Речевые игры для развития речи детей с РАС
статья по логопедии
В статье представлены варианты игр для развития эксперссивной речи детей с РАС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые игры и упражнения для развития речи у детей с РАС
Формирование у детей коммуникативных навыком у детей с РАС предполагает работу над развитием импрессивной и экспрессивной речи. Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, где создаётся речевая среда, так и в ходе специально организованных игр и упражнений.
Рассмотрим варианты игр для развития экспрессивной речи. Работа начинается с приёмов растормаживания речи:
- постепенный переход от установления контакта к совместной деятельности;
- развитие взаимодействия, подражания, имитации действий и движений («Сделай как я»);
- закрепление связи «звук-символ» (бим-бом – звенит колокольчик, гоп-гоп – скачет лошадка и т.д.)
- ротовое внимание, игры с артикуляцией («аааам» - дракон, «а-а-а» - индеец, «б-б-б» - барабан, «ту-ту» - поезд, «тик-так» - часы и т.д.)
- игры с использованием микрофона на развитие дыхания, формирования воздушной струи;
- подражание неречевым и речевым звукам;
- формирование фразы – дай мяч, дай кубик и т.п.
На первых этапах работы хорошо зарекомендовала себя методика случайного обучения. Данная методика позволяет обучить ребёнка любым словам и действиям. Ребёнок непроизвольно воспринимает ту информацию, которая на данный момент ему нужна. Так можно научить первым словам-ситуациям для развития взаимодействия: пить, иди, дай, ещё, качай, открой, да, нет, потом, всё, готово, пока, помоги, упало.
Для эффективного результата работы по развитию экспрессивной речи целесообразно оформить альбом с картинками по изучаемой теме.
Для развития речи необходимо применять игры с предметами. Например,
игра «Телефон». Цель: научить по подражанию отвечать на телефонный звонок. Взрослый берет трубку и говорит: «Алло, привет!». Кладёт трубку и говорит ребёнку: «Теперь ты». Ребёнок повторяет за взрослым. Дальше можно усложнить задачу. Нужно сказать «Алло, привет! Как дела? Пока!» и т.д.
Игра «Слова - действия». Цель: усвоение и дифференциация действий, которые выполняют живые существа. Перед ребёнком расположить лист с изображением схемы, например, бегущего человека. Сказать: «Вот бежит человек». Предложить ребёнку подобрать картинки, соответствующие данному движению (девочка бежит, лиса бежит и т.д.) Так же поступить и с другими подходящими действиями (летит, сидит, прыгает, спит, кушает и т.д). Когда ребенок привыкнет к этому упражнению, следите за тем, чтобы он четко выговаривал нужное слово.
Игра «Семья». Цель: учить самостоятельно называть членов семьи. Сначала работаем с одной фотографией (например, мамы). «Это мама, Артём, кто это? Это мама…». Затем добавляем постепенно фотографии остальных членов семьи.
Игра «Лети». Цель: учить правильно применять глагол по отношению к предмету. Надуваем небольшой воздушный шар и со словами ЛЕТИ, отпускаем его из рук. Далее просим ребёнка повторить самому.
Игра « Собери целое». Цель: собрать разные предметы, растения, людей и животных из частей, проговаривая эти части. Сначала из 2-3 частей, потом больше.
Игра «Доклей детали». Цель: доклеивать недостающие детали у образов (ножка у стола, колесо у машины, лепесток у цветка и т.д.). Проговорить детали с ребёнком, рассмотреть варианты рисунков каждого предмета, чтобы не было привязанности к одной картинке. «Что это? Это стол, а это ножка стола. Покажи, где ножка у стола? И эта ножка стола»
Игра «Выбери правильно цвет». Цель: учить подбирать правильный цвет предмета. Ребёнку предлагается раскрашивать фрукты и овощи, выбирая правильный цвет. Например, желтый банан и красное яблоко. Перед ребёнком два фломастера соответственно: желтый и красный, нужно выбрать и раскрасить каждый фрукт правильным цветом.
Игра «Сортируем вещи». Цель: учить сортировать вещи (не карточки) по категориям и функциям. Например, в одну коробку класть – вилки, ложки, ножи, а в другую – носки, трусы, футболки (таким образом, сортировать посуду, одежду, игрушки, обувь и т.д.). Предметы должны быть знакомы и часто использоваться в быту. При игре комментируем свои действия и несколько раз проговариваем слова, чтобы ребёнок чётко слышал их названия.
Литература:
- Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. М.: Теревинф, 2003, 122 с.
- Сандрикова В.С. Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра.М.: Редкая птица, 2019, 81с.
- Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2004, 136 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/26/picture-440264-1398497334.jpg)
«Речевые дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста»
научить соблюдать последовательность хода действия....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/08/picture-1166555-1570557170.jpg)
Методическое пособие Лэпбук " Речевичок" на тему : « Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактическую игру»
Согласно требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные метод...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/20/picture-1019501-1521527939.jpg)
Фронтальная консультация учителя-логопеда для воспитателей "Речевые игры для развития речи и увеличения словарного запаса детей дошкольного возраста"
Консультация адресована воспитателям и в ней представлены речевые игры для увеличения словарного запаса детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-644977-1668331475.jpg)
Дидактическая речевая игра по развитию речи для детей 2 младшей группы "День рождения у Кати"
ull;Связная речь: учить рассматривать предметы одежды, посуды, игрушки, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, составлять короткий описательный рассказ.•Словарь и грамматика: учить...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/29/picture-997821-1517210408.jpg)
. Лексические игры на развитие речи детей 2-3 лет на тему "ВЕСНА" (материал для речевой газеты)
Данный материал представлен для речевой газеты, где родители с детьми могут поиграть в лексические игры на развитие речи детей на тему "Весна", а так же выучить с детьми стихи, потешки...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/09/picture-1302860-1610179742.jpg)
Консультация для родителей " Речевые игры для развития речи детей "
Игра для детей — это всегда увлекательное занятие. Малыши могут часами строить башню, наряжать кукол или собирать конструктор. Но знаете ли вы, что играть можно со словами? Такие игры называются...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/18/picture-923522-1495095170.jpg)
Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад» Интересные и занимательные речевые игры способствуют развитию речи ребенка, пока вы добирае
Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад»Бейнарович Светлана анатольевнаКонсультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад»Интересные и за...