | Цели : Коррекционно-образовательная: — формировать у детей умение подбирать и согласовывать глаголы с именами существительными в форме единственного и множественного числа. Коррекционно-развивающие: - активизировать словарь детей по теме, развивать связную речь;
- упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов);
- развивать мыслительную деятельность и внимание.
Коррекционно-воспитательная: — воспитывать у детей аккуратность, умение ухаживать за предметами обуви, одежды. Оборудование: предметные картинки с изображением предметов одежды и обуви, шкаф с тремя полочками, картинки с изображением различных пар обуви; картинки для проведения игры «Скажи наоборот». | Составление описательного рассказа по теме «Одежда» с опорой на схему Цели: коррекционно-образовательная: - обучать детей составлению описательного рассказа; коррекционно-развивающие: - расширять и активизировать словарь детей по теме «Одежда»; - упражнять в употреблении распространенных предложений; коррекционно-воспитательная: - воспитание навыков самообслуживания. Оборудование: предметные картинки: мужская рубашка, детское платье, куртка для мальчика, женский плащ, берет (подбирает логопед); схема описания одежды (по Т.А. Ткаченко). Предварительная работа: игры «Что из чего — какое?», «Ателье». Чтение сказок Г. X. Андерсена «Новый наряд короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», с обсуждением их содержания.
| Звуки Г — К Цели: Коррекционно-образовательные: учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Г, К в сравнительном плане; формировать предикативный словарь; коррекционно-развивающие: учить детей дифференцировать звуки Г, К в слогах, словах, предложениях и тексте; развивать координацию речи с движениями; развивать дыхание и голос; развивать мимические мышцы; расширять и уточнять словарь; коррекционно-воспитательная: развивать у детей наблюдательность. |
Звук Э дать детям понятие о механизме образования звука Э; формировать адъективный словарь; автоматизировать у детей звук Э в слогах, словах и предложениях; учить дифференцировать ротовой и носовой выдох; развивать фонематический слух и восприятие; развивать голос; развивать навыки словообразования; воспитывать у детей наблюдательность и гуманное отношение к окружающей среде. |
2 неделя | Транспорт
| Цели:: Коррекционно-образователъная: — учить образовывать приставочные глаголы. Коррекционно-развивающие: - развивать логическое мышление и связную речь детей;
- закреплять употребление существительных в различных падежах;
- закреплять знания о профессиях, связанных с транспортом.
Коррекционно-воспитательная: — воспитывать у детей навыки правильного поведения на дороге и соблюдения правил дорожного движения. Оборудование: предметные картинки с изображением различного вида транспорта, частей различных видов транспорта, письмо.
| Составление рассказа «Случай на улице» по сюжетной картине Цели: коррекционно-образовательная: - учить детей составлять рассказ по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих и последующих событий; коррекционно-развивающие: - развивать у детей умение подробно объяснять свои действия; - развивать у детей умение рассказывать по плану; - закреплять у детей знания по теме; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей умение следовать правилам дорожного движения. Оборудование: сюжетная картина «Случай на улице» Предварительная работа: провести экскурсию на перекресток (наблюдать за движением транспорта и пешеходов), с дальнейшим анализом увиденного; чтение художественных текстов И. Калинина «Как ребята переходили улицу», М. Коршунова «Едет, спешит мальчик»; работа с конструктором по теме «На улице» (изготовление модели перекрестка | Звук Й Цели: коррекционно-образовательные: дать детям понятие о механизме образования звука Й; формировать адъективный словарь; коррекционно-развивающие: автоматизировать у детей звук И в слогах, словах и предложениях; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать дыхание и голос; развивать фонематический слух и восприятие; расширять словарь. Коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к обитателям живой природы. |
Звук Ш Цели: коррекционно-образовательные: дать детям понятие о механизме образования звука Ш; коррекционно-развивающие: автоматизировать у детей звук Ш в словах, слогах и предложениях; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; формировать нижнее диафрагмальное дыхание; развивать фонематический слух и восприятие; развивать навыки словоизменения; формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль; уточнять и расширять словарь через формирование семантического поля слова «машина». Коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей навыки правильного поведения на дороге.
|
3 неделя | День защитника Отечества | Цели: Коррекционно-образователъная: — учить детей образовывать прилагательные от существительных. Коррекционно-развивающие: - упражнять детей в назывании военных профессий, закреплять употребление имен существительных в различных падежах;
- развивать умение согласовывать имена числительные с именами существительными;
- упражнять в подборе признаков и действий к предметам.
Коррекционно-воспитательная: — воспитывать у детей уважение, любовь и благодарность к людям, стоящим на защите нашей Родины. Оборудование: картинки с изображением людей военных профессий и военной техники
| Составление рассказа «Собака-санитар» Цели: коррекционно-образовательная: - учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин по цепочке и в целом; коррекционно-развивающие: - активизировать и расширять словарь по теме; - закреплять знания детей о военных профессиях; коррекционно-воспитательная: - воспитание патриотических чувств. Оборудование: серия сюжетных картин «Собака- санитар» (рис. 17—19). Предварительная работа: чтение художественных текстов А. Твардовского «Рассказ танкиста», А. Митяева «Мешок овсянки» с обучением вести диалог по прочитанному, лепка по теме «Пограничник с собакой». Встреча с ветераном войны или поход к памятнику «Защитникам Родины».
| Звук Ш Цели: коррекционно-образовательные: учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука Ш с опорой на различные виды контроля; формировать навыки словообразования; формировать адъективный словарь; коррекционно-развивающие: развивать у детей дыхание и голос; развивать мимические мышцы; автоматизировать звук Ш в слогах, словах, предложениях и тексте; развивать звуко-буквенный анализ и синтез; развивать внимание и память; коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей самоконтроль за речью. |
Звуки С — Ш Цели: Коррекционно-образовательные: учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Ш, С с опорой на раз- личные виды контроля; формировать номинативный словарь; коррекционно-развивающие: автоматизировать нижнедиафрагмальное дыхание; дифференцировать звуки Ш — С в слогах, словах, предложениях; развивать мыслительную деятельность; развивать фонематический слух и восприятие; учить координировать речь и движения. коррекционно-воспитательная: формировать у детей навыки правильного поведения на дороге |
4 неделя | Зима (обобщение) | Обогащение, расширение и активизация словарного запаса детей прилагательными, существительными, глаголами, синонимами по лексической теме. Обучение детей различению предлогов «Из-за», «Из» и правильному их употреблению в речи. Упражнение в составлении предложения по двум предметным картинкам и схеме, проведению полного его анализа.
Закрепление у детей представлений о зиме. Развитие у детей временной ориентации. Упражнение в образовании форм единственного и множественного числа существительных, в подборе родственных слов. Упражнение в потреблении слов, обозначающих предметы, действия, признаки. Викторина «Знатоки зимнего леса» Коррекционно-образовательные цели:
- Обогащение словарного запаса. - Развитие ассоциативного мышления, подбор признаков к предметов. -Образование прилагательных от существительных и наречий. - Практическое усвоение однокоренных слов и употребление их в речи. - Распространение предложений однородными членами. - Деление слов на слоги. - Образование новых слов путем слияния корней. Коррекционно-развивающие цели: - Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания; мелкой моторики пальцев рук. Коррекционно- воспитательные цели: - Формирование навыков самостоятельности, инициативности, взаимопонимания. Оборудование: доска, вырезанные из бумаги снежинки с наклеенными на них текстами загадок, карточки «Раскрась одинаковые снежинки», «Снежные картинки» (по количеству детей) картинка снеговика, предметные картинки, цветные карандаши.
| Чтение сказки Н.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы». Цели: коррекционно-образовательная развивать и расширять знания детей о зиме, используя разные жанры устного народного творчества. Развитие диалогической речи - «свободный» диалог по содержанию рассказа коррекционно-развивающие: развивать внимание, наблюдательность по отношению к природе. коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей любовь к родной природе.
| Звук Ж Цели: Коррекционно-образовательные: формировать предикативную функцию речи и «семантическое поле» слова «зима»; формировать навыки словоизменения; коррекционно-развивающие: формировать правильный артикуляционный уклад звука «Ж»; автоматизировать звук «Ж» в слогах, словах, предложениях; развивать фонематический слух и восприятие; закреплять знания о зиме. коррекционно-воспитательная: воспитывать чувство любви к природе. |
Звуки Ж — 3 Цели: Коррекционно-образовательные: учить детей давать характеристику звуков Ж, 3 в сравнительном плане; формировать словарь прилагательных; коррекционно-развивающие: учить дифференцировать звуки Ж — 3 в слогах, словах и предложениях; развивать дыхание и голос; расширять словарь по теме «Зима»; учить координировать речь с движениями; развивать фонематические процессы. коррекционно-воспитательная: воспитывать отзывчивость, чувство сопереживания. |
Март 1 неделя | Весна | Цели: Коррекционно-образовательные: - учить детей называть признаки времен года;
- учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать имена существительные к ним.
Коррекционно-развивающие: - развивать у детей умение замечать неточности в весенней картинке и выделять их;
- развивать мышление и связную речь;
- закреплять навык использования в речи предлога без;
- упражнять детей в образовании существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Коррекционно-воспитательная: — воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и окружающей действительности весной. Оборудование: сюжетные картинки с изображением проталин, луж, ручейков, цветущих деревьев, грозы, тающих сосулек (капели), яркого солнышка, майских жуков; сюжетные картины по теме «Весна» и «Что перепутал художник?»
| Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» Цели: коррекционно-образовательная: - обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту; коррекционно-развивающие: - развивать у детей умение логически выстраивать свое высказывание; - активизировать словарь прилагательных; - упражнять детей в работе над деформированной фразой; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей интерес к художественным произведениям. Оборудование: текст рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания», сюжетные картинки с изображением четырех времен года (подбирает логопед). Предварительная работа: чтение художественных текстов А.К. Толстого «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...», Г.К. Скребицкого «Зима», И.С. Никитина «Полюбуйся: весна наступает...», игры: «Подбери признак», «Наоборот». | Звуки Ж — Ш Цели: Коррекционно-образовательные: дать детям понятие о механизме образования звуков Ж, Ш в сравнительном плане; формировать номинативный словарь; коррекционно-развивающие: учить детей дифференцировать звуки Ж — Ш в слогах, словах, предложениях; формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов и слов; развивать умение анализировать состав предложений; развивать фонематические процессы; учить координировать речь с движениями. коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей организованность и самостоятельность. |
Звуки Ш - Ж — С — 3 Цели: коррекционно-образовательная: учить детей различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам; формировать навыки словообразования; коррекционно-развивающие: учить детей дифференцировать звуки на материале слогов, слов и предложений; развивать фонематические процессы; развивать навыки звуко-буквенного анализа; выполнять упражнения на предупреждение дисграфии; работать над развитием дыхания и голоса; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей интерес к различным профессиям. |
2 неделя | Семья |
Цели : Коррекционно-образовательная: — учить детей преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода. Коррекционно-развивающие: - упражнять детей в подборе родственных слов;
- упражнять в подборе признаков к предметам;
- развивать логическое мышление, внимание, воображение.
Коррекционно-воспитательная: — воспитывать у детей уважительное и внимательное отношение к людям, которые находятся рядом. Оборудование: портреты мам, нарисованные детьми; предметные картинки с изображением девочки и женщины, предметов одежды, об^ уви, профессий мужчин; сюжетная картина «Беспорядок в комнате».
| Составление рассказа по сюжетной картине «Поздравляем маму» Цели: коррекционно-образовательные: - учить детей составлять рассказ по картине; - формировать у детей умение самостоятельно придумывать события, предшествующие и после дующие событиям, изображенным на картине; коррекционно-развивающие: - развивать у детей умение подбирать признаки и действия к предметам; - развивать у детей умение составлять рассказы в соответствии с составленным планом; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей уважение и любовь к членам своей семьи. Оборудование: сюжетная картина «Поздравляем маму» (рис. 21). Предварительная работа: беседа в семье о занятиях мамы, бабушки, сестры; аппликация «Цветы в подарок маме и бабушке»; игра «Старше — младше». | Звук Л Цели: Коррекционно-образовательная: формировать и расширять у детей «семантическое поле» слов-глаголов; коррекционно-развивающие: автоматизировать звук Л в слогах,словах, предложениях; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать мимические мышцы, дыхание и голос; развивать фонематический слух и восприятие; учить подбирать синонимы к словам-глаголам; уточнять, расширять словарь через формирование семантического поля слова «весна». коррекционно-воспитательная: воспитывать чувство любви к птицам и бережное отношение к окружающей среде. |
Звук Ль. Цель: Коррекционно-образовательная: дать детям понятие о механизме образования звука Ль; формировать предикативный словарь; коррекционно-развивающие: развивать связную речь; автоматизировать звук Ль в слогах, словах и предложениях; развивать дыхание и голос; развивать навыки звукобуквенного анализа; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. коррекционно-воспитательная: расширять представления детей об окружающей среде и воспитывать у них заботливое отношение к ее жителям.
|
3 неделя | Комнатные растения
| Цели: Коррекционно-образовательные цели: Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Комнатные растения» (антонимы, синонимы, родственные слова). Коррекционно-развивающие цели: Упражнение в образовании действительных причастий, сложных прилагательных, в согласовании прилагательных с существительными, в употреблении словосочетаний в родительном падеже мн. ч.. Упражнение в употреблении слов сложной звуко-слоговой структуры. Совершенствование синтаксического строя речи (сложноподчиненные предложения с союзами чтобы, потому что). Развитие связной речи, речемыслительной деятельности. Коррекционно-воспитательные: Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, любви и бережного отношения к комнатным растениям.
| Пересказ рассказа Н.Калининой « Как Алёша оторвал листок» Цели: коррекционно-образовательные учить подробному пересказу текста, соблюдая последовательность сюжета. коррекционно-развивающие: - развивать у детей умение логически выстраивать свое высказывание; - активизировать словарь прилагательных; - упражнять детей в работе над фразой; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей интерес к художественным произведениям. И бережное отношение к комнатным растениям. | Звуки Л — Ль Цель: Коррекционно-образовательные: учить детей сравнивать звуки Л — Ль по акустико-артикуляционным признакам; формировать словарь по теме «Растения и животные весной»; коррекционно-развивающие: развивать у детей мыслительную деятельность; учить дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях; развивать звонкость голоса; развивать мимические мышцы; развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; учить координировать речь с движениями; коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей самостоятельность и навыки самоконтроля за речью. |
Звук Ц Цели: Коррекционно-образовательная: формировать и расширять знания о «семантическом поле», валентности слов; коррекционно-развивающие: автоматизировать звук «Ц» в слогах, словах, предложениях и стихотворном тексте; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; работать над голосом; развивать фонематический слух и восприятие; уточнять и расширять словарь через формирование семантического поля слова «Цветы». коррекционно-воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей нас растительности. |
4 неделя | Домашние животные и их детёныши
| Цели Коррекционно-образовательные: - учить детей образовывать сложные слова;
- учить образовывать притяжательные прилагательные.
Коррекционно-развивающие: - расширять словарь антонимов;
- активизировать словарь детей по теме, закреплять употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа;
- развивать словообразование и словоизменение.
Коррекционно-воспитательная: — воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру. Оборудование: маски домашних животных, картинки с изображением домашних животных и их детенышей.
| Чтение рассказа Н.Калининой « Про козленка! Цели: коррекционно-образовательные: учить слушать и пересказывать небольшой рассказ учить отвечать на вопросы используя союз, потому что, закрепить названия детёнышей и их животных, уточнить слова обозначающие пространственные отношения (наверху, внизу, справа, слева). коррекционно-развивающие: развивать зрительное внимание и восприятие. коррекционно-воспитательная прививать детям любовь к домашним животным и их детёнышам. | Звуки Ц — С Цели: Коррекционно-образовательные: дать понятие о механизме образования звуков Ц — С с опорой на различные виды контроля; формировать и расширять словарный запас. коррекционно-развивающие: учить дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях; развивать навыки звуко-буквенного анализа; выполнять упражнения по предупреждению дисграфических ошибок; учить координировать речь с движениями; развивать дыхание и голос. коррекционно-воспитательная: воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине. |
Звук Р Цель: Коррекционно-образовательная: формировать и расширять знания о «семантическом поле» слов-глаголов; о валентности слов; коррекционно-развивающая: автоматизировать звук «Р» в слогах, словах и предложениях; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать голос, дыхание и мимические мышцы; развивать фонематический слух и восприятие; коррекционно-воспитательная: знакомить детей с различными профессиями и воспитывать у них уважение к труду взрослых. |
Апрель 1 неделя | День оленевода. |
Цели : Коррекционно-образовательная: —дать представление об укладе жизни детей в стойбище; — познакомить с играми и игрушками детей, проживающими в тундре; — расширить кругозор детей и воспитывать дружеские чувства; — активизировать словарь детей по теме, закреплять употребление слов стойбище, сопка, орнамент, пастбище, домашнее хозяйство. Коррекционно-развивающие: - упражнять детей в подборе родственных слов;
- упражнять в подборе признаков к предметам;
- развивать логическое мышление, внимание, воображение.
Коррекционно-воспитательная: — воспитывать у детей уважительное и внимательное отношение к людям, которые находятся рядом; —расширить кругозор детей и воспитывать дружеские чувства. | Пересказ рассказа «Олений доктор» Цели: коррекционно-образовательные Расширять знания о животных родного края. коррекционно-развивающие: Обогащать знания и представления детей о северном олене. коррекционно-воспитательная Воспитывать любовь и привязанность к животным тундры. | Звук Рь. Цель: Коррекционно-образовательные: дать понятие о механизме образования звука Рь; формировать навыки словообразования; коррекционно-развивающая: автоматизировать звук Рь в слогах, словах, предложениях; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; уточнять и расширять словарь; автоматизировать нижнедиафрагмальное дыхание; работать над голосом; развивать фонематический слух и восприятие; коррекционно-воспитательная: воспитывать самоконтроль за речью. |
Звуки Р — Рь Цели: Коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звуков Р — Рь; формировать навыки словообразования; формировать словарь прилагательных; коррекционно-развивающие: учить детей дифференцировать звуки Р — Рь в слогах, словах и предложениях; учить координировать речь с движениями; развивать фонематический слух и восприятие; развивать дыхание и голос; развивать навыки звуко-буквенного анализа; закреплять навыки ориентации на листе бумаги. Коррекционно-воспитательная: воспитывать наблюдательность и навыки культурного поведения в собственном доме (квартире). |
2 неделя | Покорение космоса
| Цели: образовательные: Расширение представлений детей о космосе; активизировать словарь по теме; • развивать связную речь; • развивать общую и мелкую моторику; • вызывать эмоциональную реакцию; • формировать готовность к самостоятельному выбору и решению; • развивать оптико-пространственное ориентирование; • Расширение представлений детей о космосе, их внешнем виде и образе жизни, активизация словаря по теме, употребление предлогов; коррекционно-развивающие: развитие умения составлять простые предложения, формирование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами),формировать звукобуквенный анализ и синтез; тренировать в умении соединять буквы в слова; тренировать в умении различать образы букв; отгадывание загадок; развитие внимания, памяти, мышления, общей, артикуляционной и мелкой моторики, координация слова и движения; воспитательные: воспитывать культуру взаимоотношений
| Развитие диалогической речи детей. Чтение и заучивание В. Степанова «Космонавт». Цели: коррекционно-образовательные уточнить и расширить представления детей о космосе, о профессии «космонавт»; - вызвать познавательный интерес к космосу - развивать диалогическую речь коррекционно-развивающие: Формировать устойчивое внимание. Развивать память детей посредством изображения. Помочь понять содержание в целом посредством мнемотаблицы. Вызвать интерес к стихотворению и желание знать его. Учить эмоционально передавать содержание стихотворения. коррекционно-воспитательная -воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса. -воспитывать любовь к поэзии.
| Звуки Р — Л Цели: Коррекционно-образовательные: учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Р — Л; формировать номинативный и адъективный словарь; коррекционно-развивающие: учить детей дифференцировать звуки Р — Л в слогах, словах, предложениях; развивать внимание и память; развивать дыхание и голос; учить координировать речь с движениями; развивать мимические мышцы; развивать фонематический и фонетический слух. Коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей аккуратность и навыки поведения в доме. |
Звук Ч Цели: Коррекционно-образовательная: формировать и расширять знания детей о «семантическом поле», валентности слов; коррекционно-развивающие: автоматизировать у детей звук «Ч» в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать дыхание и голос; развивать фонематический слух и восприятие; уточнять, расширять предикативную функцию речи, через формирование семантического поля слова «бабочка»; развивать навыки словоизменения; формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль. Коррекционно-воспитательная: Воспитывать у детей гуманное отношение к животному миру, чувство любви к природе. |
3 неделя | Школа
| Цели: Коррекционно-образовательная: — обучать умению согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя. Коррекционно-развивающие: - отрабатывать падежные окончания имен существительных единственного числа;
- закреплять, активизировать и расширять знания детей по теме;
— расширять и активизировать словарь глаголов. Коррекционно-воспитательная: — воспитывать интерес детей к слову и умение работать индивидуально. Оборудование: игрушка — гном, фотографии школы и школьных принадлежностей. | Составление рассказов о школе по представлению Составление рассказа по серии сюжетных картин «Первоклассники». Цели: коррекционно-образовательные: - обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин с добавлением последующих событий (на закрытом фрагменте); - обучать составлению плана; коррекционно-развивающие: - развивать у детей умение рассказывать по плану; - развивать воображение и творческие способности детей; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей аккуратность и чувство ответственности за свои поступки. Оборудование: серия сюжетных картинок (рис. 28— 30), два портфеля, школьные принадлежности и игрушки. Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных текстов Л.Н. Толстого «Филипок», А.Л. Барто «Первый урок», З.Н. Александровой «В школу», объяснение значений пословиц: «Ученье — путь к уменью», «Ученье — свет, неученье — тьма». Игра «Четвертый лишний» (ручка, резинка, мяч, пенал; портфель, тетрадь, учебник, яблоко | Звуки Ч — Ть Цели: Коррекционно-образовательные: дать детям понятие о механизме образования звуков Ч — Ть в сравнительном плане; формировать навыки связной речи; коррекционно-развивающие: учить детей дифференцировать звуки Ч — Ть в слогах, словах и предложениях; развивать мыслительную деятельность; развивать фонематический слух и восприятие; учить координировать речь и движения; Коррекционно-воспитательная: воспитывать самостоятельность, наблюдательность; формировать у детей навыки самоконтроля за речью. |
Звуки Ф, Фь. Цели: Коррекционно-образовательные: учить детей характеризовать и различать звуки Ф - Фь; формировать номинативный словарь; коррекционно-развивающие: учить детей дифференцировать звуки Ф — Фь в слогах, словах и предложениях; развивать мимическую мускулатуру; развивать внимание, память, мышление; развивать фонематический слух и восприятие; коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей самостоятельность и ответственность. |
4 неделя | Насекомые
| Цели Коррекционно-образовательная: — учить детей преобразованию глаголов единственного числа в множественное число. Коррекционно-развивающие: — упражнять детей в отгадывании насекомых по совершаемым действиям; —- развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа; — закреплять употребление предлогов при составлении предложений. Коррекционно-воспитательная: — воспитывать у детей любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям. Оборудование: плакат с изображением лесной полянки; предметные картинки с изображением насекомых со специальной липкой лентой на обратной стороне для приклеивания их на плакат; картинка с изображением цветка.
| Составление описательного рассказа о пчеле Цели: коррекционно-образовательная: - обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему; коррекционно-развивающие: - пополнять словарный запас детей по теме «Насекомые»; - развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание; - закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей самоконтроль за речью. Оборудование: схема описания насекомых, баночка меда с ложками, предметная картинка с изображением пчелы (подбирает логопед). Предварительная работа: рассматривание картинок, иллюстраций; чтение художественных текстов Л. Квитко «Жучок», В. Бианки «Приключение муравьишки», И.А. Крылова «Стрекоза и муравей». Игра: «Узнай по описанию». | Звуки Ф — В Цели: Коррекционно-образовательные: учить детей различать звуки Ф — В на материале слогов, слов и предложений; формировать предикативный словарь; коррекционно-развивающие: развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей; развивать звукобуквенный анализ; развивать дыхание и голос; развивать мимические мышцы; коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей самоконтроль за речью. |
Звук Щ Цель: Коррекционно-образовательная: формировать и расширять у детей предикативный словарь; развивать грамматический строй речи; закреплять знания о насекомых; коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, восприятие; развивать артикуляционную моторику; развивать общую моторику; расширять и уточнять словарь; развивать навыки словоизменения; коррекционно-воспитательные: развивать наблюдательность; воспитывать заботливое отношение к домашним животным. |
Май 1 неделя | День Победы
| Цели Коррекционно-образовательная: — познакомить детей с флагом, гимном и гербом России. Коррекционно-развивающие: - закреплять у детей умение образовывать прилагательные от существительных;
- развивать умение согласовывать слова в предложениях;
— активизировать словарь по теме. Коррекционно-воспитательная: — воспитывать у детей чувство гордости за свою страну. Оборудование: карта России, сюжетные картинки по ходу занятия; картинки с изображением животных, растений и птиц, проживающих в различных местах планеты; изображения флага, герба России, запись гимна .
| Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра» коррекционно-образовательная: Учить выделять главную мысль небольшого отрывка. Обучать последовательному и полному пересказу с опорой на вопросительный план коррекционно-развивающие Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, зрительного восприятия, коррекционно-воспитательная. Воспитывать интерес к культурно-историческим ценностям и героическому прошлому Отечества. Родине и уважение к защитникам Отечества. | Звуки Щ — Ч Цели: Коррекционно-образовательные: учить детей различать звуки Щ — Ч на материале слогов, слов и предложений; формировать навыки словообразования; формировать номинативный словарь; коррекционно-развивающие: развивать у детей фанематический слух и восприятие; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; расширять и уточнять словарь; развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза слов; развивать звонкость голоса; коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей самоконтроль за речью и самостоятельность при выполнении заданий. |
Звуки Щ — Ть учить детей различать звуки Щ — Ть на материале слогов, слов и предложений; формировать словарь; развивать у детей умение согласовывать местоимения и существительные; учить дифференцировать ротовой и носовой выдох; развивать звонкость голоса; развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза; учить координации речи с движениями. |
2 неделя | Лето | Цели: Коррекционно-образовательная: — учить детей образовывать и употреблять имена прилагательные в сравнительной степени. Коррекционно-развивающие: - упражнять детей в подборе действий и признаков к предметам;
- закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени;
- развивать словарь синонимов;
- развивать логическое мышление и связную речь.
Коррекционно-воспитательная: — воспитывать у детей интерес к изменениям в природе, происходящим летом, и к звучащему слову. Оборудование: сюжетная картина с изображением лета, предметные картинки с изображением мяча, катамарана, лодки, водных лыж, водного мотоцикла, коньков и санок.
| Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему) Цели: коррекционно-образовательная: - обучать детей составлению рассказа на заданную тему; коррекционно-развивающие: - пополнять и активизировать словарный запас детей по теме «Лето»; - развивать умение логически выстраивать свои высказывания; коррекционно-воспитательная: - воспитывать умение правильно и с пользой проводить свободное время. Оборудование: сюжетные картины по теме «Лето» и «Летний отдых» (подбирает логопед). Предварительная работа: по заданию логопеда дети беседуют с родителями о том, где они проведут лето. Воспитатели проводят беседы по данной теме.
| Звуки Щ —Ть Цель: Коррекционно-образовательные: учить детей различать звуки Щ -Ть на материале слогов, слов и предложений; формировать словарь; коррекционно-развивающие: развивать у детей фонематический слух;развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; учить различать слова по отнесенности к частям речи; развивать навыки звукобуквенного анализа; коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к школьным занятиям; воспитывать самостоятельность при выполнении заданий. |
Мягкие и твердые согласные Цели: Коррекционно-образовательные: учить детей различать согласные звуки по признаку твердости—мягкости; формировать словарь; коррекционно-развивающие: закрепить у детей понятие «твердые—мягкие согласные»; развивать звонкость голоса; развивать координацию речи с движениями; уточнять и расширять словарь; развивать мимические мышцы; коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей трудолюбие и самостоятельность при выполнении заданий. |
3 неделя | Итоговая диагностика |
|
|
|