Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Светлана Ивановна А.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок

воспринимает слово глобального, ориентируясь только на его смысловую

сторону, и не воспринимает сторону фонематическую, т.е. последовательность звуков его составляющих.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом

является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на

составляющие его элементы (звуки), установление их количества и

последовательности. Одновременно с этим, при нарушении синтез ребенок

не в состоянии из ряда звуков составить слово.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_i_sintez.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного

возраста»

          Одно из направлений в современной логопедии – формирование

навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И

почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного

обучения?

Трудности и пути их решения при обучении навыкам звукового

анализа и синтеза.

Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также

установление связей, отношений между ними.

Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое

отдельных частей предмета и его признаков, полученных в процессе анализа.

Звуковой анализ - это определение порядка звуков в слове, выделение

отдельных звуков, различение звуков по их качественным характеристикам

(гласный - согласный, твердый - мягкий).

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок

воспринимает слово глобального, ориентируясь только на его смысловую

сторону, и не воспринимает сторону фонематическую, т.е. последовательность звуков его составляющих.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом

является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на

составляющие его элементы (звуки), установление их количества и

последовательности. Одновременно с этим, при нарушении синтез ребенок

не в состоянии из ряда звуков составить слово.

К примеру, на вопрос взрослого: «Какое слово получится, если

соединить звуки К, О, Р, М?» Ребенок отвечает: «Рома».

Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении

слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные

звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой

анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом

восприятии.

Чтобы развить это восприятие, родителям следует играть с ребенком в

следующие игры:

«Повтори за мной».

Взрослый произносит слово, выделяя один звук, а ребенок

повторяет (м-м-мыло, маш-ш-ш-ина, дом-м-м). Необходимо, чтобы ребенок

научился выделять звук при произнесении слова.

«Найди место звука в слове».

Чтобы ребенку было интересно, сделайте дорожку из цветной бумаги,

разделите ее на 3 части, выберите небольшую игрушку или фишку, которую

Вы будете передвигать вместе с ребенком по дорожке. Определитесь, место

какого звука, и в каком слове вы будете искать. Медленно произносите слово

и делайте акцент на звуке (с-с-санки, поднос-с-с). Если звук слышится

вначале слова, то фишка остается в начале дорожки. Если звук слышится в

конце слова, фишка передвигается до конца дорожки и останавливается там.

«Назови первый звук в слове».

Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет слово и

бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет первый звук в слове и

бросает мяч взрослому.

«Назови слово на заданный звук».

Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает

ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.

И вот первый этап обучения пройден: ребенок легко определяет,

какой звук вы подчеркнули, произнося слово; он сам может сказать слово,

интонационно выделив в нем любой звук; он легко подбирает слова на

заданный звук, определяет место звука в слове. Но это еще не значит, что

ребенок научился звуковому анализу слов. Провести звуковой анализ слова -

это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они

в этом слове находятся.

Что это значит? Если Вы спрашиваете ребенка, из каких звуков

состоит слово кот, а он отвечает вам: «В слове кот есть звук [о], звук [к] и

звук [т]», это значит, что он хорошо слышит в слове отдельные звуки, но не

умеет еще провести его звуковой анализ. А ведь звуковой анализ - основа

грамотного письма. Только представьте себе, что получится, если ваш

ребенок будет записывать звуки в слове в произвольной последовательности!

Новый этап обучения - новые задачи. Значит, мы должны дать

ребенку новые средства для решения этих задач. Если на первом этапе, когда

мы учили детей слышать в словах отдельные звуки, сравнивать слова по

звучанию, мы пользовались особым произнесением слова, то при обучении

ребенка звуковому анализу слов этого недостаточно.

Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно

должно быть понятно, материально представлено.

Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его

звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его

составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они

слышатся в слове. Какой первый звук в слове весна? Давайте послушаем,

выделим этот звук голосом: вь-вь-вьеспа — первый звук [в']. А второй? Вьэ-

э-эс. Ребенок хорошо слышит, что второй звук в этом слове - [э].

В старшей и подготовительной группе ребята знакомятся с

характеристикой звуков и учатся делать звуковой анализ слова, используя

специальные цветовые обозначения. Чтобы помочь ребенку сделать звуковой

анализ, взрослый должен сам ориентироваться в том, какие звуки гласные, а

какие — согласные. Давайте вспомним, что гласные звуки - это звуки, при

образовании которых воздух в полости рта не встречает на своем пути

преград. В образовании гласных звуков участвует только голос. При

произнесении этих звуков струя воздуха не встречает никакой преграды. Эти

звуки можно пропеть свободно. Пропойте их вместе с ребенком: [а], [о], [у],

[ы], [э], [и]. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Согласные звуки — звуки речи, состоящие из голоса и шума или

только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает

различные преграды: зубы, губы, язык и небо. Произнесите эти звуки вместе

с ребенком: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х],

[ц], [ч], [ш], [щ]. Согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Мягкие

звуки мы обозначаем зеленым цветом, а твердые согласные - синим.

Чтобы ребенку было интересно, используйте развлекательные

моменты, старайтесь поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание

узнавать новое и усваивать знания и умения. Схемы слов ребенок может

составлять не только при помощи карточек, но и при помощи мелких

пуговиц, прищепок, карандашей, кубиков, пирамидок, игрушек

соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев.

Дополнительная нагрузка на мелкую мускулатуру будет в том случае,

если пуговицы хранятся в прозрачной бутылочке или банке с

завинчивающейся крышкой, которую малышу нужно открывать или

закрывать самостоятельно. Можно самостоятельно сделать коробочку для

звукового анализа и заполнить ее жетонами. Разноцветные жетоны

развивают и укрепляют память, тренируют мышцы пальцев.

Давайте и мы с вами попробуем. Звуковой анализ слова МАК

• М-м-мак - произнесите, как я. Какой первый звук в этом слове? Он

гласный или согласный? Возьмем фишку, которая обозначает

твёрдый согласный звук.

• Мааак - повторите, как я. Какой звук мы слышим после [м]? Какой

это звук? Берем фишку, обозначающую гласный звук, и размещаем

ее после [м].

• Маккк (подчеркнуто артикулируется звук [к]) - какой последний

звук в этом слове? Он гласный или согласный? Берем фишку,

обозначающую твердый согласный звук, кладем ее после звука [а].

• Назовите все звуки в слове мак по порядку.

• Где находится звук [а]: в начале, в конце или в середине слова?

• Какой первый звук в слове мак? А какой в этом слове последнийзвук?

• Назовите гласный звук в слове.

• Назовите согласные звуки в слове.

• Сколько всего звуков в слове мак?

При звуковом анализе получается красочная схема. Теперь Вы можете

предложить ребенку зарисовать ее в тетради в клетку или на листе бумаги и

еще раз предложить ребенку произнести слово по звукам. Не рекомендуется

переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова.

Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим

занятиям.

Чтобы развивать синтез мышления, играйте с ребенком в игру

«Угадай слово». Взрослый называет отдельные звуки, а ребенок отгадывает

слово ([р], [а], [к] -рак).

Помните, в ваших силах помочь ребенку преодолеть трудности,

связанные с речевым нарушением. Развивая навык звукового анализа и

синтеза в домашних условиях, Вы непременно поможете своему ребенку

успешно учиться в школе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: «Игры и упражнения для развития навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»

Одно из направлений в современной логопедии – формирование навыков звукового анализа и синтеза. Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений межд...

Мастер-класс "Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста"

Мастер-класс «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста». Подготовила: Недикова Татьяна Алексеевна, воспитатель МАДОУ ДСКВ «Югорка», г.Пока...

Консультация для родителей на тему: «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»

Трудностти и пути их решения при обучении навыкам звукового анализа и синтеза...

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста

Познакомить родителей с принципами и приемами развития навыков звукового анализа и синтеза....

Консультация для родителей "Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста"

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. м...