Развитие самосознания.
статья по логопедии (подготовительная группа)
Сам термин «самосознание» кажется нам настолько «взрослым», что рассматривание его в контексте тем, касающихся дошкольного образования, кажется несвоевременно ранним. Самосознание формируется в процессе приобретения всего жизненного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_samosoznaniya.docx | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие самосознания.
Актуальность и значимость.
Задержка речи, плохая речь или её отсутствие для ребёнка настоящая беда. Чаще всего это связано с нарушениями иннервации речевого аппарата или незрелостью функций головного мозга. Со временем речь восстанавливается, но как пережить промежуток времени в её ожидании? Ведь этот промежуток вместе с самим ребёнком переживают и воспитатели, и родители, и сверстники, все, кто находится рядом, в тесном контакте. Нужно ли ждать помощи специалиста? Возможно, в наших силах что-то предпринять, чтобы разгрузить период ожидания становления понятной окружающим речи. Предлагаю обратить внимание на следующий важный аспект.
Этапы развития самосознания.
Сам термин «самосознание» кажется нам настолько «взрослым», что рассматривание его в контексте тем, касающихся дошкольного образования, кажется несвоевременно ранним. Самосознание формируется в процессе приобретения всего жизненного опыта. Наиболее важная функция правильно сформированного самосознания в том, что оно определяет качество жизни, ведь человек будет лучше справляться со многими своими проблемами и будет меньше подвержен разным психологическим расстройствам (1).
А как вы думаете, когда необходимо всерьёз задумываться о начале развития самосознания? То есть, когда, в какое именно время у растущего человека остро возникает необходимость осознавать самого себя, своих инстинктов, психики, потребностей, мотивов, чувств, мыслей, действий? На самом деле самосознание заложено внутри нас и его становление проходит примерно одни и те же этапы.
О количестве стадий идет множество споров, выделяют четыре основных.
Первая стадия. Открытие собственного «Я» (в возрасте одного года).
Вторая стадия. Отделение результата своих действий от действий других (2-3 года). В это время ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами.
Третья стадия. Формирование способности оценивать себя, появление самооценки (около 7 лет). Крайне важная стадия, во время которой закладываются психические элементы, которые повлияют в дальнейшем на всю жизнь человека.
Четвертая стадия. Поиск себя, своего стиля, этап активного познания (подростковый и юношеский возраст). В это время идет осознание своих психических качеств, а самооценка приобретает ключевое знание. Если третья стадия было пройдена безболезненно, есть большая вероятность, что на данном этапе человек будет избавлен от большого количества комплексов(1).
Итак, из изложенного выше, мы видим, что первые три!!! этапа из общего формирования самосознания приходятся именно на дошкольный возраст. Четвёртый же этап, этап так называемого активного самопознания, приходится на подростковый и взрослый возраст. И он основывается на тех трёх этапах, которые проходят именно в детстве. Каждому педагогу необходимо помнить об этом и уметь управлять процессом становления самосознания.
Существуют такие основные направления становления и формирования самосознания:
- Формирование самоуважения.
- Формирование целостного представления о самом себе.
- Осознание необратимости времени.
- Открытие своего внутреннего мира.
- Осознание любви.
Все эти направления настолько сложны и одновременно важны, что просто дать несколько правильных советов не возможно. Однако можно помочь ребенку сформировать правильную самооценку, привить способность не бояться ошибок и научиться правильно оценивать других.
«Родом из детства».
Именно детские неудачи способны нанести ребенку самые серьезные психологические травмы, которые сказываются на самооценке в будущем. Решение всевозможных проблем ложиться на плечи воспитателей. И если речь «запустить» невозможно, этого никто и не требует, то создать благоприятные условия, чтобы «разговорить» малыша, дать почувствовать, что его слышат, понимают и принимают таким, как есть и не создают из его состояния проблем, важная задача каждого, кто связан с детьми: и родителей, и воспитателей, и психолога, и логопеда.
Работая в условиях логопункта по подготовке воспитанников подготовительной к школе группы, я часто замечаю, что многие речевые, а, зачастую сопровождающие их общепсихические (развитие внимания, слуховой чуткости, памяти, мышления) проблемы тянутся с самого рождения детей. Причины выискивать патологии не решит проблемы. Пробовать охватить весь объём проблемных детей на ранней стадии развития силами узких специалистов без привлечения семьи просто невозможно. Что остаётся? Работать в общем режиме и наблюдать за изменениями на каждом этапе возрастного развития ребёнка с возможной и посильной помощью педагогов-воспитателей.
Постараюсь дать несколько общих советов коллегам-воспитателям по развитию общей речевой среды своих воспитанников с самого младшего возраста:
- как можно больше контактировать с ребёнком;
- давать возможность высказываться всем детям;
- фронтальные опросы на занятиях строить так, чтобы охватить всех участников, вовлекая тем самым в общую речевую среду и говорящих, и плохо говорящих воспитанников;
- давать посильные речевые задания;
-давать возможность выступать на праздниках, создавая такие условия, чтобы ребёнок был услышан собой и окружающими и понял, что его голос необходим и значим наравне с остальными;
- не бояться поправлять речь ребёнка, просить повторить слова правильно, понятно всем окружающим, без лишних комментарием или сюсюканий, а настойчиво предлагая варианты замены слова, показывая тем самым, что работа над правильной речью путь долгий и непростой, но вместе с поддержкой взрослых возможно справиться с любыми сложностями. Будьте настойчивы и терпеливы, не отступайте от проблемы, а возвращайтесь к ней снова, показывая ребёнку, что в его силах победить «непослушные» словечки. А каждая такая победа только укрепит самосознание ребёнка и веру в собственные силы.
Одновременно с организацией контактной среды педагогам необходимо не забывать и об отношении самого воспитанника к собственным проблемам. Это выражается во многих аспектах: в поведении, в отношении к занятиям, к умению выполнять простейшие функции по самообслуживанию. В таких случаях необходимо не только контролировать, но и привлекать к ответственности за собственные поступки. Важно не выполнять за воспитанника его работу, не позволять прятать свой голос за голосами более успешных в развитии речи детей, но и спрашивать с самого воспитанника. Прививая навыки самосознания, мы ведём ребёнка к успехам в личной сфере.
«Родом из семьи».
Без участия семьи работа по коррекции речи невозможна. И даже дело не в выполнении данных логопедом специальных заданий. Простые взаимоотношения зачастую играют ведущую роль.
Сами того не осознавая, родители окружают ребенка гиперопекой, боясь, что малыш сделает неверный шаг, упадет, ушибется. Такое влияние формирует у ребенка чувство беспомощности и неумелости, делает его полностью зависимым от мамы с папой. Итогом подобного воспитания является то, что во взрослой жизни человеку трудно принять решение, сделать что-либо самостоятельно.
Так же ребенок берет пример с родителей: если он видит, что мама или папа неуверенны в себе, то он воспроизведет такое поведение в дальнейшем. К примеру, мама позволяет оскорбления в свою сторону со стороны отца или папа не заступается за маму в спорных или опасных ситуациях, т.к. неуверен в своих силах.
Еще одна причина родом из детства — отсутствие любви родителей к ребенку и постоянное сравнение с кем-либо не в пользу малыша. Это противоположная гиперопеке ситуация. Ребенка не замечают, не уделяют должного внимания, или, еще хуже, обижают и применяют физическое насилие. В итоге ребенок теряет веру в собственные силы и способности. Подобные ситуации делают из ребенка «трудного» подроста в будущем.
Очень часто родители не замечают своих ошибок. Со стороны всегда виднее. И нам, педагогам, необходимо не замалчивать проблему, а деликатно выводить проблему на свет, чтобы совместными усилиями выработать тот алгоритм действий, который действительно поможет в деле коррекции не только речевых нарушений, а, зачастую, общих поведенческих проблем, в его отношении к своим прямым и косвенным обязанностям, по отношению к себе и окружающим.
В заключении несколько примеров и советов из собственной практики.
- Занятия с детьми.
Когда замечаю, что никаких подвижек на очередных занятиях не происходит, спрашиваю воспитанника: вы занимаетесь дома? В большинстве случаев ребёнок ссылается на маму, что она не организовывает занятия. И тут важно объяснить, если мама занята, ты сам сможешь позаниматься? «Давай вспомним, что нужно сделать, чтобы получился звук правильно? Давай сейчас повторим, а дома сам подойди к зеркалу и сделай также. Да ещё и маму научи: она же не знает как правильно заниматься! Научишь маму?». При встрече с родителями просите в присутствии ребёнка попросить его показать вам упражнения. И не требуйте правильности или сиюминутного достижения эффекта. Главное – вовлечь ребёнка в процесс самостоятельной организации решения проблем. И чтобы он обязательно понял, что спросят не с родителей, а с него самого.
- Занятия с родителями.
Привлекая родителей, особенно в младшем возрасте, важно понимать, как они организовывают и выполняют ваши задания. На вопрос: «Вы занимаетесь дома?» не довольствоваться ответом «Да, занимаемся», а уточнить, как именно. Очень часто родители нетерпеливы и занятия проводят эпизодически. К тому же, ссориться с собственным ребёнком по пустякам ( а со стороны небольшие требования педагогов зачастую кажутся пустяковыми, маловажными) никто не хочет. Советуйте не хвататься за все проблемы сразу, а выбирать одно направление и постепенно, методически возвращаться к ней без поблажек. Если это нежелание ребёнка собирать игрушки, то взять на контроль только этот аспект и добиваться совместными усилиями. Если это речевые проблемы, взяться за введение в речь только этого звука, и пока не обращать внимания(временно) на ошибки в речи в целом. Главное, просить родителей не выполнять за ребёнка его работу, а добиваться результатов. Например, если ребёнок знает позиции для произнесения звука «ш», а в речи продолжает употреблять вместо него «с», не просто исправляйте слово, а просите его сказать правильно. Можно так и обращаться : «А теперь повтори, пожалуйста, это слово правильно» и так несколько попыток. Начинайте контролировать с самых простых слов, зная заранее, что ребёнок с этим справится. Контроль на первых этапах приводит в конечном итоге к развитию самоконтроля. И пусть это будет одно слово, но в результате долгих попыток сказанное правильно.
В деле коррекции речи или других отклонений, например, в поведении или в способах организации собственной жизни помните, что начиная со старшего дошкольного возраста в воспитании, обучении, коррекционной деятельности могут и должны присутствовать три участника: педагоги, родители и сам ребёнок! Совместными усилиями бороться с вредными привычками результативнее. Главное, вовлечь ребёнка в процесс осознания, что именно от него, от его собственного участия и старания будет зависеть его будущее.
Список использованных источников:
https://4brain.ru/blog/формирование-самосознания/
Сабанина Ирене Эвальдовна
учитель-логопед МАДОУ
«Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Опыт работы по теме: «Сказкотерапия как средство развития самосознания старших дошкольников»
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом воспитания маленького человека....
Особенности развития самосознания у детей дошкольного возраста.
Основным социальным институтом, формирующим самосознание ребенка, является его семья. Именно здесь закладывается фундамент личности ребенка. Приобретается опыт общения ребенка и взаимоотношений с роди...
"Развитие самосознания у детей старшего возраста при подготовке к обучению в школе"
По мнению отечественных психологов, самосознание играет важную роль в формировании психологической готовности к обучению в школе: Е.Е Кравцова одной из составляющих психологической готовности к ...
Развитие самосознания дошкольников через экологическое воспитание
Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема окружающей среды – одна из важнейших....
Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте.
Самостоятельнее, все более независимым от взрослых становится дошкольник. Расширяются, усложняются и его взаимоотношения с окружающими. Это дает возможность более полно и глубоко осознать себя, оценит...
Развитие самосознания детей в дошкольный период
Статья о развитии самосознания детей в дошкольный период...
Консультация для педагогов "РАБОТА С ДОСТИЖЕНИЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ."
Презентация достижений воспитанников, как мощный инструмент мотивации дошкольников к проявлению самостоятельности, повышению самооценки является одним из условий формирования самосознания и становится...